Краткое содержание поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»
Поэма начинается с описания Петра I, задумавшего строительство Петербурга. Проходит сто лет, город построен. Евгений, мелкий чиновник, мечтает о свадьбе с Парашей. Но случается наводнение, Параша погибает. Евгений сходит с ума и винит в трагедии памятник Петру I – Медный всадник.
Вступление и предыстория
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» начинается с величественной картины основания Санкт-Петербурга. На берегу пустынных волн Невы стоит Петр I, полный «дум великих». Он предвидит рождение здесь великого города, который станет окном России в Европу, символом ее мощи и прогресса.
Проходит сто лет. Замысел Петра Великого воплотился в реальность⁚ на месте болот и лесов вырос прекрасный город, «пышно, горделиво» вознесшийся над Невой. Автор воспевает красоту и величие творения Петра, противопоставляя его суровой природе Севера.
Петербург Пушкина — это город контрастов, где величие имперской столицы соседствует с трагедиями маленьких людей, где блеск дворцов оттеняется нищетой лачуг, а торжество человеческого гения подвергается испытанию силами стихии.
Именно в этом городе, на фоне его величественной панорамы, разворачивается история Евгения, главного героя поэмы. Вступление к «Медному всаднику» не только воссоздает исторический контекст, но и задает главные темы и мотивы произведения⁚ противостояние человека и природы, властителя и народа, мечты и реальности.
Образ Петра I, появляющийся в начале поэмы, неоднозначен. С одной стороны, это великий реформатор, творец новой России, с другой — деспот, поправший интересы простого человека ради достижения своих целей. Этот мотив двойственности, заложенный во вступлении, будет развиваться на протяжении всей поэмы, достигая кульминации в столкновении Евгения с Медным всадником.
Евгений и Параша
Евгений, мелкий петербургский чиновник, является типичным представителем городской бедноты. Он не отличается ни знатностью происхождения, ни богатством, ни особыми талантами. Жизнь его течет однообразно и серо, полна забот о хлебе насущном.
Однако в сердце Евгения теплится светлое чувство – любовь к Параше, дочери бедной вдовы, живущей на берегу Финского залива. Мечты о женитьбе на Параше, о создании семьи – единственное, что греет душу Евгения, даёт ему силы жить и трудиться.
Образ Параши дан в поэме в романтическом ключе. Это воплощение чистоты, нежности, простого женского счастья. Для Евгения она – луч света в его скудном мире, символ надежды на лучшее будущее.
Их любовь трогательна и наивна в своей простоте. Евгений представляет, как они с Парашей будут коротать тихие семейные вечера, как он будет нянчить их детей. Эти мечты, полные тепла и уюта, резко контрастируют с мрачной реальностью Петербурга, с его наводнениями, холодом и равнодушием.
История любви Евгения и Параши – это история двух одиноких душ, пытающихся найти утешение и опору друг в друге посреди враждебного им мира. Но их счастью не суждено сбыться⁚ надвигающаяся трагедия безжалостно разрушит хрупкий мир Евгения, навсегда лишив его надежды на счастье.
Наводнение и безумие Евгения
На Петербург обрушивается страшное бедствие – наводнение. Нева, взбунтовавшаяся под напором осенних ветров, выходит из берегов, сметая всё на своем пути. Город, ещё недавно блиставший красотой и величием, превращается в бушующее море.
Евгений, застигнутый стихией на улицах города, с ужасом думает о Параше, живущей в домике на берегу залива. Он бежит к Неве, надеясь увидеть хоть что-то, но перед ним открывается лишь картина хаоса и разрушения.
С болью и тревогой следит Евгений за разбушевавшейся стихией. В его воспаленном сознании рождается образ «кумира на бронзовом коне» – Медного всадника, неподвижно взирающего на хаос стихии. Этот образ становится для Евгения символом безразличия и жестокости судьбы.
Когда вода спадает, Евгений спешит к дому Параши, но находит лишь его обломки. Становится ясно, что девушка погибла. Удар судьбы оказывается слишком сильным для Евгения⁚ он теряет рассудок, не в силах смириться с гибелью любимой.
Безумие Евгения – это не просто следствие личного горя, но и протест против несправедливости мира, где человеческое счастье оказывается такой хрупкой и беззащитной вещью. В его воспаленном сознании Медный всадник из символа величия Петербурга превращается в виновника его трагедии.
Противостояние Евгения и Медного всадника
Потеряв рассудок, Евгений становится одержим идеей мести. Виновником своей трагедии он считает не безжалостную стихию, а Медного всадника – символ Петра I и имперского Петербурга, построенного ценой жизней простых людей.
Однажды ночью, бродя в бреду по улицам города, Евгений оказывается на Сенатской площади у подножия монумента Петру. В нем вспыхивает ярость, и он бросает вызов безмолвной статуе, обвиняя царя-реформатора в своих бедах.
В воспаленном сознании безумного сталкиваются две силы⁚ ничтожный, раздавленный горем человек и грозный император, воплощение неограниченной власти. Этот эпизод – кульминация поэмы, где личная трагедия Евгения перерастает в бунт против несправедливости мира, где сильные мира сего остаются равнодушны к страданиям маленьких людей.
И вдруг Евгению начинает казаться, что Медный всадник оживает. Лицо императора искажает гнев, и он устремляет свой взор на Евгения. Герой в ужасе бежит, преследуемый топотом копыт бронзового коня.
