Краткое содержание комедии Н.В. Гоголя Ревизор

Краткое содержание комедии Н.В. Гоголя Ревизор Краткие пересказы

Краткое содержание комедии Н.​В.​ Гоголя «Ревизор»

Чиновники уездного города в панике⁚ из Петербурга едет ревизор!​ Случайно в это же время в городе оказывается мелкий чиновник Хлестаков, проигравшийся в карты. Его принимают за ревизора и начинают всячески ублажать.

Тревожное известие и суета в городе

Действие комедии начинается в доме городничего, Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского.​ Сюда он собрал местных чиновников, чтобы сообщить им неприятную новость⁚ в город едет ревизор из Петербурга.​ Причем, инкогнито. Эта новость повергла чиновников в ужас, ведь у каждого из них были свои грешки.​

Городничий, предчувствуя беду (ему накануне приснился дурной сон про крыс), призывает чиновников срочно навести порядок в своих учреждениях.​ Он дает указания судье Ляпкину-Тяпкину, который больше увлекался охотой, чем своими прямыми обязанностями, попечителю богоугодных заведений Землянике, известному своей безалаберностью, и нерадивому лекарю Гибнеру, не знающему ни слова по-русски.

К перепуганной компании присоединяется почтмейстер Шпекин, любитель почитать чужие письма.​ Он делится новостью о приезде ревизора, услышанной от местного сплетника Бобчинского. Шпекин уверен, что это связано с войной с турками.​ Городничий же мрачно шутит, что не туркам будет плохо, а им самим, ведь ревизора наверняка прислали по чьему-то доносу.​

В этот момент появляются помещики Бобчинский и Добчинский, известные своим умением раздувать из мухи слона.​ Перебивая друг друга, они рассказывают о встрече в гостинице с подозрительным молодым человеком, по их мнению, это и есть ревизор, прибывший инкогнито.​

Описание приезжего, его поведение, привычка все замечать и ни за что не платить, заставляют городничего поверить, что это и есть ревизор.​ В городе начинается настоящий переполох⁚ городничий приказывает навести хоть какой-то порядок на улицах, убрать с глаз долой все, что может вызвать подозрения.​ Сам же, нарядившись в парадный мундир, отправляется в гостиницу, чтобы лично познакомиться с «важным гостем».​

Появление мнимого ревизора

Тем временем в гостинице, в скромном номере, мы знакомимся с Иваном Александровичем Хлестаковым — тем самым мнимым ревизором.​ Это молодой повеса, мелкий чиновник из Петербурга, промотавший по дороге все деньги.​ Он голоден, раздражен и никак не может понять, почему трактирщик отказывается его кормить.​

Вместе с Хлестаковым его слуга Осип, человек практичный и хитрый.​ Он видит незавидное положение барина, ругает его за расточительность и легкомыслие, но в то же время, по-своему, предан ему. Осип мечтает о спокойной жизни в деревне, подальше от столичных соблазнов, которые так пагубно влияют на его молодого барина.​

Внезапный приезд городничего с подобострастными расспросами и извинениями за неудобства ставит Хлестакова в тупик.​ Поначалу он не понимает, что происходит, и принимает городничего за надоедливого кредитора.​ Однако, случайно оброненная фраза о жалобе на трактирщика наводит Хлестакова на мысль, что его приняли за кого-то другого.

Хлестаков, не отличающийся особым умом и сообразительностью, не спешит разубеждать городничего.​ Напротив, он решает воспользоватся ситуацией и с присущей ему легкомысленностью и хвастовством начинает рассказывать небылицы о своей жизни в Петербурге, выдавая себя за важную персону.​

В то же время Хлестаков не упускает случая пожаловаться на голод.​ Испуганный городничий, принимая бахвальство Хлестакова за чистую монету, спешит предложить «ревизору» переехать в более комфортабельные апартаменты — к нему в дом.

