Краткое содержание по главам повести Чингиза Айтматова Белый пароход

Краткое содержание по главам повести Чингиза Айтматова Белый пароход Краткие пересказы

Краткое содержание по главам

Глава 1⁚ Жизнь на лесном кордоне

Действие повести разворачивается на живописном лесном кордоне, расположенном на берегу озера Иссык-Куль. Главный герой – семилетний мальчик, живущий с дедушкой Момуном.​ Мальчик одинок⁚ он почти не помнит родителей – отец, матрос, давно ушел из семьи, а мать уехала в город.​

Кордон – маленький мир, состоящий всего из трех семей. Помимо Момуна и внука, здесь живут его дочь Бекей с мужем Орозкулом, начальником кордона, и семья рабочего Сейдахмата.​ Отношения между ними сложные и полны напряжения.​

Дед Момун – человек добрый, работящий, но простой и бесхитростный, из-за чего над ним порой насмехаются. Орозкул – его полная противоположность⁚ властный, грубый и эгоистичный. Бекей, запутавшаяся в жизни женщина, страдает от побоев мужа и отсутствия детей.​

Мальчик находит утешение в своих фантазиях и сказках, которые рассказывает ему дед.​ Он мечтает о встрече с отцом-матросом и о том, чтобы превратиться в рыбу и уплыть в бескрайние просторы озера.​

Особое место в жизни мальчика занимает белый пароход, который он каждый день наблюдает в бинокль. Пароход становится для него символом надежды, свободы и лучшей жизни.​

Автор ярко передает атмосферу лесного кордона, красоту природы Иссык-Куля и внутренний мир одинокого мальчика, тоскующего по родительской любви и ищущего свое место в этом сложном мире.​

Глава 2⁚ Легенда о Рогатой Матери-оленихе

В этой главе дед Момун рассказывает внуку легенду о Рогатой Матери-оленихе, которая занимает особое место в повествовании.​ Легенда повествует о древнем киргизском племени, жившем на берегу Енисея.​ Враги напали на них, перебили всех мужчин, а детей, мальчика и девочку, отдали жестокой Рябой Хромой Старухе, чтобы та их уничтожила.​

Но на берегу Енисея из леса вышла Рогатая Мать-олениха и упросила Старуху отдать ей детей.​ Она потеряла своих оленят и готова была принять человеческих детей как своих собственных.​ Старуха, предупредив, что люди – существа опасные и неблагодарные, все же отдала ей детей.

Мать-олениха привела детей на Иссык-Куль, где они выросли, поженились и дали начало новому роду. В знак благодарности люди стали называть себя Бугу – олени, а первенца в честь матери-оленихи назвали Бугубаем.​

Однако идиллия продлилась недолго.​ Когда умер один богач, его дети установили на могиле рога марала, обрекая тем самым всех оленей на истребление.​ Рогатая Мать-олениха, покидая Иссык-Куль, поклялась никогда не возвращаться.​

Эта легенда – не просто сказка, она отражает философию Айтматова о связи человека с природой, о хрупкости этой связи и о трагических последствиях ее разрушения.​

Глава 3⁚ Конфликт на кордоне

В этой главе атмосфера на кордоне накаляется до предела.​ Орозкул, вернувшись с летних объездов, привозит с собой два сосновых бревна – «подарок» от чабанов.​ На самом деле это взятка, которую он получил за покровительство, но Орозкул боится огласки и заставляет Момуна тащить бревна вместе с ним через горы.​

Тяжелый путь становится испытанием не только для тела, но и для души старика.​ Орозкул, озлобленный и уставший, срывает на нем свою злость, унижает и оскорбляет.​ Момун же, добрый и безответный, терпит все издевательства.​

Во время пути Момун замечает в лесу маралов – животных, которых не видели на Иссык-Куле уже много лет. Эта встреча вселяет в него робкую надежду⁚ неужели Рогатая Мать-олениха вернулась?​ Однако Орозкул лишь смеется над ним, не разделяя его радости.​

Конфликт достигает своего апогея, когда Орозкул, узнав, что Момун отпрашивался забрать внука из школы, жестоко избивает его.​ Вернувшись на кордон, Орозкул выгоняет из дома жену Бекей, обвинив ее во всех своих бедах, а Момуна увольняет с работы.

