Краткое содержание романа А. С. Пушкина «Дубровский» по главам

Краткое содержание романа А. С. Пушкина "Дубровский" по главам Краткие пересказы

Краткое содержание второго тома «Дубровский» по главам

В доме Троекурова появляется новый персонаж ‒ учитель-француз Дефорж.​ Он поражает всех своей смелостью, убив медведя.​

Читатель узнает, что Дефорж ‒ это и есть Дубровский.​ Он скрывается под личиной учителя, чтобы быть ближе к своей мести.​

Между Дубровским и Машей Троекуровой вспыхивают чувства. Теперь Владимиру предстоит выбирать между местью и любовью.​

Дубровский пытается спасти Машу от нежеланного брака, но неудачно.​ Девушка выходит замуж за князя Верейского.​

Дубровский ранен.​ Он распускает шайку разбойников и скрывается за границей.​

Глава 8.​ Появление Дефоржа и его тайна

В тихом мирке Покровского, где властвовал своенравный Троекуров, появляется новый персонаж, нарушающий привычное течение жизни.​ Это месье Дефорж, учитель-француз, нанятый для обучения юного Саши, внебрачного сына Троекурова.​ Прибытие Дефоржа сопровождается любопытным происшествием, сразу раскрывающим его неординарный характер.​

Троекуров, известный своими эксцентричными выходками и любовью к жестоким забавам, решает испытать нового учителя.​ Он запирает Дефоржа в комнате с голодным медведем, которого выпускает из клетки.​ Этот «шутливый» обычай Троекурова был хорошо известен, и многие гости содрогались, вспоминая о нем.​ Однако Дефорж, к удивлению всех, не теряет самообладания.​ Обнаружив в кармане пистолет, подаренный ему случайно встреченным попутчиком, он стреляет в разъяренного зверя в тот момент, когда тот готов на него наброситься.​

Эта сцена производит неизгладимое впечатление на обитателей Покровского.​ Марья Кирилловна, дочь Троекурова, до сих пор равнодушная ко всему, невольно проникается уважением к смелости и хладнокровию молодого француза.​ Сам Троекуров, пораженный невиданной дерзостью Дефоржа, меняет к нему свое отношение.​ Он видит в нем не робкую жертву для своих шуток, а человека, достойного уважения.

Появление Дефоржа становится началом череды интригующих событий в романе.​ Его таинственность, смелость, благородные манеры привлекают внимание и вызывают интерес, оставляя читателя в неведении о его истинной личности и целях.​

Глава 9.​ Дубровский в доме Троекурова

Тайна, окутывающая личность Дефоржа, раскрывается в этой главе.​ Оказывается, под маской скромного учителя скрывается не кто иной, как Владимир Дубровский, жаждущий мести за своего отца и лишившийся родового имения. Случай сводит его с настоящим учителем-французом, Дефоржем, которому он покупает документы и рекомендательное письмо к Троекурову.​

Так Дубровский получает возможность проникнуть в логово своего врага, оставаясь неузнанным.​ Он проводит в Покровском около месяца, искусно играя роль учителя.​ Троекуров, впечатленный его мужеством и образованностью, проникается к нему доверием, не подозревая, кто скрывается под личиной француза.​

Находясь в доме Троекурова, Дубровский внимательно изучает своего противника, его привычки, слабости.​ Он наблюдает за жизнью в Покровском, за отношениями между его обитателями.​ Особый интерес у него вызывает Марья Кирилловна, дочь Троекурова.​

Близость к врагу, постоянное напряжение, необходимость скрывать свои истинные чувства делают положение Дубровского двойственно сложным.​ С одной стороны, он близок к осуществлению своей мести, с другой , все больше проникается симпатией к дочери Троекурова, видя в ней не просто дочь своего врага, а умную, чувствительную девушку.​

Глава заканчивается напряженным ожиданием.​ Читатель задается вопросом⁚ что же дальше?​ Какой путь выберет Дубровский?​ Осуществит ли он свою месть или же любовь к Марье Кирилловне заставит его отказаться от своих намерений?​

Глава 10.​ Любовь и месть

В этой главе накал страстей в романе достигает своего пика.​ Дубровский, скрывающийся под личиной Дефоржа, все глубже погружается в жизнь в Покровском.​ Близость к Марье Кирилловне, умной, чуткой и независимой девушке, далекой от грубости и самовластия своего окружения, пробуждает в его сердце глубокое и сильное чувство.​

Он находит тысячи поводов, чтобы быть рядом с Марьей Кирилловной, учить ее французскому языку, разговаривать о литературе, музыке, делиться своими мыслями и чувствами.​ Девушка, томящаяся в глуши, лишенная интересного общения, также тянется к Дефоржу, видя в нем родственную душу.​