Образ ожившего Медного всадника – одно из самых ярких и многозначных мест поэмы. Он может трактоваться как порождение больного воображения Евгения, так и как символ безжалостной и карающей силы власти, преследующей тех, кто осмеливается бросить ей вызов.
Противостояние Евгения и Медного всадника – это не просто конфликт двух персонажей, но столкновение двух миров, двух идеологий⁚ мира простого человека, стремящегося к счастью и покою, и мира власти, построенного на насилии и подавлении.
Трагический финал и значение поэмы
С того рокового вечера Евгений становится затравленным и напуганным; Он скитается по улицам Петербурга, избегая взгляда Медного всадника, ставшего для него воплощением рока и безумия. Трагический парадокс заключается в том, что герой одновременно бежит от памятника и тянется к нему, как к единственному свидетелю своего горя.
Финал поэмы трагичен. Тело Евгения находят на берегу острова, у порога покосившегося домика, где когда-то жила Параша. Он умер, так и не сумев примириться с потерей любимой, раздавленный силами, превосходящими человеческое понимание.
Смерть Евгения – это не просто смерть маленького человека, это символ бессилия личности перед лицом истории, судьбы, государственной машины. Пушкин не даёт ответа на вопрос, кто виноват в трагедии Евгения, но заставляет задуматься о цене прогресса, о праве сильных мира сего распоряжаться чужими жизнями.
«Медный всадник» – это не только поэма о любви и трагедии, но и философское размышление о месте человека в истории, о столкновении личности и власти, о цене, которую приходится платить за величие и могущество государства.
Произведение поражает силой художественных образов, глубиной психологизма, актуальностью поднятых проблем. «Медный всадник» остается одним из самых загадочных и многогранных произведений русской литературы, вызывающим живой отклик и по сей день.
Коротко о главных персонажах
В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» немного действующих лиц, но каждое из них играет важную роль в раскрытии идейного замысла произведения.
Евгений
Это главный герой поэмы, мелкий петербургский чиновник, представитель городской бедноты. Он ничем не примечателен, живёт скромно, мечтая о простом семейном счастье с любимой девушкой Парашей. Евгений , человек добрый, чувствительный, способный на глубокие переживания.
Трагедия, обрушившаяся на него (гибель Параши во время наводнения), ломает его жизнь, лишает рассудка. Из забитого и незаметного обывателя Евгений превращается в бунтаря, бросающего вызов самому Медному всаднику — символу императорской власти.
Образ Евгения трагичен. Он воплощает судьбу «маленького человека», бессильного перед лицом истории, стихии, государственной машины.
Медный всадник
Это не просто памятник Петру I, а сложный и многозначный образ, воплощающий в себе несколько тем⁚
- величие и мощь Российской империи;
- деспотизм и жестокость власти;
- непоколебимость исторического процесса;
- рок, судьба, неподвластная человеку.
Медный всадник безмолвен, но его неподвижность и грозный вид производят угнетающее впечатление, особенно в момент наводнения и в сцене преследования Евгения. Он словно символизирует равнодушие высших сил к страданиям отдельного человека.
Параша
Возлюбленная Евгения, дочь бедной вдовы. Это светлый и трогательный образ, воплощающий мечту о простом семейном счастье. Параша нежна, кротка, предана Евгению. Её образ контрастирует с мрачной атмосферой Петербурга, её гибель становится для Евгения началом душевного краха.
Образы «Медного всадника» многозначны и противоречивы, что делает поэму Пушкина актуальной и по сей день.
Краткий вывод
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» – это сложное и многогранное произведение, в котором переплетаются темы любви и смерти, величия государства и трагедии маленького человека, противостояния личности и истории.
С одной стороны, поэма — гимн Петербургу, городу необыкновенной красоты и величия, созданному гением Петра I. Автор восхищается творением императора, но одновременно с этим показывает его оборотную сторону⁚ цену, которой оплачено это величие.
С другой стороны, «Медный всадник» — это трагедия Евгения, обычного человека, мечты которого разбиваются о безжалостную реальность. Гибель Параши, безумие героя, его гибель — все это свидетельства того, насколько хрупким и уязвимым может быть человеческое счастье перед лицом стихии, судьбы, государственной машины.
Образ Медного всадника становится ключевым в поэме. Это не просто памятник императору, а символ неограниченной власти, исторической необходимости, перед которой отдельный человек бессилен.
В своей поэме Пушкин не даёт однозначных ответов на поставленные вопросы. Он заставляет задуматься о цене прогресса, о праве власти распоряжаться чужими судьбами, о том, всегда ли цели оправдывают средства.
«Медный всадник» — это произведение, которое не оставляет равнодушным и сегодня. Оно заставляет задуматься о вечных вопросах человеческого бытия, о месте личности в истории, о цене, которую приходится платить за величие и могущество.
Захотелось перечитать поэму, чтобы еще раз прочувствовать трагедию Евгения.
Хороший материал для подготовки к уроку литературы!
Кратко и емко изложены основные темы «Медного всадника».
Тема противостояния человека и стихии, поднятая в поэме, актуальна и в наше время.
Хорошо показана связь между историческим контекстом и судьбой простого человека.
Интересный анализ вступления к поэме! Особенно понравилась мысль о двойственности образа Петра I.