Краткое содержание комедии «Недоросль» по действиям
В комедии «Недоросль» Фонвизин в сатирической форме изображает жизнь невежественных помещиков. В центре сюжета ⎼ семья Простаковых, где барыня, отличающаяся жадностью и жестокостью, всецело поглощена воспитанием своего недоросля-сына Митрофана.
Действие 1
Действие комедии разворачивается в имении госпожи Простаковой. С первых же сцен перед нами предстает невежественная и деспотичная помещица, привыкшая к полной власти над своими крепостными. Она бесцеремонно ругает портного Тришку за сшитый кафтан для Митрофана, считая, что тот плохо выполнил свою работу.
Митрофан, избалованный шестнадцатилетний недоросль, предстает ленивым и неспособным к обучению. Он неохотно переносит уроки своих учителей – отставного сержанта Цыфиркина, семинариста Кутейкина и бывшего кучера Вральмана. Учеба его вовсе не интересует, он предпочитает проводить время за едой и играми.
В это время в имение Простаковых приезжает Софья – дальняя родственница госпожи Простаковой, оставшаяся сиротой. Оказывается, что девушка получила богатое наследство, и корыстная Простакова решает женить на ней своего непутевого сына, рассчитывая получить контроль над ее состоянием.
В первом действии также появляется Стародум – дядя Софьи, честный и просвещенный человек, радеющий за благополучие племянницы. Он не одобряет нравы Простаковых и намерен вывезти Софью из их дома. Стародум становится выразителем авторских идей о важности воспитания, образования и просвещения.
Появление Стародума и известие о богатстве Софьи становятся поворотными моментами в развитии сюжета. Простакова, одержимая жаждой наживы, меняет свое отношение к Софье и начинает строить коварные планы, чтобы насильно выдать ее замуж за Митрофана.
Действие 2
Второе действие комедии «Недоросль» углубляет конфликт между корыстными и невежественными Простаковыми и честными, просвещенными героями ⎼ Софьей и Стародумом. Простакова, узнав о приезде богатого офицера Скотинина, который также претендует на руку Софьи, начинает метаться между ним и Митрофаном, не зная, кого выбрать в мужья своей племяннице.
В этом действии более ярко раскрывается образ Митрофана. Он демонстрирует полное отсутствие знаний и желания учиться. Сцены его уроков с Цыфиркиным, Кутейкиным и Вральманом полны комизма и сатиры на невежество и косность дворянского воспитания.
Стародум, наблюдая за происходящим, все больше убеждается в необходимости увезти Софью из дома Простаковых. Он открывает ей свои планы о скором отъезде и предстоящем замужестве с достойным человеком ⎼ офицером Милоном, который вскоре приезжает в имение.
Между Софьей и Милоном вспыхивает взаимная симпатия. Молодые люди счастливы быть вместе, их чувства основаны на уважении, общих интересах и стремлении к просвещению.
В это же время Простакова, узнав о том, что Милон – не богатый жених, а всего лишь друг Стародума, приходит в ярость и решает любой ценой помешать счастью Софьи, видя в ней теперь только препятствие на пути к богатству.
Действие 3
Третье действие комедии «Недоросль» знаменуется усилением интриги и нарастанием конфликта. Простакова, не желая упускать богатство Софьи, решает действовать решительно. Она объявляет о скорой свадьбе племянницы с Митрофаном, не обращая внимания на протесты самой Софьи и гнев Стародума.
В это же время в имение приезжает Правдин – государственный чиновник, посланный для расследования жалоб на жестокость и беззаконие Простаковой в отношении своих крестьян. Он становится свидетелем невежества и деспотизма, царящих в доме помещицы.
Сцена допроса Митрофана Правдиным становится одной из самых ярких и сатирических в комедии. Недоросль демонстрирует полное отсутствие знаний и даже не понимает смысла задаваемых ему вопросов.