Однако сердце Дубровского раздвоено.​ Любовь к Марье Кирилловне вступает в противоречие с жаждой мести, которая привела его в дом Троекурова.​ Он оказывается перед мучительным выбором⁚ отказаться от мести ради любви или же пожертвовать своим счастьем во имя восстановления справедливости.​

Ситуация осложняется тем, что Дубровский узнает о намерении Троекурова выдать Марью Кирилловну замуж за богатого, но нелюбимого ею князя Верейского. Это известие подталкивает Дубровского к решительным действиям.​ Он не может допустить, чтобы Марья Кирилловна стала жертвой произвола своего отца, как когда-то его собственный отец стал жертвой произвола Троекурова.​

Глава заканчивается на тревожной ноте.​ Дубровский решает раскрыть Марье Кирилловне свое истинное лицо и предложить свою помощь.​ Он назначает ей свидание в саду, не подозревая, какие последствия будет иметь эта встреча.​

Глава 11.​ Несостоявшееся спасение

Тяжелые предчувствия не обманывают Дубровского. Его попытка спасти Марью Кирилловну от нежеланного брака оборачивается драматическими событиями.

Свидание в саду, окутанном тайной и пронизанном ароматом цветущих лип, становится поворотным моментом в судьбе героев.​ Дубровский, превозмогая волнение, открывает Марье Кирилловне свое настоящее имя, рассказывает о своей любви и предлагает свою помощь. Однако его признание вызывает в душе девушки не только ответное чувство, но и смятение.​

Марья Кирилловна оказывается перед тяжелым выбором.​ С одной стороны, она испытывает симпатию к Дубровскому, видит в нем благородного и сильного человека, способного на глубокие чувства.​ С другой стороны, она не может преступить через свое воспитание, через представления о долге и чести, которые не позволяют ей связать свою судьбу с разбойником, пусть даже и благородным.​

Дубровский понимает ее колебания и не настаивает. Он дает Марье Кирилловне кольцо и просит опустить его в дупло дуба, если ей понадобится его помощь.​ Сам же он вынужден скрыться из Покровского, так как его обман раскрыт.​

Несмотря на обещание Марьи Кирилловны, Дубровский опаздывает. Он приезжает к церкви, чтобы похитить невесту во время венчания, но видит, что обряд уже состоялся.​ Его план рушится. Марья Кирилловна становится женой князя Верейского.​

Глава завершается горечью поражения и не оставляет надежды на счастливый исход.​ Дубровский понимает, что он потерял Марью Кирилловну навсегда.​

Глава 12. Развязка и последствия

Последняя глава романа не приносит облегчения от драматизма предыдущих событий.​ Надежда на возможное счастье Дубровского и Марьи Кирилловны окончательно рушится, оставляя после себя горечь и разочарование.​

Хотя венчание уже состоялось, Дубровский не может смириться с мыслью о том, что Марья Кирилловна стала женой нелюбимого.​ Он решает сделать последнюю попытку — перехватить свадебный кортеж на пути из церкви и вернуть свою возлюбленную.

Встретившись лицом к лицу с Марьей Кирилловной, Дубровский взывает к ее чувствам, умоляя оставить нелюбимого мужа и уехать с ним.​ Однако Марья Кирилловна непреклонна. Она говорит, что дала обет перед Богом и теперь связана своим словом.​

Осознав тщетность своих надежд, Дубровский отпускает Марью Кирилловну.​ Это решение дается ему нелегко, но он не может поступить иначе.​ Он понимает, что не имеет права насильно принуждать к счастью ту, которую любит.​

Этот эпизод становится кульминацией романа и одновременно началом конца истории Дубровского.​ Разочарованный в любви, преследуемый властями, он распускает свою шайку и скрывается.​

Финал романа остается открытым.​ Пушкин не дает однозначного ответа на вопрос о дальнейшей судьбе своего героя. Одни исследователи полагают, что Дубровский покинул Россию и начал новую жизнь за границей.​ Другие уверены, что он не смог смириться со своим поражением и продолжил свою борьбу с несправедливостью.​

Коротко о главных персонажах

Владимир Дубровский

Молодой, образованный дворянин, оказавшийся на распутье жизненных дорог.​ После смерти отца, несправедливо лишенного имения, Владимир превращается из блестящего гвардейского офицера в отчаянного разбойника, грозу местных помещиков; Он руководствуется не только жаждой мести, но и стремлением восстановить справедливость, наказать виновных в бедах своей семьи.

