Краткое содержание рассказа «Матрёнин двор» по главам
Глава 1. Возвращение и знакомство
Летом 1956 года рассказчик, отбыв срок в местах лишения свободы, возвращается в Россию. Желая найти тихое и спокойное место для жизни, он решает устроиться учителем в глубинке. Поиски приводят его в деревню с говорящим названием Тальново. Название «Тальново» намекает на то, что здесь жизнь течёт вяло, однообразно, безрадостно.
Найти жильё в послевоенное время – задача не из лёгких. Герою везёт⁚ ему предлагают поселиться у одинокой женщины по имени Матрёна. Её дом – это небогатая изба, которая станет для рассказчика пристанищем и местом, где он сможет наблюдать за жизнью русской деревни. Первое описание жилища Матрены создает впечатление запущенности, бедности⁚ «Комната Матрёны была заполнена темной, неистово разросшейся фикус-религиозой».
Матрёна – женщина средних лет, трудолюбивая и непритязательная. Несмотря на то, что жизнь её не баловала, она сохранила в себе доброту и отзывчивость. Первая встреча с Матрёной оставляет у рассказчика смешанные чувства⁚ с одной стороны, он видит перед собой уставшую и пожилую женщину, с другой – ощущает в ней некую внутреннюю силу и душевную теплоту.
В этой главе Солженицын знакомит читателя с главными героями и местом действия. Тальново – это собирательный образ послевоенной деревни, где царят нужда, разруха и безысходность. Образ Матрены противопоставлен унылому пейзажу и атмосфере безнадежности. Она – словно луч света в этом темном царстве, воплощение жизненной стойкости и душевной щедрости.
Глава 2. Жизнь Матрены
Вторая глава рассказа погружает читателя в повседневную жизнь Матрены, раскрывая перед нами образ бескорыстной и трудолюбивой русской женщины. Её дни наполнены заботами о доме, огородничеством и помощью односельчанам.
Матрёна живёт бедно, но не унывает. Её скудное хозяйство состоит из хромой кошки, козы и нескольких грядок картошки. Она встает до рассвета, чтобы накормить живность, приготовить незатейливый завтрак себе и постояльцу, а затем отправляется на колхозные работы. Её труд нелёгок, но она не ропщет на судьбу, принимая тяготы жизни как должное.
Несмотря на собственную нужду, Матрёна всегда готова прийти на помощь ближнему. Она безвозмездно помогает соседям копать картошку, пилить дрова, ухаживать за скотиной. Её бескорыстие не знает границ, она готова отдать последнее, что у неё есть, не ожидая ничего взамен.
В этой главе Солженицын показывает контраст между душевной щедростью Матрены и меркантильностью окружающих её людей. Соседи, пользуясь добротой Матрены, не стесняются эксплуатировать её, видя в ней бесплатную рабочую силу.
Жизнь Матрены – это пример самопожертвования и любви к ближнему. Она не ищет материальных благ, находя удовлетворение в том, чтобы делать добро другим. Автор подчеркивает, что именно на таких людях, как Матрёна, держится вся русская деревня.
Глава 3. Прошлое Матрены
Третья глава приоткрывает завесу тайны над прошлым Матрены, объясняя причины её одиночества и душевной боли, скрывающейся за внешней смиренностью. Выясняется, что её жизнь была полна горечи, потерь и несправедливости.
Рассказчик узнает, что Матрёна должна была выйти замуж за парня по имени Фаддей. Однако война разлучила влюблённых⁚ Фаддей пропал без вести, а семья настояла, чтобы Матрёна вышла замуж за его младшего брата – Ефима.
Через несколько лет Фаддей неожиданно возвращается с войны. Эта новость становится настоящим ударом для Матрёны, которая так и не смогла забыть первую любовь. Фаддей, в свою очередь, не может простить Матрене её замужества и женится на другой.
Судьба оказалась к Матрене жестока⁚ все шестеро её детей умерли в младенчестве. Муж погибает на войне, оставив её вдовой. Единственной отрадой для Матрёны становится приёмная дочь Кира, которую она воспитывает как родную.
В этой главе Солженицын показывает, что за внешним спокойствием Матрёны скрывается глубокая душевная рана. Трагические события её жизни не озлобили её, а, напротив, сделали её ещё более доброй и отзывчивой. Она находит утешение в том, чтобы помогать другим, забывая о собственных несчастьях.
Глава 4. Кира и изба
В четвертой главе на первый план выходит конфликт, связанный с имуществом Матрены – старой избой, которая становится объектом споров и раздора.
В деревню приезжает повзрослевшая Кира – приёмная дочь Матрены. Девушка вышла замуж и теперь просит Матрёну отдать ей часть избы, которую та когда-то обещала ей в приданое.
К Кире присоединяется и Фаддей, который видит в этой ситуации возможность получить выгоду. Он настаивает, чтобы Матрёна разобрала избу и отдала ему горницу, которую он планирует перевезти и пристроить к дому своего сына.
Матрёна долго колеблется, но в итоге соглашается уступить просьбам Киры и Фаддея. Ей горько расставаться с частью своего дома, но она не может отказать приёмной дочери и бывшему возлюбленному.
В этой главе Солженицын показывает, как материальные ценности способны разрушать даже самые крепкие человеческие связи. Жажда наживы затмевает разум Фаддея, а Кира, которая всегда казалась благодарной дочерью, оказывается не в силах противостоять желанию получить свою долю наследства.
