Краткое содержание трагедии А.С. Пушкина Моцарт и Сальери

Краткое содержание трагедии А.С. Пушкина Моцарт и Сальери Краткие пересказы

Краткое содержание трагедии А.​ С.​ Пушкина «Моцарт и Сальери»

Трагедия повествует о двух великих композиторах – Моцарте и Сальери. Сальери, одержимый завистью к гению Моцарта, решается на страшное преступление – он отравляет своего соперника. Моцарт, не подозревая о злых умыслах Сальери, делится с ним своими музыкальными идеями и переживаниями.​

Сальери и его зависть

Антонио Сальери, именитый придворный композитор, в начале трагедии предстает перед нами в муках страшной зависти.​ С юных лет он посвятил себя музыке, отказываясь от всех радостей жизни ради искусства.​ Он упорно трудился, постигая тайны гармонии, и добился признания и славы.​ Но встреча с Моцартом, гениальным и беззаботным, перевернула его мир.​

Сальери поражен легкостью, с которой Моцарту дается то, ради чего он сам положил годы изнурительного труда.​ Моцарт, словно не замечая усилий Сальери, купается в лучах славы, его музыка льется свободно и вдохновенно.​ Эта несправедливость, как кажется Сальери, не может быть делом случая.

В душе маститого композитора рождается чудовищная мысль⁚ гений и злодейство несовместимы.​ Он убеждает себя, что Моцарт – это дар небес, посланный в наказание ему, Сальери, за его гордыню и честолюбие; Зависть разъедает его изнутри, толкая на страшный грех.​ Сальери решает избавиться от Моцарта, видя в этом единственный способ восстановить справедливость и, возможно, спасти сам мир музыки от непостижимой случайности гения.​

Он не может примириться с тем, что Моцарт, этот гуляка праздный, растрачивает свой дар на пустяки, в то время как он, Сальери, всю жизнь посвятил служению искусству. Эта мысль становится для него навязчивой идеей, оправданием будущего преступления.​ Сальери убеждает себя, что убивая Моцарта, он совершает не убийство, а акт возмездия, защищая мир от хаоса гения .​

Приход Моцарта и роковая встреча в трактире

В разгар мрачных дум Сальери к нему неожиданно является сам Моцарт. Легкомысленный и беспечный, он рассказывает о случайной встрече со слепым скрипачом, исполнявшим арию из его оперы «Дон Жуан», и предлагает Сальери послушать незадачливого музыканта.​

Сальери, терзаемый завистью, с ужасом слышит, как изуродована прекрасная мелодия.​ Но Моцарт, к его удивлению, не испытывает гнева. Он смеется над неумелостью скрипача и даже вознаграждает его за старания.​ Эта сцена еще больше убеждает Сальери в том, что Моцарт не осознает своего дара, не ценит его и растрачивает по пустякам.

Затем Моцарт, словно не замечая душевного смятения Сальери, показывает ему свое новое творение – Requiem, написанный по заказу таинственного незнакомца.​ Музыка Requiem потрясает Сальери своей глубиной и трагизмом.​ Он поражен красотой произведения, но его восхищение смешивается с горечью и отчаянием.

Сальери, охваченный своими темными мыслями, предлагает Моцарту пообедать вместе в трактире «Золотой лев».​ Не подозревая о злом умысле «друга», Моцарт соглашается.​ В трактире, во время непринужденной беседы, Сальери незаметно подсыпает яд в бокал Моцарта.​

Размышления Сальери и торжество Моцарта

Отравленный Моцарт, не ведая о своей участи, садится за фортепиано и начинает играть Requiem.​ Музыка, полная скорби и величия, наполняет трактир.​ Сальери слушает, застыв в ужасе и восхищении.​ Он потрясен красотой музыки, которую сам никогда не смог бы создать.​

В этот момент Сальери осознает весь трагизм своего поступка. Он понимает, что убил не просто человека, а гения, равного Моцарту нет и не будет.​ Но раскаяние приходит слишком поздно. Моцарт, доиграв до середины, отставляет руки от клавиш.​ Ему становится плохо.​ Сальери, не в силах больше скрывать свое преступление, признается Моцарту в содеянном.

Но Моцарт, словно не слыша его слов, продолжает жить в мире музыки. Он говорит о странном человеке в черном, заказавшем ему Requiem, о предчувствии близкой смерти.​ Сальери, потрясенный его словами, пытается оправдать себя, но все его доводы звучат фальшиво и неубедительно.

Моцарт уходит, оставив Сальери наедине со своей совестью.​ Сальери пытается найти оправдание своему поступку, вспоминая легенды о великих художниках прошлого, жертвовавших всем ради искусства. Но все его попытки тщетны.​ Он понимает, что совершил страшный грех, который никогда не будет прощен.​

Финал трагедии остается открытым.​ Моцарт уходит навстречу своей смерти, но его музыка продолжает звучать, торжествуя над злобой и завистью.​ Сальери же остается в одиночестве, раздавленный тяжестью своего преступления.​ Он обрек себя на вечные муки совести, став убийцей гения и палачом собственной души.​

Анализ произведения

В своей трагедии Пушкин исследует природу гениальности и губительную силу зависти.​ Конфликт Моцарта и Сальери – это столкновение двух миров⁚ мира вдохновения и мира расчета.

Зависть как двигатель сюжета

Зависть является ключевым мотивом и движущей силой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери».​ Именно это разрушительное чувство толкает Сальери на путь предательства и преступления, приводя к трагической развязке.

