Критика обломовщины в статье Добролюбова «Что такое обломовщина?»

Критика обломовщины в статье Добролюбова "Что такое обломовщина?" Краткие пересказы

Краткий пересказ «Что такое обломовщина?» Добролюбова

В своей статье Добролюбов анализирует роман Гончарова «Обломов»‚ фокусируясь на главном герое и явлении «обломовщины». Критик рассматривает лень и апатию Обломова как следствие крепостного уклада‚ порождающего бездействие и отсутствие инициативы.​

Что такое обломовщина?

Добролюбов‚ в своей статье «Что такое обломовщина?»‚ разбирает не просто характер героя Гончарова‚ но и выводит его в ранг социального явления.​ Обломовщина – это не просто лень и апатия‚ это целый комплекс черт‚ присущих‚ по мнению критика‚ многим представителям русского общества того времени.​

Это апатия и бездействие‚ боязнь перемен и нежелание брать ответственность за свою жизнь. Это жизнь в мире мечтаний и иллюзий‚ нежелание сталкиваться с реальностью и что-либо менять.​ Обломовщина – это отсутствие стремления к саморазвитию и реализации своего потенциала.​ Это погружение в бесплодные размышления и разговоры‚ не приводящие к действиям.​

Добролюбов видит корни обломовщины в крепостническом строе‚ который‚ по его мнению‚ воспитывает пассивность и инертность.​ Барин‚ привыкший к тому‚ что все за него делают другие‚ теряет стимул к деятельности‚ к самореализации. В результате‚ формируется тип человека‚ подобного Обломову – доброго‚ мягкого‚ но абсолютно не приспособленного к жизни‚ неспособного на поступок.​

Важно отметить‚ что Добролюбов не демонизирует Обломова.​ Он видит в нем трагическую фигуру‚ жертву обстоятельств и воспитания. Обломовщина для критика – это не приговор‚ а болезнь‚ которую необходимо лечить. И лечением этой болезни должно стать пробуждение активной гражданской позиции‚ ответственности за свою судьбу и судьбу страны.​

Лень и апатия Обломова ー основная тема романа

Добролюбов‚ анализируя роман «Обломов»‚ акцентирует внимание на лени и апатии главного героя‚ считая их не просто индивидуальными чертами‚ а симптомами более глубокой общественной проблемы.​ Лень Обломова всеобъемлюща⁚ он не просто не желает вставать с дивана‚ он не видит смысла ни в какой деятельности‚ ни в карьерном росте‚ ни в общественной жизни‚ ни даже в любви.​

Апатия сковывает его волю‚ лишает стремлений и желаний. Даже мечты Обломова о семейном счастье пропитаны ленью⁚ он мечтает не о страстной любви‚ а о покое и сытости.​ Добролюбов видит корень этой лени и апатии в крепостническом укладе‚ который лишает человека необходимости трудиться и проявлять инициативу.

Обломов‚ выросший в атмосфере барской праздности‚ где все делается руками крепостных‚ не привык к труду‚ не видит в нем смысла и ценности. Он существует в состоянии перманентного покоя‚ лишенный амбиций и стремлений.

Добролюбов‚ однако‚ не считает Обломова безнадежным случаем.​ Он видит в нем жертву системы‚ которая подавляет в человеке активность и самостоятельность. Критик призывает к борьбе с «обломовщиной» не только в себе‚ но и в обществе‚ к созданию условий‚ способствующих развитию активной и деятельной личности.​

Критика крепостного уклада как источника обломовщины

Добролюбов в своей статье не ограничивается анализом личности Обломова‚ а идет дальше‚ видя в нем продукт общественной системы‚ а именно — крепостного права. «Обломовщина»‚ по мнению критика‚ — это прямое следствие многовековой привычки жить за счет чужого труда‚ привычки‚ укоренившейся не только в дворянском сословии‚ но и в сознании народа.​

Крепостничество‚ по мысли Добролюбова‚ развращает как рабовладельца‚ так и раба.​ Первый‚ привыкший к безусловному подчинению и исполнению всех своих прихотей‚ теряет стимул к саморазвитию‚ к активной деятельности.​ Он живет в мире иллюзий‚ отрешенный от реальных проблем‚ окруженный стеной равнодушия и апатии.

