- Краткое содержание повести «Юность» Льва Толстого по главам
- Глава 1. Что я считаю началом юности
- Глава 2. Мечты и стремления Николая
- Глава 3. Университетская жизнь и разочарования
- Глава 4. Влияние друзей и поиски себя
- Глава 5. Духовные искания и нравственное перерождение
- Коротко о главных персонажах
- Краткий вывод
Краткое содержание повести «Юность» Льва Толстого по главам
В повести «Юность» Лев Толстой продолжает историю взросления Николая Иртеньева. Шестнадцатилетний юноша готовится к поступлению в университет, переживает первую любовь, дружбу и разочарования, пытается найти свое место в жизни и следовать своим моральным принципам.
Глава 1. Что я считаю началом юности
Шестнадцатилетний Николай Иртеньев, главный герой повести, готовится к поступлению в университет. Он полон мечтаний, размышлений о своем будущем предназначении и о том, каким человеком ему хочется стать. Юноша уверен, что вступает в новую пору своей жизни ― пору юности, которая будет наполнена глубоким смыслом и нравственным ростом.
Николай начинает анализировать свое прошлое, пытаясь определить момент, с которого можно отсчитывать начало своей юности. Он вспоминает детство, первые трогательные чувства к девочке, переезд в Москву, смерть матери ー все эти события кажутся ему теперь далекими и наивными.
Николай приходит к выводу, что суть юности заключается не в определенном возрасте или внешних изменениях, а в стремлении к самосовершенствованию, в желании жить согласно высоким моральным принципам. Он решает записывать свои мысли и правила жизни в специальную тетрадь, чтобы постоянно помнить о своих целях и не сбиться с выбранного пути.
Николай восхищается своим другом Дмитрием Нехлюдовым, видя в нем образец благородства, ума и нравственной чистоты. Он мечтает быть похожим на Дмитрия и верит, что их дружба поможет ему стать лучше.
В этой главе Толстой мастерски передает волнение, энтузиазм и трогательную серьезность, свойственные юношескому восприятию мира. Николай искренне верит в свои силы, в возможность достичь нравственного идеала, и читатель невольно проникается его юношеским максимализмом и чистотой померений.
Глава 2. Мечты и стремления Николая
Николай Иртеньев с юношеским жаром предается мечтам о своем будущем. Он грезит о славе, о том, как станет выдающимся человеком, о котором будут говорить все. В своих фантазиях он представляет себя то блестящим офицером, то знаменитым ученым, то писателем, чьи произведения потрясут мир.
Николай размышляет о любви, воображая себя героем романтического романа. Он мечтает о чистой и возвышенной любви, которая преобразит его жизнь. Юноша уверен, что встретит необыкновенную девушку, которая поймет его душу и разделит его стремления.
Чтобы стать достойным своих мечтаний, Николай составляет для себя свод правил, которым обязуется неукоснительно следовать. Он решает заниматься самообразованием, развивать свои физические и интеллектуальные способности, быть дисциплинированным, честным и благородным во всех своих поступках.
Однако юношеская мечтательность иногда уводит Николая далеко от реальности. Он склонен преувеличивать свои способности, идеализировать окружающих и видеть мир в слишком радужном свете. Толстой тонко показывает противоречивость юношеского характера ー стремление к высокому сочетается в Николае с наивностью, самоуверенностью и некоторым инфантилизмом.
Глава 3. Университетская жизнь и разочарования
Поступив в университет, Николай Иртеньев сталкивается с разочаровывающей реальностью, которая разительно отличается от его радужных представлений. Юношеская восторженность постепенно сменяется чувством растерянности и неуверенности.
Университетская среда кажется Николаю чужой и недружелюбной. Он не находит единомышленников среди студентов, которые в большинстве своем кажутся ему пустыми и неинтересными людьми, занятыми лишь развлечениями и карьерой.
Николай с огорчением замечает, что его высокие идеалы и стремления к самосовершенствованию не находят отклика у окружающих. Он начинает сомневаться в себе, в правильности выбранного пути, теряет веру в свои силы.
Неудачи в учебе усугубляют эмоциональное состояние Николая. Он с горечью осознает, что не справляется с требованиями университетской программы, что его знания поверхностны, а привычка к мечтательности мешает ему сосредоточиться на занятиях.
В этой главе Толстой реалистично изображает сложный и противоречивый процесс взросления, когда юношеский максимализм сталкивается с жизненными реалиями. Разочарования и неудачи становятся для Николая тяжелым испытанием, заставляя его пересмотреть свои взгляды и ценности.
Глава 4. Влияние друзей и поиски себя
В поисках своего места в жизни Николай Иртеньев сильно подвержен влиянию своего окружения. Он продолжает дружить с Дмитрием Нехлюдовым, но их пути постепенно расходятся.
Николай увлекается студенческими кутежами, пытается казаться взрослее и опытнее, чем он есть на самом деле. Он начинает курить, употреблять алкоголь, вести праздный образ жизни, подражая своим новым знакомым.
Дмитрий Нехлюдов не одобряет поведение Николая, он пытается вразумить друга, объяснить ему пагубность такого образа жизни. Однако Николай, охваченный юношеским нигилизмом, не прислушивается к его словам.
