Краткое содержание рассказа Матрёнин двор по главам

Краткое содержание рассказа Матрёнин двор по главам Краткие пересказы

Краткое содержание рассказа «Матрёнин двор» по главам

Глава 1.​ Возвращение и знакомство

Летом 1956 года рассказчик, отбыв срок в местах лишения свободы, возвращается в Россию.​ Желая найти тихое и спокойное место для жизни, он решает устроиться учителем в глубинке.​ Поиски приводят его в деревню с говорящим названием Тальново.​ Название «Тальново» намекает на то, что здесь жизнь течёт вяло, однообразно, безрадостно.​

Найти жильё в послевоенное время – задача не из лёгких.​ Герою везёт⁚ ему предлагают поселиться у одинокой женщины по имени Матрёна.​ Её дом – это небогатая изба, которая станет для рассказчика пристанищем и местом, где он сможет наблюдать за жизнью русской деревни.​ Первое описание жилища Матрены создает впечатление запущенности, бедности⁚ «Комната Матрёны была заполнена темной, неистово разросшейся фикус-религиозой».​

Матрёна – женщина средних лет, трудолюбивая и непритязательная.​ Несмотря на то, что жизнь её не баловала, она сохранила в себе доброту и отзывчивость.​ Первая встреча с Матрёной оставляет у рассказчика смешанные чувства⁚ с одной стороны, он видит перед собой уставшую и пожилую женщину, с другой – ощущает в ней некую внутреннюю силу и душевную теплоту.​

В этой главе Солженицын знакомит читателя с главными героями и местом действия.​ Тальново – это собирательный образ послевоенной деревни, где царят нужда, разруха и безысходность.​ Образ Матрены противопоставлен унылому пейзажу и атмосфере безнадежности.​ Она – словно луч света в этом темном царстве, воплощение жизненной стойкости и душевной щедрости.​

Глава 2.​ Жизнь Матрены

Вторая глава рассказа погружает читателя в повседневную жизнь Матрены, раскрывая перед нами образ бескорыстной и трудолюбивой русской женщины.​ Её дни наполнены заботами о доме, огородничеством и помощью односельчанам.​

Матрёна живёт бедно, но не унывает.​ Её скудное хозяйство состоит из хромой кошки, козы и нескольких грядок картошки.​ Она встает до рассвета, чтобы накормить живность, приготовить незатейливый завтрак себе и постояльцу, а затем отправляется на колхозные работы. Её труд нелёгок, но она не ропщет на судьбу, принимая тяготы жизни как должное.​

Несмотря на собственную нужду, Матрёна всегда готова прийти на помощь ближнему.​ Она безвозмездно помогает соседям копать картошку, пилить дрова, ухаживать за скотиной.​ Её бескорыстие не знает границ, она готова отдать последнее, что у неё есть, не ожидая ничего взамен.​

В этой главе Солженицын показывает контраст между душевной щедростью Матрены и меркантильностью окружающих её людей.​ Соседи, пользуясь добротой Матрены, не стесняются эксплуатировать её, видя в ней бесплатную рабочую силу.​

Жизнь Матрены – это пример самопожертвования и любви к ближнему.​ Она не ищет материальных благ, находя удовлетворение в том, чтобы делать добро другим.​ Автор подчеркивает, что именно на таких людях, как Матрёна, держится вся русская деревня.​

Глава 3.​ Прошлое Матрены

Третья глава приоткрывает завесу тайны над прошлым Матрены, объясняя причины её одиночества и душевной боли, скрывающейся за внешней смиренностью. Выясняется, что её жизнь была полна горечи, потерь и несправедливости.​

Рассказчик узнает, что Матрёна должна была выйти замуж за парня по имени Фаддей.​ Однако война разлучила влюблённых⁚ Фаддей пропал без вести, а семья настояла, чтобы Матрёна вышла замуж за его младшего брата – Ефима.

