- Краткое содержание «Ревизора» по действиям
- Действие 1⁚ Ложная тревога
- Действие 2⁚ Хлестаков в своей стихии
- Действие 3⁚ Взятки и ухаживания
- Действие 4⁚ Триумф и разоблачение
- Действие 5⁚ Приезд настоящего ревизора
- Коротко о главных персонажах
- Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
- Иван Александрович Хлестаков
- Анна Андреевна
- Марья Антоновна
- Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин
- Артемий Филиппович Земляника
- Иван Кузьмич Шпекин
- Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский
- Краткий вывод
Краткое содержание «Ревизора» по действиям
Действие 1⁚ Ложная тревога
Действие комедии начинается в доме городничего, где собираются чиновники уездного городка․ Все они в панике – до них дошли слухи о приезде ревизора из Петербурга․ Городничий получил письмо от своего приятеля, предупреждающего о тайном визите проверяющего․ Новость повергает чиновников в ужас, ведь их совесть далеко нечиста․
Городничий начинает судорожно раздавать указания⁚ судье Ляпкину-Тяпкину – привести в порядок бумаги в суде, попечнику Землянике – обратить внимание на состояние богоугодных заведений, а смотрителя училищ Хлопова – на внешний вид учителей․ Все пытаются оправдаться, уверяя, что у них все в порядке, но их слова звучат неубедительно․
В разгар паники появляются помещики Бобчинский и Добчинский – главные сплетники города․ Они сообщают о приезде молодого человека, который, по их мнению, и есть ревизор․ Они рассказывают, как этот подозрительный тип уже две недели живет в трактире, ни за что не платит, ведет себя очень важно и придирчиво осматривает всех вокруг․
Чиновники в смятении, они верят сплетням Бобчинского и Добчинского․ Городничий решает немедленно ехать в гостиницу, чтобы познакомиться с «ревизором»․ Он велит всем разойтись по своим местам и навести хоть какой-то порядок․
Действие 2⁚ Хлестаков в своей стихии
Тем временем в гостинице молодой повеса Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, проигрывается в карты и голодает․ Он в отчаянии и не знает, как расплатиться с трактирным слугой․ В этот момент появляется сам Городничий в сопровождении Добчинского и Бобчинского․
Хлестаков, не подозревая о причине такого внимания, ведет себя нагло и вызывающе․ Он ругает трактирную еду и жалуется на свою судьбу․ Городничий же принимает его поведение за инcognito ревизора и начинает всячески угождать ему․
Городничий, дрожа от страха, предлагает Хлестакову переехать в более комфортные условия – к себе в дом․ Он осыпает Хлестакова деньгами под видом «займа» и знакомит его с местными чиновниками, которые, в свою очередь, также подносят ему «подарки»․
Хлестаков, ошеломленный таким поворотом событий, быстро смекает, что к чему․ Он с удовольствием принимает ухаживания и начинает играть роль важной персоны․ Он хвастается своими несуществующими подвигами, выдумывает невероятные истории о своей жизни в Петербурге, о своих связях и богатстве․
Все верят его басням, ведь страх перед настоящим ревизором лишает их способности здраво мыслить; Хлестаков наслаждается своим положением, он флиртует с женой и дочерью городничего, устраивает званые обеды, раздает пустые обещания и купается во всеобщем внимании․
Действие 3⁚ Взятки и ухаживания
На следующее утро Хлестаков просыпается в доме городничего, как у себя дома․ Он принимает у себя на дому череду просителей – чиновников, купцов и мещан, каждый из которых приходит с жалобой или просьбой, а на самом деле – с взяткой;
Первым является судья Ляпкин-Тяпкин, который пытает подкупить Хлестакова борзыми щенками․ Следом за ним является смотритель богоугодных заведений Земляника, который жалуется на недостаток финансирования и намекает на вознаграждение․
Хлестаков, не отказываясь от взяток, продолжает наслаждаться своей властью и всеобщим вниманием․ Он флиртует с женой городничего Анной Андреевной и ее дочерью Марьей Антоновной, разжигая ревность между ними․
