Краткое содержание повести «Школа» Аркадия Гайдара
Повесть «Школа» Аркадия Гайдара повествует о жизни подростка Бориса Горикова в период революционных событий 1917 года и Гражданской войны. Борис, увлекшись революционными идеями, сталкивается с трудностями и опасностями. Он вступает в партизанский отряд, где набирается опыта и мужества. Произведение описывает становление личности героя на фоне исторических потрясений.
Биография Аркадия Гайдара
Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия — Голиков) — один из самых известных советских детских писателей, чьи произведения оставили неизгладимый след в истории литературы. Его жизнь, полная приключений, борьбы и преданности идеалам, сама по себе напоминает увлекательный роман.
Аркадий Голиков родился 9 (22) января 1904 года в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. С ранних лет он проявлял живой ум, любознательность и тягу к знаниям. В 1912 году семья переехала в Арзамас, где Аркадий продолжил обучение в реальном училище.
Революционные события 1917 года оказали огромное влияние на формирование личности будущего писателя. В 14 лет, прибавив себе два года, Аркадий вступил в ряды Красной Армии, став добровольцем. Этот период оставил глубокий след в его душе и творчестве. Он участвовал в боях на разных фронтах Гражданской войны, проявив мужество, отвагу и преданность делу революции.
В 1924 году, после тяжёлого ранения, Гайдар был вынужден демобилизоваться. Начался новый этап в его жизни — литературный. Псевдоним «Гайдар» появился в 1925 году, происхождение которого до конца не выяснено. Существует несколько версий, одна из которых гласит, что это аббревиатура⁚ «Гайдар» — «Голиков Аркадий из Арзамаса».
Первые произведения Гайдара были посвящены теме Гражданской войны и революционной романтики. Он писал о том, что сам пережил и прочувствовал, о героизме, товариществе, борьбе за светлое будущее. Его повести и рассказы быстро завоевали популярность среди юных читателей, став настоящей классикой детской литературы.
Среди наиболее известных произведений Аркадия Гайдара можно назвать⁚ «Р.В.С.», «Школа», «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Голубая чашка» и многие другие. В своих книгах автор воспевал благородство, честность, смелость, учил детей дружбе, взаимовыручке, любви к Родине.
С началом Великой Отечественной войны Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента газеты «Комсомольская правда». Он был настоящим патриотом своей страны и не мог оставаться в стороне в трудный час. 26 октября 1941 года Аркадий Гайдар погиб в бою под Каневом, защищая Родину от фашистских захватчиков.
Аркадий Гайдар прожил яркую, но короткую жизнь. Его литературное наследие продолжает жить и вдохновлять новые поколения читателей. Произведения Гайдара переведены на множество языков мира, по ним сняты фильмы и поставлены спектакли. Имя Аркадия Петровича Гайдара навсегда вошло в историю отечественной литературы как символ мужества, героизма и любви к детям.
Сюжет повести «Школа»
Повесть Аркадия Гайдара «Школа» переносит нас в бурные годы начала ХХ века, в период Первой мировой войны и последующей за ней революционной смуты. Главный герой повести, подросток Борис Гориков, живущий в провинциальном городке, похожем на тихий монастырь. Жизнь Бориса, как и многих его сверстников, круто меняется с приходом революционных событий.
В начале повести мы знакомимся с Борисом как обычным мальчишкой, увлекающимся лазанием по крышам и шалостями. Он не очень прилежный ученик, но при этом наблюдательный и любознательный. Отец Бориса — учитель, ушедший на фронт, мать — фельдшер, все время занятая работой. Семейная жизнь не балует Бориса теплом и заботой, поэтому он ищет приключений и признания вне дома.
Революция врывается в размеренную жизнь городка. Борис, под влиянием революционных идей и призывов к борьбе за справедливость, начинает проявлять интерес к политике. Он вступает в конфликт с учителями, ссорится с матерью, ищет поддержки у таких же, как он сам, подростков, увлеченных революционным романтизмом.
После прихода к власти большевиков Борис, окончательно порвав с прежней жизнью, сбегает из дома и присоединяется к партизанскому отряду. Начинается новый этап в жизни героя, суровый и полный опасностей. Он оказываеться втянутым в водоворот Гражданской войны, сталкивается с голодом, холодом, лишениями, участвует в боях.
В партизанском отряде Борис проходит суровую школу жизни. Он учится обращаться с оружием, подчиняться дисциплине, переносить трудности, быть верным товарищем. Война меняет Бориса, закаляет его характер, делает взрослее и ответственнее. Он теряет друзей, сталкивается с предательством, но не теряет веры в идеалы, за которые борется.
Повесть «Школа» — это история взросления человека на фоне грандиозных исторических событий. Это повествование о том, как революция и война меняют судьбы людей, заставляют делать трудный выбор, закаляют характер и формируют мировоззрение.
