Краткое содержание поэмы А.С. Пушкина Медный всадник

Краткое содержание поэмы А.С. Пушкина Медный всадник Краткие пересказы

Краткое содержание поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»

Поэма начинается с описания Петра I, задумавшего строительство Петербурга.​ Проходит сто лет, город построен.​ Евгений, мелкий чиновник, мечтает о свадьбе с Парашей. Но случается наводнение, Параша погибает.​ Евгений сходит с ума и винит в трагедии памятник Петру I – Медный всадник.​

Вступление и предыстория

Поэма А.​С. Пушкина «Медный всадник» начинается с величественной картины основания Санкт-Петербурга. На берегу пустынных волн Невы стоит Петр I, полный «дум великих».​ Он предвидит рождение здесь великого города, который станет окном России в Европу, символом ее мощи и прогресса.​

Проходит сто лет.​ Замысел Петра Великого воплотился в реальность⁚ на месте болот и лесов вырос прекрасный город, «пышно, горделиво» вознесшийся над Невой.​ Автор воспевает красоту и величие творения Петра, противопоставляя его суровой природе Севера.​

Петербург Пушкина — это город контрастов, где величие имперской столицы соседствует с трагедиями маленьких людей, где блеск дворцов оттеняется нищетой лачуг, а торжество человеческого гения подвергается испытанию силами стихии.

Именно в этом городе, на фоне его величественной панорамы, разворачивается история Евгения, главного героя поэмы.​ Вступление к «Медному всаднику» не только воссоздает исторический контекст, но и задает главные темы и мотивы произведения⁚ противостояние человека и природы, властителя и народа, мечты и реальности.​

Образ Петра I, появляющийся в начале поэмы, неоднозначен.​ С одной стороны, это великий реформатор, творец новой России, с другой — деспот, поправший интересы простого человека ради достижения своих целей.​ Этот мотив двойственности, заложенный во вступлении, будет развиваться на протяжении всей поэмы, достигая кульминации в столкновении Евгения с Медным всадником.

Евгений и Параша

Евгений, мелкий петербургский чиновник, является типичным представителем городской бедноты. Он не отличается ни знатностью происхождения, ни богатством, ни особыми талантами.​ Жизнь его течет однообразно и серо, полна забот о хлебе насущном.​

Однако в сердце Евгения теплится светлое чувство – любовь к Параше, дочери бедной вдовы, живущей на берегу Финского залива.​ Мечты о женитьбе на Параше, о создании семьи – единственное, что греет душу Евгения, даёт ему силы жить и трудиться.​

Образ Параши дан в поэме в романтическом ключе. Это воплощение чистоты, нежности, простого женского счастья.​ Для Евгения она – луч света в его скудном мире, символ надежды на лучшее будущее.​

Их любовь трогательна и наивна в своей простоте. Евгений представляет, как они с Парашей будут коротать тихие семейные вечера, как он будет нянчить их детей. Эти мечты, полные тепла и уюта, резко контрастируют с мрачной реальностью Петербурга, с его наводнениями, холодом и равнодушием.​

История любви Евгения и Параши – это история двух одиноких душ, пытающихся найти утешение и опору друг в друге посреди враждебного им мира.​ Но их счастью не суждено сбыться⁚ надвигающаяся трагедия безжалостно разрушит хрупкий мир Евгения, навсегда лишив его надежды на счастье.

На Петербург обрушивается страшное бедствие – наводнение.​ Нева, взбунтовавшаяся под напором осенних ветров, выходит из берегов, сметая всё на своем пути. Город, ещё недавно блиставший красотой и величием, превращается в бушующее море.​

Евгений, застигнутый стихией на улицах города, с ужасом думает о Параше, живущей в домике на берегу залива.​ Он бежит к Неве, надеясь увидеть хоть что-то, но перед ним открывается лишь картина хаоса и разрушения.​

С болью и тревогой следит Евгений за разбушевавшейся стихией.​ В его воспаленном сознании рождается образ «кумира на бронзовом коне» – Медного всадника, неподвижно взирающего на хаос стихии. Этот образ становится для Евгения символом безразличия и жестокости судьбы.​

Когда вода спадает, Евгений спешит к дому Параши, но находит лишь его обломки. Становится ясно, что девушка погибла.​ Удар судьбы оказывается слишком сильным для Евгения⁚ он теряет рассудок, не в силах смириться с гибелью любимой.​

Безумие Евгения – это не просто следствие личного горя, но и протест против несправедливости мира, где человеческое счастье оказывается такой хрупкой и беззащитной вещью.​ В его воспаленном сознании Медный всадник из символа величия Петербурга превращается в виновника его трагедии.​

Противостояние Евгения и Медного всадника

Потеряв рассудок, Евгений становится одержим идеей мести.​ Виновником своей трагедии он считает не безжалостную стихию, а Медного всадника – символ Петра I и имперского Петербурга, построенного ценой жизней простых людей.​

Однажды ночью, бродя в бреду по улицам города, Евгений оказывается на Сенатской площади у подножия монумента Петру.​ В нем вспыхивает ярость, и он бросает вызов безмолвной статуе, обвиняя царя-реформатора в своих бедах.​

В воспаленном сознании безумного сталкиваются две силы⁚ ничтожный, раздавленный горем человек и грозный император, воплощение неограниченной власти. Этот эпизод – кульминация поэмы, где личная трагедия Евгения перерастает в бунт против несправедливости мира, где сильные мира сего остаются равнодушны к страданиям маленьких людей.​

И вдруг Евгению начинает казаться, что Медный всадник оживает. Лицо императора искажает гнев, и он устремляет свой взор на Евгения.​ Герой в ужасе бежит, преследуемый топотом копыт бронзового коня.​

