Краткое содержание поэмы Двенадцать по главам

Краткое содержание поэмы Двенадцать по главам Краткие пересказы

Краткое содержание поэмы «Двенадцать» по главам

Поэма начинается с описания зимнего Петрограда‚ охваченного революционными событиями.​ На улицах ветер‚ снег‚ холод.​ По заснеженным улицам идут люди‚ среди которых можно выделить представителей разных социальных слоев⁚ старушку‚ буржуя‚ барыню.​

Глава 1

Поэма начинается с описания зимнего Петрограда‚ охваченного революционными событиями. На улицах ветер‚ снег‚ холод.​ По заснеженным улицам идут люди‚ среди которых можно выделить представителей разных социальных слоев⁚ старушку‚ буржуя‚ барыню.​ Старушка не понимает‚ что происходит‚ буржуй боится за свою жизнь‚ барыня с тоской вспоминает о прошлом.​ Автор использует контрастные образы‚ чтобы показать хаос и смятение‚ царящие в городе.​

На этом фоне хаоса и неуверенности появляется отряд красногвардейцев — двенадцать человек с винтовками.​ Они идут уверенно‚ не обращая внимания на непогоду‚ их лица скрыты под картузами.​ Двенадцать — это символ новой силы‚ которая пришла на смену старому миру.​ Они полны решимости бороться за свои идеалы‚ даже если для этого придется прибегнуть к насилию.

Уже в первой главе Блок использует прием контраста‚ чтобы показать противостояние старого и нового мира; Старый мир представлен образами старушки‚ буржуя‚ барыни‚ которые не могут найти свое место в новой реальности.​ Новый мир — это двенадцать красногвардейцев‚ готовых к любым жертвам ради своих идей.

Язык поэмы нарочито груб‚ он изобилует просторечными выражениями‚ революционными лозунгами.​ Блок использует этот прием‚ чтобы передать атмосферу времени‚ дух революционной эпохи.

Глава 2

Вторая глава поэмы «Двенадцать» переносит нас из хаоса городских улиц в более интимную обстановку.​ Перед нами разворачивается любовная драма⁚ Ванька‚ бывший красногвардеец‚ а теперь солдат‚ проводит время с Катькой‚ «гулящей девкой».​ Их отношения — это еще один пример столкновения старого и нового мира.​ Катька‚ как и двенадцать красногвардейцев‚ принадлежит к миру революции‚ она свободна от предрассудков и условностей.​ Ванька же мечется между старым и новым‚ не находя себе места.

В этой главе Блок использует яркие‚ запоминающиеся образы.​ Катька сравнивается с «кошкой»‚ «ведьмой»‚ что подчеркивает ее независимость‚ свободолюбие‚ но и трагичность ее судьбы.​ Ванька же предстает перед нами как человек потерянный‚ неспособный сделать выбор.

Важную роль в главе играет мотив ревности. Петруха‚ один из двенадцати‚ ревнует Катьку к Ваньке. Этот мотив предвещает трагическую развязку любовного треугольника‚ которая произойдет в следующей главе.​

Вторая глава поэмы — это не только любовная драма‚ но и размышление о судьбах России‚ о столкновении старого и нового мира.​ Ванька и Катька — это символы России‚ разрывающейся между прошлым и будущим.​

Глава 3

Третья глава поэмы «Двенадцать» становится кульминацией любовной драмы‚ намеченной в предыдущей главе.​ Случайная встреча на ночной улице оборачивается трагедией⁚ отряд красногвардейцев сталкивается с Ванькой и Катькой.​ Ревность Петрухи вспыхивает с новой силой‚ и он‚ не раздумывая‚ стреляет в Катьку.