Главный герой и его путь
Борис Гориков, главный герой повести «Школа», – это собирательный образ подростка, чья юность пришлась на переломную эпоху революции и Гражданской войны. В начале повествования мы видим его обычным мальчишкой, полным энергии и жажды приключений. Он непоседлив, упрям, не всегда прилежен в учебе, но при этом обладает обостренным чувством справедливости и желанием найти свое место в жизни.
Жизнь Бориса круто меняется с приходом революционных событий. Как и многие его сверстники, он оказывается захвачен водоворотом новых идей, лозунгов, призывов к борьбе за светлое будущее. Революционная романтика, жажда справедливости, стремление вырваться из тесных рамок обыденности толкают его на поиски своего пути.
Разрыв с прежней жизнью происходит стремительно. Борис сталкивается с непониманием со стороны взрослых, ссорится с матерью, бросает учебу; Вступление в партизанский отряд становится для него символом бескомпромиссного выбора и готовности бороться за свои идеалы.
Путь Бориса в рядах партизан — это путь испытаний, потерь, взросления. Он сталкивается с суровой реальностью войны⁚ голодом, холодом, лишениями, смертью товарищей. Ему приходится учиться отвечать за свои поступки, подчиняться дисциплине, преодолевать страх и боль.
Постепенно юношеский романтизм сменяется осознанием сложности и противоречивости происходящего. Борис начинает понимать, что революция — это не только праздники и лозунги, но и тяжелый труд, ответственность, необходимость делать непростой выбор.
К концу повести Борис Гориков — уже не тот беспечный мальчишка, каким он был в начале. Это повзрослевший, закаленный в боях юноша, познавший цену дружбы, преданности, самопожертвования. Он нашел свое место в жизни, выбрав путь борьбы за справедливость и свободу.
Образ Бориса Горикова — это символ целого поколения, чьё детство было опалено пламенем революции. Это история становления характера, поиска своего места в мире, где приходится бороться за свои идеалы, преодолевая трудности и испытания.
Исторический контекст повести
Повесть Аркадия Гайдара «Школа» неразрывно связана с бурными историческими событиями начала XX века в России. Это время крушения империи, революционных потрясений, братоубийственной Гражданской войны. Автор, будучи непосредственным участником тех событий, передает атмосферу эпохи, ее дух, идеи, надежды и разочарования.
Действие повести начинается в 1916 году, когда Российская империя участвовала в Первой мировой войне. Страна находилась в состоянии глубокого кризиса⁚ экономического, политического, социального. Война усугубила эти проблемы, приведя к обнищанию населения, росту недовольства, обострению социальных противоречий.
Февральская революция 1917 года свергла монархию, но не принесла долгожданного мира и стабильности. Временное правительство оказалось неспособным решить накопившиеся проблемы, остановить развал страны. В обществе нарастала радикализация, усиливалось влияние большевиков, обещавших «мир, землю, фабрики рабочим».
Октябрьская революция 1917 года стала переломным моментом в истории России. Большевики, придя к власти, начали строить новое, социалистическое общество. Этот процесс сопровождался жестокой Гражданской войной, расколовшей страну на два враждующих лагеря.
Именно в этот период разрухи, хаоса, всеобщей идеологизации происходит становление личности главного героя повести , Бориса Горикова. Он, как и многие его сверстники, оказывается втянутым в водоворот революционных событий, перед ним встает необходимость сделать свой выбор, определить свое место в новой действительности.
Гайдар не идеализирует революцию и войну. Он показывает их жестокость, беспощадность, трагизм. Но в то же время он подчеркивает, что именно в экстремальных условиях проявляються лучшие качества человека⁚ мужество, стойкость, самопожертвование, верность долгу и товарищам.
«Школа» — это не просто приключенческая повесть, но и своеобразный документ эпохи, отразивший сложный и противоречивый период российской истории.
Коротко о главных персонажах
В повести «Школа» Аркадий Гайдар создает галерею ярких и запоминающихся образов, которые, несмотря на свою лаконичность, отражают дух эпохи и сложность человеческих судеб в переломные моменты истории.
Борис Гориков
Главный герой повести, подросток, чья юность совпала с революционными событиями и Гражданской войной. В начале повествования Борис – обычный мальчишка, непоседливый, склонный к шалостям, не слишком усердный в учебе. Однако за внешней беспечностью скрывается живой ум, любознательность, обостренное чувство справедливости. Революция пробуждает в нем жажду активной деятельности, стремление бороться за лучшую жизнь. Борис с энтузиазмом встречает новые идеи, но пока еще слишком юный и неопытный, чтобы до конца понимать их суть и последствия. Он сбегает из дома, присоединяется к партизанам, и его жизнь превращается в череду суровых испытаний. Война закаляет его характер, учит преодолевать трудности, ценить настоящую мужскую дружбу, быть ответственным за свои поступки. К концу повести Борис превращается в повзрослевшего, возмужавшего юношу, прошедшего суровую школу жизни и сохранившего в душе веру в светлые идеалы.
