Краткое содержание поэмы «Двенадцать» по главам
Поэма начинается с описания зимнего Петрограда‚ охваченного революционными событиями. На улицах ветер‚ снег‚ холод. По заснеженным улицам идут люди‚ среди которых можно выделить представителей разных социальных слоев⁚ старушку‚ буржуя‚ барыню.
Глава 1
Поэма начинается с описания зимнего Петрограда‚ охваченного революционными событиями. На улицах ветер‚ снег‚ холод. По заснеженным улицам идут люди‚ среди которых можно выделить представителей разных социальных слоев⁚ старушку‚ буржуя‚ барыню. Старушка не понимает‚ что происходит‚ буржуй боится за свою жизнь‚ барыня с тоской вспоминает о прошлом. Автор использует контрастные образы‚ чтобы показать хаос и смятение‚ царящие в городе.
На этом фоне хаоса и неуверенности появляется отряд красногвардейцев — двенадцать человек с винтовками. Они идут уверенно‚ не обращая внимания на непогоду‚ их лица скрыты под картузами. Двенадцать — это символ новой силы‚ которая пришла на смену старому миру. Они полны решимости бороться за свои идеалы‚ даже если для этого придется прибегнуть к насилию.
Уже в первой главе Блок использует прием контраста‚ чтобы показать противостояние старого и нового мира; Старый мир представлен образами старушки‚ буржуя‚ барыни‚ которые не могут найти свое место в новой реальности. Новый мир — это двенадцать красногвардейцев‚ готовых к любым жертвам ради своих идей.
Язык поэмы нарочито груб‚ он изобилует просторечными выражениями‚ революционными лозунгами. Блок использует этот прием‚ чтобы передать атмосферу времени‚ дух революционной эпохи.
Глава 2
Вторая глава поэмы «Двенадцать» переносит нас из хаоса городских улиц в более интимную обстановку. Перед нами разворачивается любовная драма⁚ Ванька‚ бывший красногвардеец‚ а теперь солдат‚ проводит время с Катькой‚ «гулящей девкой». Их отношения — это еще один пример столкновения старого и нового мира. Катька‚ как и двенадцать красногвардейцев‚ принадлежит к миру революции‚ она свободна от предрассудков и условностей. Ванька же мечется между старым и новым‚ не находя себе места.
В этой главе Блок использует яркие‚ запоминающиеся образы. Катька сравнивается с «кошкой»‚ «ведьмой»‚ что подчеркивает ее независимость‚ свободолюбие‚ но и трагичность ее судьбы. Ванька же предстает перед нами как человек потерянный‚ неспособный сделать выбор.
Важную роль в главе играет мотив ревности. Петруха‚ один из двенадцати‚ ревнует Катьку к Ваньке. Этот мотив предвещает трагическую развязку любовного треугольника‚ которая произойдет в следующей главе.
Вторая глава поэмы — это не только любовная драма‚ но и размышление о судьбах России‚ о столкновении старого и нового мира. Ванька и Катька — это символы России‚ разрывающейся между прошлым и будущим.
Глава 3
Третья глава поэмы «Двенадцать» становится кульминацией любовной драмы‚ намеченной в предыдущей главе. Случайная встреча на ночной улице оборачивается трагедией⁚ отряд красногвардейцев сталкивается с Ванькой и Катькой. Ревность Петрухи вспыхивает с новой силой‚ и он‚ не раздумывая‚ стреляет в Катьку.
Убийство Катьки — ключевой эпизод поэмы‚ который имеет множество толкований. С одной стороны‚ это преступление‚ акт бессмысленной жестокости‚ проявление темной стороны революции. С другой стороны‚ смерть Катьки можно трактовать как жертву во имя революции‚ как неизбежную плату за перемены.
Блок не дает однозначной оценки поступку Петрухи. Он показывает смятение и раскаяние‚ охватившие убийцу‚ но в то же время подчеркивает‚ что «не время телиться» с «бабой». Революция не щадит никого‚ даже тех‚ кто ей предан.
