Краткое содержание «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина: от первых градоначальников до упадка Глупова

Краткое содержание "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина: от первых градоначальников до упадка Глупова Краткие пересказы

Краткое содержание «Истории одного города»

«История одного города» ౼ сатирический роман-хроника, повествующий о жизни вымышленного города Глупова и его эксцентричных градоначальниках.​ В гротескной форме Салтыков-Щедрин высмеивает пороки российской власти и бездумность народа.​

Происхождение глуповцев и первые градоначальники

«История одного города» начинается с главы «О корени происхождения глуповцев», представляющей собой сатирическую трактовку истории древних славян.​ Глуповцы – потомки племени головотяпов, не отличавшегося особым умом.​ Не зная, как им жить и управлять собой, головотяпы отправились на поиски князя.​ Многие отвергли предложение править глупым народом, пока не нашелся вор-новотор, который помог им найти князя, согласного на эту ношу.​ Князь, впрочем, предпочел править на расстоянии, отправив вместо себя того же новотора; С этих пор и начинается история Глупова – города, обреченного на глупость и произвол.​

Первые градоначальники, присылаемые князем, оказываются не лучше вора-новотора.​ Одоевцы, орловцы, калязинцы – все они лишь грабят город, не заботясь о благополучии его жителей.​ Наконец, устав от вестей о бесчинствах, князь лично прибывает в Глупов с грозным возгласом⁚ «Запорю!​».​ Этот момент становится отправной точкой в летописи города, знаменуя начало долгой череды правления градоначальников, каждый из которых оставляет свой, чаще всего печальный, след в истории Глупова.​

Эпоха правления градоначальников-чудаков

С приходом к власти Дементия Варламовича Брудастого в Глупове начинается череда градоначальников-чудаков, каждый из которых поражает воображение своей эксцентричностью.​ Брудастый, например, славился угрюмостью и немногословием, а его единственными словами были «Не потерплю!» и «Разорю!​».​ Позже выяснилось, что голова градоначальника оказалась начинена музыкальным органом, способным воспроизводить лишь эти две фразы. После того, как органчик сломался, а новая голова из Петербурга задержалась в пути, Глупов погрузился в хаос анархии.​

За неделю на посту градоначальника сменилось шесть человек, каждый из которых претендовал на власть на самых нелепых основаниях.​ В конце концов, в городе воцарился Семен Константинович Двоекуров, который, в отличие от своих предшественников, оказался настоящим реформатором. Он ввел в городе медоварение и пивоварение, сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа и даже планировал открыть академию. Однако эпоха просвещения в Глупове была недолгой. Следующие градоначальники, хоть и не были лишены своих странностей, не проявили и толики заботы о благе народа.​

Просвещённые градоначальники и упадок Глупова

Казалось бы, после череды нелепых и трагикомичных правителей, Глупов заслужил передышку.​ И действительно, на смену чудакам приходят градоначальники, на первый взгляд, более просвещенные и образованные.​ Таков, например, Феофилакт Иринархович Беневоленский – друг и соратник самого Сперанского.​ Беневоленский страстно увлекался законотворчеством, хотя и был лишен права издавать собственные указы.​ Он писал законы тайком, а потом разбрасывал их по городу ночью. Однако и эта, казалось бы, блаая намеренность оборачивается провалом – Беневоленского снимают с должности по подозрению в связях с Наполеоном.

Еще более загадочным оказалось правление статского советника Прыща.​ Он вообще не проявлял никакого интереса к управлению городом, однако именно при нем Глупов расцвел⁚ урожаи были невиданными, а народ – довольным и сытым.​ Тайна Прыща раскрылась случайно⁚ оказалось, что голова градоначальника была начинена трюфелями, а сам он был лишь куклой в руках хитроумного повара.​ Увы, и этот период благоденствия оказался недолгим.​

Последовавшие за Прыщом градоначальники – лилипут Иванов, переодетая в мужчину девица де Шарио, – еще более усугубили ситуацию в городе.​ Глупов неуклонно скатывался в пропасть упадка, а просвещение так и не стало его уделом.​ Народ, уставший от постоянной смены власти и нелепых реформ, постепенно превращался в безликую массу, не способную ни к сопротивлению, ни к самостоятельному мышлению.​

