- Краткое содержание «Истории одного города»
- Происхождение глуповцев и первые градоначальники
- Эпоха правления градоначальников-чудаков
- Просвещённые градоначальники и упадок Глупова
- Тирания Угрюм-Бурчеева и конец истории
- Смысл и значение произведения
- Коротко о главных персонажах
- Дементий Варламович Брудастый
- Семен Константинович Двоекуров
- Петр Петрович Фердыщенко
- Феофилакт Иринархович Беневоленский
- Угрюм-Бурчеев
- Краткий вывод
Краткое содержание «Истории одного города»
«История одного города» ౼ сатирический роман-хроника, повествующий о жизни вымышленного города Глупова и его эксцентричных градоначальниках. В гротескной форме Салтыков-Щедрин высмеивает пороки российской власти и бездумность народа.
Происхождение глуповцев и первые градоначальники
«История одного города» начинается с главы «О корени происхождения глуповцев», представляющей собой сатирическую трактовку истории древних славян. Глуповцы – потомки племени головотяпов, не отличавшегося особым умом. Не зная, как им жить и управлять собой, головотяпы отправились на поиски князя. Многие отвергли предложение править глупым народом, пока не нашелся вор-новотор, который помог им найти князя, согласного на эту ношу. Князь, впрочем, предпочел править на расстоянии, отправив вместо себя того же новотора; С этих пор и начинается история Глупова – города, обреченного на глупость и произвол.
Первые градоначальники, присылаемые князем, оказываются не лучше вора-новотора. Одоевцы, орловцы, калязинцы – все они лишь грабят город, не заботясь о благополучии его жителей. Наконец, устав от вестей о бесчинствах, князь лично прибывает в Глупов с грозным возгласом⁚ «Запорю!». Этот момент становится отправной точкой в летописи города, знаменуя начало долгой череды правления градоначальников, каждый из которых оставляет свой, чаще всего печальный, след в истории Глупова.
Эпоха правления градоначальников-чудаков
С приходом к власти Дементия Варламовича Брудастого в Глупове начинается череда градоначальников-чудаков, каждый из которых поражает воображение своей эксцентричностью. Брудастый, например, славился угрюмостью и немногословием, а его единственными словами были «Не потерплю!» и «Разорю!». Позже выяснилось, что голова градоначальника оказалась начинена музыкальным органом, способным воспроизводить лишь эти две фразы. После того, как органчик сломался, а новая голова из Петербурга задержалась в пути, Глупов погрузился в хаос анархии.
За неделю на посту градоначальника сменилось шесть человек, каждый из которых претендовал на власть на самых нелепых основаниях. В конце концов, в городе воцарился Семен Константинович Двоекуров, который, в отличие от своих предшественников, оказался настоящим реформатором. Он ввел в городе медоварение и пивоварение, сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа и даже планировал открыть академию. Однако эпоха просвещения в Глупове была недолгой. Следующие градоначальники, хоть и не были лишены своих странностей, не проявили и толики заботы о благе народа.
Просвещённые градоначальники и упадок Глупова
Казалось бы, после череды нелепых и трагикомичных правителей, Глупов заслужил передышку. И действительно, на смену чудакам приходят градоначальники, на первый взгляд, более просвещенные и образованные. Таков, например, Феофилакт Иринархович Беневоленский – друг и соратник самого Сперанского. Беневоленский страстно увлекался законотворчеством, хотя и был лишен права издавать собственные указы. Он писал законы тайком, а потом разбрасывал их по городу ночью. Однако и эта, казалось бы, блаая намеренность оборачивается провалом – Беневоленского снимают с должности по подозрению в связях с Наполеоном.
Еще более загадочным оказалось правление статского советника Прыща. Он вообще не проявлял никакого интереса к управлению городом, однако именно при нем Глупов расцвел⁚ урожаи были невиданными, а народ – довольным и сытым. Тайна Прыща раскрылась случайно⁚ оказалось, что голова градоначальника была начинена трюфелями, а сам он был лишь куклой в руках хитроумного повара. Увы, и этот период благоденствия оказался недолгим.
