Краткое содержание «Кавказский пленник» по главам
Глава 1
Офицер Жилин получает письмо от матери, в котором она просит его навестить ее перед смертью и сообщает о найденной для него невесте. Жилин выпрашивает отпуск у полковника и отправляется в путь. На Кавказе идёт война, и из крепости обозы выходят лишь дважды в неделю.
Жилин присоединяется к одному из обозов, едет верхом, а его вещи перевозят в телеге. Обоз движется медленно, и до обеда им удается преодолеть лишь половину пути. Жилин решает ехать вперед, полагая, что в случае опасности он сможет ускакать от татар.
Вскоре его догоняет другой офицер, Костылин, полный и потный. У него есть ружье, и он тоже предлагает ехать быстрее. Они договариваются и продолжают путь вместе. Добравшись до ущелья, Жилин решает подняться на гору, чтобы осмотреться и убедиться, что поблизости нет татар.
Поднявшись на гору, Жилин замечает группу татар прямо перед собой. Он разворачивается, но татары преследуют его. Жилин кричит Костылину, чтобы тот доставал ружьё, но тот в панике разворачивает лошадь и мчится обратно к крепости. Понимая, что дело плохо, Жилин решает не сдаваться без боя. Он выхватывает шашку и бросается на татарина с рыжей бородой.
Однако татары успевают застрелить лошадь Жилина, и она, падая, придавливает ему ногу. Офицера хватают, связывают и увозят в аул – горскую деревню. Жилин пытается запомнить дорогу, но из-за потери крови у него темнеет в глазах. В ауле на ноги Жилина надевают колодки, чтобы он не сбежал, и запирают в сарае.
Глава 2
На следующее утро к Жилину приводят рыжебородого татарина и ещё одного — чернобородого. Чернобородый с усмешкой разглядывает пленника. Жилин жестами показывает, что хочет пить. Чернобородый зовёт Дину. Прибегает девочка лет тринадцати и приносит кувшин с водой. Она подаёт кувшин Жилину и садится на корточки, с любопытством разглядывая его, словно диковинного зверя.
Жилин утоляет жажду и протягивает кувшин обратно. Дина в испуге отшатывается, вызывая смех у татар. Когда татары уходят, к Жилину приходит слуга-ногаец и отводит его в богатый дом. Там Жилин видит уже знакомых ему рыжебородого и чернобородого татар, а также ещё троих. Они едят, не пользуясь столовыми приборами — прямо руками.
Выясняется, что один из татар владеет русским языком. Он сообщает Жилину, что его купил Абдул-Мурат и теперь офицер должен написать письмо домой с просьбой о выкупе в три тысячи рублей. Жилин отказывается, говоря, что может заплатить не больше пятисот.
Приводят Костылина. Выясняется, что его тоже пленил Абдул-Мурат. Чернобородый татарин, посмеиваясь, говорит, что Костылин уже написал письмо с просьбой о выкупе — целых пять тысяч. Жилин повторяет, что он небогат и может заплатить только пятьсот рублей или не заплатить вовсе.
Татары смеются, кричат, но в конце концов соглашаются. Жилин требует, чтобы им с Костылиным дали одежду, поселили вместе и на ночь снимали колодки. Абдул-Мурат соглашается. Жилин пишет письмо, но указывает неправильный адрес, чтобы оно не дошло.
Глава 3
Проходит месяц. Костылин пишет домой ещё одно письмо с просьбой о выкупе. Жилин же отказывается это делать, понимая, что у его матери нет таких денег. Он много бродит по аулу, изучая местность, и занимается рукоделием⁚ лепит из глины кукол, плетёт корзинки.
Однажды Жилин дарит сделанную им куклу Дине. Девочка радуется, но вскоре приходит старая татарка, ругает Дину и ломает куклу. Тогда Жилин делает ещё одну, ещё более красивую, и снова дарит её девочке. Дина в благодарность начинает приносить Жилину молоко.
Как-то раз после дождя Жилин мастерит водяную мельницу, украшая её колесо фигурками. Мельница крутится, фигурки двигаются, приводя в восторг жителей аула. Позже Жилин чинит Абдул-Мурату старые часы. Слава о мастере-рукодельнике быстро распространяется по окрестностям.
К Жилину начинают приносить из разных аулов вещи, нуждающиеся в починке. Однажды его даже просят вылечить заболевшего татарина. Жилин нехотя соглашается, шепчет над водой какие-то слова — и к его счастью, татарин выздоравливает.
