Краткое содержание по главам повести Л.Н. Толстого Детство

Краткое содержание по главам повести Л.Н. Толстого Детство Краткие пересказы

Краткое содержание по главам

Десятилетний Николенька просыпается от того, что его учитель Карл Иванович убивает муху над его головой․ Мальчик расстроен и злится на учителя․

Николенька вспоминает свою маму, ее красоту, доброту и любовь к нему․

Отец сообщает детям, что увозит их в Москву учиться․ Николенька расстроен скорым расставанием с мамой․

Глава 1․ Учитель Карл Иваныч

Десятилетний Николенька Иртеньев, главный герой повести, просыпается в своей комнате от назойливой мухи․ Рядом спит его брат Володя․ Ранним утром их всегда будит учитель Карл Иванович, чтобы провести уроки до завтрака․

В этот раз Карл Иванович, пытаясь убить муху над головой Николеньки, нечаянно будит его․ Мальчик делает вид, что спит, но в душе негодует на старика-немца․ Ему кажется, что учитель нарочно разбудил его, и вообще, все вокруг несправедливы к нему из-за его возраста․

Однако, Карл Иванович не замечает притворства Николеньки и продолжает заниматься своим делом․ Он ворчливо бормочет себе под нос по-немецки, поправляя свой клетчатый халат и почесывая жидкую косичку․

Наконец, Николенька решает встать․ Он умывается ледяной водой и идет в комнату к брату, где уже расставлены учебники и приготовлены тетради․

Несмотря на утреннюю обиду, Николенька в глубине души любит своего старого учителя․ Карл Иванович кажется ему добрым, хоть и немного чудаковатым․

Глава 2․ Maman

После уроков Николенька с братом и учителем отправляются завтракать к маменьке․ Войдя в гостиную, мальчик любуется видом из окна, залитым ярким солнечным светом․ Он предвкушает, как после завтрака пойдет гулять в сад․

Маменька, Наталья Николаевна, уже сидит за самоваром в ожидании детей․ Николенька с теплотой описывает ее образ⁚ доброе, нежное лицо, ласковый взгляд, милая улыбка․ Маменька всегда встречает сыновей с неизменной любовью и радостью․

Она расспрашивает Карла Ивановича о том, как дети вели себя на уроках, а затем отпускает их одеваться к обеду․ Николенька с братом спешат поскорее закончить с приготовлениями, чтобы присоединиться к маменьке․

В этой главе автор с большой любовью и нежностью описывает образ матери․ Для Николеньки она ─ воплощение добра, ласки и заботы․ Воспоминания о маменьке всегда будут согревать его душу․

Вспоминая мать, Иртеньев представляет ее светлый образ, улыбку и чудесные события детства, связанные с ней․

Читатель чувствует, что отношения с матерью играют огромную роль в жизни Николеньки․ Ее любовь и нежность формируют его характер, делают его чувствительным и добрым мальчиком․

Эта глава ─ своеобразный гимн материнской любви, чистоте и свету, которые она приносит в жизнь ребенка․

Глава 3․ Папа

После завтрака Николенька с братом отправляются в кабинет к отцу, чтобы поздороваться с ним․ Петр Александрович Иртеньев, их отец, предстает перед читателем человеком деятельным и энергичным․ Он сидит за столом в халате и разбирает деловые бумаги․

Отец ласков с детьми, но в то же время сдержан в проявлении чувств․ Он интересуется их успехами в учебе и сообщает важную новость⁚ в скором времени он увозит сыновей в Москву, чтобы определить их там в учебное заведение․

Эта новость производит на Николеньку двойственное впечатление․ С одной стороны, он с интересом думает о предстоящей поездке в Москву, о новой жизни․ С другой стороны, его охватывает грусть при мысли о разлуке с матерью, с домом, с привычным укладом жизни․

Образ отца в этой главе противопоставлен образу матери․ Если Наталья Николаевна олицетворяет собой нежность, ласку и душевное тепло, то Петр Александрович ⏤ это воплощение практичности, рассудительности, стремления дать детям достойное образование и воспитание․

В то же время, автор подчеркивает, что отец искренне любит своих детей, заботится об их будущем․ Просто он привык выражать свои чувства не словами, а поступками․

Решение отца увезти сыновей в Москву становится поворотным моментом в жизни Николеньки․ Оно знаменует собой конец беззаботной поры детства и начало нового этапа взросления․

Глава 4․ Классы

В этой главе Николенька погружается в воспоминания о своих детских играх и забавах․ Вместе с братом Володей, сестрой Любочкой и их двоюродной сестрой Катенькой они придумывают себе увлекательные занятия․

Особенно любимой игрой для детей были «классы»․ Они чертили мелом на полу квадраты, прыгали на одной ноге, стараясь не наступить на черту, и соревновались в ловкости․

Николенька с особым трепетом вспоминает о Катеньке․ Ее присутствие наполняет его сердце радостью․ Он любуется ее красотой, грацией, старается держаться рядом, ловит каждый ее взгляд․

Игры детей полны задора, веселья, непосредственности․ Они еще не знают забот взрослой жизни, наслаждаются каждым мгновением, проведенным вместе․

Автор с теплотой и юмором описывает детские игры, передавая атмосферу беззаботной поры․ Читатель словно переносится в мир детства, вспоминает собственные радости и переживания․

Глава «Классы» ─ это гимн детству, времени невинных развлечений, искренней дружбы и первых сердечных привязанностей․

