Краткое содержание комедии Ревизор

Краткое содержание комедии Ревизор Краткие пересказы

Краткое содержание комедии «Ревизор»

Действие комедии разворачивается в маленьком провинциальном городке, куда неожиданно должен пожаловать ревизор из Петербурга․ Известие повергает чиновников в ужас, ведь их совесть отнюдь не чиста․ В город как раз прибывает мелкий столичный чиновник Хлестаков, который быстро промотал казенные деньги․

Действие первое⁚ Тревожное известие

Действие комедии начинается в доме городничего, Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского․ Городничий собрал у себя всех видных чиновников города N⁚ судью Ляпкина-Тяпкина, попечителя богоугодных заведений Землянику, смотрителя училищ Хлопова и других․ Атмосфера напряженная, все взволнованы․

Городничий ошарашивает присутствующих неприятным известием⁚ к ним едет ревизор… и не просто едет, а инкогнито!​ Новость повергает чиновников в смятение и страх․ Каждый чувствует за собой грешки⁚ взяточничество, казнокрадство, халатность – список прегрешений можно продолжать․

Городничий, пытаясь взять ситуацию под контроль, начинает судорожно раздавать указания․ Он советует судье убрать из зала суда гусей и расхлябанного вида пристава, Землянике – обратить внимание на внешний вид больных и чистоту колпаков, а смотрителю училищ – на странное поведение учителей․

В самый разгар совещания в комнату вбегают помещики Бобчинский и Добчинский, известные городские сплетники․ Запыхавшись, они рассказывают о встрече с подозрительным молодым человеком, проживающим в местной гостинице․ По их мнению, этот приезжий и есть ревизор инкогнито!​

Описание молодого человека, данное Бобчинским и Добчинским, еще больше усиливает панику среди чиновников․ Они уверены, что этот наблюдательный и проницательный юноша уже успел заметить все их прегрешения; Городничий, пытаясь спасти положение, решает немедленно отправиться в гостиницу, чтобы лично познакомиться с таинственным гостем․

Действие второе⁚ Встреча с мнимым ревизором

Тем временем, в гостинице скромно коротает время Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга․ Он промотал казенные деньги, проигрался в карты и застрял в городке N без копейки в кармане․ Вместе с ним путешествует его слуга Осип, человек более практичный и наблюдательный․

В номер к Хлестакову, изнывающему от скуки и голода, является перепуганный городничий․ Он принимает Хлестакова за важного чиновника, скрывающего свой настоящий чин․ Робкие попытки Хлестакова объяснить, что он не ревизор, а мелкий чиновник, принимаются городничим за хитрость и желание сохранить инкогнито․

Городничий, пытаясь задобрить «ревизора», начинает суетиться и предлагать Хлестакову разные блага⁚ лучшую комнату в гостинице, сытный обед, деньги в долг․ Хлестаков, изначально ошеломлённый ситуацией, быстро смекает, какая удача ему подвернулась․ Он с удовольствием принимает щедрые предложения городничего, не пытаясь разуверить его в своей мнимой «важности»․

Осип, слуга Хлестакова, сразу понимает, что его барина приняли за кого-то другого․ Он пытается предостеречь Хлестакова, но тот, опьяненный внезапно свалившимся на него «счастьем», не желает ничего слушать․ Он наслаждается ситуацией, пользуясь страхом и глупостью городничего и других чиновников․

Действие заканчивается тем, что Хлестаков, под видом знакомства с городом, отправляется в дом городничего․ Он и не подозревает, какие ещё «сюрпризы» ждут его в этом провинциальном городке․

Действие третье⁚ Хлестаков в зените славы

Хлестаков с комфортом располагается в доме городничего․ Под воздействием лести и угождений он окончательно вживается в роль важного государственного лица․ Все чиновники города N, трепеща перед «грозным ревизором», спешат засвидетельствовать Хлестакову свое почтение, преподнося ему щедрые «подношения»;

Во время обеда в доме городничего Хлестаков, опьяненный вином и вниманием, пускается в откровенные рассказы о своей «службе» в Петербурге․ Он без зазрения совести приписывает себе невероятные заслуги, фантазируя о своем высоком положении в обществе, дружбе с министрами и близости к самому царю․

Чиновники, ослепленные страхом, принимают все небылицы Хлестакова за чистую монету․ Они поражены размахом и беспечностью столичной жизни, о которой так красочно, хоть и лживо, повествует «ревизор»․ Каждый из них старается еще больше угодить Хлестакову, предлагая ему деньги в долг, подарки, приглашения на обеды․

Хлестаков, не веря своей удаче, купается в лучах славы․ Он с удовольствием принимает взятки от чиновников, флиртует с женой и дочерью городничего, раздает пустые обещания о помощи всем просителям․

Однако слуга Осип, наблюдая за происходящим, понимает, что игра зашла слишком далеко․ Он опасается разоблачения и уговаривает Хлестакова покинуть город N, пока не поздно․ Хлестаков, не желая упускать возможность поживиться за счет провинциальных глупцов, все еще колеблется, но в итоге соглашается с доводами своего слуги․

Действие четвертое⁚ Развязка

Хлестаков, получив от городничего щедрые «ссуды» и подарки, решает поскорее убраться из города N․ Он пишет письмо своему приятелю-журналисту в Петербург, в котором с юмором описывает свои похождения и наивность провинциальных чиновников․

В это время в доме городничего царит атмосфера всеобщего ликования․ Все поздравляют друг друга с удачным избавлением от «ревизора»․ Городничий, ослепленный мнимым успехом, уже видит себя в генеральском мундире․ Он пророчит своей дочери блестящую партию в Петербурге и свысока поглядывает на местных купцов и мещан․

Внезапно в комнату врывается перепуганный почтмейстер, перехвативший и прочитавший письмо Хлестакова․ Он раскрывает истинную сущность «ревизора», зачитывая вслух его язвительные комментарии о городничем и чиновниках․

Новость о том, что они стали жертвой обмана мелкого столичного проходимца, повергает всех в шок․ Городничий в ярости, чиновники в панике․ Они проклинают свою доверчивость и глупость, ругают Бобчинского и Добчинского, которые приняли Хлестакова за ревизора․

В самый разгар скандала в дом городничего является жандарм с известием о приезде настоящего ревизора․ Он сообщает, что тот остановился в гостинице и требует к себе городничего․

Новость о появлении настоящего ревизора становится финальным аккордом в этой комедии положений․

Действие пятое⁚ Немая сцена

Известие о прибытии настоящего ревизора повергает чиновников города N в состояние полного хаоса․ Все их надежды на безнаказанность рушатся в одно мгновение․ Городничий, только что мечтавший о генеральском мундире, оказывается перед лицом неминуемого разоблачения․

Последнее действие пьесы, это кульминация, стремительно подводящая зрителя к развязке․ На сцене царит хаос и смятение⁚ чиновники бегают, суетятся, пытаясь хоть как-то исправить ситуацию, но все их попытки тщетны․

В финале пьесы Гоголь прибегает к яркому театральному приему — немой сцене․ Все персонажи замирают в живописных позах, отражающих их состояние⁚ ужас на лице городничего, растерянность чиновников, злорадство некоторых обывателей․

Немая сцена длится несколько минут, создавая эффект внезапной остановки времени․ Зритель, наблюдая за застывшими фигурами на сцене, ощущает всю глубину происходящего․ Комедия превращается в сатиру, обличающую пороки не только конкретных персонажей, но и всего общества в целом․

Немая сцена — это не просто эффектный финал, но и своеобразный открытый финал․ Гоголь не дает ответа на вопрос о том, что будет с героями дальше․ Он оставляет зрителя наедине с собственными мыслями и выводами․

Какова будет реакция настоящего ревизора?​ Какие наказания ждут провинившихся чиновников?​ Ответ на эти вопросы каждый зритель должен найти сам․

Коротко о главных персонажах

В своей комедии «Ревизор» Гоголь создал яркую галерею образов, ставших нарицательными для российской действительности․ Каждый персонаж ― это не просто участник событий, а собирательный образ, воплощающий в себе определенные пороки и недостатки общества того времени․