Через несколько лет Фаддей неожиданно возвращается с войны.​ Эта новость становится настоящим ударом для Матрёны, которая так и не смогла забыть первую любовь.​ Фаддей, в свою очередь, не может простить Матрене её замужества и женится на другой.​

Судьба оказалась к Матрене жестока⁚ все шестеро её детей умерли в младенчестве.​ Муж погибает на войне, оставив её вдовой.​ Единственной отрадой для Матрёны становится приёмная дочь Кира, которую она воспитывает как родную.​

В этой главе Солженицын показывает, что за внешним спокойствием Матрёны скрывается глубокая душевная рана.​ Трагические события её жизни не озлобили её, а, напротив, сделали её ещё более доброй и отзывчивой.​ Она находит утешение в том, чтобы помогать другим, забывая о собственных несчастьях.​

Глава 4.​ Кира и изба

В четвертой главе на первый план выходит конфликт, связанный с имуществом Матрены – старой избой, которая становится объектом споров и раздора.​

В деревню приезжает повзрослевшая Кира – приёмная дочь Матрены.​ Девушка вышла замуж и теперь просит Матрёну отдать ей часть избы, которую та когда-то обещала ей в приданое.​

К Кире присоединяется и Фаддей, который видит в этой ситуации возможность получить выгоду. Он настаивает, чтобы Матрёна разобрала избу и отдала ему горницу, которую он планирует перевезти и пристроить к дому своего сына.​

Матрёна долго колеблется, но в итоге соглашается уступить просьбам Киры и Фаддея.​ Ей горько расставаться с частью своего дома, но она не может отказать приёмной дочери и бывшему возлюбленному.​

В этой главе Солженицын показывает, как материальные ценности способны разрушать даже самые крепкие человеческие связи.​ Жажда наживы затмевает разум Фаддея, а Кира, которая всегда казалась благодарной дочерью, оказывается не в силах противостоять желанию получить свою долю наследства.​

Глава 5.​ Смерть Матрены и её значение

Пятая, заключительная глава рассказа, повествует о трагической гибели Матрены, которая становится кульминацией и смысловым центром всего произведения.​

Матрёна, вместе с Фаддеем и его сыновьями, отправляется на санях перевозить разобранную горницу в соседнюю деревню.​ Из-за жадности Фаддея, решившего сэкономить время и силы, сани сцепляют вместе, что становится роковой ошибкой.​

На железнодорожном переезде сани застревают, и в этот момент их сбивает проходящий поезд. В результате аварии погибают Матрёна, сын Фаддея и машинист поезда.​

Смерть Матрёны шокирует жителей деревни, но их скорбь кажется неискренней и лицемерной.​ На похоронах женщины родственники и соседи больше озабочены разделом её нехитрого имущества, чем утратой близкого человека.​

В конце рассказа автор подводит итог жизни Матрёны, наделяя её образ символическим значением.​ Матрёна – это воплощение народной души, способной на бескорыстную любовь, сострадание и самопожертвование.​ Её гибель – это метафора гибели традиционных нравственных ценностей в советском обществе, где на первый план выходят эгоизм, алчность и равнодушие.​

Коротко о главных персонажах

Матрена Васильевна Григорьева

Матрена – главная героиня рассказа, одинокая женщина шестидесяти лет.​ Она живет в деревне Тальново и сдает комнату рассказчику. Матрена – воплощение народной праведности, бескорыстной души и чистого сердца.