Добролюбов критикует не только экономическую основу крепостничества‚ но и его нравственную сторону.​ Он показывает‚ как система‚ основанная на эксплуатации и подавлении личности‚ порождает лень‚ апатию‚ безволие‚ нежелание брать ответственность за свою жизнь.​

Таким образом‚ Добролюбов видит в «обломовщине» не просто индивидуальный недостаток‚ а социальное зло‚ порожденное порочной системой. Искоренить «обломовщину»‚ по мнению критика‚ можно только изменив общественный строй‚ отказавшись от крепостничества и создав условия для развития активной‚ деятельной и ответственной личности.​

Обломовщина ー проблема всего русского общества

Добролюбов‚ анализируя образ Обломова и явление «обломовщины»‚ выходит далеко за рамки литературной критики.​ Он видит в них отражение глубокого кризиса‚ охватившего все русское общество.​ «Обломовщина»‚ по мысли критика‚ ー это не просто лень и апатия одного человека‚ это болезнь‚ поразившая всю нацию.​

Добролюбов указывает на то‚ что черты‚ присущие Обломову‚ ⸺ бездействие‚ нерешительность‚ страх перед переменами‚ привычка жить в мире иллюзий‚ ー характерны для многих людей того времени‚ независимо от их социального положения.​ Он видит «обломовщину» в бездуховности дворянства‚ в пассивности крестьянства‚ в отсутствии четких целей и идей у интеллигенции.​

Особенно жестоко критикует Добролюбов равнодушие и косность общества‚ его нежелание меняться и двигаться вперед.​ Он призывает к пробуждению гражданского самосознания‚ к активной борьбе за лучшее будущее.​

Таким образом‚ «обломовщина» для Добролюбова – это не просто литературный образ‚ а символ всего того‚ что мешает России занять достойное место в мире; Это призыв к действию‚ к преодолению апатии и бездействия‚ к созданию нового‚ справедливого и свободного общества.​

Значение статьи «Что такое обломовщина?» в контексте русской литературы

Статья Добролюбова «Что такое обломовщина?​»‚ написанная в 1859 году‚ стала не просто критическим разбором романа Гончарова‚ но и знаковым явлением в истории русской литературы и общественной мысли.​ Она вышла далеко за рамки литературного анализа‚ превратившись в острый публицистический манифест‚ обличающий пороки современного общества.​

Добролюбов впервые вводит понятие «обломовщина»‚ которое становится нарицательным‚ обозначая не просто лень и апатию‚ а комплекс качеств‚ свойственных части русского общества , косность‚ бездеятельность‚ нежелание меняться.​ Статья вызвала широкий резонанс‚ став предметом оживленных дискуссий.​

Многие упрекали Добролюбова в несправедливости к Обломову‚ в излишней резкости и категоричности суждений. Однако‚ нельзя отрицать‚ что критик затронул болевые точки эпохи‚ поднял важнейшие социальные и нравственные проблемы.​

Статья «Что такое обломовщина?​» стала важным этапом в развитии русской литературной критики‚ показав ее возможности в анализе социальных явлений.​ Она повлияла на творчество многих писателей‚ став толчком к созданию новых произведений‚ посвященных проблемам русской жизни.​

Коротко о главных персонажах

Хотя статья Добролюбова фокусируется на «обломовщине» как социальном явлении‚ критик даёт яркие характеристики и самим героям романа‚ которые воплощают в себе разные стороны русской жизни того времени.​

Илья Ильич Обломов

Главный герой романа‚ олицетворяющий собой «обломовщину».​ Это человек мягкий‚ добрый‚ наделённый многими положительными качествами‚ но полностью парализованный ленью и апатией. Он не видит смысла в деятельности‚ предпочитая прозябать в мире мечтаний и иллюзий.​ Добролюбов видит в нём не столько отрицательного персонажа‚ сколько жертву крепостного строя‚ воспитавшего в нём пассивность и безволие.

Андрей Иванович Штольц

Друг Обломова‚ его полная противоположность.​ Это энергичный‚ деятельный‚ предприимчивый человек‚ добившийся успеха благодаря своему труду и упорству. Он пытается «пробудить» Обломова‚ вытащить его из состояния апатии‚ но все его попытки оказываются безуспешными.​ Штольц для Добролюбова ー символ нового времени‚ новых отношений‚ основанных на труде и саморазвитии.​

Ольга Ильинская

Возлюбленная Обломова‚ умная‚ образованная‚ энергичная девушка.​ Она видит в Обломове скрытый потенциал и пытается его разбудить.​ На некоторое время ей это удаётся‚ но в итоге она понимает‚ что не в силах изменить его натуру. Ольга ