Краткое содержание первого действия Ревизор

Краткое содержание первого действия Ревизор Краткие пересказы

Краткое содержание первого действия «Ревизор»

В первом действии комедии «Ревизор» Н.​В.​ Гоголя в уездном городке распространяется весть о приезде инкогнито ревизора из Петербурга.​ Городничий в панике сообщает новость чиновникам, и они начинают лихорадочно скрывать свои злоупотребления.​

Приезд мнимого ревизора

Тем временем в местную гостиницу приезжает молодой повеса Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, промотавший казенные деньги по дороге в родную деревню. Он путешествует со своим слугой Осипом, и оба они голодны и без гроша в кармане.​

Слухи о ревизоре, распространяемые перепуганными городничим и чиновниками, доходят и до гостиницы.​ Бобчинский и Добчинский, два помещика-сплетника, первыми замечают Хлестакова в трактире и, пораженные его важным видом и столичными манерами, принимают его за важного проверяющего.​

Хлестаков, наблюдая за суетой вокруг своей персоны, сначала не понимает, в чем дело.​ Он жалуеться Осипу на безденежье, пустой желудок и невнимательность трактирщика, который отказывается кормить его в долг.​

В этот момент в трактир являются Бобчинский и Добчинский с робкими расспросами.​ Хлестаков, все еще не до конца понимая происходящее, но чувствуя возможность извлечь выгоду из ситуации, начинает важничать и уклоняться от прямых ответов.​

Поведение Хлестакова, полное напускного высокомерия и туманных намеков, лишь укрепляет подозрения Бобчинского и Добчинского в том, что перед ними сам ревизор.​ Они в страхе ретируются, чтобы немедленно сообщить о «разоблачении» городничему.

Паника городничего и чиновников

Известие о прибытии ревизора, принесенное запыхавшимися Бобчинским и Добчинским, повергает городничего и чиновников в состояние паники.​ Каждый лихорадочно пытается вспомнить свои прегрешения и найти способ скрыть их от грозного проверяющего.​

Городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, встревожен больше всех.​ Он знает о многочисленных нарушениях в своем городе⁚ взяточничество, казнокрадство, халатность – все это может стоить ему карьеры.

Он судорожно раздает указания⁚ судью Ляпкина-Тяпкина отправить привести в порядок присутственные места, смотрителя богоугодных заведений Землянику – хотя бы одеть больных в чистые халаты и спрятать лишних.​

Сам городничий бросается прихорашиваться и готовиться к встрече с «ревизором».​ В атмосфере всеобщей паники и неразберихи Хлестакова, все еще голодного и скучающего в гостинице, ожидает визит, который перевернет всю его жизнь.​

Знакомство Хлестакова с городничим

Городничий, в сопровождении Добчинского и Бобчинского, взволнованный и растерянный, является в гостиницу к Хлестакову.​ Он принимает молодого человека за важного инкогнито, его напыщенный и грубоватый тон кажется ему проявлением строгости и принципиальности.

Хлестаков, изначально напуганный неожиданным визитом городничего, быстро ориентируется в ситуации. Он видит перед собой запуганного чиновника, готового на все, чтобы угодить «высокому гостю».​

Между Хлестаковым и городничим происходит комический диалог, полный недоразумений и двойных смыслов.​ Городничий принимает хвастливые выдумки Хлестакова за чистую монету, видя в нем грозного обличителя пороков.​

Хлестаков, упиваясь неожиданно свалившейся на него ролью, продолжает морочить голову городничему.​ Он с удовольствием принимает предложение городничего переехать в его дом, где его ждет комфорт, внимание и, конечно же, возможность продолжить свою игру.​

Ложь Хлестакова и реакция чиновников

В доме городничего Хлестакова встречают с подобострастием и почтением.​ Он, увлеченный ролью важной персоны, начинает рассказывать небылицы о своей столичной жизни. Каждое его слово, полное преувеличений и фантазий, воспринимается чиновниками как чистая правда.​

Он выдает себя за близкого друга министров, знаменитого писателя, грозного ревизора, перед которым трепещет сам Петербург. Он хвастается своим богатством, влиятельностью и несуществующими подвигами.​

Чиновники, ослепленные страхом и желанием угодить «ревизору», не замечают явных несоответствий в его рассказах.​ Они потрясены его «прямотой» и «проницательностью», принимая его ложь за тонкие намеки на их собственные прегрешения.​

Чем больше Хлестаков врёт, тем больше ему верят окружающие. Он наслаждается своей властью над ними, не подозревая, к каким последствиям приведет его безобидная, как ему кажется, игра.

Первые взятки

Хлестаков, ощутив свою безнаказанность и понимая, что перед ним открываются невиданные возможности, решает извлечь из ситуации максимальную выгоду.​ Он начинает принимать взятки от чиновников, которые готовы на все, чтобы задобрить «ревизора» и скрыть свои прегрешения;

Судья Ляпкин-Тяпкин, дрожа от страха, «случайно» роняет на пол перед Хлестаковым несколько сотен рублей.​ Хлестаков, не моргнув глазом, поднимает деньги и с легкостью просит их в долг, на что судья с радостью соглашается.