Жизнь Матрены наполнена трудностями и лишениями.​ Она рано потеряла мужа и детей, испытала на себе тяготы колхозного труда.​ Несмотря на это, она не озлобилась, сохранив в себе умение любить, сострадать и помогать ближнему.​

Матрена не гониться за материальными благами, находя радость в простых вещах⁚ в общении с природой, в работе на земле, в помощи людям.​ Ее душевное богатство резко контрастирует с духовной нищетой окружающих ее людей.​

Образ Матрены символизирует традиционные нравственные ценности русского народа⁚ доброту, отзывчивость, самопожертвование. Ее гибель – это не только трагедия отдельного человека, но и символ утраты духовных ориентиров в современном мире.​

Рассказчик (Игнатич)

Рассказчик – бывший заключенный, который после освобождения ищет спокойное место для жизни.​ Он устраивается учителем в деревню Тальново и снимает комнату у Матрены.​

Рассказчик – человек наблюдательный и вдумчивый.​ Он с интересом изучает жизнь русской деревни, пытаясь понять душу и характер её обитателей.​ Встреча с Матреной производит на него глубокое впечатление, заставляя переосмыслить многие жизненные ценности.​

Рассказчик является не только наблюдателем, но и участником событий.​ Он становится свидетелем жизни и гибели Матрены, и эта трагедия навсегда остается в его памяти.​

Фаддей

Фаддей – бывший возлюбленный Матрены, муж её золовки.​ Он представлен как человек расчетливый, эгоистичный и жадный.​

Фаддей не может простить Матрене, что она вышла замуж за его брата, и всю жизнь таит на неё злобу.​ Он видит в ней лишь бесплатную рабочую силу, которой можно пользоваться в своих интересах.

Именно по вине Фаддея происходит трагедия, которая уносит жизнь Матрены.​ Его жадность и безрассудство становятся причиной гибели невинных людей.

Краткий вывод

Рассказ Александра Солженицына «Матрёнин двор» – это пронзительная история о жизни и смерти простой русской женщины, ставшей символом народной праведности и жертвенности.

На примере судьбы Матрены Васильевны автор показывает трагедию русского крестьянства в послевоенные годы. Разруха, нищета, тяжелый физический труд, равнодушие и черствость окружающих – вот удел тех, кто выжил в страшные годы войны, но не нашел себе места в новой жизни.

Матрёна – это воплощение лучших качеств русского человека⁚ доброты, сострадания, любви к ближнему; Она живет не для себя, а для других, всегда готова прийти на помощь, не требуя ничего взамен.​ Её бескорыстие граничит с самопожертвованием, она отдает людям всё, что у нее есть, не жалея себя.​

Трагическая гибель Матрены – это не случайность, а закономерность.​ В мире, где царят эгоизм, алчность и равнодушие, нет места для таких людей, как она.​ Её смерть становится обвинительным приговором обществу, которое не смогло оценить её душевную красоту и нравственную чистоту.​

Солженицын поднимает в своем рассказе важные нравственные проблемы⁚ смысл жизни, добро и зло, вера и безверие, любовь к ближнему и эгоизм.​ «Матрёнин двор» – это не просто рассказ о жизни одной женщины, это философское размышление о судьбе России, о том, что делает человека человеком.​

Произведение актуально и в наши дни, поскольку затрагивает вечные темы, которые волнуют человечество во все времена.​ Оно заставляет задуматься о собственной жизни, о своих поступках, о том, какими мы хотим быть и какой мир хотим видеть вокруг себя.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Иван Петров

    Образ Матрёны вызывает глубокое уважение. Несмотря на все трудности, она сохранила доброту и отзывчивость. Настоящая русская женщина!

  2. Анна Васильева

    Язык произведения очень образный и точный. Автор мастерски передает атмосферу того времени, используя яркие детали и метафоры.

  3. Дмитрий Кузнецов

    С нетерпением жду продолжения! Интересно, как сложится судьба рассказчика в этой деревне и какие ещё тайны он раскроет?

  4. Ольга Сидорова

    Название деревни «Тальново» очень символично. Оно как будто предвещает ту безысходность, которая царит в жизни ее обитателей.

  5. Екатерина Смирнова

    Очень интересное описание быта послевоенной деревни. Чувствуется, что автор хотел передать не только тяготы жизни, но и какую-то неуловимую надежду, которая теплится в сердцах людей.