- Краткое содержание по главам
- Глава 1. Прощание с родным домом и переезд в Петербург
- Глава 2. Жизнь в доме дяди⁚ первые конфликты и знакомство с гимназией
- Глава 3. Учеба в гимназии⁚ дружба и вражда
- Глава 4. Несправедливые обвинения и защита
- Глава 5. Прощение и уроки доброты
- Коротко о главных персонажах
- Лена Иконина
- Жюли Иконина
- Анна Симолин
- Нюра
- Краткий вывод
Краткое содержание по главам
Глава 1. Прощание с родным домом и переезд в Петербург
В первой главе «Записок маленькой гимназистки» Лидии Чарской мы знакомимся с главной героиней, девятилетней Леной Икониной. Лена живет в Рыбинске с горячо любимой мамой. Мама больна чахоткой и чувствует приближение смерти. Она с тоской смотрит на беззаботно играющую на берегу Волги дочку, не подозревающую о горечи предстоящей разлуки.
Мама Лены – добрая, кроткая женщина. Она не смогла ужиться с новой семьей мужа и давно живет отдельно от него с дочерью. Тяжело больная женщина понимает, что скоро Леночка останется совсем одна, и решает отправить ее в Петербург, к своему двоюродному брату, богатому купцу Ивану Ивановичу Иконину. Мама пишет ему письмо с просьбой приютить девочку, а сама начинает готовить Лену к предстоящему переезду.
Вскоре мама умирает. Убитая горем Лена остается на попечении старой няньки, которая провожает ее в Петербург. Тяжело расставаться девочке с любимыми местами – садом, рекой, домом, но еще тяжелее знать, что больше никогда она не увидит самого дорогого человека – свою маму. Перед отъездом Леночка последний раз приходит на могилу к матери и прощается с ней.
Начинается длинный путь в Петербург. Лена едет в поезде с нянькой и с тоской смотрит в окно, на мелькающие пейзажи. Все вокруг чужое, незнакомое. Девочку мучает неизвестность – как встретят ее чужие, незнакомые люди, какой будет ее дальнейшая судьба?
В Петербург Лена приезжает поздно вечером. На вокзале ее встречает не сам дядя, а кучер, который отвозит девочку в большой богатый дом. Начинается новая, полная испытаний, жизнь Лены Икониной.
Глава 2. Жизнь в доме дяди⁚ первые конфликты и знакомство с гимназией
Жизнь в доме дяди Ивана Ивановича с первых дней складывается для Лены непросто. Родственники встречают девочку холодно. Дядя, строгий и важный господин, не проявляет к племяннице-сироте никакой сердечности. Тетя Нелли, избалованная и капризная дама, смотрит на Лену как на обузу, которую приходится терпеть в своем доме из чувства долга.
Особенно неласково встречают Лену дети Ивана Ивановича – дочь Жюли и сын Петя. Они считают себя намного выше бедной родственницы, приехавшей из провинции, и не упускают случая продемонстрировать ей свое презрение. Жюли и Петя насмехаются над простотой Лены, ее маленькими неловкостями, ее незнанием светских манер.
Лена, привыкшая к любви и заботе матери, чувствует себя в доме дяди одиноко и несчастно. Она тоскует по родному дому, по своей прежней жизни. Чтобы хоть как-то отвлечься от тяжелых мыслей, Лена бродит по комнатам огромного дома, разглядывает картины и книги. Однажды она случайно разбивает дорогую вазу, чем вызывает гнев тети Нелли.
Тетя Нелли решает отдать племянницу в гимназию, надеясь, что там из Лены сделают «настоящую барышню». И вот Лена впервые переступает порог гимназии, где ей предстоит учиться. Впереди ⎼ новые знакомства, новые испытания, новые радости и огорчения.
