Краткое содержание рассказа Размазня для читательского дневника

Краткое содержание рассказа Размазня для читательского дневника Краткие пересказы

Краткое содержание рассказа «Размазня» для читательского дневника

Знакомство с героями

В рассказе Антона Павловича Чехова «Размазня» мы знакомимся с двумя главными героями, чьи характеры ярко противопоставлены друг другу.

Первый герой ౼ это рассказчик, от лица которого ведется повествование.​ Мы практически ничего не знаем о нем ౼ ни имени, ни возраста, ни профессии.​ Единственное, что можно сказать с уверенностью ⎻ это человек образованный, начитанный, возможно, представитель интеллигенции того времени.​

Второй герой ౼ молодая гувернантка Юлия Васильевна.​ Автор описывает ее как «маленькую, худенькую, белокурую», подчеркивая ее хрупкость и беззащитность.​ Юлия Васильевна ⎻ девушка из бедной семьи, вынужденная работать, чтобы себя прокормить.​

Уже с первых страниц рассказа мы видим, как разительно отличаются эти два персонажа.​ Рассказчик уверен в себе, обладает чувством собственного достоинства, привык отстаивать свои интересы.​ Юлия Васильевна, напротив, робка, застенчива, боится возразить и постоять за себя. Она производит впечатление человека, привыкшего к унижениям и готового терпеть несправедливость.​

Контраст между героями подчеркивается и их речью.​ Речь рассказчика ౼ живая, образная, эмоциональная.​ Он использует иронию, сарказм, чтобы показать свое отношение к происходящему.​ Юлия Васильевна говорит тихо, невнятно, часто сбивается, что выдает ее волнение и неуверенность в себе.​

Именно на таком резком противопоставлении характеров и строится конфликт рассказа, который заставляет читателя задуматься о важных нравственных проблемах.​

Обед и спор о зарплате

Центральное место в рассказе «Размазня» занимает сцена обеда, во время которого и происходит главный конфликт между рассказчиком и гувернанткой Юлией Васильевной.​ Казалось бы, обыденная ситуация ౼ расчет за проделанную работу ⎻ превращается в настоящее испытание для обоих героев.​

Рассказчик, желая рассчитаться с гувернанткой за месяц работы, начинает перечислять ей всевозможные вычеты⁚ за разбитую чашку, за пропущенные уроки из-за болезни Коли, за испорченные вещи.​ С каждым новым вычетом сумма, которую должна получить Юлия Васильевна, становится все меньше.​

Гувернантка же, смущаясь и запинаясь, соглашается со всеми доводами рассказчика.​ Она не пытается возразить, объяснить, что некоторые вычеты несправедливы.​ Кажется, что она заранее готова к такому обращению, привыкла к тому, что ее труд не ценят, а саму ее считают человеком второго сорта.​

Атмосфера за столом накаляется.​ Рассказчик, видя покорность Юлии Васильевны, начинает вести себя все более вызывающе.​ Он словно пытается вызвать ее на открытый конфликт, заставить защищаться.​ Однако гувернантка продолжает молча соглашаться со всеми претензиями.

В итоге Юлия Васильевна получает сумму, значительно меньшую той, на которую рассчитывала.​ Но что самое страшное ౼ она уходит униженной, раздавленной, не чувствуя в себе сил постоять за себя.

Сцена обеда ౼ это кульминация рассказа, в которой ярко проявляется психология обоих героев.​ Рассказчик предстает перед нами как человек жестокий, деспотичный, получающий удовольствие от унижения слабого.​ Юлия Васильевна же ⎻ это воплощение безропотности, жертвенности, доведенной до абсурда.​

Унижения и смирение

Вся сцена расчета с гувернанткой Юлией Васильевной в рассказе «Размазня» пропитана атмосферой унижения и подавления.​ Рассказчик, словно получая извращенное удовольствие от собственной власти, методично и хладнокровно уничтожает достоинство молодой девушки.​

Каждое слово рассказчика, каждый его упрек, каждое обвинение ⎻ это удар, направленный на то, чтобы сломить волю Юлии Васильевны, заставить ее почувствовать себя ничтожной и жалкой.​ Он не просто вычитает деньги из ее жалованья ⎻ он обесценивает ее труд, заставляет ее сомневаться в собственной компетентности, заставляет чувствовать себя виноватой за все просчеты и неудачи.​

Особенно цинично выглядит поведение рассказчика на фоне безропотного смирения Юлии Васильевны.​ Она принимает все его упреки, соглашается со всеми вычетами, словно не смея даже подумать о том, чтобы защитить себя.​ Ее тихий голос, дрожащие руки, смущенный взгляд ౼ все выдает ее полную беззащитность перед жестокостью и бесцеремонностью рассказчика.

