Краткое содержание комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» по действиям

Краткое содержание комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" по действиям Краткие пересказы

Краткое содержание «Горе от ума» по действиям

В комедии А.​С.​ Грибоедова «Горе от ума» всего четыре действия, в которых разворачивается история любви, непонимания и социальных противоречий.​

Действие 1⁚ Возвращение Чацкого

Действие комедии начинается ранним утром в доме московского чиновника Павла Афанасьевича Фамусова.​ Служанка Лиза пытается угомонить свою барышню, Софью Павловну, которая провела ночь в компании секретаря своего отца, Алексея Молчалина. Внезапное появление Фамусова заставляет влюблённых импровизировать, создавая неловкую ситуацию.​

В этот момент в дом врывается Александр Андреевич Чацкий, молодой дворянин, который три года назад уехал из Москвы.​ Он полон энтузиазма, энергии и, конечно же, пылкой любви к Софье, с которой был знаком с детства. Чацкий осыпает девушку комплиментами, но её реакция оказывается весьма сдержанной, что не ускользает от внимания пылкого юноши.​

Разговор постепенно переходит на более общие темы.​ Чацкий делится своими впечатлениями о путешествиях, рассуждает о порядках, царящих в России, критикует чинопочитание, невежество и подражание всему иностранному.​ Фамусов, представитель консервативного московского дворянства, не разделяет взглядов Чацкого, считая его вольнодумцем.​

Появление полковника Скалозуба, типичного представителя «фамусовского» общества, ещё больше накаляет атмосферу.​ Чацкий открыто высмеивает его ограниченность и страсть к военной карьере.​

Первое действие заканчивается тревогой Софьи за Молчалина, который якобы упал с лошади.​ Чацкий замечает, что Софья неравнодушна к своему скромному поклоннику, что заставляет его усомниться в искренности её чувств к себе.​

Действие 2⁚ Конфликт с Фамусовым обществом

Второе действие углубляет конфликт между Чацким и фамусовским обществом. Чацкий пытается понять причину холодности Софьи и узнать, кто же стал избранником её сердца.​ Он делится своими чувствами с самой Софьей, но та лишь уклончиво отвечает на его вопросы.​

Между тем, Фамусов, обеспокоенный будущим дочери, видит в Чацком неподходящую партию. Он даёт молодому человеку понять, что ценит в людях не ум и образованность, а связи, богатство и умение угождать сильным мира сего.

Случайная встреча Чацкого со старым знакомым, Платоном Михайловичем Горичем, ещё раз демонстрирует пропасть, разделяющую передовые взгляды героя и закостенелость московского дворянства.​ Горич, некогда пылкий юноша, под влиянием жены превратился в безвольного и пассивного обывателя.

Споры Чацкого с Фамусовым и Скалозубом о крепостничестве, воспитании, службе и национальной идентичности становятся всё более острыми.​ Чацкий страстно защищает свои идеалы, но его слова тонут в равнодушии и непонимании.​

В финале второго действия Софья, задетая язвительными замечаниями Чацкого о Молчалине, в сердцах роняет неосторожную фразу о его сумасшествии.​ Это замечание, подхваченное гостями, становится началом интриги, которая приведёт к трагическому финалу.​

Действие 3⁚ Распространение слуха о сумасшествии

Третье действие комедии «Горе от ума» разворачивается во время бала в доме Фамусова; Гости, представители московской знати, с жадностью подхватывают пущенный Софьей слух о сумасшествии Чацкого.​

Сначала робкие пересуды перерастают в открытые обсуждения. Каждый из гостей, так или иначе, старается подтвердить «диагноз» Чацкого, находя в его поведении всё новые и новые странности.

Сам Чацкий, не замечая косых взглядов и перешептываний, продолжает отстаивать свои убеждения. В пылу полемики он произносит пламенную речь, бичующую невежество, подхалимство и косность московского общества.​

Однако его слова не находят отклика в сердцах слушателей.​ Гости видят в Чацком лишь опасного чудака, чьи идеи угрожают их привычному укладу жизни.​ Слух о сумасшествии становится удобным способом нейтрализовать неудобного правдолюбца.​

В финале третьего действия Чацкий, уставший от пустых разговоров и лицемерия, решает покинуть бал.​ Он чувствует себя одиноким и непонятым в этом обществе, где царят ложные ценности и бездуховность.​

Действие 4⁚ Развязка любовной интриги

Четвертое действие комедии «Горе от ума» приносит развязку как любовной, так и общественной драмы Чацкого.​ После бала, глубоко разочарованный в Софье и московском обществе, Чацкий решает покинуть негостеприимный дом Фамусова.​

Однако перед самым отъездом он становится невольным свидетелем сцены, которая переворачивает его представление о Софье и её избраннике. Чацкий слышит, как Молчалин признаётся в любви не Софье, а её служанке Лизе, при этом откровенно рассуждая о своих расчётливых планах на будущее.​

В этот момент перед Софьей раскрывается истинное лицо Молчалина – лицемерного, трусливого и корыстного человека.​ Потрясённая его предательством, Софья прогоняет Молчалина и оказывается перед разбитым корытом.​

Появление Чацкого застаёт Софью в момент глубокого потрясения.​ Она понимает, что, отвергнув искреннюю любовь Чацкого, стала жертвой собственного заблуждения.​ Однако исправить что-либо уже поздно.​

