- Краткое содержание рассказа Л․Н․ Толстого «Люцерн»
- 1․ Вступление
- 2․ Знакомство с князем Нехлюдовым
- 3․ Появление уличного певца
- 4․ Равнодушие толпы и поступок князя
- 5․ Разговор в трактире и размышления автора
- Коротко о главных персонажах
- Князь Дмитрий Нехлюдов
- Уличный певец (тиролец)
- Второстепенные персонажи
- Краткий вывод
Краткое содержание рассказа Л․Н․ Толстого «Люцерн»
В рассказе «Люцерн» Л․Н․ Толстой повествует о князе Нехлюдове, который, путешествуя по Швейцарии, останавливается в роскошном отеле города Люцерн․ Несмотря на окружающую красоту природы, князь испытывает чувство одиночества и тоски․ Он наблюдает за богатыми постояльцами отеля, погруженными в свои удовольствия и равнодушными к окружающему миру․
1․ Вступление
Рассказ Льва Николаевича Толстого «Люцерн», написанный в 1857 году, переносит нас в один из самых живописных уголков Швейцарии ─ город Люцерн․ Автор знакомит нас с князем Дмитрием Нехлюдовым, молодым человеком, путешествующим по Европе․ Нехлюдов находится в роскошном отеле на берегу Фирвальдштетского озера, окруженный величественной красотой природы․ Казалось бы, ничто не может омрачить его душевного покоя․ Однако, несмотря на великолепие окружающего мира и комфортабельные условия, князь испытывает глубокое чувство неудовлетворенности и тоски․
Толстой мастерски описывает контраст между внешним благополучием и внутренней опустошенностью героя․ Нехлюдов наблюдает за другими постояльцами отеля, представителями высшего общества, которые проводят время в праздности и развлечениях․ Их жизнь кажется ему пустой и лишенной смысла․
Вступление к рассказу сразу же погружает читателя в атмосферу размышлений о смысле жизни, о противоречиях между богатством и бедностью, о равнодушии и сострадании․ Толстой заставляет задуматься о том, что истинная ценность жизни не в материальном благополучии, а в духовном богатстве, в способности к сочувствию и любви к ближнему․
2․ Знакомство с князем Нехлюдовым
Князь Дмитрий Нехлюдов – центральный персонаж рассказа, от лица которого ведется повествование․ Молодой аристократ, путешествующий по Европе, он оказывается в роскошном швейцарском отеле в Люцерне․ На первый взгляд, Нехлюдов производит впечатление человека, довольного жизнью⁚ он молод, богат, обладает приятной внешностью и острым умом․ Он способен ценить красоту природы, наслаждаться комфортом и изысканными блюдами․
Однако за внешним благополучием скрывается глубокий внутренний конфликт․ Нехлюдов чувствует себя одиноким и неудовлетворенным․ Его не радуют ни великолепные пейзажи Швейцарии, ни роскошь отеля, ни общество таких же, как он, обеспеченных путешественников․ Он испытывает отвращение к пустой и праздной жизни окружающих его людей, к их равнодушию и эгоизму․
Нехлюдов находится в поиске истинного смысла жизни․ Он стремится к духовности, к гармонии с собой и окружающим миром․ Он тоскует по настоящим, искренним чувствам, по возможности разделить свои мысли и переживания с близкими по духу людьми․ Встреча с уличным певцом станет для Нехлюдова поворотным моментом, заставит его по-новому взглянуть на себя и свой жизненный путь․
3․ Появление уличного певца
В один из вечеров, прогуливаясь по Люцерну, погруженный в свои невесёлые думы, Нехлюдов неожиданно слышит звуки музыки․ Это пение уличного артиста, маленького тирольца с гитарой, привлекло внимание не только князя, но и других прохожих, а также постояльцев роскошного отеля, вышедших на балконы, чтобы насладиться прохладным вечерним воздухом․
Музыка производит на Нехлюдова глубокое впечатление․ Он поражен красотой и искренностью пения уличного артиста․ В этих простых мелодия он внезапно обнаруживает ту душевную глубину и красоту, которой так не хватает ему в окружающем мире․
Появление певца резко контрастирует с атмосферой бездуховности и равнодушия, царящей в роскошном отеле․ Маленький тиролец, бедный и неприметный, оказывается способен тронуть сердца людей своим искусством, в то время как богатые и успешные постояльцы отеля кажутся пустыми и безжизненными․
Этот контраст заставляет Нехлюдова еще глубже задуматься о том, что истинное богатство жизни заключается не в материальном достатке, а в способности чувствовать, сопереживать, любить․
4․ Равнодушие толпы и поступок князя
Закончив петь, уличный музыкант скромно приближается к собравшимся слушателям с протянутой шляпой․ Он надеется на вознаграждение за свой труд, но публика остается безучастной․ Никто из богато одетых постояльцев роскошного отеля не пожелал отблагодарить артиста․ Более того, в толпе раздается смех над незадачливым певцом, осмелившимся обратиться за помощью к столь высокопоставленной публике․
Эта сцена глубоко возмущает Нехлюдова․ Он ощущает стыд за равнодушие толпы, за собственную принадлежность к этому бессердечному миру․ Он понимает, что перед ним не просто нищий певец, а настоящий художник, душа которого страдает от несправедливости и равнодушия․
Не в силах смириться с таким положением вещей, Нехлюдов решительно приглашает уличного певца провести время вместе․ Он хочет не только отблагодарить его за доставленное удовольствие, но и выразить свою поддержку, показать, что не все люди в этом мире равнодушны к чужой боли․ Несмотря на робкие возражения музыканта, Нехлюдов настаивает на своем и ведет его в тот самый роскошный отель, откуда их только что прогнали․
5․ Разговор в трактире и размышления автора
