Краткое содержание романа Мастер и Маргарита

Краткое содержание романа Мастер и Маргарита Краткие пересказы

Краткое содержание «Мастер и Маргарита»

Роман повествует о визите Сатаны в Москву 30-х годов․ Воланд и его свита устраивают хаос٫ испытывая жителей города на прочность их моральных устоев․ Параллельно разворачивается история Мастера٫ написавшего роман о Понтии Пилате٫ и его возлюбленной Маргариты․ Их судьбы переплетаются с Воландом٫ что приводит к неожиданной развязке․

Пришествие Воланда и его свиты в Москву

Жарким майским днем в Москве появляется загадочный иностранец, называющий себя профессором Воландом․ Его сопровождает необычная свита⁚ острый на язык Фагот (он же Коровьев), мрачный и пугающий Азазелло, рыжий и развязный кот Бегемот, обладающий удивительной способностью говорить и ходить на задних лапах, и неуловимый Абдулла․

Их появление сразу же знаменует собой череду необъяснимых и пугающих событий․ На Патриарших прудах Воланд знакомится с двумя литераторами – Берлиозом и Иваном Бездомным․ Разговор заходит о существовании Иисуса Христа, и Воланд, объявляя себя очевидцем тех событий, предсказывает Берлиозу скорую и трагическую смерть․

Предсказание сбывается в тот же вечер, повергая Ивана Бездомного в шок․ Пытаясь разобраться в происходящем и преследовать Воланда, Иван оказывается в психиатрической клинике․ Тем временем Воланд и его свита, присвоив квартиру покойного Берлиоза, начинают сеять хаос в Москве․

Их «черная магия» оборачивается чередой мистификаций и разоблачений, которые высмеивают жадность, лицемерие и глупость московского общества․ Сеанс черной магии в Варьете оборачивается дождем из денег, сводящим публику с ума, а «нехорошая квартира» становится центром невероятных и пугающих событий․

Появление Воланда и его свиты знаменует собой вторжение сверхъестественного в обыденную жизнь Москвы, заставляя жителей столкнуться с темными сторонами собственной души и ставя под сомнение привычные представления о добре и зле․

История Мастера и его романа о Понтии Пилате

Параллельно с фантасмагорическими похождениями Воланда в романе разворачивается трагическая история Мастера ⎯ талантливого, но непризнанного писателя․ Мастер, имя которого так и остаётся неизвестным на протяжении всего романа, одержим историей Понтия Пилата и пишет роман о нём․

В своём романе Мастер представляет не каноническую трактовку евангельских событий, а глубоко человеческую драму Понтия Пилата, разрывающегося между своим долгом и совестью․ Прокуратор Иудеи, изображенный в романе Мастера, ⎻ это не просто бездушный исполнитель приговора, но сложная и противоречивая личность, мучимая сомнениями и страхом․

Роман Мастера, пронизанный идеями гуманизма и сострадания, оказывается чуждым и непонятным советской литературной критике․ Мастера обвиняют в пропаганде религиозных идей, травят в прессе, и в итоге он оказывается в психиатрической лечебнице, разбитым и отчаявшимся․

Именно здесь, в клинике для душевнобольных, пересекаются пути Мастера и Ивана Бездомного․ Мастер рассказывает Ивану свою историю любви к Маргарите, женщине, которая стала его музой и поддержкой, и трагическую судьбу своего романа․

История Мастера и его романа о Понтии Пилате ⎻ это история о столкновении гения с бездушной машиной государственной системы, о цене творчества и о трагедии непризнанного таланта․

Бал сатаны и сделка с Маргаритой

Кульминацией московских приключений Воланда становится грандиозный бал, который он устраивает в честь Вальпургиевой ночи․ Хозяйкой бала должна стать самая красивая женщина Москвы, и выбор падает на Маргариту, возлюбленную Мастера․