Почтмейстер Шпекин, надеясь на снисходительность «ревизора» к своей любви к чтению чужих писем, также предлагает Хлестакову «взаймы» значительную сумму.​

Каждый чиновник, приходя к Хлестакову с докладом или просьбой, старается незаметно сунуть ему в руки взятку, наивно полагая, что так он избавит себя от возможных неприятностей.​

Хлестаков же, не ожидавший такого поворота событий, принимает деньги с нескрываемым удовольствием, все больше входя во вкус своей новой роли.​

Коротко о главных персонажах

В первом действии комедии «Ревизор» Гоголь знакомит нас с целой галереей колоритных персонажей, каждый из которых олицетворяет собой определенный порок или человеческий недостаток.​

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий

Главное действующее лицо первого действия, вокруг которого разворачивается вся интрига.​ Это типичный чиновник уездного городка, привыкший к власти, безнаказанности и взяточничеству.​ Он хитер, изворотлив, умеет приспосабливаться к обстоятельствам, но в то же время труслив и глуповат.​ Весть о приезде ревизора приводит его в ужас, и он готов на все, чтобы скрыть свои прегрешения.​

Иван Александрович Хлестаков, молодой человек

Случайный гость, принятый за важного чиновника. Это молодой повеса, прожигатель жизни, легкомысленный и наивный.​ Он не обладает особым умом и проницательностью, но при этом хитер и изворотлив.​ Попав в необычную ситуацию, он быстро ориентируется и с удовольствием принимает навязанную ему роль, наслаждаясь бесплатной едой, вниманием и, конечно же, взятками.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья

Один из самых ярких представителей городничьего окружения. Он берет взятки борзыми щенками, славится своим «философским» подходом к закону и убежден, что «взяточник взяточнику рознь»;

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений

Еще один «столп» городского управления.​ Он беспринципен, жаден и лжив. Его богоугодные заведения находятся в ужасном состоянии, но он умудряется делать вид, что все в порядке.

Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер

Провинциальный сплетник и любопытный до невозможности человек.​ Он обожает читать чужие письма, чтобы быть в курсе всех городских новостей.​

Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский, городские помещики

Неразлучная пара сплетников, которые постоянно суетятся, распространяют слухи и создают ажиотаж вокруг всего, что происходит в городе.​ Именно они первыми принимают Хлестакова за ревизора, что и дает толчок всей интриге.​

В первом действии Гоголь мастерски выписывает характеры своих героев, используя яркие, гротескные краски.​ Он высмеивает их пороки, глупость, жадность и лицемерие, создавая уморительно смешные и в то же время страшно актуальные образы.​

Краткий вывод

Первое действие «Ревизора» — это блестящая завязка интриги, которая с первых страниц захватывает читателя своей динамикой и комизмом. Гоголь мастерски создает атмосферу всеобщего страха и лицемерия, царящую в уездном городке накануне приезда ревизора.​

Слух о приезде важной персоны парализует привычный уклад жизни города, обнажая пороки и злоупотребления его властных структур.​ Городничий и чиновники, охваченные паникой, бросаются исправлять свои промахи, но делают это столь же нелепо и суетливо, как и всегда.​

Появление Хлестакова, мелкого столичного чиновника, принятого по ошибке за ревизора, становится катализатором дальнейших событий. Он, сам того не желая, оказывается в центре всеобщего внимания, и его появление переворачивает с ног на голову жизнь всего города.

Хлестаков, упиваясь неожиданно свалившейся на него ролью, начинает играть, сам того не осознавая, опасную игру. Он с удовольствием принимает знаки внимания и лесть, не замечая, что его ложь принимают за чистую монету.

Первое действие заканчивается на пике напряжения.​ Хлестаков, осыпаемый «знаками внимания» от перепуганных чиновников, все больше входит во вкус своей новой роли, не подозревая, чем обернется для него эта авантюра.​

Уже в первом действии Гоголь мастерски раскрывает характеры своих героев, используя гротеск, сатиру и комические ситуации.​ Он высмеивает человеческие пороки, глупость, жадность и лицемерие, создавая уморительно смешные и в то же время пугающе узнаваемые образы.​

«Ревизор» , это не просто комедия, это острое социальное сатирическое произведение, которое и сегодня не теряет своей актуальности.​ В нем Гоголь с необыкновенной проницательностью и мастерством изображает пороки не только отдельных людей, но и всего общества, заставляя читателя задуматься о важных нравственных проблемах.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Дмитрий Петров

    Отличное описание завязки сюжета «Ревизора»! Особенно ярко передан образ Хлестакова — сразу видно, что он окажется в центре событий.

  2. Анна Сидорова

    Хороший текст для тех, кто хочет быстро вспомнить содержание комедии или готовится к уроку.

  3. Екатерина Смирнова

    Замечательный пересказ! Кратко, но очень точно передаёт атмосферу первого действия и знакомит с главными героями. Сразу хочется узнать, что же будет дальше!

  4. Алексей Кузнецов

    Прекрасный анализ начала пьесы! Автор точно подметил важность слухов и всеобщего страха перед ревизором.

  5. Сергей Попов

    Кратко и по делу! Сразу понятно, о чем пойдет речь в комедии.

  6. Ольга Иванова

    Очень интересно и живо написано! Сразу вспоминаются школьные уроки литературы.