Несмотря на желание Нехлюдова провести время в роскошном ресторане отеля, певец, смущённый роскошью и опасаясь неловкости, предлагает пойти в простое кафе․ Князь соглашается, и они отправляются в скромный трактир, где Нехлюдов угощает нового знакомого вином․ В непринуждённой обстановке между ними завязывается разговор․
Тиролец рассказывает о своей нелёгкой жизни, о том, как с ранних лет ему пришлось самому зарабатывать на жизнь․ Он поведал о своем ремесле, о том, как странствует по свету, неся людям радость своим искусством․ Несмотря на трудности и лишения, он сохранил в себе любовь к жизни и вере в доброту․
Слушая рассказ певца, Нехлюдов все больше убеждается в том, что истинная ценность человека не в его социальном статусе или богатстве, а в его душевных качествах․ Он проводит параллель между искренностью и открытостью бедного музыканта и черствостью и равнодушием «высшего общества», к которому принадлежит он сам․
Встреча с уличным певцом становится для Нехлюдова своеобразным откровением․ Он начинает острее ощущать фальшь и лицемерие окружающего его света․
Коротко о главных персонажах
В центре повествования рассказа Л․Н․ Толстого «Люцерн» два героя, представляющих собой две стороны одной медали⁚ роскошь и нищету, душевную пустоту и жажду жизни, бездушное равнодушие и искреннее сострадание․
Князь Дмитрий Нехлюдов
Молодой аристократ, путешествующий по Европе․ Обладает приятной внешностью, острым умом и способностью ценить прекрасное․ Наслаждается комфортом, изысканными блюдами и красотой природы․ Однако за внешним благополучием скрывается глубокий внутренний конфликт, чувство одиночества и неудовлетворенности․ Нехлюдов тяготится пустой и праздной жизнью своего окружения, их равнодушием и эгоизмом․ Он находится в поиске истинного смысла жизни, жаждет духовности, гармонии с собой и окружающим миром, ищет искренних чувств и близости с людьми․
Уличный певец (тиролец)
Бедный странствующий музыкант, вынужденный зарабатывать на жизнь своим искусством․ Маленький, неказистый, он производит впечатление человека простого и непритязательного․ Несмотря на трудности и лишения, он сохранил в себе жизнерадостность, любовь к музыке и веру в доброту․ В его простоте и искренности, в его музыке, полной жизненной силы, Нехлюдов увидел то, чего ему так не хватало – подлинность чувств и близость к народу․
Второстепенные персонажи
Хотя в рассказе нет ярко выраженных второстепенных персонажей, важную роль играют безымянные представители «высшего общества» – постояльцы роскошного отеля․ Это собирательный образ людей, равнодушных к чужой боли, поглощенных своими удовольствиями и иллюзиями благополучия․ Их бездушие и эгоизм выступают ярким контрастом искренности и открытости уличного музыканта, подчеркивая глубину духовного кризиса Нехлюдова․
Краткий вывод
Рассказ Л․Н․ Толстого «Люцерн» – это глубокое размышление о смысле жизни, о противоречиях между богатством и бедностью, о равнодушии и сострадании․ Автор противопоставляет два мира⁚ мир роскоши и бездуховности, представленный богатыми постояльцами швейцарского отеля, и мир простоты и искренности, воплощенный в образе уличного певца․
Главный герой, князь Нехлюдов, испытывая духовный кризис, ищет истинные ценности в жизни․ Встреча с уличным музыкантом становится для него поворотным моментом․ Он понимает, что истинное богатство не в материальном достатке, а в душевной красоте, в способности чувствовать и сопереживать․
Толстой критикует бездушие и равнодушие «высшего общества», для которого человеческая жизнь и достоинство ничего не значат в сравнении с комфортом и собственным благополучием․ Он призывает к милосердию, к вниманию к окружающим, к поиску истинных духовных ценностей․
Финал рассказа остается открытым․ Мы не знаем, какие выводы сделает для себя Нехлюдов после встречи с уличным певцом, как изменится его жизнь․ Однако эта встреча несомненно произвела на него глубокое впечатление, заставила по-новому взглянуть на себя и окружающий мир․
Рассказ «Люцерн» актуален и в наши дни․ Он заставляет задуматься о том, что действительно важно в жизни, о том, какими мы хотим видеть себя и окружающий нас мир․
Рассказ заставляет задуматься о том, что действительно важно в жизни. Материальное благополучие не может принести счастья, если в душе пустота.
Описание природы Швейцарии у Толстого прекрасно! Чувствуется, как автор восхищается красотой окружающего мира, но в то же время он показывает, что даже на фоне этой красоты человек может чувствовать себя одиноким и потерянным.
«Люцерн» — это рассказ о поиске смысла жизни, о столкновении идеалов с реальностью. Толстой заставляет нас задуматься о том, как мы живем и к чему стремимся.
Князь Нехлюдов — типичный представитель «лишнего человека» в русской литературе. Он ищет свое место в жизни, но не может найти его ни в богатстве, ни в праздности.
Тема равнодушия и сострадания, поднятая Толстым в этом рассказе, актуальна и в наше время. Мы часто проходим мимо чужой боли, не замечая ее.
Язык Толстого, как всегда, богат и выразителен. Он использует яркие эпитеты и метафоры, чтобы передать красоту природы и внутреннее состояние героев.
Вступление сразу же цепляет внимание читателя и настраивает на философские размышления. Толстой поднимает вечные вопросы о смысле жизни, о ценностях, о добре и зле.
Интересный анализ! Толстой мастерски показывает контраст между внешним лоском и внутренней пустотой героев. Князь Нехлюдов, несмотря на свое богатство, ищет смысл жизни, в то время как окружающие его люди кажутся духовно мертвыми.