Образ ожившего Медного всадника – одно из самых ярких и многозначных мест поэмы.​ Он может трактоваться как порождение больного воображения Евгения, так и как символ безжалостной и карающей силы власти, преследующей тех, кто осмеливается бросить ей вызов.​

Противостояние Евгения и Медного всадника – это не просто конфликт двух персонажей, но столкновение двух миров, двух идеологий⁚ мира простого человека, стремящегося к счастью и покою, и мира власти, построенного на насилии и подавлении.​

Трагический финал и значение поэмы

С того рокового вечера Евгений становится затравленным и напуганным; Он скитается по улицам Петербурга, избегая взгляда Медного всадника, ставшего для него воплощением рока и безумия.​ Трагический парадокс заключается в том, что герой одновременно бежит от памятника и тянется к нему, как к единственному свидетелю своего горя.

Финал поэмы трагичен.​ Тело Евгения находят на берегу острова, у порога покосившегося домика, где когда-то жила Параша. Он умер, так и не сумев примириться с потерей любимой, раздавленный силами, превосходящими человеческое понимание.​

Смерть Евгения – это не просто смерть маленького человека, это символ бессилия личности перед лицом истории, судьбы, государственной машины. Пушкин не даёт ответа на вопрос, кто виноват в трагедии Евгения, но заставляет задуматься о цене прогресса, о праве сильных мира сего распоряжаться чужими жизнями.

«Медный всадник» – это не только поэма о любви и трагедии, но и философское размышление о месте человека в истории, о столкновении личности и власти, о цене, которую приходится платить за величие и могущество государства.​

Произведение поражает силой художественных образов, глубиной психологизма, актуальностью поднятых проблем.​ «Медный всадник» остается одним из самых загадочных и многогранных произведений русской литературы, вызывающим живой отклик и по сей день.​

Коротко о главных персонажах

В поэме А.​С. Пушкина «Медный всадник» немного действующих лиц, но каждое из них играет важную роль в раскрытии идейного замысла произведения.​

Евгений

Это главный герой поэмы, мелкий петербургский чиновник, представитель городской бедноты.​ Он ничем не примечателен, живёт скромно, мечтая о простом семейном счастье с любимой девушкой Парашей.​ Евгений , человек добрый, чувствительный, способный на глубокие переживания.​

Трагедия, обрушившаяся на него (гибель Параши во время наводнения), ломает его жизнь, лишает рассудка.​ Из забитого и незаметного обывателя Евгений превращается в бунтаря, бросающего вызов самому Медному всаднику — символу императорской власти.​

Образ Евгения трагичен.​ Он воплощает судьбу «маленького человека», бессильного перед лицом истории, стихии, государственной машины.

Медный всадник

Это не просто памятник Петру I, а сложный и многозначный образ, воплощающий в себе несколько тем⁚

  • величие и мощь Российской империи;
  • деспотизм и жестокость власти;
  • непоколебимость исторического процесса;
  • рок, судьба, неподвластная человеку.​

Медный всадник безмолвен, но его неподвижность и грозный вид производят угнетающее впечатление, особенно в момент наводнения и в сцене преследования Евгения. Он словно символизирует равнодушие высших сил к страданиям отдельного человека.​

Параша

Возлюбленная Евгения, дочь бедной вдовы.​ Это светлый и трогательный образ, воплощающий мечту о простом семейном счастье. Параша нежна, кротка, предана Евгению.​ Её образ контрастирует с мрачной атмосферой Петербурга, её гибель становится для Евгения началом душевного краха.​

Образы «Медного всадника» многозначны и противоречивы, что делает поэму Пушкина актуальной и по сей день.​

Краткий вывод

Поэма А.​С.​ Пушкина «Медный всадник» – это сложное и многогранное произведение, в котором переплетаются темы любви и смерти, величия государства и трагедии маленького человека, противостояния личности и истории.​

С одной стороны, поэма — гимн Петербургу, городу необыкновенной красоты и величия, созданному гением Петра I.​ Автор восхищается творением императора, но одновременно с этим показывает его оборотную сторону⁚ цену, которой оплачено это величие.​

С другой стороны, «Медный всадник» — это трагедия Евгения, обычного человека, мечты которого разбиваются о безжалостную реальность.​ Гибель Параши, безумие героя, его гибель — все это свидетельства того, насколько хрупким и уязвимым может быть человеческое счастье перед лицом стихии, судьбы, государственной машины.

Образ Медного всадника становится ключевым в поэме.​ Это не просто памятник императору, а символ неограниченной власти, исторической необходимости, перед которой отдельный человек бессилен.​

В своей поэме Пушкин не даёт однозначных ответов на поставленные вопросы.​ Он заставляет задуматься о цене прогресса, о праве власти распоряжаться чужими судьбами, о том, всегда ли цели оправдывают средства.​

«Медный всадник» — это произведение, которое не оставляет равнодушным и сегодня.​ Оно заставляет задуматься о вечных вопросах человеческого бытия, о месте личности в истории, о цене, которую приходится платить за величие и могущество.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга Васильева

    Захотелось перечитать поэму, чтобы еще раз прочувствовать трагедию Евгения.

  2. Дмитрий Соколов

    Хороший материал для подготовки к уроку литературы!

  3. Алексей Кузнецов

    Кратко и емко изложены основные темы «Медного всадника».

  4. Елена Смирнова

    Тема противостояния человека и стихии, поднятая в поэме, актуальна и в наше время.

  5. Сергей Петров

    Хорошо показана связь между историческим контекстом и судьбой простого человека.

  6. Мария Иванова

    Интересный анализ вступления к поэме! Особенно понравилась мысль о двойственности образа Петра I.