Последовавшие за Прыщом градоначальники – лилипут Иванов, переодетая в мужчину девица де Шарио, – еще более усугубили ситуацию в городе. Глупов неуклонно скатывался в пропасть упадка, а просвещение так и не стало его уделом. Народ, уставший от постоянной смены власти и нелепых реформ, постепенно превращался в безликую массу, не способную ни к сопротивлению, ни к самостоятельному мышлению.
Тирания Угрюм-Бурчеева и конец истории
Кульминацией абсурда, царящего в Глупове, становится правление Угрюм-Бурчеева – последнего и самого гротескного градоначальника. Угрюм-Бурчеев — воплощение слепой тирании и бездумного административного рвения. Его план — превратить Глупов в идеальный, с его точки зрения, город с прямолинейными улицами, одинаковыми домами и абсолютной подконтрольностью жителей.
Реформы Угрюм-Бурчеева доведены до абсурда⁚ он пытается даже изменить русло реки, чтобы она вписывалась в его геометрически правильные планы. В итоге город оказывается на грани полного уничтожения. Тирания Угрюм-Бурчеева символизирует гибельность для России административного произвола, подавления личности и стремления к бездушной регламентации всех сфер жизни.
Финал «Истории одного города» остается открытым. Автор описывает стихийное бедствие, обрушившееся на Глупов в разгар строительства «нового мира» Угрюм-Бурчеева. Что это — природный катаклизм или символическое изображение народного бунта против тирании — каждый читатель вольне решать сам. «История прекратила течение своё», — констатирует летописец, оставляя нас наедине с вопросом⁚ а возможна ли вообще иная история для Глупова, для России?
Смысл и значение произведения
«История одного города», написанная в эпоху социальных потрясений и реформ, не теряет своей актуальности и по сей день. За гротескными образами градоначальников и абсурдными ситуациями скрывается глубокий социально-политический подтекст. Салтыков-Щедрин высмеивает пороки не только власти, но и народа, готового безропотно повиноваться любому, даже самому нелепому управлению.
Глупов — это не просто вымышленный город, это метафора России, ее истории и менталитета. Сменяющие друг друга градоначальники — отражение различных этапов развития российской государственности, каждый из которых отличался своими проблемами и противоречиями. Автор поднимает вопросы, которые волновали русское общество на протяжении веков⁚ сущность власти, роль народа в истории, возможность изменения существующего порядка.
Несмотря на сатирическую направленность, «История одного города» , произведение глубоко трагичное. За смехом скрывается горечь и боль за судьбу родной страны, за ее нереализованный потенциал. Роман Салтыкова-Щедрина — это не только диагноз российской действительности, но и предостережение потомкам, призыв к осознанию своей истории и ответственности за будущее.
Коротко о главных персонажах
В «Истории одного города» нет главных героев в традиционном смысле. Главным «действующим лицом» становится сам город Глупов — собирательный образ России, ее истории и менталитета. Однако яркий след в памяти читателя оставляют градоначальники — гротескные персонажи, в которых угадываются черты реальных исторических лиц и социальных типов.
Дементий Варламович Брудастый
Один из первых и самых запоминающихся градоначальников Глупова. Его образ — сатира на бездумную, ограниченную власть, действующую по принципу «не потерплю!». Брудастый славится угрюмостью и немногословием, а его единственные слова⁚ «не потерплю!» и «разорю!». Позже выясняется, что голова градоначальника — это музыкальный орган, способный воспроизводить лишь эти две фразы. Образ Брудастого символизирует бюрократизм, формализм и отсутствие творческого начала во власти.