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий⁚

Главное действующее лицо комедии․ Взяточник и казнокрад, привыкший к вседозволенности и безнаказанности․ Он умело управляет городком, ловко обходя острые углы и скрывая свои прегрешения от вышестоящего начальства․ Известие о приезде ревизора повергает его в ужас, заставляя прибегнуть к самым нелепым и комичным мерам предосторожности․

Иван Александрович Хлестаков, мнимый ревизор⁚

Мелкий петербургский чиновник, случайно оказавшийся в нужное время в нужном месте․ Легкомысленный и безответственный молодой человек, склонный к хвастовству и фантазиям․ Неожиданно для себя он оказывается в центре внимания, принимая лесть и страх чиновников за чистую монету․

Осип, слуга Хлестакова⁚

Противоположность своему беспечному барину․ Рассудительный и наблюдательный, он сразу понимает суть происходящего и пытается предостеречь Хлестакова от необдуманных поступков․

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья⁚

Взяточник и лентяй, он славиться своей «берсеркерской храбростью» в отношении пойманных зайцев и абсолютной беспомощностью перед лицом реальных проблем․

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений⁚

Лицемер и хапуга, он печется не о больницах и приютах, а о собственном кармане․ Он усердно поддакивает городничему и старается извлечь выгоду из любой ситуации․

Анна Андреевна, жена городничего⁚

Пустая и тщеславная женщина, мечтающая о роскошной жизни в столице․ Она легко поддается чарам Хлестакова, принимая его небылицы за чистую монету․

Марья Антоновна, дочь городничего⁚

Молодая и наивная девушка, мечтающая о большой и светлой любви․ Она становится объектом внимания Хлестакова, который, впрочем, не испытывает к ней никаких серьезных чувств․

Помимо главных героев, в комедии действует целый ряд второстепенных персонажей, которые также вносят свой вклад в создание общей картины провинциальной жизни․ Это и купцы, и мещане, и чиновники низшего звена, и простые обыватели․

Краткий вывод

Комедия «Ревизор» — бессмертное творение Гоголя, не теряющее своей актуальности и по сей день․ Это не просто смешная история о пустом хвастуне и наивных провинциалах, а глубокое социально-психологическое исследование пороков человеческой натуры и системы власти․

Гоголь мастерски высмеивает взяточничество, казнокрадство, чинопочитание, лицемерие, глупость и другие пороки, свойственные не только российскому обществу XIX века, но и любому обществу, где власть и деньги становятся главными ценностями․

«Ревизор» — это не просто комедия, а настоящая сатира, заставляющая зрителя не только смеяться, но и задуматся о серьезных вещах․ Она показывает, как легко люди, облеченные властью, могут злоупотреблять своим положением, а простые люди — становиться жертвами обмана и манипуляций․

Несмотря на то, что с момента написания пьесы прошло почти два века, многие проблемы, поднятые Гоголем, остаются актуальными и в наши дни․ Мы все еще сталкиваемся с коррупцией, бюрократией, социальным неравенством․ И пока эти проблемы существуют, «Ревизор» будет оставаться актуальным и современным произведением․

Комедия «Ревизор», это не просто классика литературы, а живое и актуальное произведение, которое продолжает волновать умы и сердца зрителей уже не одно столетие․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Михаил

    Бобчинский и Добчинский — незабываемый дуэт сплетников!

  2. Елена

    Классика русской литературы! Все эти образы чиновников до боли знакомы и по сей день.

  3. Анна Сергеевна

    Прекрасное описание атмосферы в городе N. Сразу представляешь себе эту суету и страх.

  4. Дмитрий

    Любопытно, как Хлестаков будет разыгрывать роль ревизора. Жду продолжения!

  5. Екатерина

    Интересно, как Гоголь высмеивает пороки общества. Актуально и в наше время.

  6. Ольга

    Всегда интересно перечитывать Гоголя. Блестящий сатирик!

  7. Иван Петрович

    Интересно описана реакция чиновников на известие о ревизоре. Сразу видно, что совесть у них нечиста!

  8. Сергей Иванович

    Хороший пересказ, но хочется прочитать и саму комедию!