Краткое содержание трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
Трагедия повествует о двух великих композиторах – Моцарте и Сальери. Сальери, одержимый завистью к гению Моцарта, решается на страшное преступление – он отравляет своего соперника. Моцарт, не подозревая о злых умыслах Сальери, делится с ним своими музыкальными идеями и переживаниями.
Сальери и его зависть
Антонио Сальери, именитый придворный композитор, в начале трагедии предстает перед нами в муках страшной зависти. С юных лет он посвятил себя музыке, отказываясь от всех радостей жизни ради искусства. Он упорно трудился, постигая тайны гармонии, и добился признания и славы. Но встреча с Моцартом, гениальным и беззаботным, перевернула его мир.
Сальери поражен легкостью, с которой Моцарту дается то, ради чего он сам положил годы изнурительного труда. Моцарт, словно не замечая усилий Сальери, купается в лучах славы, его музыка льется свободно и вдохновенно. Эта несправедливость, как кажется Сальери, не может быть делом случая.
В душе маститого композитора рождается чудовищная мысль⁚ гений и злодейство несовместимы. Он убеждает себя, что Моцарт – это дар небес, посланный в наказание ему, Сальери, за его гордыню и честолюбие; Зависть разъедает его изнутри, толкая на страшный грех. Сальери решает избавиться от Моцарта, видя в этом единственный способ восстановить справедливость и, возможно, спасти сам мир музыки от непостижимой случайности гения.
Он не может примириться с тем, что Моцарт, этот гуляка праздный, растрачивает свой дар на пустяки, в то время как он, Сальери, всю жизнь посвятил служению искусству. Эта мысль становится для него навязчивой идеей, оправданием будущего преступления. Сальери убеждает себя, что убивая Моцарта, он совершает не убийство, а акт возмездия, защищая мир от хаоса гения .
Приход Моцарта и роковая встреча в трактире
В разгар мрачных дум Сальери к нему неожиданно является сам Моцарт. Легкомысленный и беспечный, он рассказывает о случайной встрече со слепым скрипачом, исполнявшим арию из его оперы «Дон Жуан», и предлагает Сальери послушать незадачливого музыканта.
Сальери, терзаемый завистью, с ужасом слышит, как изуродована прекрасная мелодия. Но Моцарт, к его удивлению, не испытывает гнева. Он смеется над неумелостью скрипача и даже вознаграждает его за старания. Эта сцена еще больше убеждает Сальери в том, что Моцарт не осознает своего дара, не ценит его и растрачивает по пустякам.
Затем Моцарт, словно не замечая душевного смятения Сальери, показывает ему свое новое творение – Requiem, написанный по заказу таинственного незнакомца. Музыка Requiem потрясает Сальери своей глубиной и трагизмом. Он поражен красотой произведения, но его восхищение смешивается с горечью и отчаянием.
Сальери, охваченный своими темными мыслями, предлагает Моцарту пообедать вместе в трактире «Золотой лев». Не подозревая о злом умысле «друга», Моцарт соглашается. В трактире, во время непринужденной беседы, Сальери незаметно подсыпает яд в бокал Моцарта.
Размышления Сальери и торжество Моцарта
Отравленный Моцарт, не ведая о своей участи, садится за фортепиано и начинает играть Requiem. Музыка, полная скорби и величия, наполняет трактир. Сальери слушает, застыв в ужасе и восхищении. Он потрясен красотой музыки, которую сам никогда не смог бы создать.
В этот момент Сальери осознает весь трагизм своего поступка. Он понимает, что убил не просто человека, а гения, равного Моцарту нет и не будет. Но раскаяние приходит слишком поздно. Моцарт, доиграв до середины, отставляет руки от клавиш. Ему становится плохо. Сальери, не в силах больше скрывать свое преступление, признается Моцарту в содеянном.
Но Моцарт, словно не слыша его слов, продолжает жить в мире музыки. Он говорит о странном человеке в черном, заказавшем ему Requiem, о предчувствии близкой смерти. Сальери, потрясенный его словами, пытается оправдать себя, но все его доводы звучат фальшиво и неубедительно.
Моцарт уходит, оставив Сальери наедине со своей совестью. Сальери пытается найти оправдание своему поступку, вспоминая легенды о великих художниках прошлого, жертвовавших всем ради искусства. Но все его попытки тщетны. Он понимает, что совершил страшный грех, который никогда не будет прощен.
Финал трагедии остается открытым. Моцарт уходит навстречу своей смерти, но его музыка продолжает звучать, торжествуя над злобой и завистью. Сальери же остается в одиночестве, раздавленный тяжестью своего преступления. Он обрек себя на вечные муки совести, став убийцей гения и палачом собственной души.
Анализ произведения
В своей трагедии Пушкин исследует природу гениальности и губительную силу зависти. Конфликт Моцарта и Сальери – это столкновение двух миров⁚ мира вдохновения и мира расчета.
Зависть как двигатель сюжета
Зависть является ключевым мотивом и движущей силой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». Именно это разрушительное чувство толкает Сальери на путь предательства и преступления, приводя к трагической развязке.