С первых строк произведения мы видим, как зависть отравляет душу Сальери, лишая его покоя и радости творчества. Он завидует не столько славе Моцарта, сколько его гениальности, легкости, с которой тот создает свои шедевры.​ Сальери, привыкший добиваться всего упорным трудом, не может принять того, что Моцарту все дается словно само собой.​

Зависть искажает восприятие Сальери, заставляя его видеть в Моцарте не друга и коллегу, а соперника и врага. Он убеждает себя, что Моцарт недостоин своего дара, что он разбрасывается им, не ценя его истинную ценность.​ Эти мысли становятся для Сальери оправданием его злодеяния.

Однако, совершив убийство, Сальери не находит успокоения.​ Напротив, его зависть перерастает в мучительное осознание собственной ничтожности.​ Он понимает, что убил гения, но не обрел его таланта.​ Музыка Моцарта продолжает жить, укоряя Сальери и лишая его душевного покоя.​

Таким образом, зависть в трагедии Пушкина выступает не просто как порок, а как разрушительная сила, способная уничтожить и жертву, и мучителя.​ Она отравляет душу, толкает на преступления и не приносит ничего, кроме страданий и разочарования.​

Коротко о главных персонажах

Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт ⎻ гениальный композитор, наделенный удивительным даром мелодичности.​ Он предстает перед нами легким, беспечным, даже несколько наивным.​ Музыка для него ー естественная форма выражения, источник радости и вдохновения.​ Он не придает значения славе, не стремится к признанию.​ Моцарт живет в мире звуков, и этот мир для него ー гармоничен и прекрасен.​

Пушкин не идеализирует образ Моцарта.​ Он показывает его простым человеком, со своими слабостями и причудами. Моцарт любит повеселиться, не чужд простых человеческих радостей.​ Но именно эта простота, эта непосредственность, эта «детскость» восприятия мира делает его гений еще более удивительным и непостижимым для Сальери.​

Трагическая гибель Моцарта ⎻ это не только результат преступления Сальери, но и своеобразная плата за гениальность, за право быть «избранником небес», говорить с миром на языке божественной музыки.​

Сальери

Антонио Сальери ー придворный композитор, человек трудолюбивый, целеустремленный, добившийся признания своим талантом и упорством.​ Он глубоко предан музыке, видит в ней смысл своей жизни.​ Но встреча с Моцартом переворачивает его мир, заставляя усомниться в справедливости и самом существовании гармонии.​

Сальери не может понять, как такой легкомысленный, беспечный человек, как Моцарт, может быть наделен таким даром.​ Он видит в этом несправедливость, которая разрушает его собственную веру в искусство. Зависть захватывает его душу, толкая на ужасный поступок.​

Убийство Моцарта не приносит Сальери желаемого успокоения. Напротив, оно лишь усугубляет его муки.​ Сальери остается на едине со своей совестью, осознавая, что он не только убил гения, но и погубил свою собственную душу.​

Краткий вывод

Трагедия А.​ С.​ Пушкина «Моцарт и Сальери» – это не просто история о преступлении и наказании.​ Это глубокое философское размышление о природе гениальности, о цене творчества, о противостоянии таланта и зависти.​

Пушкин показывает, что гений – это не только дар, но и тяжелое бремя.​ Гений живет в своем мире, часто не понимая и не принимая законов обыденной жизни. Он уязвим, беззащитен перед лицом зависти и злобы.

Сальери – трагический персонаж.​ Он наделен талантом, трудолюбием, но лишен главного – искры божьей, дара творить легко и свободно.​ Зависть к Моцарту губит его душу, толкая на ужасное преступление.​ Но, убив Моцарта, Сальери не обретает желаемого покоя.​ Он остается наедине со своей совестью, обреченный на вечные муки.​

«Моцарт и Сальери» ⎻ это предостережение всем, кто ставит талант выше человечности, кто готов жертвовать другими ради собственного тщеславия.​ Это призыв к милосердию, к пониманию того, что истинный гений всегда великодушен и не терпит зла.

Трагедия Пушкина актуальна и в наши дни, когда вокруг нас столько соперничества, зависти, стремления к успеху любой ценой.​ Она напоминает нам о том, что важнее всего оставаться человеком, ценить и беречь жизнь, любовь, дружбу, творить красоту, не причиняя боли другим.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Михаил

    Вечная тема — гений и злодейство. Сальери вызывает у меня скорее сочувствие, чем ненависть. Он сам жертва своего таланта, который уступает моцартовскому.

  2. Сергей

    Классика! «Моцарт и Сальери» — это вечная история о борьбе добра и зла, гениальности и зависти.

  3. Ольга

    Какая трагедия! Пушкин гениально передал всю глубину зависти Сальери. Бедный Моцарт, ставший жертвой чужой злобы.

  4. Ирина

    Трагичная история о том, как губительна может быть зависть. Сальери погубил и себя, и гения Моцарта.

  5. Екатерина

    Сильное произведение! Пушкин мастерски изобразил душевные муки Сальери. Его монолог — это гимн отчаянию и зависти.

  6. Наталья

    Страшная история. Гений Моцарта не мог уместиться в рамки понимания Сальери, поэтому он решил его уничтожить.

  7. Анна

    Очень интересное описание трагедии. Захотелось перечитать ее еще раз, чтобы глубже понять мотивы поступков героев.

  8. Дмитрий

    Интересно, а сам Моцарт догадывался о чувствах Сальери? В этом произведении Пушкин ставит много философских вопросов.

  9. Алексей

    Тяжелая пьеса. Заставляет задуматься о цене успеха и о том, на что человек готов ради него пойти.