В этой сцене Чехов мастерски передает психологическое состояние обоих героев.​ Рассказчик, ощущая свою власть, становится все более самоуверенным, даже жестоким.​ Юлия Васильевна же, наоборот, с каждой минутой как будто уменьшается в размерах, ее голос становится все тише, а плечи опускаются все ниже.​

Унижения, которым подвергается Юлия Васильевна, не ограничиваются материальной сферой. Рассказчик покушается на ее человеческое достоинство, заставляя ее чувствовать себя униженной и оскорбленной.​ И самое страшное, что она принимает эти унижения, уходит, не проронив ни слова протеста.​

Уход гувернантки

Уход Юлии Васильевны из дома рассказчика после унизительного расчета ⎻ это один из самых сильных моментов рассказа «Размазня».​ Казалось бы, рядовое событие ౼ гувернантка получила деньги и ушла.​ Но в контексте всего происходящего ее уход приобретает символическое значение.​

Юлия Васильевна уходит молча, почти незаметно, словно тень. Она не прощается, не благодарит, не смотрит в глаза.​ В ее поведении нет ни обиды, ни гнева ౼ только бесконечная покорность и смирение.​

Глядя на уходящую девушку, рассказчик испытывает смешанные чувства.​ Он доволен собой, своей «победой», своей властью над слабым человеком. Но в то же время его не покидает ощущение неловкости, даже некоторой досады.​ Он понимает, что поступил некрасиво, жестоко, но не хочет себе в этом признаться.​

Уход Юлии Васильевны ⎻ это не просто конец одного эпизода, это символ того, как безропотно люди порой принимают несправедливость, унижения, как позволяют себя оскорблять и использовать.​ Это горькое напоминание о том, что смирение не всегда является достоинством, а может быть признаком духовной сломленности и бессилия.​

Уходя, Юлия Васильевна оставляет рассказчика наедине с самим собой, со своими мыслями и чувствами.​ И читатель понимает, что именно в этот момент начинается настоящая драма ⎻ драма совести, драма непростого морального выбора.​

Размышления после прочтения

Рассказ Чехова «Размазня», несмотря на свою краткость, заставляет задуматься о многих важных вещах.​ История конфликта рассказчика и гувернантки Юлии Васильевны выходит далеко за рамки бытовой зарисовки, поднимая глубокие нравственные и социальные проблемы.​

Прежде всего, Чехов заставляет нас задуматься о природе человеческой жестокости. Почему рассказчик, вполне образованный и интеллигентный человек, получает удовольствие от унижения слабой и беззащитной девушки?​ Неужели чувство собственной значимости и власти может быть настолько сильным, что затмевает элементарные нормы морали и сострадания?

Не менее важна и тема социального неравенства, которая красной нитью проходит через весь рассказ.​ Юлия Васильевна, вынужденная терпеть унижения и несправедливость ради куска хлеба, является типичным представителем обездоленного сословия того времени.​ Чехов показывает, насколько сильно зависимым и бесправным может быть человек, не имеющий ни материальной, ни моральной поддержки.​

Но главное, пожалуй, что волнует Чехова ⎻ это тема смирения и безропотности.​ Почему Юлия Васильевна не пытается себя защитить, не протестует против несправедливости?​ Это проявление слабости характера, страха перед конфликтом, или же результат глубоко укоренившегося в обществе преклонения перед властью и богатством?​

«Размазня» ⎻ это рассказ-предостережение, рассказ-вопрос, который Чехов адресует каждому из нас.​ Это призыв к тому, чтобы быть внимательнее друг к другу, не проходить мимо несправедливости, не бояться отстаивать свои интересы и защищать слабых.​

Коротко о главных персонажах

В рассказе Антона Павловича Чехова «Размазня» действуют всего два главных персонажа, противопоставленных друг другу, как свет и тень.​ Их характеры, поступки, даже манера говорить ⎻ все подчеркивает пропасть, которая разделяет этих героев.​