Мир мальчика рушится на глазах.​ Он видит несправедливость и жестокость взрослых, их равнодушие к чужой боли.​ В его душе растет отчаяние, и он все больше погружается в свои фантазии, ища спасения в мире грез.​

Глава 4⁚ Убийство марала

На кордон приезжают люди забрать бревна, привезенные Орозкулом.​ Среди них – лесник, который тоже замечает следы маралов и понимает, что это редкие животные, скорее всего, зашедшие из заповедника. Он предупреждает Орозкула, что охотиться на них нельзя.​

Однако Орозкула это не останавливает.​ Жажда наживы и желание доказать свою власть над природой берут верх над разумом.​ Он решает убить марала, чтобы продать мясо, а рога оставить себе как трофей.​

Орозкул заставляет Момуна участвовать в этом преступлении, угрожая отобрать у него дом и выгнать с кордона; Тот, сломленный и запуганный, не находит в себе силы сопротивляться.​

Мальчик становится невольным свидетелем убийства. Он видит, как Орозкул и его сообщники разделывают тушу марала, как радостно делят мясо, как хвастаются своей «добычей».​ Но больше всего его поражает то, что дед, которого он считал своим защитником, предал и убил Рогатую Мать-олениху, о которой сам же рассказывал ему легенды.

Убийство марала становиться кульминацией повести, точкой невозврата, после которой мир уже не может быть прежним.​ В душе мальчика происходит переворот⁚ он теряет веру во взрослых, в справедливость, в саму жизнь.​

Глава 5⁚ Трагедия на озере

После убийства марала мальчик не может найти себе места.​ Его преследует чувство вины за то, что не смог помешать деду, и ужас от осознания жестокости и несправедливости мира взрослых.​

Он сбегает из дома и бредет к озеру, которое всегда было для него символом надежды и свободы.​ Мальчик вспоминает свою мечту превратиться в рыбу и уплыть от всего этого кошмара.​

На озере появляется белый пароход.​ Но на этот раз он не приносит мальчику радости.​ Наоборот, пароход кажется ему теперь недосягаемым символом того мира, где нет места жестокости и предательству.​

В отчаянии мальчик бросается в воду, надеясь обрести покой и свободу в глубинах озера.​ Финал повести остается открытым, но надежды на спасение практически нет.​

Трагическая гибель мальчика – это не просто несчастный случай, а закономерный итог столкновения хрупкого мира детства с жестокой реальностью.​ Айтматов показывает, что равнодушие и насилие взрослых могут убить не только тело, но и душу ребенка, лишив его веры в добро и справедливость.

Коротко о главных персонажах

Мальчик (имя не упоминается)

Семилетний мальчик, главный герой повести; Он живет с дедушкой на лесном кордоне, почти не помнит родителей и страдает от одиночества.​ Мальчик обладает богатым внутренним миром, склонен к фантазиям и мечтает о лучшей жизни. Он остро переживает несправедливость и жестокость окружающего мира, что в итоге приводит его к трагическому финалу.​

Момун, дедушка мальчика

Старик, работающий на кордоне.​ Добрый, трудолюбивый, но простой и бесхитростный человек, часто становящийся объектом насмешек.​ Момун очень любит внука и старается защитить его от жестокости мира, рассказывая ему сказки и легенды. Однако он слаб духом и не может противостоять злу, в итоге становясь его невольным соучастником.​

Орозкул

Муж Бекей, начальник кордона.​ В повести он олицетворяет собой грубую силу, жестокость и властолюбие.​ Орозкул жесток по отношению к жене, деспотичен с подчиненными, безразличен к природе. Он руководствуется лишь жаждой наживы и собственной выгоды, не задумываясь о последствиях своих поступков.​