С первых строк произведения мы видим, как зависть отравляет душу Сальери, лишая его покоя и радости творчества. Он завидует не столько славе Моцарта, сколько его гениальности, легкости, с которой тот создает свои шедевры. Сальери, привыкший добиваться всего упорным трудом, не может принять того, что Моцарту все дается словно само собой.
Зависть искажает восприятие Сальери, заставляя его видеть в Моцарте не друга и коллегу, а соперника и врага. Он убеждает себя, что Моцарт недостоин своего дара, что он разбрасывается им, не ценя его истинную ценность. Эти мысли становятся для Сальери оправданием его злодеяния.
Однако, совершив убийство, Сальери не находит успокоения. Напротив, его зависть перерастает в мучительное осознание собственной ничтожности. Он понимает, что убил гения, но не обрел его таланта. Музыка Моцарта продолжает жить, укоряя Сальери и лишая его душевного покоя.
Таким образом, зависть в трагедии Пушкина выступает не просто как порок, а как разрушительная сила, способная уничтожить и жертву, и мучителя. Она отравляет душу, толкает на преступления и не приносит ничего, кроме страданий и разочарования.
Коротко о главных персонажах
Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт ⎻ гениальный композитор, наделенный удивительным даром мелодичности. Он предстает перед нами легким, беспечным, даже несколько наивным. Музыка для него ー естественная форма выражения, источник радости и вдохновения. Он не придает значения славе, не стремится к признанию. Моцарт живет в мире звуков, и этот мир для него ー гармоничен и прекрасен.
Пушкин не идеализирует образ Моцарта. Он показывает его простым человеком, со своими слабостями и причудами. Моцарт любит повеселиться, не чужд простых человеческих радостей. Но именно эта простота, эта непосредственность, эта «детскость» восприятия мира делает его гений еще более удивительным и непостижимым для Сальери.
Трагическая гибель Моцарта ⎻ это не только результат преступления Сальери, но и своеобразная плата за гениальность, за право быть «избранником небес», говорить с миром на языке божественной музыки.
Сальери
Антонио Сальери ー придворный композитор, человек трудолюбивый, целеустремленный, добившийся признания своим талантом и упорством. Он глубоко предан музыке, видит в ней смысл своей жизни. Но встреча с Моцартом переворачивает его мир, заставляя усомниться в справедливости и самом существовании гармонии.
Сальери не может понять, как такой легкомысленный, беспечный человек, как Моцарт, может быть наделен таким даром. Он видит в этом несправедливость, которая разрушает его собственную веру в искусство. Зависть захватывает его душу, толкая на ужасный поступок.
Убийство Моцарта не приносит Сальери желаемого успокоения. Напротив, оно лишь усугубляет его муки. Сальери остается на едине со своей совестью, осознавая, что он не только убил гения, но и погубил свою собственную душу.
Краткий вывод
Трагедия А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» – это не просто история о преступлении и наказании. Это глубокое философское размышление о природе гениальности, о цене творчества, о противостоянии таланта и зависти.
Пушкин показывает, что гений – это не только дар, но и тяжелое бремя. Гений живет в своем мире, часто не понимая и не принимая законов обыденной жизни. Он уязвим, беззащитен перед лицом зависти и злобы.
Сальери – трагический персонаж. Он наделен талантом, трудолюбием, но лишен главного – искры божьей, дара творить легко и свободно. Зависть к Моцарту губит его душу, толкая на ужасное преступление. Но, убив Моцарта, Сальери не обретает желаемого покоя. Он остается наедине со своей совестью, обреченный на вечные муки.
«Моцарт и Сальери» ⎻ это предостережение всем, кто ставит талант выше человечности, кто готов жертвовать другими ради собственного тщеславия. Это призыв к милосердию, к пониманию того, что истинный гений всегда великодушен и не терпит зла.
Трагедия Пушкина актуальна и в наши дни, когда вокруг нас столько соперничества, зависти, стремления к успеху любой ценой. Она напоминает нам о том, что важнее всего оставаться человеком, ценить и беречь жизнь, любовь, дружбу, творить красоту, не причиняя боли другим.
Вечная тема — гений и злодейство. Сальери вызывает у меня скорее сочувствие, чем ненависть. Он сам жертва своего таланта, который уступает моцартовскому.
Классика! «Моцарт и Сальери» — это вечная история о борьбе добра и зла, гениальности и зависти.
Какая трагедия! Пушкин гениально передал всю глубину зависти Сальери. Бедный Моцарт, ставший жертвой чужой злобы.
Трагичная история о том, как губительна может быть зависть. Сальери погубил и себя, и гения Моцарта.
Сильное произведение! Пушкин мастерски изобразил душевные муки Сальери. Его монолог — это гимн отчаянию и зависти.
Страшная история. Гений Моцарта не мог уместиться в рамки понимания Сальери, поэтому он решил его уничтожить.
Очень интересное описание трагедии. Захотелось перечитать ее еще раз, чтобы глубже понять мотивы поступков героев.
Интересно, а сам Моцарт догадывался о чувствах Сальери? В этом произведении Пушкин ставит много философских вопросов.
Тяжелая пьеса. Заставляет задуматься о цене успеха и о том, на что человек готов ради него пойти.