Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник»
Завязка
Действие рассказа разворачивается на Кавказе, где в одной из русских крепостей служит офицер Иван Жилин. Получив письмо от матери с просьбой навестить её перед смертью, Жилин решает отправиться в опасный путь. В то время на Кавказе шла война, и путешествовать в одиночку было крайне рискованно из-за постоянной угрозы нападения горцев. Дважды в неделю из крепости в крепость отправлялся военный обоз с солдатами для сопровождения.
Жилин присоединяется к такому обозу, но медленное передвижение и сильная жара заставляют его задуматься о более быстром способе добраться до дома. В этот момент к нему присоединяется коллега-офицер Костылин, который также страдает от жары и предлагает ехать быстрее. Вооруженный ружьем Костылин и Жилин решают отправиться вперед, пообещав друг другу держаться вместе.
Преодолев степь, офицеры оказываются на дороге, пролегающей между двумя горами. Жилин, желая убедиться в отсутствии опасности, решает подняться на одну из вершин. С высоты он замечает группу горцев, которые, в свою очередь, также обращают внимание на русского офицера. Понимая, что столкновения не избежать, Жилин кричит Костылину, чтобы тот приготовил ружье. Однако Костылин, охваченный страхом при виде горцев, бросает товарища и в панике устремляется к крепости.
Жилин, оставшись один против превосходящих сил противника, пытается спастись. Горцы открывают огонь и убивают лошадь Жилина. Раненый офицер попадает в плен. Несмотря на боль и потерю крови, Жилин пытается запомнить дорогу, но раны не дают ему сосредоточиться. Горцы приводят пленника в аул.
Жизнь в плену
По прибытии в аул на ноги Жилина надевают тяжелую колодку, чтобы предотвратить побег, и запирают в сарае. Измученный дорогой и пережитым стрессом, Жилин почти не спит. Вскоре к нему приводят двух горцев, один из которых, Абдул-Мурат, является его новым хозяином. Используя жесты и обрывки русских слов, Жилин просит воды. На помощь приходит Дина, дочь Абдул-Мурата, которая приносит ему кувшин с водой. Девочка с любопытством рассматривает пленника.
Позже Жилина переводят в дом Абдул-Мурата. Роскошно убранное жилище горца производит впечатление на пленника. Ему объясняют, что он стал предметом сделки⁚ горцы, захватившие его в плен, продали Жиллина Абдул-Мурату. Новый хозяин требует от Жилина написать письмо домой с требованием выкупа в размере 3000 монет. Понимая, что родные не смогут собрать такую сумму, Жилин предлагает 500 рублей. Горцы, после бурных споров, соглашаются на эту сумму.
Вскоре в аул приводят и Костылина, которого также захватили в плен. С него требуют выкуп в 5000 монет, и Костылин, не колеблясь, пишет письмо с согласием на эту сумму. Жилин же, написав письмо, указывает в нем вымышленный адрес, чтобы оно не дошло до матери. Он решает, что должен бежать из плена самостоятельно.
Жилин договаривается с горцами о том, чтобы его и Костылина перевели в один сарай, обеспечив им сносную еду, питье и одежду. На ночь с пленников снимают колодки. Так начинается их жизнь в плену, в ожидании выкупа.
Попытки побега
Проходит месяц. Костылин, потерявший всякую надежду, с нетерпением ждет прибытия выкупа и повторно отправляет письмо родным. Жилин же не оставляет мысли о побеге. Он внимательно изучает окружающую местность, пытаясь найти наиболее безопасный путь. Чтобы скоротать время и отвлечь внимание горцев, Жилин занимается рукоделием. Он лепит из глины куклу в национальной одежде, намереваясь подарить ее детям. Однако Дина и другие девочки отказываются брать куклу. Тогда Жилин кладет ее на крышу сарая.
Утром Дина, не удержавшись, забирает куклу. Позже появляется старуха, замечает у девочки игрушку и в ярости разбивает ее. Жилин делает новую куклу, еще более красивую, и передает ее Дине. Девочка проникается симпатией к пленнику и начинает носить ему молоко, лепешки, а однажды даже приносит кусок баранины.
Находчивость и умелые руки Жилина делают свое дело⁚ горцы все чаще обращаются к нему с просьбами починить часы, замки или оружие. За свою работу он получает подарки. Однажды его просят вылечить заболевшего горца. Не имея никаких знаний в медицине, Жилин рискует и берется за лечение, надеясь на лучшее.
Постепенно Жилин начинает понимать язык горцев. Некоторые из них привыкают к пленнику, другие же продолжают ненавидеть его.
Помощь Дины
Дружба с Диной становится для Жилина настоящим спасением в плену. Девочка, очарованная добротой и мастерством русского офицера, искренне привязывается к нему. Она становится его тайным помощником, рискуя навлечь на себя гнев односельчан. Дина не только приносит ему еду, но и становится его глазами и ушами в ауле. Она рассказывает Жилину о настроениях горцев, о планах Абдул-Мурата, о том, что говорят о нем в ауле.
Однажды, услышав разговор горцев о том, что пленников собираются убить, Дина сразу же спешит предупредить об опасности Жилина. Она приносит ему лепешки и шепотом сообщает о грозящей беде. Жилин понимает, что медлить нельзя, и решает бежать в ту же ночь. Он делится своим планом с Костылиным, который сначала колеблется, но, узнав об опасности, соглашается бежать.
Дина, несмотря на свой юный возраст, проявляет недюжинную смелость и сообразительность. Она помогает Жилину с побегом, принося ему еду и инструменты, которые могут ему пригодиться в пути. Она также подсказывает ему более безопасный путь, избегая постов и опасных мест.
Помощь Дины оказывается неоценимой для Жилина. Благодаря ее отваге и доброму сердцу он получает шанс на спасение из плена.
Освобождение
Ночью, воспользовавшись темнотой и отсутствием Абдул-Мурата, Жилин и Костылин выбираются из сарая через подкоп, который долго и упорно рыл Жилин. Костылин, ослабленный пленными страхами и лишениями, еле поспевает за товарищем. Он спотыкается, роняет камень, шумит, чем привлекает внимание сторожевых собак. Жилин, предусмотрительно подкармливавший псов, успокаивает их, но драгоценное время упущено.
С трудом передвигаясь по незнакомой местности, беглецы сбиваются с пути, путаются в лесу. Неудобные сапоги Костылина натирают ему ноги, он жалуется, плачет, умоляет остановиться. Жилин, понимая, что Костылин своей медлительностью губит их обоих, вынужден тащить его на себе.
На рассвете, измученные и голодные, беглецы выходят на открытую местность и видят в дали преследующих их горцев. Понимая, что спастись нет никакой надежды, Костылин падает духом. Жилин же, собрав последние силы, бросается бежать, надеясь хотя бы отвлечь преследователей и дать шанс на спасение Костылину.
Но силы неравны. Жилина ловят и возвращают в аул. Костылина же находят позже полуживым и отвозят обратно в крепость. Так заканчивается первая попытка побега.
Коротко о главных персонажах
Иван Жилин
Смелый, решительный и находчивый русский офицер, оказавшийся в плену у горцев. Несмотря на тяжелые условия, он не падает духом, не теряет надежды на освобождение и активно ищет пути к спасению. Жилин ⎼ мастер на все руки, что помогает ему завоевать уважение некоторых горцев и облегчить свое положение в плену. Он наблюдателен, изучает повадки своих врагов, местность, обычаи, учит язык. Жилин умеет находить общий язык с людьми, располагать их к себе, что демонстрирует его дружба с Диной. Он ⎼ настоящий пример стойкости, мужества и жизнелюбия.
Костылин
Второй русский офицер, попавший в плен вместе с Жилиным. В отличие от своего товарища, Костылин слаб духом, пассивен и склонен к панике. Он не пытается изменить свое положение, предпочитая ждать выкупа от родных. Костылин не вызывает уважения у горцев, так как они презирают слабость и трусость. Его нерешительность и эгоизм не только мешают побегу, но и ставят под угрозу жизнь Жилина. В образе Костылина автор показывает противоположность сильному характеру, подчеркивая важность силы духа в трудных жизненных ситуациях.
Дина
Тринадцатилетняя горская девочка, дочь Абдул-Мурата. Несмотря на юный возраст, она обладает смелостью, состраданием и благородством. Дина проявляет сочувствие к пленному Жилину, видя в нем не врага, а человека, оказавшегося в беде. Она рискует собственной свободой, тайно принося ему еду, предупреждая об опасности и помогая с побегом. Дина ⎯ символ гуманизма, доказывающий, что даже в условиях вражды и ненависти в сердце человека может жить доброта и сострадание.
Абдул-Мурат
Горский воин, хозяин Жилина. Жестокий и властный по отношению к врагам, он вместе с тем способен на уважение к сильному противнику. Абдул-Мурат ценит смелость, находчивость и мастерство Жилина, что не мешает ему оставаться жестоким захватчиком. Он готов отпустить пленного за выкуп, но не прощает попытки побега. Абдул-Мурат ⎯ противоречивый персонаж, в котором уживаются жестокость и благородство, характерные для его народа и времени.
Краткий вывод
Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» ⎯ это не просто история о войне и плене, это гимн человеческой стойкости, мужеству и жажде свободы. На примере контрастных судеб двух русских офицеров, Жилина и Костылина, автор показывает, что даже в самых тяжелых жизненных испытаниях решающую роль играет сила духа, смелость и умение не сдаваться перед трудностями.
Жилин, благодаря своей смекалке, упорству и умению находить общий язык с людьми, не только приспосабливается к чужой и враждебной среде, но и завоевывает уважение некоторых горцев. Он не теряет надежды на освобождение и в итоге добивается своего. Костылин же, наоборот, демонстрирует слабость характера, пассивность и зависимость от обстоятельств. Он становится жертвой собственных страхов и в результате остаётся в проигрыше.
Несмотря на трагичность сюжета, рассказ пронизан верой в лучшее, в силу человеческого духа и доброту. Образ Дины, юной горской девочки, готовой на риск ради спасения русского офицера, символизирует гуманизм и всепобеждающую силу сострадания. Она становится лучом света в темном царстве вражды и ненависти, доказывая, что даже в самых тяжелых условиях человечность и доброта способны преодолеть любые преграды.
«Кавказский пленник» ⎯ это произведение, актуальное во все времена. Оно напоминает нам о важности силы духа, мужества, упорства в достижении цели и веры в победу добра над злом.
Интересно и доступно написано. Хотелось бы узнать, что случилось с Жилиным дальше.
Отличное краткое содержание! Помогает освежить в памяти ключевые моменты произведения.
Кратко, но по делу. Сразу понятно, о чем пойдет речь в произведении. Хорошее начало для знакомства с «Кавказским пленником».
Очень кратко и емко изложено содержание повести. Сразу вспоминаются школьные годы и уроки литературы.
Хороший краткий пересказ. Помогает вспомнить основные события повести.
Хороший пересказ, помогает быстро вспомнить сюжет. Интересно было бы еще почитать про жизнь Жилина в плену и его побег.
Прекрасное изложение! Сразу захотелось перечитать «Кавказский пленник» целиком.