Краткое содержание рассказа Кавказский пленник

Краткое содержание рассказа Кавказский пленник Краткие пересказы

Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник»

Рассказ повествует о двух русских офицерах, Жилине и Костылине, попавших в плен к горцам на Кавказе.​ Жилин, мужественный и изобретательный, не теряет надежды на побег, в то время как Костылин проявляет слабость и пассивность.​

Глава 1.​ Письмо от матери и опасный путь

Действие рассказа начинается на Кавказе, где служит офицер русской армии Иван Жилин.​ Однажды он получает письмо от своей престарелой матери, которая просит его навестить ее перед смертью.​ Она пишет, что хочет увидеть сына в последний раз и благословить его.​ Тронутый письмом, Жилин решает отправиться в опасный путь домой.​

В это время на Кавказе идет война, и путешествие сопряжено с большим риском.​ Горцы часто нападают на путников, поэтому Жилин вынужден присоединиться к обозу, который движется под охраной солдат.​ Однако обоз движется медленно, и Жилин, торопясь увидеть мать, решает ехать дальше верхом на коне в компании другого офицера, Костылина.

Несмотря на опасность, Жилин уверен в себе и своем верном коне.​ Он не боится горцев и готов дать им отпор.​ В отличие от него, Костылин — человек робкий и нерешительный, он боится каждого шороха.​ Однако Жилин, движимый благородными чувствами, не бросает товарища и вместе с ним продолжает свой опасный путь.​ Вскоре их настигает группа вооруженных горцев-татар, и, несмотря на отчаянное сопротивление Жилина, офицеры оказываются в плену.​

Глава 2.​ Плен и знакомство с Диной

Попав в плен, Жилин и Костылин оказываются в ауле — горном селении.​ Их запирают в сарае, где они проводят первую ночь в тревожном ожидании своей участи.​ Костылин впадает в уныние, он боится за свою жизнь и проклинает тот день, когда они решили ехать одни. Жилин же, несмотря на тяжелое положение, не теряет присутствия духа.​ Он старается изучить обстановку, понять язык и обычаи своих похитителей.​ Он верит, что сможет найти способ вырваться на свободу.​

Утром татары приводят в аул Костылина, который не оказал сопротивления и сдался в плен без боя.​ Горцы требуют от пленников выкуп — по пять тысяч рублей за каждого. Жилин понимает, что его бедная мать не сможет собрать такую сумму, и решает хитростью выиграть время. Он отправляет письмо, но пишет адрес таким образом, чтобы оно не дошло.

В ауле Жилин знакомится с дочерью одного из своих похитителей — маленькой девочкой Диной. Дина — добрая и отзывчивая девочка, она жалеет пленника и тайком носит ему лепешки и молоко.​ Жилин в благодарность мастерит для нее игрушки из глины, чем заслуживает ее доверие и симпатию.​ Между пленным офицером и маленькой горянкой завязывается трогательная дружба, которая сыграет важную роль в судьбе Жилина.​

Глава 3.​ Жизнь в ауле и попытка побега

В то время как Костылин, сломленный пленением, проводит дни в бездействии, с тоской ожидая выкупа, Жилин не оставляет надежды на побег.​ Он внимательно изучает окрестности аула, ищет слабые места в охране, пытается найти общий язык с местными жителями.​ Обладая сметливостью и сноровкой, Жилин чинит часы татарам, лечит больных, мастерит игрушки детям.

Ночью, пользуясь тем, что охрана ослаблена, Жилин начинает рыть подкоп в сарае.​ В этом рискованном предприятии ему помогает Дина, которая приносит еду и уносит землю.​ Девочка искренне привязалась к доброму и умелому пленнику и хочет помочь ему вырваться на свободу.​

Наконец, подкоп готов, и Жилин уговаривает Костылина бежать.​ Ночью, рискуя жизнью, они выбираются из сарая и пытаются скрыться в лесу.​ Однако Костылин, ослабленный бездельем и страхом, не может идти быстро.​ Он стонет, жалуется на боль в ногах и просит Жилина бросить его.​

Жилин, несмотря на опасность быть пойманным, не может оставить товарища в беде.​ Он взваливает Костылина себе на спину и пытается пробираться сквозь лес.​ Но шум преследования вынуждает их выйти на открытое место, где их замечают татары.​

Глава 4. Возвращение в яму и помощь Дины

После неудачного побега Жилина и Костылина заковывают в колодки и бросают в глубокую яму.​ Условия содержания становятся ещё более суровыми⁚ пленникам почти не дают еды, держат под палящим солнцем, а по ночам сковывает холод.​ Костылин совсем падает духом, он теряет всякую надежду на спасение.​ Жилин же не сдаётся. Он понимает, что нужно действовать быстро, пока у них есть силы бороться за свою жизнь.​

Единственным лучиком надежды в этой ситуации становится Дина. Девочка, рискуя собственной свободой, тайком пробирается к яме и спускает пленникам еду. Жилин просит ее принести длинную палку, чтобы попытаться выбраться из ямы.​ Он не теряет надежды на побег, но понимает, что без помощи Дины ему не справиться.​

Ночью Дина, преодолевая страх, приносит Жилину шест.​ Она понимает, что совершает опасный поступок, но сострадание к пленнику оказывается сильнее страха перед гневом отца.​ Жилин, видя преданность и самоотверженность девочки, проникается к ней ещё большей благодарностью.​ Он понимает, что Дина рискует не меньше, чем он сам.