Хлестаков в роли важного лица

Попав в дом городничего, Хлестаков с удовольствием вживается в роль важного столичного чиновника.​ Поначалу он делает это неосознанно, скорее по привычке хвастаться и выдавать себя за того, кем не является.​ Однако видя страх и раболепие окружающих, Хлестаков входит во вкус.​

Чиновники, один за другим, приходят к «ревизору» с визитом, стараясь всячески угодить и задобрить его.​ Каждый из них надеется скрыть свои прегрешения и получить покровительство высокого гостя. Хлестаков же, не утруждая себя расспросами, принимает взятки, которые чиновники преподносят ему под видом «ссуды».​

В доме городничего Хлестаков ведет себя как настоящий барин⁚ вкусно ест, флиртует с женой и дочерью городничего, наслаждается всеобщим вниманием и лестью.​ Он рассказывает небылицы о своей жизни в Петербурге, о своих связях при дворе, о своих литературных талантах.​

Наивные и трусливые чиновники верят каждому слову Хлестакова.​ Они поражены его мнимой простотой и прямотой, принимая за чистую монету его хвастливые россказни.

Тем временем Осип, наблюдая за происходящим, понимает, что обман рано или поздно раскроется, и советует Хлестакову поскорее уехать из города.​ Хлестаков, получивший от чиновников немалую сумму денег, решает последовать совету слуги.​

Перед отъездом Хлестаков отправляет письмо своему приятелю в Петербург, в котором описывает забавный случай, как его приняли за ревизора.​

Разоблачение и приезд настоящего ревизора

Письмо Хлестакова, по иронии судьбы, попадает в руки к почтмейстеру.​ Любопытство берет верх над чувством долга, и Шпекин, собрав у себя чиновников, зачитывает письмо вслух.​

Из письма все узнают правду о Хлестакове⁚ о том, что он мелкий чиновник, о том, как он обманывал их, выдавая себя за ревизора, о том, как он высмеивает их в своем письме.​

Чиновники повергнуты в шок.​ Осознание собственной глупости и страх перед разоблачением повергают их в ужас.​ Городничий, больше всех лебезивший перед мнимым ревизором, впадает в ярость и клянет себя за доверчивость.​

Но не успевают чиновники прийти в себя, как в город прибывает настоящий ревизор.​ В доме городничего появляется жандарм с сообщением, что в гостинице остановился чиновник из Петербурга с секретным предписанием.​

Эта новость повергает чиновников в полное смятение. Они понимают, что теперь им не избежать наказания.

Немая сцена

Кульминацией комедии становится знаменитая «немая сцена».​ Городничий с чиновниками, застывшие в ожидании неминуемого разоблачения, предстают перед зрителем в гротескном, почти трагическом свете.​

Внезапно вошедший жандарм объявляет⁚ «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник…​ требует вас всех сей же час к себе.​ Он остановился в гостинице..​.​»

Эти слова подобны грому среди ясного неба. Все надежды чиновников рушатся в одночасье. Лица их искажены ужасом, они не в силах произнести ни слова.

Гоголь мастерски передает атмосферу всеобщего страха и оцепенения.​ Он подробно описывает позы и выражения лиц героев, создавая картину полного душевного краха.​

Городничий, еще недавно полный спеси и самоуверенности, теперь стоит «как громом пораженный».​ Судья, уронивший трубку и разинув рот, похож на ожившее пугало.

Немая сцена длится несколько минут, но для героев это — целая вечность.​ Время как будто останавливается.​

Внезапно раздается удар хлыстом, и все замирают в окончательном оцепенении.​

Занавес.​

Комедия не дает ответа на вопрос, что же будет дальше с героями. Гоголь оставляет финал открытым, заставляя зрителя задуматься о последствиях обмана, лицемерия и коррупции.​

«Немая сцена» — это не просто эффектный финал, но и символ неотвратимости наказания, укора совести, который рано или поздно настигает каждого.​

Коротко о главных персонажах

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий

Один из центральных персонажей комедии, олицетворяющий собой образ нечестного и корыстного чиновника.​ Он привык управлять городом, используя свое положение в личных целях.​ Хитрый и изворотливый, он мастерски умеет приспосабливаться к обстоятельствам, ловко берет взятки, прикрываясь заботой о благе города.

Известие о приезде ревизора повергает городничего в ужас.​ Он суетится, отдает нелепые распоряжения, пытаясь скрыть следы своих злодеяний.​ Встретив Хлестакова, городничий принимает его за настоящего ревизора и, ослепленный страхом, готов на все, чтобы заслужить его расположение.​

Иван Александрович Хлестаков

Молодой легкомысленный повеса, мелкий чиновник из Петербурга.​ Случай делает его «героем» комедии.​ Хлестаков не блещет умом, он наивен, хвастлив и безответственен.​ Промотав все деньги, он оказывается в провинциальном городке без средств к существованию.​

Оказавшись в центре внимания, Хлестаков не сразу понимает, что его принимают за кого-то другого.​ Но, обладая природной изворотливостью и желанием покрасоваться, он с удовольствием вживается в роль важного чиновника. Хлестаков лжет с упоением, наслаждаясь произведенным эффектом.