Бекей

Дочь Момуна, жена Орозкула.​ Несчастная женщина, страдающая от побоев мужа и отсутствия детей.​ Она запуталась в жизни, не видит выхода из сложившейся ситуации и вымещает свою боль и отчаяние на окружающих.​

Рогатая Мать-олениха

Это не просто персонаж легенды, а символ добра, материнской любви и единения человека с природой. Образ Рогатой Матери-оленихи проходит через всю повесть, напоминая о том, что человек – часть природы, а не ее хозяин, и что за жестокость и равнодушие к ней придется рано или поздно заплатить высокую цену.​

В образах своих героев Айтматов воплотил вечную борьбу добра и зла, любви и ненависти, сострадания и равнодушия.​ Он показывает, как легко хрупкий мир детства может быть разрушен жестокостью взрослых, и призывает к ответственности за свои поступки, за сохранение природы и человечности в наших сердцах.​

Краткий вывод

«Белый пароход» Чингиза Айтматова – это не просто повесть, а настоящая притча, философская сказка для взрослых.​ В ней автор поднимает вечные темы добра и зла, любви и ненависти, ответственности человека за свои поступки, хрупкости мира детства и трагических последствий разрушения связи человека с природой.​

История, рассказанная Айтматом, поражает своей пронзительностью и трагизмом.​ Судьба маленького мальчика, лишенного родительской любви и столкнувшегося с жестокостью и предательством взрослых, не может оставить равнодушным.​

Особую силу повести придают яркие, запоминающиеся образы.​ Момун и Орозкул – два полюса человеческой природы, доброты и жестокости, сострадания и равнодушия.​ Рогатая Мать-олениха – символ утраченной гармонии человека с природой, а белый пароход – образ несбыточной мечты о счастье и свободе.​

«Белый пароход», это повесть-предупреждение, призывающая задуматься о том, какой мир мы оставляем своим детям, и о том, что равнодушие и жестокость могут убить не только тело, но и душу.​

Основные идеи повести⁚

  • Ответственность человека за свои поступки.​ Айтматов показывает, что даже, казалось бы, незначительные проступки могут привести к трагическим последствиям.​
  • Хрупкость мира детства.​ Дети особенно уязвимы перед жестокостью и несправедливостью взрослого мира.​
  • Важность связи человека с природой. Разрушая природу, мы разрушаем самих себя.​
  • Сила мечты и надежды.​ Даже в самых тяжелых жизненных ситуациях важно не терять веру в добро и справедливость.​

«Белый пароход» ー произведение, которое заставляет задуматься о главных жизненных ценностях и оставляет глубокий след в душе каждого читателя.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Сергей

    Мне понравилась образность языка, которым написана повесть. Автор создает яркие картины природы и характеров.

  2. Анна

    Читается на одном дыхании! С нетерпением жду продолжения истории.

  3. Татьяна

    Очень трогательно описана любовь деда к внуку. Он единственный, кто дарит мальчику тепло и заботу.

  4. Иван

    Белый пароход — очень сильный символ надежды. Каждый раз, когда он появлялся в тексте, у меня сжималось сердце.

  5. Дмитрий

    Легенда о Рогатой Матери-оленихе просто потрясающая! Она наполнена глубоким смыслом и заставляет задуматься о многом.

  6. Ольга

    Тяжелая, но очень жизненная история. Автор не боится показывать суровую реальность и поднимать сложные темы.

  7. Алина

    Очень трогательная история о мальчике, который мечтает о лучшей жизни. Автор прекрасно передал атмосферу Иссык-Куля и внутренний мир ребенка.

  8. Михаил

    Заставляет задуматься о том, как важно иметь семью и близких людей рядом.

  9. Екатерина

    Интересно наблюдать за развитием отношений между героями, особенно за противостоянием Момуна и Орозкула.