Рыжебородый татарин всё сильнее ненавидит Жилина. Но ещё больше его ненавидит старый татарин, живущий где-то в горах. Однажды Жилин, отправившись на прогулку, замечает старика и его жилище — небольшой домик, окружённый ульями. Заметив Жилина, старик стреляет в него, а затем идёт жаловаться Абдул-Мурату.
Жилин оправдывается, говоря, что просто хотел посмотреть, как живёт старик. Абдул-Мурат рассказывает, что раньше этот старик был прославленным джигитом и храбро сражался с русскими. Но русские убили всех его сыновей, а последний сын сам перешёл на сторону врага. Старик выследил его и собственноручно убил. Теперь он требует смерти русских пленников.
Абдул-Мурат колеблется. С одной стороны, Жилин ему нравится, и он надеется получить за него выкуп. С другой стороны, он боится мести старика, пользующегося в ауле большим уважением.
Глава 4
Проходит ещё месяц. Всё это время Жилин тайком роет подкоп из сарая. Однажды, отправившись на прогулку с мальчиком-татарином, он поднимается на ближайшую гору и определяет, в каком направлении находится долина с русской крепостью. Теперь он знает дорогу.
Тем временем в аул привозят покойника. Татары долго сидят вокруг него, совершая молитвы, а затем предают тело земле. На следующий день они режут кобылу и устраивают поминки. Три дня татары пьют бузу, едят и поминают усопшего.
Жилин замечает, что после поминок настроение у татар испортилось, они стали злыми и агрессивными. К тому же, большинство жителей аула куда-то уезжает. В ауле остаётся только Абдул-Мурат и несколько стариков.
Жилин решает, что медлить больше нельзя, и предлагает Костылину бежать. Он говорит, что сейчас, пока татары злые и пьяные, у них есть шанс на спасение. Костылин сначала колеблется, но потом соглашается.
Глава 5 и 6
Ночью Жилин и Костылин совершают побег. Сначала на них лает собака, но Жилин предусмотрительно прикормил её. Беглецы дожидаются, пока татары уйдут в мечеть, и выбираются из аула. Они идут сквозь туман.
Жилин, привыкший к долгим переходам, чувствует себя уверенно. Он снимает сапоги, чтобы ступать бесшумно. Костылин же, полный и неповоротливый, быстро натирает ноги и начинает стонать. Долгое время беглецы идут вперёд, пока Жилин не понимает, что они сбились с пути. Он предлагает повернуть назад. Костылин плачет и просит дать ему отдохнуть.
Наконец Костылин, обессиленный, падает на землю. Жилин пытается поднять его, но тот вскрикивает от боли. В этот момент мимо проезжает татарин, услышавший крик. Он стреляет в воздух и скачет за своими. Жилин взваливает Костылина на спину и бежит к лесу. Достигнув родника, он решает сделать привал, но тут их настигают татары. Беглецов связывают и ведут обратно в аул.
Старый татарин требует немедленно убить пленников, но Абдул-Мурат всё ещё надеется получить выкуп; Он даёт Жилину две недели, чтобы прислали деньги, угрожая в противном случае смертью. Жилина и Костылина бросают в глубокую яму, находящуюся за мечетью.
Жизнь в яме невыносима⁚ грязь, голод, холод. Костылин заболевает и совсем теряет силы. Однажды ночью к яме приходит Дина. Она спускает Жилину лепёшки и черешни. Жилин понимает, что девочка, его единственная надежда на спасение, и просит её принести длинную палку. Дина пугается и убегает.
Тем временем обстановка накаляется⁚ к аулу подходят русские войска. Татары решают, что делать с пленными. На следующую ночь Дина снова приходит к яме и, плача, сообщает Жилину, что его хотят убить. Жилин уговаривает девочку выполнить его просьбу. Дина колеблется, но в конце концов соглашается.
Как только стемнело, Дина бросает в яму длинную палку. Жилин зовёт Костылина, но тот слишком слаб, чтобы бежать. Выбравшись из ямы, Жилин просит Дину отнести палку на место. Он прощается с девочкой, гладит её по голове и отправляется в путь.
Всю ночь Жилин идёт по лесу, стараясь не шуметь. На рассвете лес заканчивается. Впереди — русская крепость. Но внезапно Жилин замечает неподалеку группу татар. Он понимает, что это его последний шанс. Собрав последние силы, Жилин с криком бросается к своим.
Татары пытаются его догнать, но в этот момент из крепости выезжают казаки. Жилин спасён.