Осип, слуга Хлестакова

Простодушный и практичный мужик, противопоставленный своему легкомысленному барину.​ Осип не одобряет поведение Хлестакова, ругает его за расточительность, но в то же время предан ему.

В отличие от Хлестакова, Осип трезво оценивает ситуацию и понимает, что обман не может продолжаться вечно.​ Он советует Хлестакову поскорее уехать из города, пока их не разоблачили.​

Другие персонажи

В комедии «Ревизор» действует множество второстепенных персонажей, каждый из которых ярко обрисовывает пороки провинциального чиновничества⁚

  • Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья — взяточник, любитель пофилософствовать.
  • Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений, лицемер и хапуга.
  • Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер — любитель читать чужие письма.​
  • Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский, городские помещики — сплетники и пустословы.​

Все эти персонажи выступают яркими представителями «мертвых душ», о которых писал Гоголь. Они бездушны, корыстны, лицемерны, их жизнь бессмысленна и пуста.​

Краткий вывод

«Ревизор», одна из самых известных пьес Н.​В.​ Гоголя, острая сатира на пороки российского общества.​ В центре сюжета, история о том, как в провинциальный городок, где царят взяточничество, лицемерие и беззаконие, приезжает мнимый ревизор, мелкий чиновник Хлестаков.​

Чиновники, ослепленные страхом перед разоблачением, готовы на все, чтобы задобрить «важного гостя».​ Хлестаков, не упуская случая, с удовольствием принимает взятки и наслаждается всеобщим вниманием.​

Однако обман не может длиться вечно.​ В конце пьесы Хлестаков бежит из города, оставив чиновников в глупости и страхе перед настоящим ревизором, который уже на пути.​

«Ревизор» — не просто смешная комедия, но и глубокое социально-психологическое исследование человеческой природы.​ Гоголь мастерски разоблачает пороки общества, показывая, как страх, жадность и чинопочитание разрушают людей.​

Основные темы пьесы⁚

  • Власть и чиновничий произвол⁚ Гоголь показывает, как система власти, основанная на коррупции и беззаконии, порождает страх и лицемерие.​ Чиновники боятся не столько за справедливость, сколько за свои места.​
  • Лицемерие и ханжество⁚ Персонажи пьесы постоянно лгут, притворяются, скрывают свои истинные лица. Они готовы на все, чтобы угодить вышестоящим и сохранить свое положение.​
  • Бездуховность и нравственное падение⁚ Герои Гоголя , это «мертвые души», лишенные моральных принципов и идеалов. Они живут в мире материальных ценностей, где все продается и покупается.

Значение пьесы⁚

«Ревизор» , это не просто критика конкретных социальных пороков, но и предупреждение о том, к чему может привести нравственное разложение общества. Пьеса актуальна и по сей день, так как проблемы, поднятые в ней Гоголем, не утратили своей остроты.

«Ревизор» , это не только обличение пороков, но и призыв к пробуждению совести, к нравственному очищению. Гоголь верил, что смех — это мощное оружие против лжи и глупости.​ Он надеялся, что его комедия заставит зрителей задуматься о своей жизни, о своих поступках.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Мария Козлова

    Интересно было бы прочитать продолжение краткого содержания, чтобы узнать, чем закончится история.

  2. Дмитрий Кузнецов

    Хороший материал для подготовки к уроку или экзамену. Помогает освежить в памяти основные моменты произведения.

  3. Алексей Николаев

    Читается легко и с интересом. Хорошее напоминание о сюжете «Ревизора».

  4. Ольга Петрова

    Классика русской литературы! Всегда интересно перечитывать Гоголя и находить что-то новое для себя.

  5. Елена Смирнова

    Интересно описаны характеры героев, особенно городничего и Хлестакова. Сразу представляешь себе этих персонажей.

  6. Иван Иванов

    Краткое содержание хорошо передаёт сюжет комедии. Вспоминаются школьные годы и уроки литературы.

  7. Анна Сидорова

    Всегда поражалась, насколько актуально произведение Гоголя и в наше время. Те же проблемы, те же типажи людей.

  8. Сергей Попов

    Гоголь — мастер сатиры! Его произведения всегда заставляют задуматься о пороках общества.