Убийство Катьки — ключевой эпизод поэмы‚ который имеет множество толкований.​ С одной стороны‚ это преступление‚ акт бессмысленной жестокости‚ проявление темной стороны революции.​ С другой стороны‚ смерть Катьки можно трактовать как жертву во имя революции‚ как неизбежную плату за перемены.​

Блок не дает однозначной оценки поступку Петрухи. Он показывает смятение и раскаяние‚ охватившие убийцу‚ но в то же время подчеркивает‚ что «не время телиться» с «бабой».​ Революция не щадит никого‚ даже тех‚ кто ей предан.​

Третья глава завершается страшным образом⁚ Катька лежит мертвая на снегу‚ а двенадцать красногвардейцев‚ не обращая внимания на трагедию‚ идут дальше‚ навстречу своей судьбе.​ Этот финал главы оставляет гнетущее впечатление‚ заставляя задуматься о цене революции‚ о том‚ какие жертвы она требует.​

Глава 4

Четвертая глава поэмы «Двенадцать» переносит нас из мира личной трагедии в пространство общественных катаклизмов.​ Революция в самом разгаре‚ и Петроград‚ охваченный хаосом и насилием‚ напоминает кипящий котел.​ Блок использует ряд контрастных образов‚ чтобы передать атмосферу всеобщего безумия и страха.​

Красногвардейцы‚ все так же марширующие по заснеженным улицам‚ становятся свидетелями хаоса и разрушения.​ Они видят‚ как рушатся старые устои‚ как гибнут люди‚ как разгорается пламя классовой борьбы.​ Но вместо сострадания и скорби в их сердцах царит лишь холодная решимость.​ Они готовы идти до конца‚ не останавливаясь ни перед чем.​

Особое место в главе занимает образ ветра‚ который становится метафорой революционной стихии.​ Ветер сметает все на своем пути‚ он не различает правых и виноватых‚ он несет с собой как разрушение‚ так и очищение.​ Блок использует этот образ‚ чтобы показать‚ что революция — это не только прогресс‚ но и хаос‚ насилие‚ разрушение.​

В четвертой главе Блок продолжает развивать тему противостояния старого и нового мира.​ Старый мир‚ представленный образами буржуев‚ чиновников‚ священников‚ рушится на глазах.​ Новый мир‚ символом которого являются двенадцать красногвардейцев‚ только начинает формироваться.​ Но каким он будет‚ этот новый мир?​ Ответ на этот вопрос остается открытым.

Образ двенадцати красногвардейцев в поэме «Двенадцать»

Двенадцать красногвардейцев ⎯ центральный образ поэмы Александра Блока «Двенадцать»‚ вокруг которого разворачивается действие и концентрируется идейное содержание произведения.​ Их образ неоднозначен‚ противоречив и вызывает споры до сих пор.​

С одной стороны‚ красногвардейцы изображены как носители новой революционной идеи‚ решительно идущие к своей цели. Они представлены как единый монолит‚ действующий слаженно и беспрекословно.​ Их шаг уверен‚ взгляд направлен вперед‚ они не боятся ни холода‚ ни врагов. Блок наделяет их чертами народных героев‚ используя фольклорные мотивы и образы.​

С другой стороны‚ автор не скрывает жестокости и безжалостности красногвардейцев.​ Они убивают Катьку‚ грабят прохожих‚ их речь груба и пронизана злобой.​ Блок показывает‚ что революция ⎯ это не только светлый идеал‚ но и хаос‚ насилие‚ кровопролитие.​ Двенадцать красногвардейцев ‒ это орудие истории‚ слепо и беспощадно уничтожающее старый мир.​

Символично появление в конце поэмы образа Христа‚ который возглавляет шествие двенадцати.​ Эта деталь вызвала наибольшее количество толкований. Одни критики видели в этом символ святости и божественного промысла революции.​ Другие же‚ напротив‚ трактовали образ Христа как жертву‚ которую приносит революция во имя своих целей.​

Образ двенадцати красногвардейцев в поэме Блока остается одним из самых загадочных и противоречивых образов русской литературы.​ Он отражает сложность и трагизм революционной эпохи‚ ее величие и ее ужас.​

Коротко о главных персонажах

В поэме «Двенадцать» Александра Блока действующих лиц не так уж и много‚ но каждое из них наделено яркой индивидуальностью и символическим смыслом.​

Двенадцать красногвардейцев

Это не просто двенадцать человек‚ а собирательный образ революционной массы‚ движущей силой истории.​ Они показаны как единое целое‚ лишенные индивидуальных черт‚ действующие решительно и беспощадно.​ В их образах сочетаются черты народных героев и бунтарей‚ разрушителей старого мира.​

Петруха

Один из двенадцати‚ убийца Катьки.​ В отличие от остальных‚ Петруха наделен индивидуальностью.​ Он переживает муки совести‚ раскаивается в содеянном‚ но его личная драма теряется на фоне грандиозных событий революции.