Городничий в панике наблюдает за происходящим, опасаясь, что правда о Хлестакове вот-вот раскроется․ Он пытается угодить «ревизору» еще больше, устраивает в его честь пышный обед, приглашает всех знатных людей города․
Во время обеда Хлестаков, опьяненный вином и всеобщим вниманием, окончательно теряет голову․ Он произносит пышные речи, хвастается своими несуществующими подвигами и связями, обещает всем блага и покровительство․
Действие 4⁚ Триумф и разоблачение
Хлестаков на вершине успеха⁚ он купается в лучах славы, ему оказывают почести, как высокопоставленному лицу․ Он принимает предложения руки и сердца от дочери городничего и даже успевает обручиться с ней, получив благословение растроганных родителей․
Но удача переменчива․ Хлестаков, опьяненный успехом и безнаказанностью, совершает роковую ошибку․ В порыве откровенности он пишет письмо своему другу в Петербург, где в шутливой форме описывает все происходящее в городе и разоблачает свое истинное лицо․
Случайно это письмо попадает в руки почтмейстера, который, прочитав его, понимает, что перед ними не ревизор, а мелкий мошенник․ Новость о самозванстве Хлестакова мгновенно разлетается по городу․
Чиновники, купцы, помещики – все, кто еще недавно лебезил перед Хлестаковым, приходят в ужас․ Они понимают, что стали жертвой собственного страха и глупости․ Городничий в ярости, он чувствует себя униженным и обманутым․
Воспользовавшись всеобщей суматохой, Хлестаков тайком уезжает из города, прихватив с собой деньги и подарки․ Он оставляет после себя хаос, разоблачение и горькое послевкусие обмана․
Действие 5⁚ Приезд настоящего ревизора
В город возвращаются Бобчинский и Добчинский, которые сообщают ошеломляющую новость⁚ в гостинице остановился настоящий ревизор, только что приехавший из Петербурга․ Эта новость повергает всех в состояние шока и ужаса․
Городничий, еще не оправившийся от потрясения после разоблачения Хлестакова, оказывается в еще более плачевном положении․ Он понимает, что теперь ему не избежать наказания, ведь настоящий ревизор не станет церемониться и закроет глаза на его махинации․
В разгар всеобщей паники в дом городничего является жандарм с сообщением⁚ ревизор требует к себе городничего․ Эта новость повергает всех в ужас, городничий в отчаянии прощается с жизнью․
Кульминацией комедии становится немая сцена, в которой все персонажи застывают в ожидании своей участи․ Автор оставляет финал открытым, заставляя зрителей задуматься о последствиях обмана, лицемерия и всеобщего страха․
Приезд настоящего ревизора – это не просто неожиданный поворот сюжета, это символ неотвратимости наказания, которое рано или поздно настигает каждого, кто злоупотребляет своим положением и пренебрегает законом․
Коротко о главных персонажах
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
Городничий, главное действующее лицо комедии․ Это человек уже немолодой, прожженный интригами и взяточничеством, как и большинство чиновников того времени․ Он умело управляет городом, но делает это исключительно в своих интересах․ Хитрый и изворотливый, он привык запугивать подчиненных и выходить сухим из воды․
Иван Александрович Хлестаков
Молодой повеса, мелкий чиновник из Петербурга, случайно оказавшийся в уездном городе․ Легкомысленный и беспринципный, он обладает даром убеждения и умением производить впечатление․ Хлестаков не планирует выдавать себя за ревизора, но с удовольствием принимает навязанную ему роль, пользуясь случаем удовлетворить свое тщеславие и корыстные интересы․
Анна Андреевна
Жена городничего, провинциальная кокетка, мечтающая о столичной жизни․ Она легковерна, падка на лесть и внимание мужчин․ Увидев в Хлестакове «блестящую партию», Анна Андреевна теряет голову и начинает флиртовать с ним, не обращая внимания на возраст и репутацию «жениха»․