Семен Константинович Двоекуров
Реформатор «наизнанку», пытающийся внедрить в жизнь города абсурдные, с точки зрения здравого смысла, идеи. Двоекуров вводит в Глупове медоварение и пивоварение, делает обязательным употребление горчицы и лаврового листа. Его деятельность — гротескное изображение поверхностных, не продуманных до конца реформ, которые не только не приносят пользы, но и вносят еще больший хаос в жизнь общества;
Петр Петрович Фердыщенко
Градоначальник, погубивший город своими пороками и страстями. Фердыщенко — алкоголик, распутник и самодур, не способный контролировать ни себя, ни ситуацию в городе. Его правление приводит к голоду, пожарам и полному упадку Глупова. Образ Фердыщенко — сатира на нравственное разложение власти, ее равнодушие к нуждам народа.
Феофилакт Иринархович Беневоленский
Просвещенный градоначальник, друг и соратник Сперанского. Беневоленский страстно желает провести в Глупове либеральные реформы, но его деятельность оказывается бесполезной и даже вредной из-за оторванности от реальной жизни и непонимания нужд народа. Беневоленский — образ либерального реформатора, действующего «сверху», не учитывающего особенностей менталитета и исторического пути России.
Угрюм-Бурчеев
Последний и самый страшный градоначальник Глупова. Угрюм-Бурчеев — воплощение слепой тирании, бездушного административного рвения и стремления к абсолютной регламентации всех сфер жизни. Его образ символизирует гибельность для России полицейского государства, подавления личности и отсутствия свободы.
Образы градоначальников в «Истории одного города» — это не просто карикатуры на отдельных исторических личностей, а обобщенные портреты власти, ее пороков и заблуждений. Салтыков-Щедрин показывает, что проблема не в конкретных людях, а в самой системе, порождающей безумных правителей и покорных подданных.
Краткий вывод
«История одного города» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина – это не просто сатирическая хроника вымышленного города, это беспощадное зеркало, отражающее реалии российской действительности XIX века. За гротеском и абсурдом скрывается глубокая боль за судьбу России, за ее нереализованный потенциал.
Сменяющие друг друга градоначальники Глупова – это не просто карикатурные персонажи, а собирательные образы власти, воплощающие ее пороки и заблуждения. Брудастый с его «не потерплю!», Двоекуров с его абсурдными реформами, распутник Фердыщенко, оторванный от реальности Беневоленский, тиран Угрюм-Бурчеев – все они олицетворяют собой разные грани деспотизма, бюрократизма, равнодушия к народу.
Но сатира Салтыкова-Щедрина направлена не только на власть, но и на сам народ, готовый безропотно сносить любые издевательства, покорно склоняя голову перед очередным «градоначальником». Глуповцы – это собирательный образ русского народа, пассивного, забитого, лишенного инициативы и стремления к переменам.
«История одного города» — это не просто диагноз болезни российского общества, это предостережение потомкам, призыв к осознанию своей истории и ответственности за будущее. Роман актуален и по сей день, ведь многие проблемы, поднятые Салтыковым-Щедриным, до сих пор остаются нерешенными.
Своим произведением автор заставляет задуматься над тем, возможен ли вообще прогресс в стране, где власть глуха к народу, а народ покорен власти. «История прекратила течение своё», , констатирует летописец в конце романа. Но эта фраза звучит не как приговор, а как вызов — вызов к поиску нового пути, к созданию иной истории, где не будет места ни Глупову, ни его градоначальникам.
Салтыков-Щедрин – мастер слова! Его язык – острое оружие, обличающее пороки общества.
Книга, которая не оставляет равнодушным. Вызывает целый спектр эмоций – от смеха до горечи.
Непростое чтение, местами тяжелое, но необходимое. Заставляет задуматься о том, кто мы и куда идем.
Гротескные образы градоначальников вызывают смех сквозь слезы. Блестящая сатира!
Сатира Салтыкова-Щедрина бьет не в бровь, а в глаз! Читаешь и удивляешься, насколько мало что изменилось с тех пор.
Произведение, которое заставляет задуматься о судьбе России и ее народа.
Классика русской литературы, обличающая пороки не только своего времени, но и нашего. Глупов актуален и по сей день!
История одного города – это история всей России. Печально, но актуально.
Произведение, которое нужно перечитывать в разные периоды жизни. Каждый раз открываешь для себя что-то новое.