Коротко о главных персонажах
Иван Дмитриевич Жилин
Смелый и решительный офицер, главный герой рассказа. Обладает сильным характером, не пасует перед трудностями, находчив и умеет приспосабливаться к сложным ситуациям. Несмотря на плен и тяжелые испытания, не теряет присутствия духа и веры в спасение.
Жилин – мастер на все руки⁚ чинит часы, лепит игрушки, строит мельницу. Своими умениями он завоёвывает уважение некоторых жителей аула, в т.ч. и Дины.
Главное качество Жилина – умение сохранять человечность в любых обстоятельствах. Он не отвечает злом на зло, помогает другим, проявляет доброту и сострадание.
Костылин
Второй русский офицер, попавший в плен. В отличие от Жилина, Костылин слаб физически и духовно. Он пассивен, боязлив, постоянно жалуется и ждёт помощи от других.
В плену Костылин теряет надежду, готов на унижения ради собственного комфорта. Он пишет письма с просьбой о выкупе, хотя знает, что у его родных нет таких денег.
Образ Костылина противопоставлен образу Жилина. Он олицетворяет безволие, эгоизм и неспособность бороться за свою свободу.
Дина
Тринадцатилетняя татарская девочка, дочь хозяина Жилина. Добрая и отзывчивая, проникается сочувствием к пленнику.
Дина помогает Жилину, рискуя собственной свободой⁚ носит ему еду, помогает сбежать из ямы.
Дина олицетворяет чистоту и душевную красоту, которые неподвластны национальным предрассудкам и вражде.
Абдул-Мурат
Хозяин Жилина, татарин средних лет.
С одной стороны, Абдул-Мурат жесток и беспощаден⁚ он держит пленников в ужасных условиях, угрожает им смертью. С другой стороны, он способен на человеческие чувства⁚ восхищается умом и смекалкой Жилина, отчасти привязывается к нему.
Абдул-Мурат разрывается между желанием получить за Жилина хороший выкуп и необходимостью подчиняться законам горского гостеприимства.
Краткий вывод
Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» – это история о силе духа, мужестве и умении противостоять трудностям. На примере двух героев, Жилина и Костылина, автор показывает, как по-разному ведут себя люди в экстремальных ситуациях.
Жилин, несмотря на плен и лишения, не теряет присутствия духа, не позволяет себе унывать и опускать руки. Он верит в свои силы, проявляет смекалку, находчивость и упорство, благодаря чему ему удаётся не только выжить в плену, но и совершить побег.
Костылин же, напротив, пассивен и бездеятелен. Он предпочитает плыть по течению, уповая на случай и помощь со стороны. В плену он теряет веру в себя, становится обузой для Жилина и в итоге оказывается спасённым только благодаря решительности и мужеству своего товарища.
Рассказ «Кавказский пленник» – это не просто приключенческая история о побеге из плена; Это глубокое философское произведение, заставляющее задуматься о вечных ценностях⁚ о силе человеческого духа, о мужестве и трусости, о добре и зле, о дружбе и предательстве.
Противопоставляя характеры главных героев, Толстой показывает, что даже в самых трудных жизненных обстоятельствах человек способен сохранить лучшие человеческие качества⁚ доброту, сострадание, верность слову.
Ярким примером этого служит дружба Жилина с татарской девочкой Диной. Несмотря на разницу культур и языковой барьер, между русским офицером и маленькой татаркой возникает искренняя симпатия, перерастающая в настоящую дружбу.
Дина помогает Жилину, рискуя собственной свободой, и тем самым доказывает, что человечность и доброта не имеют национальности.
Рассказ «Кавказский пленник» актуален и в наше время, напоминая о том, что сила духа, мужество и вера в себя – это качества, которые помогают преодолевать любые трудности и выходить победителем из самых сложных жизненных испытаний.
Отличный помощник для школьников и студентов! Сам бы не смог так кратко и ёмко пересказать.
Прекрасно структурировано по главам, легко ориентироваться. Автору спасибо!
Отличное изложение! Кратко и по делу, как раз то, что нужно, чтобы вспомнить сюжет.
Благодарю за ваш труд! Очень помогли мне подготовиться к уроку литературы.
Очень подробное содержание! Сразу освежил в памяти все ключевые события. Спасибо!
Помогло быстро вспомнить детали произведения перед экзаменом. Очень выручили!
Доступно и понятно изложено содержание. Рекомендую всем, кто хочет быстро вспомнить произведение.
Очень удобно, что текст разбит на главы. Можно выборочно освежить в памяти нужные моменты.
Спасибо за краткий пересказ! Не люблю читать длинные произведения, а так хоть суть уловил.