Третья глава завершается страшным образом⁚ Катька лежит мертвая на снегу‚ а двенадцать красногвардейцев‚ не обращая внимания на трагедию‚ идут дальше‚ навстречу своей судьбе. Этот финал главы оставляет гнетущее впечатление‚ заставляя задуматься о цене революции‚ о том‚ какие жертвы она требует.
Глава 4
Четвертая глава поэмы «Двенадцать» переносит нас из мира личной трагедии в пространство общественных катаклизмов. Революция в самом разгаре‚ и Петроград‚ охваченный хаосом и насилием‚ напоминает кипящий котел. Блок использует ряд контрастных образов‚ чтобы передать атмосферу всеобщего безумия и страха.
Красногвардейцы‚ все так же марширующие по заснеженным улицам‚ становятся свидетелями хаоса и разрушения. Они видят‚ как рушатся старые устои‚ как гибнут люди‚ как разгорается пламя классовой борьбы. Но вместо сострадания и скорби в их сердцах царит лишь холодная решимость. Они готовы идти до конца‚ не останавливаясь ни перед чем.
Особое место в главе занимает образ ветра‚ который становится метафорой революционной стихии. Ветер сметает все на своем пути‚ он не различает правых и виноватых‚ он несет с собой как разрушение‚ так и очищение. Блок использует этот образ‚ чтобы показать‚ что революция — это не только прогресс‚ но и хаос‚ насилие‚ разрушение.
В четвертой главе Блок продолжает развивать тему противостояния старого и нового мира. Старый мир‚ представленный образами буржуев‚ чиновников‚ священников‚ рушится на глазах. Новый мир‚ символом которого являются двенадцать красногвардейцев‚ только начинает формироваться. Но каким он будет‚ этот новый мир? Ответ на этот вопрос остается открытым.
Образ двенадцати красногвардейцев в поэме «Двенадцать»
Двенадцать красногвардейцев ⎯ центральный образ поэмы Александра Блока «Двенадцать»‚ вокруг которого разворачивается действие и концентрируется идейное содержание произведения. Их образ неоднозначен‚ противоречив и вызывает споры до сих пор.
С одной стороны‚ красногвардейцы изображены как носители новой революционной идеи‚ решительно идущие к своей цели. Они представлены как единый монолит‚ действующий слаженно и беспрекословно. Их шаг уверен‚ взгляд направлен вперед‚ они не боятся ни холода‚ ни врагов. Блок наделяет их чертами народных героев‚ используя фольклорные мотивы и образы.
С другой стороны‚ автор не скрывает жестокости и безжалостности красногвардейцев. Они убивают Катьку‚ грабят прохожих‚ их речь груба и пронизана злобой. Блок показывает‚ что революция ⎯ это не только светлый идеал‚ но и хаос‚ насилие‚ кровопролитие. Двенадцать красногвардейцев ‒ это орудие истории‚ слепо и беспощадно уничтожающее старый мир.
Символично появление в конце поэмы образа Христа‚ который возглавляет шествие двенадцати. Эта деталь вызвала наибольшее количество толкований. Одни критики видели в этом символ святости и божественного промысла революции. Другие же‚ напротив‚ трактовали образ Христа как жертву‚ которую приносит революция во имя своих целей.
Образ двенадцати красногвардейцев в поэме Блока остается одним из самых загадочных и противоречивых образов русской литературы. Он отражает сложность и трагизм революционной эпохи‚ ее величие и ее ужас.
Коротко о главных персонажах
В поэме «Двенадцать» Александра Блока действующих лиц не так уж и много‚ но каждое из них наделено яркой индивидуальностью и символическим смыслом.
Двенадцать красногвардейцев
Это не просто двенадцать человек‚ а собирательный образ революционной массы‚ движущей силой истории. Они показаны как единое целое‚ лишенные индивидуальных черт‚ действующие решительно и беспощадно. В их образах сочетаются черты народных героев и бунтарей‚ разрушителей старого мира.