Однако встреча с Марьей Кирилловной Троекуровой, дочерью его заклятого врага, переворачивает его жизнь.​ Любовь к ней пробуждает в нем благородные порывы, заставляет усомниться в правильности выбранного пути; В итоге он оказывается перед мучительным выбором между чувством и долгом, любовью и местью.​

Марья Кирилловна Троекурова

Юная, романтичная девушка, воспитанная на французских романах. Она живет в своем мире, полном грез и фантазий, далеком от грубой действенности окружающей ее помещичьей среды. Встреча с Дефоржем (Дубровским), человеком образованным и благородным, становится для нее глотком свежего воздуха.​

Она проникается к нему симпатией, видит в нем родственную душу.​ Однако она не может преступить через свое воспитание, через нормы морали и нравственности, которые не позволяют ей связать свою судьбу с разбойником. В итоге она выбирает долг и повиновение воле отца, соглашаясь на брак с нелюбимым человеком.​

Кирила Петрович Троекуров

Богатый, властный помещик, привыкший к вседозволенности.​ Он не признает никаких авторитетов, кроме собственной воли, и поступает так, как ему вздумается, не считаясь с чувствами и интересами других людей.​ Именно его самодурство и несправедливость становятся причиной трагедии семьи Дубровских.

Троекуров — сложный и противоречивый персонаж.​ С одной стороны, он жесток, мстителен, способен на низкие поступки.​ С другой стороны, он способен на сильные чувства, на искреннюю привязанность.​ Он любит свою дочь, хотя и по-своему, и желает ей счастья, пусть даже ценой ее собственного счастья.​

Князь Верейский

Богатый аристократ, возвратившийся в Россию после долгого пребывания за границей.​ Он умен, образован, обладает изысканными манерами и знает себе цену.​ Верейский становится предметом внимания Троекурова, который видит в нем блестящую партию для своей дочери.​

Однако за внешней привлекательностью князя скрывается равнодушие и расчетливость.​ Он не испытывает к Марье Кирилловне никаких чувств, кроме холодного интереса.​ Брак с ней для него ‒ всего лишь выгодная сделка, которая позволит ему укрепить свое положение в обществе.

Краткий вывод

Второй том «Дубровского», несмотря на незавершенность романа, производит сильное впечатление и оставляет после себя много вопросов.​ История любви и мести, развернувшаяся на фоне русской деревни XIX века, захватывает своей эмоциональностью и драматизмом.

Владимир Дубровский, благородный разбойник, вынужденный скрываться под чужим именем, вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, он — преступник, нарушающий закон.​ С другой — жертва несправедливости, пытающийся восстановить попранную честь своей семьи. Его образ ‒ это образ человека, оказавшегося перед непростым моральным выбором, вынужденного бороться с системой ее же методами.​

Марья Кирилловна Троекурова, представляющая мир дворянской утонченности и воспитания, также вынуждена делать нелегкий выбор между чувством и долгом.​ В итоге она выбирает последний, принося свое счастье в жертву общественным нормам и родительской воле.​ Ее образ — это образ женщины, запертой в клетке социальных условностей, не имеющей возможности распоряжаться своей судьбой.​

Противостояние Дубровского и Троекурова ‒ это не просто личная драма двух семей.​ Это столкновение двух миров — мира старых порядков, основанных на власти и деньгах, и мира новых идей, требующих справедливости и равенства.​ В этом противостоянии нет победителей.​ И Дубровский, и Троекуров оказываются заложниками обстоятельств, жертвами жестокой системы, не оставляющей места для человечности и сострадания.​

Незавершенность романа усиливает его трагизм, заставляя читателя задуматься о том, что же будет дальше с героями, какой путь они выберут.​ «Дубровский» — это не просто приключенческий роман, это философское размышление о сложности человеческих отношений, о роли случая и рока в нашей жизни, о вечных ценностях ‒ любви, чести, справедливости.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Алексей

    Сцена с медведем просто захватывающая! Думаю, это переломный момент в отношениях Троекурова и Дефоржа.

  2. Светлана

    Люблю, как Пушкин описывает характеры героев. Ярко и точно!

  3. Дмитрий

    Троекуров, конечно, тот еще тиран. Интересно, как Дефорж будет ему мстить?

  4. Ольга

    Очень интересно описано появление Дефоржа! Сразу видно, что он не простой учитель.

  5. Михаил

    Классика русской литературы! Всегда интересно перечитывать.

  6. Екатерина

    Жду развития событий! Интересно, как скоро раскроется тайна Дефоржа?

  7. Ирина

    Мне уже нравится Марья Кирилловна. Умная и наблюдательная девушка.