Рассказчик

  • О рассказчике мы знаем очень мало.​ Автор не называет ни его имени, ни возраста, ни профессии.​ Можно предположить, что это человек образованный, возможно, представитель интеллигенции, раз он может позволить себе нанять гувернантку для своего ребенка.​
  • Главная черта характера рассказчика ౼ это его властность, граничащая с деспотизмом.​ Он привык повелевать, управлять, не терпит возражений.​ В отношениях с Юлией Васильевной он чувствует себя хозяином положения, которому все позволено.​
  • Рассказчик жесток и бесцеремонен. Он не стесняется унижать Юлию Васильевну, делать ей замечания в присутствии слуги, превращать расчет в настоящую пытку.​ Кажется, он получает извращенное удовольствие, наблюдая за ее смущением и беспомощностью.​
  • При этом рассказчик не лишен некоторой рефлексии. Он понимает, что ведет себя некрасиво, но гордыня и чувство собственной правоты не позволяют ему остановиться.​

Юлия Васильевна

  • Юлия Васильевна ౼ молодая, бедная девушка, вынужденная работать гувернанткой, чтобы себя прокормить.​ Автор подчеркивает ее хрупкость и беззащитность, описывая ее как «маленькую, худенькую, белокурую».​
  • Главная черта характера Юлии Васильевны ⎻ это ее поразительная кротость и смирение. Она буквально воплощает в себе тип «маленького человека», который привык к тому, что его никто не считает, не замечает, не слышит.​
  • Юлия Васильевна абсолютно беззащитна перед жестокостью и хамством.​ Она не умеет постоять за себя, не знает, как ответить на несправедливые обвинения.​ В ее поведении нет ни капли вызова, ни тени протеста ౼ только бесконечное терпение и покорность.​
  • Трагедия Юлии Васильевны в том, что она не осознает своей униженности.​ Она искренне верит в то, что рассказчик прав, и винит в происходящем только себя.​

Образы рассказчика и Юлии Васильевны ⎻ это два полюса, две крайности человеческой натуры.​ Чехов мастерски показывает, как эти крайности могут сосуществовать в обществе, как жестокость порождает смирение, а смирение, в свою очередь, позволяет процветать жестокости.​

Краткий вывод

Рассказ Антона Павловича Чехова «Размазня» ⎻ это небольшое по объему, но глубокое по содержанию произведение, которое оставляет после себя горькое послевкусие и заставляет задуматься о важных жизненных вопросах.​

Чехов мастерски изображает столкновение двух противоположных миров⁚ мира силы и власти, который представляет рассказчик, и мира слабости и беззащитности, который олицетворяет собой гувернантка Юлия Васильевна.​

Автор не дает однозначных оценок своим героям. Он словно приглашает читателя самостоятельно разобраться в мотивах их поступков, понять, что стоит за их поведением ⎻ жестокость, равнодушие, страх или же отчаяние и безысходность.​

«Размазня» ⎻ это не просто рассказ о несправедливости и унижении.​ Это размышление о том, как человек, обладая властью над другим человеком, может растоптать его достоинство, сломить волю, лишить веры в себя.​

Чехов призывает нас быть внимательнее друг к другу, не проходить мимо чужой боли, не бояться противостоять злу и несправедливости.​ Ибо равнодушие и смирение перед злом ౼ это то, что делает нас соучастниками жестокости и несправедливости.​

«Размазня» ౼ это напоминание о том, что каждый из нас должен бороться за свою человеческую достоинство, не позволять себя унижать, не терять веру в себя, даже если жизнь подвергает нас тяжелым испытаниям.

Рассказ Чехова актуален и по сей день, ведь проблемы, которые он поднимает, не утратили своей остроты и в наше время.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга

    Кратко и по делу. Отлично подойдет для читательского дневника.

  2. Михаил Петров

    С нетерпением жду продолжения анализа! Очень интересно.

  3. Елена Владимировна

    Замечательный анализ! Поможет школьникам лучше понять этот непростой рассказ.

  4. Надежда

    Превосходно! Чувствуется глубокое понимание произведения.

  5. Дмитрий К.

    Хороший акцент на речи персонажей, это действительно важно для понимания их характеров.

  6. Александра

    Отличное краткое содержание, поможет быстро вспомнить суть произведения.

  7. Ирина Соловьева

    Очень интересное изложение! Сразу вспоминается атмосфера чеховских рассказов и эта щемящая несправедливость.

  8. Петр Николаевич

    Прекрасно передана суть конфликта и противопоставление характеров. Хороший анализ!

  9. Сергей Иванович

    Очень точно подмечены детали, характеризующие героев. Браво!