Маргарита, страдающая от разлуки с любимым и готовая на все ради его спасения, заключает сделку с Азазелло, верным слугой Воланда․ Она принимает волшебный крем, превращающий ее в ведьму, и отправляется на бал, чтобы выполнить свою роль королевы․

Бал сатаны ⎻ это фантасмагорическое действо, полное гротеска и сатиры․ На балу собираются души грешников, умерших за последний год, а Маргарита, ставшая ведьмой, принимает их поклонение и исполняет ритуальные обязанности королевы бала․

За участие в балу Воланд обещает исполнить любое желание Маргариты․ И ее желание, конечно же, связано с Мастером․ Она просит вернуть ей любимого, и Воланд, впечатленный ее преданностью и силой духа, исполняет ее просьбу․

Бал сатаны и сделка с Маргаритой ⎻ это поворотный момент в романе․ Именно здесь мистическая линия сюжета, связанная с Воландом и его свитой, тесно переплетается с историей любви Мастера и Маргариты․

Судьба Мастера и Маргариты, прощение Пилата

После бала Воланд возвращает Мастера и сгоревший роман к Маргарите․ Влюбленные воссоединяются, но их счастье в мире людей оказывается недолгим․ Мастер, измученный преследованиями и душевной болезнью, уже не верит в возможность спокойной жизни․

В это же время Воланд заканчивает свое пребывание в Москве․ Он выполнил свою миссию ⎻ испытал жителей города, высмеял их пороки, восстановил справедливость в некоторых случаях․ Настает время для последнего акта ⎻ решения судьбы Мастера и Маргариты․

На Воробьевых горах Воланд встречаеться с Левием Матвеем ⎯ учеником Иешуа Га-Ноцри․ Левий Матвей передает Воланду просьбу своего Учителя ⎯ даровать Мастеру и Маргарите покой; «Он не заслужил света, он заслужил покой», ⎯ говорит Левий Матвей о Мастере․

Воланд исполняет просьбу Иешуа․ Мастер и Маргарита выпивают вино, предложенное Азазелло, и погружаются в вечный сон․ Их души покидают мир живых вместе с Воландом и его свитой․ В финале романа им даруется покой ⎯ не райское блаженство, но и не адские муки, а именно покой, которого так жаждал Мастер․

Параллельно с этим решается и судьба Понтия Пилата․ После двух тысяч лет мучений и раскаяния, он прощен Иешуа и получает возможность воссоединиться с ним․ Так, роман о Понтии Пилате, написанный Мастером, обретает свое завершение․

Эпилог⁚ последствия событий для москвичей

После отлета Воланда и его свиты Москва возвращается к привычной жизни․ Однако московское общество уже не может быть прежним⁚ слишком невероятные и пугающие события произошли в городе за эти несколько дней․

Следователи безуспешно пытаются найти объяснение мистическим происшествиям, связанным с «нехорошей квартирой» и ее обитателями․ Слухи о Воланде, Маргарите и Мастере обрастают легендами, передаются из уст в уста, заставляя людей переосмыслить привычные представления о реальности и сверхъестественном․

Иван Бездомный, ставший свидетелем многих странных событий, отказывается от карьеры поэта и становится профессором истории, посвятив себя изучению философии․ Каждый год в день своей встречи с Воландом он испытывает необъяснимую тоску и видит во сне Понтия Пилата, бредущего по лунной дороге․

Другие персонажи романа, так или иначе соприкоснувшиеся с Воландом и его свитой, также сталкиваются с последствиями своих поступков․ Некоторые из них раскаиваются в своих грехах, другие же продолжают жить прежней жизнью, не вынеся никаких уроков из встречи с потусторонним․

Эпилог романа «Мастер и Маргарита» оставляет ощущение недосказанности и тайны․ Воланд и его свита исчезают так же внезапно, как и появились, оставляя после себя вопросы о добре и зле, о любви и предательстве, о вере и безверии, о человеческой природе и ее темных сторонах․