Глава 5.​ Освобождение и судьба Костылина

Ночью, воспользовавшись помощью Дины, Жилин решает бежать.​ Он просит Костылина лезть первым, но тот отказывается, боясь высоты и темноты.​ Тогда Жилин, превозмогая боль от натертых колодкой ног, сам карабкается по шесту.​ Он поднимается наверх, прощается с Диной и бросается бежать в сторону леса.​

Оказавшись на свободе, Жилин с трудом, но упорно продвигается вперёд.​ Он ориентируется по звёздам, стараясь не попасться на глаза преследователям.​ Наконец, измученный, но счастливый, Жилин выходит к русским войскам.​ Он рассказывает о своём пленении и о Костылине, который остался в ауле.​

Костылина выкупают из плена через месяц.​ Он возвращается в крепость больным и измученным.​ В отличие от Жилина, он так и не смог найти в себе силы противостоять обстоятельствам.​ Судьба Костылина служит контрастом силе духа и жизнелюбию Жилина;

Коротко о главных персонажах

В центре повествования рассказа «Кавказский пленник» — два главных героя, русские офицеры Иван Жилин и Костылин.​ Автор противопоставляет их друг другу, показывая, как по-разному ведут себя люди в сложных жизненных ситуациях.​

Иван Жилин

Иван Жилин — смелый, решительный и находчивый офицер.​ Он не падает духом в плену, не теряет веры в себя и свои силы.​ Жилин обладает такими качествами, как выдержка, терпение, умение приспосабливаться к обстоятельствам.​ Он не боится трудностей, готов бороться за свою свободу до конца. Жилин умеет находить общий язык с людьми, в том числе и с врагами. Он завоёвывает уважение даже у своих похитителей, благодаря своему трудолюбию, умению мастерить разные вещи и доброжелательному отношению к окружающим.​

Костылин

Костылин — полная противоположность Жилину. Это человек слабого характера, склонный к панике и унынию.​ В плену он опускает руки, постоянно жалуется на судьбу, ждет помощи со стороны. Костылин не способен на активные действия, он боится рисковать, предпочитая плыть по течению.​ Его пассивность и безволие вызывают у читателя отрицательные эмоции.

Дина

Дина — дочь одного из похитителей Жилина, маленькая черкесская девочка. Она добра, отзывчива и сострадательна.​ Дина проникается симпатией к Жилину, жалеет его, тайком носит ему еду.​ Она помогает ему бежать, рискуя собой. Образ Дины символизирует гуманизм и способность к сочувствию, которые превыше национальных и религиозных различий.

Краткий вывод

Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» — это не просто история о пленении и побеге; Это история о силе человеческого духа, о стойкости и мужестве, о способности сохранить достоинство и веру в себя в самых тяжёлых жизненных испытаниях.​

Противопоставляя двух своих героев, Жилина и Костылина, Толстой показывает, что даже в условиях плена человек не лишён выбора.​ Можно сломаться под гнетом обстоятельств, а можно сохранить волю к жизни, найти в себе силы бороться и побеждать.​

Важную роль в рассказе играет тема дружбы и взаимовыручки.​ Жилин, рискуя собой, не бросает в беде Костылина, даже несмотря на его слабость и трусость.​ А маленькая Дина, рискуя своей свободой, помогает пленнику бежать.​ Эти примеры показывают, что даже в самых тяжёлых ситуациях люди способны на благородные поступки.​

«Кавказский пленник» — это произведение, актуальное и в наши дни.​ Оно учит нас быть сильными, мужественными, не сдаваться перед трудностями, верить в себя и в добро.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Мария Соколова

    Читается на одном дыхании! Очень реалистично описаны быт и обычаи горцев. Произведение, которое оставляет глубокий след в душе.

  2. Дмитрий Петров

    Классика русской литературы, которую должен прочитать каждый. Противопоставление характеров Жилина и Костылина заставляет задуматься о настоящей дружбе и силе духа.

  3. Анна Лебедева

    Поражает сила духа главного героя! Несмотря на все испытания, он не сдается и находит в себе силы бороться за свою свободу.

  4. Сергей Попов

    Несмотря на трагичность ситуации, в рассказе есть место и юмору. Отношения Жилина с горцами не лишены комичности.

  5. Алексей Кузнецов

    Произведение, которое заставляет задуматься о многом. О чести, о долге, о дружбе. Жилин — настоящий герой, на которого стоит равняться.

  6. Елена Васильева

    Очень понравилась дружба Жилина и Дины. Несмотря на разницу в возрасте и культуре, они смогли найти общий язык и проникнуться друг к другу симпатией.

  7. Игорь Новиков

    Произведение актуально и в наше время. Оно напоминает о том, что нужно быть сильным и никогда не терять надежду.

  8. Екатерина Смирнова

    Очень сильный рассказ! Храбрость Жилина вызывает восхищение. Интересно наблюдать за тем, как он находит общий язык с Диной, несмотря на языковой барьер и разницу культур.

  9. Ольга Иванова

    Тяжелая история, но с ноткой надежды. Образ Дины получился очень трогательным. Жаль, что не все так хорошо закончилось, как хотелось бы.