- Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник»
- Глава 1. Письмо от матери и опасный путь
- Глава 2. Плен и знакомство с Диной
- Глава 3. Жизнь в ауле и попытка побега
- Глава 4. Возвращение в яму и помощь Дины
- Глава 5. Освобождение и судьба Костылина
- Коротко о главных персонажах
- Иван Жилин
- Костылин
- Дина
- Краткий вывод
Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник»
Рассказ повествует о двух русских офицерах, Жилине и Костылине, попавших в плен к горцам на Кавказе. Жилин, мужественный и изобретательный, не теряет надежды на побег, в то время как Костылин проявляет слабость и пассивность.
Глава 1. Письмо от матери и опасный путь
Действие рассказа начинается на Кавказе, где служит офицер русской армии Иван Жилин. Однажды он получает письмо от своей престарелой матери, которая просит его навестить ее перед смертью. Она пишет, что хочет увидеть сына в последний раз и благословить его. Тронутый письмом, Жилин решает отправиться в опасный путь домой.
В это время на Кавказе идет война, и путешествие сопряжено с большим риском. Горцы часто нападают на путников, поэтому Жилин вынужден присоединиться к обозу, который движется под охраной солдат. Однако обоз движется медленно, и Жилин, торопясь увидеть мать, решает ехать дальше верхом на коне в компании другого офицера, Костылина.
Несмотря на опасность, Жилин уверен в себе и своем верном коне. Он не боится горцев и готов дать им отпор. В отличие от него, Костылин — человек робкий и нерешительный, он боится каждого шороха. Однако Жилин, движимый благородными чувствами, не бросает товарища и вместе с ним продолжает свой опасный путь. Вскоре их настигает группа вооруженных горцев-татар, и, несмотря на отчаянное сопротивление Жилина, офицеры оказываются в плену.
Глава 2. Плен и знакомство с Диной
Попав в плен, Жилин и Костылин оказываются в ауле — горном селении. Их запирают в сарае, где они проводят первую ночь в тревожном ожидании своей участи. Костылин впадает в уныние, он боится за свою жизнь и проклинает тот день, когда они решили ехать одни. Жилин же, несмотря на тяжелое положение, не теряет присутствия духа. Он старается изучить обстановку, понять язык и обычаи своих похитителей. Он верит, что сможет найти способ вырваться на свободу.
Утром татары приводят в аул Костылина, который не оказал сопротивления и сдался в плен без боя. Горцы требуют от пленников выкуп — по пять тысяч рублей за каждого. Жилин понимает, что его бедная мать не сможет собрать такую сумму, и решает хитростью выиграть время. Он отправляет письмо, но пишет адрес таким образом, чтобы оно не дошло.
В ауле Жилин знакомится с дочерью одного из своих похитителей — маленькой девочкой Диной. Дина — добрая и отзывчивая девочка, она жалеет пленника и тайком носит ему лепешки и молоко. Жилин в благодарность мастерит для нее игрушки из глины, чем заслуживает ее доверие и симпатию. Между пленным офицером и маленькой горянкой завязывается трогательная дружба, которая сыграет важную роль в судьбе Жилина.
Глава 3. Жизнь в ауле и попытка побега
В то время как Костылин, сломленный пленением, проводит дни в бездействии, с тоской ожидая выкупа, Жилин не оставляет надежды на побег. Он внимательно изучает окрестности аула, ищет слабые места в охране, пытается найти общий язык с местными жителями. Обладая сметливостью и сноровкой, Жилин чинит часы татарам, лечит больных, мастерит игрушки детям.
Ночью, пользуясь тем, что охрана ослаблена, Жилин начинает рыть подкоп в сарае. В этом рискованном предприятии ему помогает Дина, которая приносит еду и уносит землю. Девочка искренне привязалась к доброму и умелому пленнику и хочет помочь ему вырваться на свободу.
Наконец, подкоп готов, и Жилин уговаривает Костылина бежать. Ночью, рискуя жизнью, они выбираются из сарая и пытаются скрыться в лесу. Однако Костылин, ослабленный бездельем и страхом, не может идти быстро. Он стонет, жалуется на боль в ногах и просит Жилина бросить его.
Жилин, несмотря на опасность быть пойманным, не может оставить товарища в беде. Он взваливает Костылина себе на спину и пытается пробираться сквозь лес. Но шум преследования вынуждает их выйти на открытое место, где их замечают татары.
Глава 4. Возвращение в яму и помощь Дины
После неудачного побега Жилина и Костылина заковывают в колодки и бросают в глубокую яму. Условия содержания становятся ещё более суровыми⁚ пленникам почти не дают еды, держат под палящим солнцем, а по ночам сковывает холод. Костылин совсем падает духом, он теряет всякую надежду на спасение. Жилин же не сдаётся. Он понимает, что нужно действовать быстро, пока у них есть силы бороться за свою жизнь.
Единственным лучиком надежды в этой ситуации становится Дина. Девочка, рискуя собственной свободой, тайком пробирается к яме и спускает пленникам еду. Жилин просит ее принести длинную палку, чтобы попытаться выбраться из ямы. Он не теряет надежды на побег, но понимает, что без помощи Дины ему не справиться.
Ночью Дина, преодолевая страх, приносит Жилину шест. Она понимает, что совершает опасный поступок, но сострадание к пленнику оказывается сильнее страха перед гневом отца. Жилин, видя преданность и самоотверженность девочки, проникается к ней ещё большей благодарностью. Он понимает, что Дина рискует не меньше, чем он сам.
Глава 5. Освобождение и судьба Костылина
Ночью, воспользовавшись помощью Дины, Жилин решает бежать. Он просит Костылина лезть первым, но тот отказывается, боясь высоты и темноты. Тогда Жилин, превозмогая боль от натертых колодкой ног, сам карабкается по шесту. Он поднимается наверх, прощается с Диной и бросается бежать в сторону леса.
Оказавшись на свободе, Жилин с трудом, но упорно продвигается вперёд. Он ориентируется по звёздам, стараясь не попасться на глаза преследователям. Наконец, измученный, но счастливый, Жилин выходит к русским войскам. Он рассказывает о своём пленении и о Костылине, который остался в ауле.
Костылина выкупают из плена через месяц. Он возвращается в крепость больным и измученным. В отличие от Жилина, он так и не смог найти в себе силы противостоять обстоятельствам. Судьба Костылина служит контрастом силе духа и жизнелюбию Жилина;
Коротко о главных персонажах
В центре повествования рассказа «Кавказский пленник» — два главных героя, русские офицеры Иван Жилин и Костылин. Автор противопоставляет их друг другу, показывая, как по-разному ведут себя люди в сложных жизненных ситуациях.
Иван Жилин
Иван Жилин — смелый, решительный и находчивый офицер. Он не падает духом в плену, не теряет веры в себя и свои силы. Жилин обладает такими качествами, как выдержка, терпение, умение приспосабливаться к обстоятельствам. Он не боится трудностей, готов бороться за свою свободу до конца. Жилин умеет находить общий язык с людьми, в том числе и с врагами. Он завоёвывает уважение даже у своих похитителей, благодаря своему трудолюбию, умению мастерить разные вещи и доброжелательному отношению к окружающим.
Костылин
Костылин — полная противоположность Жилину. Это человек слабого характера, склонный к панике и унынию. В плену он опускает руки, постоянно жалуется на судьбу, ждет помощи со стороны. Костылин не способен на активные действия, он боится рисковать, предпочитая плыть по течению. Его пассивность и безволие вызывают у читателя отрицательные эмоции.
Дина
Дина — дочь одного из похитителей Жилина, маленькая черкесская девочка. Она добра, отзывчива и сострадательна. Дина проникается симпатией к Жилину, жалеет его, тайком носит ему еду. Она помогает ему бежать, рискуя собой. Образ Дины символизирует гуманизм и способность к сочувствию, которые превыше национальных и религиозных различий.
Краткий вывод
Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» — это не просто история о пленении и побеге; Это история о силе человеческого духа, о стойкости и мужестве, о способности сохранить достоинство и веру в себя в самых тяжёлых жизненных испытаниях.
Противопоставляя двух своих героев, Жилина и Костылина, Толстой показывает, что даже в условиях плена человек не лишён выбора. Можно сломаться под гнетом обстоятельств, а можно сохранить волю к жизни, найти в себе силы бороться и побеждать.
Важную роль в рассказе играет тема дружбы и взаимовыручки. Жилин, рискуя собой, не бросает в беде Костылина, даже несмотря на его слабость и трусость. А маленькая Дина, рискуя своей свободой, помогает пленнику бежать. Эти примеры показывают, что даже в самых тяжёлых ситуациях люди способны на благородные поступки.
«Кавказский пленник» — это произведение, актуальное и в наши дни. Оно учит нас быть сильными, мужественными, не сдаваться перед трудностями, верить в себя и в добро.
Читается на одном дыхании! Очень реалистично описаны быт и обычаи горцев. Произведение, которое оставляет глубокий след в душе.
Классика русской литературы, которую должен прочитать каждый. Противопоставление характеров Жилина и Костылина заставляет задуматься о настоящей дружбе и силе духа.
Поражает сила духа главного героя! Несмотря на все испытания, он не сдается и находит в себе силы бороться за свою свободу.
Несмотря на трагичность ситуации, в рассказе есть место и юмору. Отношения Жилина с горцами не лишены комичности.
Произведение, которое заставляет задуматься о многом. О чести, о долге, о дружбе. Жилин — настоящий герой, на которого стоит равняться.
Очень понравилась дружба Жилина и Дины. Несмотря на разницу в возрасте и культуре, они смогли найти общий язык и проникнуться друг к другу симпатией.
Произведение актуально и в наше время. Оно напоминает о том, что нужно быть сильным и никогда не терять надежду.
Очень сильный рассказ! Храбрость Жилина вызывает восхищение. Интересно наблюдать за тем, как он находит общий язык с Диной, несмотря на языковой барьер и разницу культур.
Тяжелая история, но с ноткой надежды. Образ Дины получился очень трогательным. Жаль, что не все так хорошо закончилось, как хотелось бы.