Глава 5․ Юродивый

В этой главе в доме Иртеньевых появляется новый персонаж – юродивый Гриша․ Он приходит в деревню на богомолье и, по старой традиции, останавливается у помещиков․

Внешность Гриши производит на Николеньку сильное впечатление․ Это высокий, худой мужчина с длинными седыми волосами и бородой․ Он одет в рваную одежду и тяжелые цепи․

Дети с любопытством и опаской разглядывают юродивого․ Взрослые относятся к нему с сочувствием, но держат на расстоянии․ Только Наталья Николаевна проявляет к Грише истинное милосердие, угощает его за обедом и разговаривает с ним по-доброму․

Николенька не может понять, кто такой Гриша – святой или сумасшедший?​ Он видит, что юродивый ведет себя странно, говорит загадками, но в то же время испытывает к нему необъяснимое притяжение․

Образ юродивого Гриши – один из самых загадочных и многозначительных в повести․ Он заставляет задуматься о границе между разумом и безумием, о вере и суевериях, о милосердии и равнодушии․

Появление Гриши в доме Иртеньевых вносит в привычный уклад жизни элемент таинственности и заставляет Николеньку задуматься о сложных вопросах бытия․

Коротко о главных персонажах

Николенька Иртеньев

Десятилетний мальчик, от лица которого ведется повествование․ Чуткий, впечатлительный, склонный к мечтательности и самоанализу․ Он остро переживает все события, происходящие вокруг, стремится понять мотивы поступков людей, разобратся в собственных чувствах․ Николенька очень любит свою мать, она является для него идеалом женственности и духовной красоты․ Он также привязан к своему доброму и чудаковатому учителю Карлу Ивановичу․ В течение повести Николенька проходит путь от беззаботного детства к более серьезному восприятию мира, он начинает осознавать, что такое боль, потеря, несправедливость․

Маменька (Наталья Николаевна Иртеньева)

Мать Николеньки, женщина ангельской красоты и душевной чистоты․ Она безгранично любит своих детей, окружает их заботой и лаской․ Маменька обладает музыкальным талантом, она играет на фортепиано, и ее игра наполняет дом атмосферой умиротворения и гармонии․ Она является нравственным ориентиром для Николеньки, ее образ навсегда останется в его памяти как символ добра, любви и самопожертвования․

Папа (Петр Александрович Иртеньев)

Отец Николеньки, человек властный, энергичный, стремящийся все держать под контролем․ Он любит своих детей, но не привык открыто выражать свои чувства․ Отец уделяет большое внимание образованию и воспитанию сыновей, он хочет, чтобы они выросли достойными людьми․ В то же время он может быть резким и несправедливым, его поступки иногда вызывают у Николеньки недоумение и обиду․

Карл Иванович Мауер

Домашний учитель Николеньки и Володи, старый немец, преданный своей работе․ Он строг, но справедлив к своим ученикам, хочет привить им любовь к знаниям․ Карл Иванович — человек одинокий, он живет прошлым, вспоминает свою родину․ Несмотря на некоторую замкнутость и суровость, он добр душой и привязан к своим воспитанникам․

Наталья Савишна

Старая няня, которая служила еще в доме у матери Николеньки․ Она бесконечно предана семье Иртеньевых, любит детей как родных․ Наталья Савишна — хранительница домашнего очага, она создает в доме атмосферу тепла, уюта и заботы․ Ее образ символизирует собой верность, самоотверженность и бескорыстную любовь․

Краткий вывод

Повесть Л․Н․ Толстого «Детство» – это пронзительное и искреннее повествование о становлении личности, о первых шагах человека в сложном и противоречивом мире․ Автор с удивительной точностью передает мир глазами ребенка, его мысли, чувства, переживания․

Главный герой, Николенька Иртеньев, проходит путь от беззаботного детства к более глубокому осознанию себя и окружающего мира․ Он познает радость дружбы и первую влюбленность, сталкивается с несправедливостью и ложью, переживает горечь утраты, прощаясь с матерью․

В повести ярко изображены образы близких людей, которые оказывают огромное влияние на формирование характера Николеньки․ Мать – это воплощение любви, нежности и душевной красоты, отец – образец практичности и рассудительности, учитель Карл Иванович – носитель знаний и нравственных принципов․

«Детство» – это не просто автобиографическое произведение, это размышление о вечных ценностях⁚ о семье, о любви, о добре и зле, о смысле жизни․ Автор показывает, как важно сохранить в душе чистоту и непосредственность, способность любить и сострадать, несмотря на все испытания, которые выпадают на долю человека․

Повесть Л․Н․ Толстого «Детство» ─ это настоящий гимн детству, времени наибольшей восприимчивости и открытости мира, когда закладываются основы характера и нравственных принципов человека․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Екатерина

    Отличный помощник для школьников и всех, кто хочет освежить в памяти классику!

  2. Анна

    Прочитала с удовольствием! Сразу захотелось перечитать всю повесть целиком.

  3. Ольга

    Очень подробный пересказ! Сразу видно, что автор внимательно читал произведение. Молодец!

  4. Дмитрий

    Спасибо за краткое содержание! Помогло вспомнить детство и эту замечательную повесть.

  5. Сергей

    Спасибо, что не раскрываете все карты и оставляете место для самостоятельного прочтения.

  6. Ирина

    Прекрасно изложены основные моменты глав. Чувствуется любовь автора к русской литературе.

  7. Алексей

    Очень живо и интересно описаны персонажи. Сразу представляешь себе и Николеньку, и Карла Ивановича.