Тирания Угрюм-Бурчеева и конец истории

Кульминацией абсурда, царящего в Глупове, становится правление Угрюм-Бурчеева – последнего и самого гротескного градоначальника. Угрюм-Бурчеев — воплощение слепой тирании и бездумного административного рвения.​ Его план — превратить Глупов в идеальный, с его точки зрения, город с прямолинейными улицами, одинаковыми домами и абсолютной подконтрольностью жителей.​

Реформы Угрюм-Бурчеева доведены до абсурда⁚ он пытается даже изменить русло реки, чтобы она вписывалась в его геометрически правильные планы.​ В итоге город оказывается на грани полного уничтожения.​ Тирания Угрюм-Бурчеева символизирует гибельность для России административного произвола, подавления личности и стремления к бездушной регламентации всех сфер жизни.​

Финал «Истории одного города» остается открытым.​ Автор описывает стихийное бедствие, обрушившееся на Глупов в разгар строительства «нового мира» Угрюм-Бурчеева.​ Что это — природный катаклизм или символическое изображение народного бунта против тирании — каждый читатель вольне решать сам.​ «История прекратила течение своё», — констатирует летописец, оставляя нас наедине с вопросом⁚ а возможна ли вообще иная история для Глупова, для России?​

Смысл и значение произведения

«История одного города», написанная в эпоху социальных потрясений и реформ, не теряет своей актуальности и по сей день.​ За гротескными образами градоначальников и абсурдными ситуациями скрывается глубокий социально-политический подтекст.​ Салтыков-Щедрин высмеивает пороки не только власти, но и народа, готового безропотно повиноваться любому, даже самому нелепому управлению.​

Глупов — это не просто вымышленный город, это метафора России, ее истории и менталитета.​ Сменяющие друг друга градоначальники — отражение различных этапов развития российской государственности, каждый из которых отличался своими проблемами и противоречиями.​ Автор поднимает вопросы, которые волновали русское общество на протяжении веков⁚ сущность власти, роль народа в истории, возможность изменения существующего порядка.​

Несмотря на сатирическую направленность, «История одного города» , произведение глубоко трагичное.​ За смехом скрывается горечь и боль за судьбу родной страны, за ее нереализованный потенциал.​ Роман Салтыкова-Щедрина — это не только диагноз российской действительности, но и предостережение потомкам, призыв к осознанию своей истории и ответственности за будущее.​

Коротко о главных персонажах

В «Истории одного города» нет главных героев в традиционном смысле.​ Главным «действующим лицом» становится сам город Глупов — собирательный образ России, ее истории и менталитета. Однако яркий след в памяти читателя оставляют градоначальники — гротескные персонажи, в которых угадываются черты реальных исторических лиц и социальных типов.​

Дементий Варламович Брудастый

Один из первых и самых запоминающихся градоначальников Глупова.​ Его образ — сатира на бездумную, ограниченную власть, действующую по принципу «не потерплю!».​ Брудастый славится угрюмостью и немногословием, а его единственные слова⁚ «не потерплю!​» и «разорю!​».​ Позже выясняется, что голова градоначальника — это музыкальный орган, способный воспроизводить лишь эти две фразы.​ Образ Брудастого символизирует бюрократизм, формализм и отсутствие творческого начала во власти.​

Семен Константинович Двоекуров

Реформатор «наизнанку», пытающийся внедрить в жизнь города абсурдные, с точки зрения здравого смысла, идеи. Двоекуров вводит в Глупове медоварение и пивоварение, делает обязательным употребление горчицы и лаврового листа.​ Его деятельность — гротескное изображение поверхностных, не продуманных до конца реформ, которые не только не приносят пользы, но и вносят еще больший хаос в жизнь общества;