Петруха
Один из двенадцати‚ убийца Катьки. В отличие от остальных‚ Петруха наделен индивидуальностью. Он переживает муки совести‚ раскаивается в содеянном‚ но его личная драма теряется на фоне грандиозных событий революции.
Катька
«Гулящая девка»‚ возлюбленная Петрухи‚ а затем Ваньки. Ее образ трагичен. Она становится жертвой ревности‚ символом всего старого мира‚ который безжалостно уничтожается революцией.
Ванька
Бывший красногвардеец‚ перешедший на сторону старого режима. Он мечется между двумя мирами‚ не находя себе места. Его образ символизирует трагедию людей‚ не нашедших себя в новой реальности.
Второстепенные персонажи
В поэме также фигурируют второстепенные персонажи‚ которые представляют разные слои дореволюционного общества⁚ старушка‚ буржуй‚ барыня‚ писатель-вития‚ «товарищ поп». Их образы сатиричны‚ Блок высмеивает их страх‚ непонимание происходящего‚ жажду к прошлому.
Каждый персонаж поэмы «Двенадцать» — это не просто участник событий‚ а символ целой эпохи‚ сложного и противоречивого времени перемен.
Краткий вывод
Поэма Александра Блока «Двенадцать» ‒ одно из самых сложных и противоречивых произведений русской литературы XX века. Написанная в разгар революционных событий 1917 года‚ она отражает смятение‚ хаос и надежды переломной эпохи.
В центре поэмы ⎯ образ двенадцати красногвардейцев‚ идущих по заснеженному Петрограду. Они ‒ олицетворение революционной стихии‚ сметающей все на своем пути. Блок не идеализирует своих героев‚ показывая их жестокость‚ грубость‚ беспощадность. Но в то же время он наделяет их чертами народных героев‚ видя в них силу‚ способную разрушить старый мир и построить новый.
Особую роль в поэме играют контрастные образы. Старый мир представлен фигурами старушки‚ буржуя‚ барыни‚ которые не понимают происходящего‚ боятся будущего. Новый мир еще не обрел четких очертаний‚ он только зарождается в вихре революции.
Финал поэмы‚ где появляется образ Христа‚ ведущего за собой двенадцать красногвардейцев‚ до сих пор вызывает споры. Одни видят в этом символ святости и божественного промысла революции‚ другие ‒ предостережение о грядущих жертвах и испытаниях.
Поэма «Двенадцать» не дает однозначных ответов на вопросы о смысле истории‚ о цене прогресса‚ о судьбе России. Она ставит перед читателем сложные нравственные проблемы‚ заставляя задуматься о сложности и противоречивости революции‚ о том‚ какими путями идет история и какова в ней роль человека.
Язык поэмы действительно очень сильный, эти грубые выражения, лозунги — все это создает ощущение хаоса и революционного напряжения.
Мне кажется, «Двенадцать» — это очень сложная для понимания поэма. Нужно хорошо знать историю, чтобы разобраться во всех ее символах и образах.
Любовная линия Ваньки и Катьки кажется мне очень трагичной. Они оба потеряны в этой новой реальности, и их любовь обречена.
Образ Христа в финале поэмы — это очень спорный момент. Блок оставляет читателя с вопросами, на которые нет однозначных ответов.
Интересно, как Блок показывает контраст между старым и новым миром. Старушка, буржуй, барыня — все они застряли в прошлом, а двенадцать красногвардейцев — это символ перемен, хоть и пугающий.
Блок гениально передает атмосферу неопределенности и тревоги, которая царила в России после революции. «Двенадцать» — это поэма, которая заставляет задуматься.
Поэма «Двенадцать» — это как зеркало революционной эпохи. Блок не дает оценок, он просто показывает нам все противоречия того времени.