Коротко о главных персонажах

Мастер

Загадочный и трагический персонаж, имя которого так и не называется в романе․ Талантливый писатель, автор романа о Понтии Пилате, отвергнутого критиками и принесшего ему лишь страдания․ Мастер – человек не от мира сего, чуткий и ранимый, неспособный противостоять жестокости и несправедливости окружающего мира․ Он находит утешение в любви к Маргарите и своем творчестве, но оказывается сломлен травлей и попадает в психиатрическую лечебницу․ Мастер олицетворяет собой трагическую судьбу художника в тоталитарном обществе․

Маргарита

Яркая и сильная женщина, возлюбленная Мастера․ Она готова на все ради любви и спасения своего возлюбленного․ Маргарита – воплощение самоотверженной любви, преданности и смелости․ Она заключает сделку с дьяволом, становится ведьмой, чтобы обрести Мастера и защитить его․ Маргарита – это символ вечной женственности, силы духа и веры, противостоящих злу и тьме․

Воланд

Загадочный и могущественный персонаж, который представляется профессором черной магии․ Воланд – воплощение потусторонних сил, пришедших в мир людей, чтобы восстановить справедливость, покарать зло и испытать человеческую природу․ Он – мастер иллюзий и мистификаций, наблюдающий за реакцией людей на его деяния․ Воланд не являеться однозначно злым персонажем, скорее он – инструмент высшей силы, вершащей свой суд․

Понтий Пилат

Прокуратор Иудеи, один из центральных персонажей романа Мастера․ Булгаков представляет не канонический образ Пилата, а человека, разрывающегося между долгом и совестью․ Он вынужден утвердить смертный приговор Иешуа, хотя и не видит в нем вины․ Пилат мучается раскаянием и страхом, и его покой приходит только после прощения Иешуа․

Иешуа Га-Ноцри

Странствующий философ и целитель, прототипом которого является Иисус Христос․ Иешуа проповедует доброту, любовь к ближнему, всепрощение․ Он лишен божественных атрибутов, представлен как простой человек, наделенный мудростью и состраданием․ Иешуа становится жертвой людской жестокости и предательства, но даже перед смертью не отрекается от своих убеждений․

Краткий вывод

Роман «Мастер и Маргарита» ⎯ это многослойное и многогранное произведение, которое сложно однозначно интерпретировать․ Это история о любви и преданности, о столкновении добра и зла, о вечных вопросах веры, творчества и смысла человеческого существования․

Булгаков мастерски переплетает в романе фантастические и реалистические элементы, создавая неповторимую атмосферу тайны и мистики․ Параллельно развивающиеся сюжетные линии – московская, евангельская и любовная – пересекаются и дополняют друг друга, создавая сложную и многогранную картину мира․

Одним из центральных мотивов романа является тема творчества и его места в обществе․ История Мастера, талантливого, но непризнанного писателя, отражает трагическую судьбу многих художников, оказавшихся жертвами тоталитарных режимов․

Любовная линия романа – это история о всепоглощающей страсти, самопожертвовании и преданности․ Маргарита, готовая на все ради своего возлюбленного, становится символом вечной женственности, силы духа и веры․

Философская глубина романа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что он ставит перед читателем вопросы о добре и зле, о свободе воли и предопределении, о смысле жизни и смерти, не давая на них однозначных ответов․ Каждый читатель находит в романе Булгакова что-то свое, близкое и понятное именно ему․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Иван

    Хороший пересказ, но все же лучше прочитать оригинал. Атмосфера там непередаваемая!

  2. Екатерина

    Любовь, предательство, вера, выбор — вечные темы, которые всегда будут актуальны. Булгаков — гений!

  3. Дмитрий

    Очень интересное описание! Всегда хотел прочитать «Мастера и Маргариту», но как-то руки не доходили. Теперь точно прочту, заинтриговало!

  4. Ольга

    Классика русской литературы! Перечитываю роман каждый год и каждый раз нахожу что-то новое для себя.

  5. Алексей

    Никогда не понимал восторгов по поводу этой книги. Слишком сумбурно и непонятно.