Петр Петрович Фердыщенко

Градоначальник, погубивший город своими пороками и страстями.​ Фердыщенко — алкоголик, распутник и самодур, не способный контролировать ни себя, ни ситуацию в городе.​ Его правление приводит к голоду, пожарам и полному упадку Глупова. Образ Фердыщенко — сатира на нравственное разложение власти, ее равнодушие к нуждам народа.​

Феофилакт Иринархович Беневоленский

Просвещенный градоначальник, друг и соратник Сперанского.​ Беневоленский страстно желает провести в Глупове либеральные реформы, но его деятельность оказывается бесполезной и даже вредной из-за оторванности от реальной жизни и непонимания нужд народа.​ Беневоленский — образ либерального реформатора, действующего «сверху», не учитывающего особенностей менталитета и исторического пути России.

Угрюм-Бурчеев

Последний и самый страшный градоначальник Глупова.​ Угрюм-Бурчеев — воплощение слепой тирании, бездушного административного рвения и стремления к абсолютной регламентации всех сфер жизни. Его образ символизирует гибельность для России полицейского государства, подавления личности и отсутствия свободы.​

Образы градоначальников в «Истории одного города» — это не просто карикатуры на отдельных исторических личностей, а обобщенные портреты власти, ее пороков и заблуждений.​ Салтыков-Щедрин показывает, что проблема не в конкретных людях, а в самой системе, порождающей безумных правителей и покорных подданных.

Краткий вывод

«История одного города» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина – это не просто сатирическая хроника вымышленного города, это беспощадное зеркало, отражающее реалии российской действительности XIX века.​ За гротеском и абсурдом скрывается глубокая боль за судьбу России, за ее нереализованный потенциал.​

Сменяющие друг друга градоначальники Глупова – это не просто карикатурные персонажи, а собирательные образы власти, воплощающие ее пороки и заблуждения.​ Брудастый с его «не потерплю!​», Двоекуров с его абсурдными реформами, распутник Фердыщенко, оторванный от реальности Беневоленский, тиран Угрюм-Бурчеев – все они олицетворяют собой разные грани деспотизма, бюрократизма, равнодушия к народу.

Но сатира Салтыкова-Щедрина направлена не только на власть, но и на сам народ, готовый безропотно сносить любые издевательства, покорно склоняя голову перед очередным «градоначальником».​ Глуповцы – это собирательный образ русского народа, пассивного, забитого, лишенного инициативы и стремления к переменам.​

«История одного города» — это не просто диагноз болезни российского общества, это предостережение потомкам, призыв к осознанию своей истории и ответственности за будущее.​ Роман актуален и по сей день, ведь многие проблемы, поднятые Салтыковым-Щедриным, до сих пор остаются нерешенными.​

Своим произведением автор заставляет задуматься над тем, возможен ли вообще прогресс в стране, где власть глуха к народу, а народ покорен власти.​ «История прекратила течение своё», , констатирует летописец в конце романа. Но эта фраза звучит не как приговор, а как вызов — вызов к поиску нового пути, к созданию иной истории, где не будет места ни Глупову, ни его градоначальникам.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Михаил

    Салтыков-Щедрин – мастер слова! Его язык – острое оружие, обличающее пороки общества.

  2. Светлана

    Книга, которая не оставляет равнодушным. Вызывает целый спектр эмоций – от смеха до горечи.

  3. Дмитрий

    Непростое чтение, местами тяжелое, но необходимое. Заставляет задуматься о том, кто мы и куда идем.

  4. Екатерина

    Гротескные образы градоначальников вызывают смех сквозь слезы. Блестящая сатира!

  5. Ольга

    Сатира Салтыкова-Щедрина бьет не в бровь, а в глаз! Читаешь и удивляешься, насколько мало что изменилось с тех пор.

  6. Сергей

    Произведение, которое заставляет задуматься о судьбе России и ее народа.

  7. Антон

    Классика русской литературы, обличающая пороки не только своего времени, но и нашего. Глупов актуален и по сей день!

  8. Надежда

    История одного города – это история всей России. Печально, но актуально.

  9. Иван

    Произведение, которое нужно перечитывать в разные периоды жизни. Каждый раз открываешь для себя что-то новое.