Глава 3. Учеба в гимназии⁚ дружба и вражда
Поступление в гимназию открывает новую страницу в жизни Лены Икониной. Ей все интересно, она с усердием берется за уроки. Но и в гимназии Лену подстерегают испытания. Одноклассницы, дочери богатых и знатных родителей, не принимают в свой круг «бедную родственницу». Они насмехаются над ее простотой, ее неумением красиво одеваться и вести себя в обществе.
Особенно жестока к Лене ее двоюродная сестра Жюли, которая учится с ней в одном классе. Жюли не может простить Лене того, что она живет в их доме, и всячески старается опорочить ее в глазах учителей и одноклассниц. Она распускает о Лене сплетни, подстраивает ей провокации, стремясь выставить ее в невыгодном свете.
Но, несмотря на все козни Жюли и ее подруг, у Лены появляются и друзья. Она знакомится с милой и доброй девочкой Нюрой, которая тоже живет на чужих хлебах, и с благородной и справедливой графиней Анной Симолин; Анна Симолин единственная из всех гимназисток, кто заступается за Лену и видит в ней не «бедную родственницу», а умную, добрую и чувствительную девочку.
Дружба с Нюрой и Анной помогает Лене не сломаться под гнетом насмешек и издевательств. Она продолжает учиться, стараясь быть достойной памяти своей матери, которая всегда верила в нее и учила ее быть сильной и доброй.
Глава 4. Несправедливые обвинения и защита
В этой главе козни завистливых одноклассниц достигают своего апогея. Жюли, ослепленная ненавистью к Лене, задумывает подлый план, чтобы окончательно опорочить ее. Во время урока немецкого языка Жюли тайком вытаскивает из стола учительницы ценную книгу и прячет ее. Затем, дождавшись удобного момента, она подбрасывает книгу в вещи ничего не подозревающей Лены.
Вскоре пропажа обнаруживается, и учительница, уверенная, что книгу украла Лена, поднимает страшный скандал. На Лену обрушиваются обвинения в краже, ее называют воровкой и обманщицей. Даже те гимназистки, которые раньше не принимали участия в травле, теперь смотрят на нее с подозрением и неприязнью.
Лена в отчаянии. Она пытается объяснить, что не брала книгу, что ее подставили, но ей никто не верит. Даже дядя и тетя, получив из гимназии письмо с жалобой на Лену, отказываются ее слушать. Только верная Нюра не сомневается в невиновности подруги и пытается ее поддержать.
Ситуация кажется безнадежной. Лена, оклеветанная и униженная, не знает, куда ей деваться и к кому обратиться за помощью. Но в самый критический момент на ее защиту встает неожиданный защитник…
Глава 5. Прощение и уроки доброты
Развязка истории с пропавшей книгой наступает неожиданно. Жюли, мучимая угрызениями совести, не выдерживает тяжести своего преступления и признается во всем Лене. Она рассказывает, как подбросила книгу, как радовалась, видя, как несправедливо обвиняют Лену.
Жюли в слезах просит у Лены прощения. Она понимает, как низко и подло поступила, и готова понести наказание за свой проступок. Лена, несмотря на все перенесенные обиды, прощает свою двоюродную сестру. Она видит, как искренне раскаивается Жюли, и понимает, что злоба и месть не принесут ей счастья.
История с пропавшей книгой становится для всех героев повести важным уроком. Жюли понимает, что ложь и подлость всегда раскрываются и приносят только горе и страдания. Она начинает смотреть на Лену другими глазами и даже пытаеться с ней подружиться.
Лена же еще раз убеждается в том, что доброта и великодушие способны растопить даже самое холодное сердце; Она продолжает жить в доме дяди, но теперь ее отношения с родственниками меняются к лучшему. Тетя Нелли становится более внимательной к племяннице, а дядя Иван Иванович начинает проявлять к ней отеческую заботу.
Коротко о главных персонажах
Лена Иконина
Главная героиня повести, девочка лет девяти, рано лишившаяся родителей. Чувствительная, добрая и ранимая, Лена тяжело переживает смерть матери и разлуку с родным домом. Оказавшись в незнакомом Петербурге, в доме богатого дяди, Лена сталкивается с равнодушием и даже жестокостью со стороны родственников.