Стародум, узнав о намерениях Простаковой насильно выдать Софью замуж, решает противостоять ей. Он открывает Правдину глаза на истинные мотивы помещицы и просит его о помощи в защите Софьи.
Милон, узнав о готовящемся похищении Софьи, клянется спасти возлюбленную. Он готов на все, чтобы помешать планам Простаковой и соединиться с Софьей.
В финале третьего действия Простакова, подстрекаемая жадностью и злобой, предпринимает попытку похитить Софью и насильно обвенчать ее с Митрофаном.
Действие 4
Четвертое действие «Недоросля» насыщено динамичными событиями и драматическими поворотами. Попытка Простаковой похитить Софью с треском проваливается благодаря вмешательству Милона и пришедших ему на помощь людей.
Стародум, возмущенный поведением Простаковой, открыто осуждает ее поступки и объявляет о своем решении увезти Софью из дома, лишив ее наследства. Он считает, что пребывание в этой семье губительно для девушки.
Правдин, став свидетелем бесчеловечности и беззакония Простаковой, принимает решение отстранить ее от управления имением, передав его под опеку. Он видит в этом единственный способ защитить крестьян от произвола помещицы.
Простакова, осознав крах своих корыстных планов, впадает в отчаяние. Она умоляет о прощении, пытаясь вернуть расположение сына, но Митрофан, видя ее беспомощность, грубо отталкивает мать.
В финале четвертого действия Стародум дает свое согласие на брак Софьи и Милона. Он видит в молодом офицере достойного человека, который сделает его племянницу счастливой.
Таким образом, в четвертом действии происходит торжество справедливости. Нравственные принципы, отстаиваемые Стародумом, Правдиным, Софьей и Милоном, одерживают верх над невежеством, корыстью и деспотизмом, олицетворяемых Простаковой и Скотининым.
Действие 5
Пятое действие комедии «Недоросль» ⸺ это развязка интриги и торжество справедливости. Простакова, лишенная власти и состояния, оказывается всеми покинутой и презираемой. Единственным человеком, к кому она обращается за сочувствием, остается Митрофан.
Однако сын, на которого Простакова возлагала все свои надежды, демонстрирует полное безразличие к ее судьбе. Сцена, где Митрофан грубо отталкивает мать, ставшая крылатой фразой «Матушка, как ты привязалась…», является кульминацией разоблачения нравственной ничтожности недоросля.
Стародум, Софья и Милон готовятся к отъезду. Перед ними открывается счастливое будущее, основанное на любви, уважении и стремлении к просвещению. Стародум прощает Простакову, видя ее глубокое унижение.
Правдин, выполнив свой долг, остается в имении, чтобы наладить управление и защитить крестьян от произвола. Он верит в возможность исправления общества через просвещение и справедливые законы.
Комедия заканчивается общим примирением, но финал нельзя назвать однозначно счастливым. Судьба Простаковой вызывает скорее сочувствие и жалость, чем злорадство. Автор показывает, что невежество и деспотизм разрушают не только окружающих, но и самого человека.
Финал комедии «Недоросль» ⎼ это призыв к просвещению, к воспитанию достойных граждан, которые будут руководствоваться не корыстью и властью, а разумом, совестью и любовью к ближнему.
Коротко о главных персонажах
В комедии «Недоросль» Денис Фонвизин создает яркую галерею образов, представляющих различные слои русского дворянства XVIII века. Каждый персонаж наделен характерными чертами, которые раскрываются через их поступки, речь и взаимоотношения с другими героями.
Госпожа Простакова
Властная и невежественная помещица, мать Митрофана. Она привыкла к безграничной власти над своими крепостными и управляет ими с помощью грубости, жестокости и произвола. Простакова не видит ценности в образовании и считает его пустой тратой времени. Единственная цель ее жизни – богатство, ради которого она готова на любые интриги и преступления.