Катька

«Гулящая девка»‚ возлюбленная Петрухи‚ а затем Ваньки.​ Ее образ трагичен. Она становится жертвой ревности‚ символом всего старого мира‚ который безжалостно уничтожается революцией.​

Ванька

Бывший красногвардеец‚ перешедший на сторону старого режима.​ Он мечется между двумя мирами‚ не находя себе места.​ Его образ символизирует трагедию людей‚ не нашедших себя в новой реальности.​

Второстепенные персонажи

В поэме также фигурируют второстепенные персонажи‚ которые представляют разные слои дореволюционного общества⁚ старушка‚ буржуй‚ барыня‚ писатель-вития‚ «товарищ поп».​ Их образы сатиричны‚ Блок высмеивает их страх‚ непонимание происходящего‚ жажду к прошлому.​

Каждый персонаж поэмы «Двенадцать» — это не просто участник событий‚ а символ целой эпохи‚ сложного и противоречивого времени перемен.

Краткий вывод

Поэма Александра Блока «Двенадцать» ‒ одно из самых сложных и противоречивых произведений русской литературы XX века.​ Написанная в разгар революционных событий 1917 года‚ она отражает смятение‚ хаос и надежды переломной эпохи.​

В центре поэмы ⎯ образ двенадцати красногвардейцев‚ идущих по заснеженному Петрограду.​ Они ‒ олицетворение революционной стихии‚ сметающей все на своем пути. Блок не идеализирует своих героев‚ показывая их жестокость‚ грубость‚ беспощадность.​ Но в то же время он наделяет их чертами народных героев‚ видя в них силу‚ способную разрушить старый мир и построить новый.​

Особую роль в поэме играют контрастные образы.​ Старый мир представлен фигурами старушки‚ буржуя‚ барыни‚ которые не понимают происходящего‚ боятся будущего. Новый мир еще не обрел четких очертаний‚ он только зарождается в вихре революции.​

Финал поэмы‚ где появляется образ Христа‚ ведущего за собой двенадцать красногвардейцев‚ до сих пор вызывает споры. Одни видят в этом символ святости и божественного промысла революции‚ другие ‒ предостережение о грядущих жертвах и испытаниях.​

Поэма «Двенадцать» не дает однозначных ответов на вопросы о смысле истории‚ о цене прогресса‚ о судьбе России.​ Она ставит перед читателем сложные нравственные проблемы‚ заставляя задуматься о сложности и противоречивости революции‚ о том‚ какими путями идет история и какова в ней роль человека.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга

    Язык поэмы действительно очень сильный, эти грубые выражения, лозунги — все это создает ощущение хаоса и революционного напряжения.

  2. Светлана

    Мне кажется, «Двенадцать» — это очень сложная для понимания поэма. Нужно хорошо знать историю, чтобы разобраться во всех ее символах и образах.

  3. Дмитрий

    Любовная линия Ваньки и Катьки кажется мне очень трагичной. Они оба потеряны в этой новой реальности, и их любовь обречена.

  4. Екатерина

    Образ Христа в финале поэмы — это очень спорный момент. Блок оставляет читателя с вопросами, на которые нет однозначных ответов.

  5. Василий

    Интересно, как Блок показывает контраст между старым и новым миром. Старушка, буржуй, барыня — все они застряли в прошлом, а двенадцать красногвардейцев — это символ перемен, хоть и пугающий.

  6. Игорь

    Блок гениально передает атмосферу неопределенности и тревоги, которая царила в России после революции. «Двенадцать» — это поэма, которая заставляет задуматься.

  7. Андрей

    Поэма «Двенадцать» — это как зеркало революционной эпохи. Блок не дает оценок, он просто показывает нам все противоречия того времени.