В гимназии, куда ее определяют учиться, Лена тоже не находит понимания у избалованных и высокомерных одноклассниц. Но, несмотря на все испытания, Лена сохраняет чистоту души, доброту и способность сочувствовать другим. Она мужественно переносит все невзгоды, стараясь быть достойной памяти своей матери.
Жюли Иконина
Двоюродная сестра Лены, ровесница и одноклассница главной героини. Жюли ⎼ типичный продукт своего времени и среды⁚ избалованная, капризная, эгоистичная девочка, привыкшая к тому, что все ее желания исполняются. Она завидует Лене, считая, что та отнимает у нее родительскую любовь и внимание.
Жюли не упускает случая уколоть, обидеть или унизить Лену. Она распускает о ней сплетни, подстраивает ей провокации, стремясь выставить ее в невыгодном свете. Однако в душе Жюли не злая, а скорее глупая и избалованная девочка. В конце повести, раскаявшись в своих поступках, Жюли просит прощения у Лены и даже пытается с ней подружится.
Анна Симолин
Графиня, ученица той же гимназии, что и Лена с Жюли. Анна ― полная противоположность большинству своих одноклассниц. Это умная, образованная, благородная и справедливая девочка, не обращающая внимания на социальные различия. Она сразу видит в Лене добрую и чувствительную натуру и становится ее верной подругой и защитницей.
Анна всегда готова прийти на помощь слабому и обиженному. Она пользуется авторитетом и уважением не только среди гимназисток, но и у учителей. Анна становится для Лены настоящим другом, который помогает ей выстоять в трудных жизненных ситуациях.
Нюра
Одноклассница Лены и Жюли, добрая и отзывчивая девочка, также живущая на чужих хлебах. Нюра становится для Лены близкой подругой, с которой можно поговорить по душам, поделиться своими переживаниями и найти поддержку. Нюра, как и Лена, знает, что такое жить вдали от дома, без родительской ласки, и это сближает девочек.
Краткий вывод
«Записки маленькой гимназистки» Лидии Чарской – это не просто история о жизни девочек в гимназии, это повесть о вечных ценностях⁚ добре и зле, справедливости и подлости, любви и ненависти. На примере судеб главных героинь автор показывает, как важно оставаться верным своим принципам, несмотря ни на какие трудности и соблазны.
Главная героиня, Лена Иконина, проходит нелегкий путь испытаний. Осиротев, она вынуждена покинуть родной дом и привычный уклад жизни. В чужом доме ее ждет не радушный прием, а холодность и равнодушие родственников. В гимназии Лена сталкивается с завистью, насмешками и подлостью со стороны избалованных одноклассниц.
Но, несмотря на все невзгоды, Лена не озлобляется, не теряет веры в людей. Она справляется со всеми трудностями благодаря своей доброте, чуткости и умению сострадать. Лена находит настоящих друзей, которые ценят ее за искренность и открытость.
Повесть учит нас важным жизненным урокам. Автор показывает, что зло и несправедливость всегда будут существовать в мире, но важно не поддаваться им, не отвечать злом на зло. Только доброта, милосердие и любовь способны победить тьму и несправедливость.
«Записки маленькой гимназистки» ― это книга, которая не оставляет равнодушным ни одного читателя. Она волнует, трогает за живое, заставляет задуматься о вечных ценностях и своем месте в жизни.
Спасибо за краткий пересказ, освежил в памяти сюжет. Особенно ценно, что выделили ключевые моменты и эмоции.
Замечательный анализ! Чувствуется глубокое понимание произведения и его героев.
Очень интересный анализ первой главы! Сразу чувствуется атмосфера произведения и переживания главной героини. Жду продолжения!
Прекрасный стиль изложения, легко читается и запоминается. С нетерпением жду разбора следующих глав!
Очень подробный и в то же время лаконичный пересказ. Сразу захотелось перечитать книгу!