Внутренний конфликт между желанием быть «как все» и стремлением сохранить верность своим идеалам все больше обостряется в душе Николая. Он чувствует себя несчастным и потерянным, не может найти гармонию ни в одной из компаний.
В этой главе Толстой показывает, как важно в юности не поддаваться чужому влиянию, уметь отличать истинное от ложного, сохранять независимость суждений и верность своим принципам.
Глава 5. Духовные искания и нравственное перерождение
Пережив период сомнений и разочарований, Николай Иртеньев вновь обращается к своим внутренним исканиям. Он понимает, что путь подражания и поиска легких удовольствий завел его в тупик.
Николай начинает острее ощущать непрочность и иллюзорность внешнего блеска, которым он так стремился окружить себя. Он убеждается, что истинные ценности жизни ― это любовь, дружба, честность, сострадание ― лежат в области духовного.
Николай вспоминает о своих юношеских идеалах, о своем стремлении к нравственному совершенствованию. Он достает свою тетрадь с «Правилами жизни» и с новой силой осознает важность самоанализа и работы над собой.
Николай пытается наладить отношения с Дмитрием Нехлюдовым, понимая, что тот был прав, пытаясь предостеречь его от ошибок. Он стремится к искренности в общении с друзьями и близкими, старается быть более внимательным к их чувствам.
В этой главе Толстой показывает, что путь духовного роста непрост и противоречив, но именно он приводит человека к истинному счастью и гармонии с собой и миром.
Коротко о главных персонажах
Николай Иртеньев⁚ Главный герой повести, юноша шестнадцати лет, от лица которого ведется повествование. Николай – натура чувствительная, впечатлительная, склонная к самоанализу и рефлексии. Он полон юношеского максимализма, мечтает о великих свершениях, стремится к самосовершенствованию и ищет свое место в жизни. На протяжении повести Николай проходит через ряд испытаний⁚ первую любовь, дружбу и разочарования, университетскую жизнь, влияние различных компаний. Он учится на своих ошибках, постепенно освобождаясь от иллюзий и приходя к пониманию настоящих ценностей.
Дмитрий Нехлюдов⁚ Друг Николая, умный, благородный и рассудительный юноша. Дмитрий служит для Николая моральным ориентиром. Он критически относится к себе и окружающим, старается жить согласно своим принципам, не поддаваясь модным веяниям и соблазнам. Дмитрий пытается наставить Николая на «путь истинный», предостеречь его от ошибок, но не всегда находит понимание у друга, охваченного юношеским максимализмом.
Владимир Иртеньев⁚ Старший брат Николая, студент университета. В отличие от мечтательного и рефлексирующего Николая, Владимир более практичен, уверен в себе, легко сходится с людьми. Он не склонен к глубоким размышлениям, живет настоящим моментом и получает удовольствие от жизни. Несмотря на разницу в характерах, братья любят друг друга.
Соня⁚ Сестра Николая, милая и добрая девушка. Соня находится в том возрасте, когда девочки еще живут в мире мечтаний и фантазий. Она очень привязана к братьям, но порой страдает от невнимания с их стороны, так как те увлечены собственными проблемами и переживаниями.
Краткий вывод
В повести «Юность» Лев Толстой с удивительной психологической глубиной изображает сложный и противоречивый процесс взросления, становления личности. Главный герой, Николай Иртеньев, проходит через ряд испытаний, которые заставляют его пересмотреть свои взгляды на жизнь, отношения с людьми, свое место в мире.
В начале повести Николай полон юношеского максимализма, мечтает о великих свершениях, стремится к самосовершенствованию. Однако, столкнувшись с реальностью университетской жизни, влиянием различных компаний, он переживает период сомнений, разочарований, теряет веру в себя.
Постепенно Николай начинает понимать, что истинные ценности жизни ― это не внешние атрибуты успеха, а любовь, дружба, честность, сострадание. Он осознает важность самоанализа, работы над собой, стремления к духовному росту.
Толстой показывает, что путь взросления непрост и противоречив, он сопряжен с ошибками, падениями, разочарованиями. Однако именно эти испытания формируют характер, помогают отделить истинное от ложного, найти свой собственный путь в жизни.
«Юность» — это не просто повесть о взрослении одного человека, это философское размышление о смысле жизни, о поиске своего места в мире, о стремлении к нравственному идеалу. Эта книга актуальна и в наши дни, так как она помогает лучше понять себя, свои чувства, свои стремления и найти свой собственный путь к счастью и гармонии.
Слог Толстого захватывает с первых строк. Жду не дождусь, когда смогу прочитать всю повесть!
Интересное начало! Толстой как всегда точно подмечает все метания юной души. С нетерпением жду продолжения.
Интересно наблюдать за тем, как Николай анализирует свои чувства и поступки. Он уже не ребенок, но еще и не взрослый.
Тема самосовершенствования, поиска своего места в жизни актуальна и в наше время. Толстой — гений!
Очень трогательно описаны отношения Николая с другом. Настоящая дружба — это так важно в юности!
Как же близки и понятны переживания Николая! Вспомнила себя в юности, свои мечты и стремления.