Глава 5. Смерть Матрены и её значение
Пятая, заключительная глава рассказа, повествует о трагической гибели Матрены, которая становится кульминацией и смысловым центром всего произведения.
Матрёна, вместе с Фаддеем и его сыновьями, отправляется на санях перевозить разобранную горницу в соседнюю деревню. Из-за жадности Фаддея, решившего сэкономить время и силы, сани сцепляют вместе, что становится роковой ошибкой.
На железнодорожном переезде сани застревают, и в этот момент их сбивает проходящий поезд. В результате аварии погибают Матрёна, сын Фаддея и машинист поезда.
Смерть Матрёны шокирует жителей деревни, но их скорбь кажется неискренней и лицемерной. На похоронах женщины родственники и соседи больше озабочены разделом её нехитрого имущества, чем утратой близкого человека.
В конце рассказа автор подводит итог жизни Матрёны, наделяя её образ символическим значением. Матрёна – это воплощение народной души, способной на бескорыстную любовь, сострадание и самопожертвование. Её гибель – это метафора гибели традиционных нравственных ценностей в советском обществе, где на первый план выходят эгоизм, алчность и равнодушие.
Коротко о главных персонажах
Матрена Васильевна Григорьева
Матрена – главная героиня рассказа, одинокая женщина шестидесяти лет. Она живет в деревне Тальново и сдает комнату рассказчику. Матрена – воплощение народной праведности, бескорыстной души и чистого сердца.
Жизнь Матрены наполнена трудностями и лишениями. Она рано потеряла мужа и детей, испытала на себе тяготы колхозного труда. Несмотря на это, она не озлобилась, сохранив в себе умение любить, сострадать и помогать ближнему.
Матрена не гониться за материальными благами, находя радость в простых вещах⁚ в общении с природой, в работе на земле, в помощи людям. Ее душевное богатство резко контрастирует с духовной нищетой окружающих ее людей.
Образ Матрены символизирует традиционные нравственные ценности русского народа⁚ доброту, отзывчивость, самопожертвование. Ее гибель – это не только трагедия отдельного человека, но и символ утраты духовных ориентиров в современном мире.
Рассказчик (Игнатич)
Рассказчик – бывший заключенный, который после освобождения ищет спокойное место для жизни. Он устраивается учителем в деревню Тальново и снимает комнату у Матрены.
Рассказчик – человек наблюдательный и вдумчивый. Он с интересом изучает жизнь русской деревни, пытаясь понять душу и характер её обитателей. Встреча с Матреной производит на него глубокое впечатление, заставляя переосмыслить многие жизненные ценности.
Рассказчик является не только наблюдателем, но и участником событий. Он становится свидетелем жизни и гибели Матрены, и эта трагедия навсегда остается в его памяти.
Фаддей
Фаддей – бывший возлюбленный Матрены, муж её золовки. Он представлен как человек расчетливый, эгоистичный и жадный.
Фаддей не может простить Матрене, что она вышла замуж за его брата, и всю жизнь таит на неё злобу. Он видит в ней лишь бесплатную рабочую силу, которой можно пользоваться в своих интересах.
Именно по вине Фаддея происходит трагедия, которая уносит жизнь Матрены. Его жадность и безрассудство становятся причиной гибели невинных людей.
Краткий вывод
Рассказ Александра Солженицына «Матрёнин двор» – это пронзительная история о жизни и смерти простой русской женщины, ставшей символом народной праведности и жертвенности.
На примере судьбы Матрены Васильевны автор показывает трагедию русского крестьянства в послевоенные годы. Разруха, нищета, тяжелый физический труд, равнодушие и черствость окружающих – вот удел тех, кто выжил в страшные годы войны, но не нашел себе места в новой жизни.
Матрёна – это воплощение лучших качеств русского человека⁚ доброты, сострадания, любви к ближнему; Она живет не для себя, а для других, всегда готова прийти на помощь, не требуя ничего взамен. Её бескорыстие граничит с самопожертвованием, она отдает людям всё, что у нее есть, не жалея себя.
Трагическая гибель Матрены – это не случайность, а закономерность. В мире, где царят эгоизм, алчность и равнодушие, нет места для таких людей, как она. Её смерть становится обвинительным приговором обществу, которое не смогло оценить её душевную красоту и нравственную чистоту.
Солженицын поднимает в своем рассказе важные нравственные проблемы⁚ смысл жизни, добро и зло, вера и безверие, любовь к ближнему и эгоизм. «Матрёнин двор» – это не просто рассказ о жизни одной женщины, это философское размышление о судьбе России, о том, что делает человека человеком.
Произведение актуально и в наши дни, поскольку затрагивает вечные темы, которые волнуют человечество во все времена. Оно заставляет задуматься о собственной жизни, о своих поступках, о том, какими мы хотим быть и какой мир хотим видеть вокруг себя.
Образ Матрёны вызывает глубокое уважение. Несмотря на все трудности, она сохранила доброту и отзывчивость. Настоящая русская женщина!
Язык произведения очень образный и точный. Автор мастерски передает атмосферу того времени, используя яркие детали и метафоры.
С нетерпением жду продолжения! Интересно, как сложится судьба рассказчика в этой деревне и какие ещё тайны он раскроет?
Название деревни «Тальново» очень символично. Оно как будто предвещает ту безысходность, которая царит в жизни ее обитателей.
Очень интересное описание быта послевоенной деревни. Чувствуется, что автор хотел передать не только тяготы жизни, но и какую-то неуловимую надежду, которая теплится в сердцах людей.