Митрофан
Шестнадцатилетний недоросль, избалованный сын госпожи Простаковой. Он ленив, невежествен и не способен ни к чему, кроме обжорства и игр. Митрофан совершенно не интересуется учебой и с презрением относится к своим учителям. Несмотря на свою молодость, он уже перенял от матери властолюбие и безразличие к чувствам других людей.
Софья
Племянница госпожи Простаковой, молодая девушка, оставшаяся сиротой. В отличие от своих родственников, Софья умна, образованна и обладает высокими нравственными принципами. Она стремится к любви, счастью и не представляет свою жизнь без просвещения. Софья становится объектом интриг Простаковой, которая видит в ней лишь средство для обогащения.
Стародум
Дядя Софьи, честный и просвещенный дворянин, носитель передовых идей. Он критикует невежество и деспотизм, царящие в среде помещиков, и отстаивает важность образования, нравственности и служения Отечеству. Стародум становится защитником Софьи и помогает ей обрести счастье.
Правдин
Государственный чиновник, посланный в деревню для расследования жалоб на жестокость Простаковой. Он честный и неподкупный человек, стремящийся к справедливости и порядку. Правдин становится символом власти, действующей в интересах народа и закона.
Милон
Молодой офицер, положительный герой, влюбленный в Софью. Он смелый, благородный и образованный, разделяет взгляды Стародума на жизнь и предназначение человека. Милон становится защитником Софьи и помогает ей вырваться из-под опеки Простаковой.
Краткий вывод
Комедия «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина, написанная в 1782 году, остается актуальной и по сей день благодаря своей острой сатирической направленности и вечным темам, которые она поднимает;
В центре внимания автора ⎼ проблема воспитания и образования молодого поколения. Фонвизин показывает, к каким губительным последствиям приводит невежество, деспотизм и отсутствие нравственных ориентиров в семье и обществе.
Образ Митрофана, главного «недоросля» комедии, стал нарицательным и олицетворяет собой невежество, лень и бездуховность. Простакова, мать Митрофана, являет собой пример властной и жестокой помещицы, которая видит в людях лишь средство для достижения своих корыстных целей.
Противопоставлением невежеству и деспотизму выступают положительные герои комедии ⎼ Стародум, Софья, Милон и Правдин. Они отстаивают идеалы просвещения, чести, справедливости и служения Отечеству.
Финал комедии оптимистичен, но не лишен горечи. Торжество справедливости и торжество разума над невежеством вселяют надежду на возможность исправления общества. Однако, судьба Простаковой, оставшейся в одиночестве и отчаянии, напоминает о том, что невежество разрушает не только окружающих, но и самого человека.
«Недоросль» ⎼ это не просто комедия, это призыв к просвещению, к воспитанию достойных граждан, которые будут строить свое будущее на основе разума, нравственности и любви к ближнему.
Спасибо за краткий пересказ! Очень помогло освежить в памяти содержание перед театром. Идем на «Недоросль» всей семьей!
Фонвизин — мастер сатиры! Его герои вызывают одновременно и смех, и грусть. «Недоросль» — произведение, которое нужно знать.
Отличное краткое содержание! Помогло вспомнить сюжет и основных героев перед экзаменом. Спасибо!
Прекрасная пьеса, которая не теряет своей актуальности. Ведь и сегодня можно встретить «недорослей» не только среди молодежи, но и среди взрослых.
Очень интересное описание персонажей! Сразу представляешь себе и властную Простакову, и ленивого Митрофанушку. Хочется прочитать всю пьесу!
Прочитала с удовольствием! Язык, юмор, характеры — все на высоте. Фонвизин — гений!
Интересно, как меняется отношение Простаковой к Софье, когда она узнает о ее богатстве. Вот она, истинная натура!
Классика русской литературы! Фонвизин гениально высмеивает невежество и деспотизм помещиков. Простакова — просто ходячий образчик всего худшего в людях.
Несмотря на комедийность, пьеса заставляет задуматься о важных вещах — о воспитании, образовании, человечности. Актуально и по сей день!