Марья Антоновна
Дочь городничего, юная и романтичная девушка, также очарованная образом столичного франта․ Она наивна и неопытна, чем и пользуется Хлестаков, играя на ее чувствах․
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин
Судья, один из самых колоритных персонажей комедии․ Он берет взятки борзыми щенками, не видит в этом ничего предосудительного и считает себя человеком образованным и просвещенным․
Артемий Филиппович Земляника
Попечитель богоугодных заведений, лицемерный и ханжеский тип, наживающийся на больных и несчастных․ Он умело прикрывается заботой о благе ближнего, но на самом деле его интересует только собственная выгода․
Иван Кузьмич Шпекин
Почтмейстер, праздный и любопытный обыватель, который не может удержаться от соблазна прочитать чужие письма․ Именно он разоблачает Хлестакова, прочитав его письмо другу․
Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский
Городские сплетники, неразлучные друзья, которые всегда появляются вместе и дополняют фразы друг друга․ Именно они первыми принимают Хлестакова за ревизора, запуская цепочку комических недоразумений․
Все персонажи комедии «Ревизор» – это собирательные образы, в которых Гоголь высмеивает пороки российского общества⁚ взяточничество, казнокрадство, чинопочитание, лицемерие, глупость и невежество․
Краткий вывод
«Ревизор» – это блестящая сатира на российскую действительность первой половины XIX века․ Гоголь с беспощадной точностью изображает пороки общества, высмеивая лицемерие, взяточничество, чинопочитание и невежество чиновников, а также глупость и тщеславие простых обывателей․
Комедия построена на недоразумении⁚ мелкий чиновник Хлестаков принимается за важного ревизора, что приводит к череде комических ситуаций․ Чиновники, охваченные страхом разоблачения, готовы на все, чтобы угодить мнимому проверяющему, выставляя напоказ свою глупость, жадность и трусость․
Однако «Ревизор» – это не просто комедия положений․ За внешней комичностью скрывается глубокий социальный подтекст․ Гоголь не просто высмеивает пороки общества, он заставляет зрителя задуматься о причинах их возникновения и последствиях․
Финал комедии остается открытым⁚ приезд настоящего ревизора знаменует собой неотвратимость наказания, но не дает ответа на вопрос, изменятся ли что-то в уездном городе N после этого․ Гоголь оставляет право делать выводы за зрителем, заставляя его задуматься о том, кто же на самом деле является «ревизором» – внешний проверяющий или наша собственная совесть․
«Ревизор» – это вечная комедия, которая не теряет своей актуальности и в наши дни․ Ведь проблемы, поднятые Гоголем – коррупция, бюрократия, лицемерие – по-прежнему актуальны для современного общества․
Произведение заставляет задуматься о том, что истинный ревизор – это не внешний контролер, а наша совесть, которая всегда укажет на наши ошибки и проступки․ Комедия Гоголя – это призыв к нравственному очищению, к борьбе с пороками, которые мешают нам строить справедливое и честное общество․
Очень живо и интересно написано! Сразу хочется прочитать всю пьесу.
Спасибо за краткий пересказ! Освежила в памяти содержание перед походом в театр.
Никогда не понимала, почему Хлестакова принимают за ревизора? Он же ведет себя так глупо!
Интересно было бы посмотреть современную экранизацию «Ревизора».
Классика на все времена! «Ревизор» — это не просто комедия, а настоящая сатира на российскую действительность.
Классика русской литературы! Всегда интересно перечитывать и находить новые грани в этой комедии.
Краткое содержание, конечно, не передает всей прелести гоголевского языка, но для общего понимания сюжета очень полезно.
Гоголь гениально высмеивает пороки чиновничества. Актуально и по сей день!
Помню, как мы ставили «Ревизора» в школьном театре! Столько было смеха на репетициях.