Мать Бориса
Женщина, уставшая от жизни, тяжелой работы, непонимания окружающих. Она любит сына, но не умеет выразить свои чувства, часто ссорится с ним, пытается направить его энергию в русло «нормальной» жизни. Революция и уход Бориса к партизанам становятся для нее настоящей трагедией. Она остается одна, полная тревоги и непонимания происходящего. Образ матери Бориса — это символ трагизма эпохи, которая разрушала привычный уклад жизни, разделяла семьи, ставила перед людьми непростые моральные выборы.
Матвей Гориков
Отец Бориса, учитель, ушедший на фронт еще до начала революции. Он предстает в воспоминаниях сына как человек строгий, но справедливый, преданный своим идеалам. Матвей Гориков — это представитель старой, дореволюционной интеллигенции, для которой понятия долга, чести, служения народу имели огромное значение. Его образ служит своеобразным нравственным ориентиром для Бориса, помогает ему не сбиться с пути в сложных ситуациях.
Сестра Бориса
Маленькая девочка, которая еще не может до конца понять происходящие события. Она очень любит брата, скучает по нему, ждет его возвращения. Образ сестры символизирует мир детства, беззаботности, который остался в прошлом для Бориса и других героев повести.
Политрук Петрович
Бывший рабочий, опытный революционер, ставший наставником и учителем для Бориса в партизанском отряде. Это человек твердых убеждений, железной воли, бесстрашный боец. Он учит Бориса обращаться с оружием, подчиняться дисциплине, быть верным товарищем, не терять присутствия духа в трудных ситуациях. Петрович — это образ настоящего большевика, преданного делу революции, готового жертвовать собой ради достижения высоких целей.
Второстепенные персонажи повести — учителя, гимназисты, партизаны, крестьяне — также вносят свой вклад в создание общей картины эпохи. Каждый из них, даже появляясь на страницах повести эпизодически, помогает лучше понять сложность и противоречивость времени, в котором развертываются события.
Краткий вывод
Повесть Аркадия Гайдара «Школа» – это не просто увлекательная история о приключениях подростка в годы революции и Гражданской войны. Это глубокое и многогранное произведение, поднимающее важные вопросы о становлении личности, о цене выбора, о смысле долга и чести в переломные моменты истории.
Гайдар, будучи сам участником революционных событий, мастерски передает атмосферу эпохи, ее дух, идеи, надежды и разочарования. Он не идеализирует революцию и войну, не скрывает их жестокость, трагизм, разрушительную силу. Но в то же время он показывает, как в горниле испытаний закаляются характеры, рождаются герои, проявляются лучшие качества человека⁚ мужество, стойкость, самопожертвование, верность идеалам.
Главный герой повести, Борис Гориков, проходит сложный путь взросления. Из непоседливого мальчишки, увлеченного революционной романтикой, он превращается в зрелого юношу, познавшего цену жизни и смерти, научившегося отвечать за свои поступки, бороться за свои идеалы. Его путь – это путь потерь, разочарований, но и обретений⁚ настоящей дружбы, любви, веры в свои силы.
В повести «Школа» переплетаются несколько важных тем⁚
- Тема становления личности. Гайдар показывает, как исторические события влияют на формирование характера, как под воздействием испытаний происходит переоценка ценностей, рождается новая мораль.
- Тема отцов и детей. В повести ярко показан конфликт поколений, непонимание между родителями и детьми, которые оказались по разные стороны баррикад.
- Тема дружбы и товарищества. В условиях войны и революции дружба приобретает особую ценность. Она становится опорой и поддержкой в трудную минуту, помогает сохранить человечность, не сломаться под натиском обстоятельств.
- Тема выбора и ответственности. Каждый герой повести встает перед необходимостью сделать свой выбор, определить свое отношение к происходящему, и этот выбор всегда связан с огромной ответственностью за себя и за других.
«Школа» Аркадия Гайдара – это не просто книга о прошлом. Это произведение, которое остается актуальным и в наши дни, заставляя задуматься о сложности жизненного выбора, о цене подвига, о том, что значит быть настоящим человеком в любой ситуации.
Хороший текст для школьников, которые только знакомятся с творчеством Гайдара.
Краткая, но емкая биография Гайдара. Освежил в памяти основные моменты его жизни и творчества.
Очень интересно и лаконично изложена суть повести «Школа». Сразу захотелось прочитать!
Всегда поражался тому, насколько насыщенной была жизнь Аркадия Гайдара. Настоящий герой своего времени!
Интересно было узнать о происхождении псевдонима «Гайдар». Спасибо!