Чацкий, убедившись в правоте своих суждений о фамусовском обществе, окончательно разочаровывается в Софье.​ Он покидает Москву, не найдя понимания и любви, но сохранив свою честь и достоинство.​

Коротко о главных персонажах

Александр Андреевич Чацкий

Молодой, умный и образованный дворянин, главный герой комедии.​ Чацкий ⎯ пламенный идеалист, критически мыслящий и не боящийся высказывать свое мнение.​ Он остро осуждает порядки, царящие в фамусовской Москве⁚ чинопочитание, карьеризм, невежество, преклонение перед всем иностранным.​

Чацкий влюблён в Софью Фамусову и, вернувшись после долгого отсутствия, надеется на взаимность. Однако Софья не разделяет его взглядов и не понимает его порывов.​ Разочарование в любви и столкновение с косностью и лицемерием фамусовского общества приводят Чацкого к трагическому финалу.​

Софья Павловна Фамусова

Семнадцатилетняя дочь Павла Афанасьевича Фамусова.​ Софья ― натура романтичная, впечатлительная и склонная к мечтательности. Воспитанная на французских романах, она ищет идеальной любви и, как ей кажется, находит её в лице Алексея Молчалина.​

Софья не замечает очевидной разницы в интеллекте и образованности между Чацким и Молчалиным.​ Она не готова принять критику Чацкого в адрес её избранника и общества, в котором она выросла.​ Лишь в финале комедии, став свидетелем двуличия Молчалина, Софья осознаёт свою ошибку, но время уже упущено.​

Алексей Степанович Молчалин

Секретарь Фамусова, живущий в его доме.​ Молчалин ― мастер лицемерия и приспособленчества. Он умело играет роль скромного и услужливого молодого человека, стараясь угодить всем и каждому.​

За внешней скромностью Молчалина скрывается холодный расчёт и честолюбие.​ Он добивается благосклонности Софьи, видя в ней выгодную партию.​ Молчалин не гнушается ухаживать за служанкой Лизой, рассчитывая на её помощь в своих интригах. Его истинная сущность раскрывается в финале комедии, что приводит к краху его планов.​

Павел Афанасьевич Фамусов

Богатый и влиятельный московский чиновник, отец Софьи.​ Фамусов ― типичный представитель консервативного дворянства. Он свято чтит старые порядки и традиции, не приемлет новых веяний и идей.

Фамусов ценит в людях связи, чины и богатство, считая ум и образованность бесполезными качествами.​ Он мечтает выдать Софью замуж за человека знатного и богатого, такого как полковник Скалозуб.​ Чацкий, со своими передовыми взглядами и критикой фамусовского общества, вызывает у него раздражение и страх.​

Краткий вывод

Комедия «Горе от ума» А.​С.​ Грибоедова ⎯ это яркая сатира на российское общество первой половины XIX века. В центре произведения ⎯ конфликт между прогрессивно настроенным, образованным и свободомыслящим Чацким и консервативным, косным и лицемерным фамусовским обществом.​

Чацкий, полный идеалов и надежд, возвращается в Москву после долгого отсутствия.​ Он стремится найти любовь, понимание и возможность применить свои знания на благо общества.​ Однако его надежды разбиваются о стену равнодушия, лицемерия и невежества.​

Фамусовское общество, представленное такими персонажами, как сам Фамусов, Скалозуб, Молчалин, не приемлет новых идей и критики.​ Для них главное ― сохранение старых порядков, чинопочитание, карьеризм и материальное благополучие.​

Любовная драма Чацкого, отвергнутого Софьей, становится символом противоречий между новым и старым, прогрессом и регрессом. Чацкий, не желая мириться с ложью и лицемерием, покидает Москву, не сломленный, но глубоко разочарованный.​

Несмотря на комедийный жанр, «Горе от ума» ― произведение глубоко трагическое.​ Трагедия Чацкого ― это трагедия ума и чести, столкнувшихся с невежеством и пошлостью.​

Комедия Грибоедова, написанная почти два века назад, не теряет своей актуальности и сегодня.​ Проблемы, поднятые в произведении⁚ конфликт поколений, столкновение передовых идей с косностью и консерватизмом, поиск любви и места в жизни, ― по-прежнему волнуют современного читателя.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Михаил

    Отличное содержание! Все важные моменты отражены, при этом текст не перегружен деталями.

  2. Ольга

    Очень полезное краткое содержание! Помогло быстро вспомнить сюжет и основные события комедии. Спасибо!

  3. Екатерина

    Спасибо за краткий пересказ! Помогло вспомнить основные конфликты и противоречия в комедии.

  4. Анна

    Очень выручило перед экзаменом! Быстро вспомнила сюжет и основные проблемы, поднятые в комедии.

  5. Сергей

    Полезный материал! Помогает лучше понять характеры героев и их мотивы.

  6. Дмитрий

    Отлично структурировано по действиям, легко ориентироваться. Описание характеров героев краткое, но ёмкое.

  7. Ирина

    Хороший помощник для школьников и студентов! Вспомнила произведение, даже захотелось перечитать комедию целиком.

  8. Алексей

    Кратко, по делу, без лишней «воды». Как раз то, что нужно, чтобы освежить в памяти содержание.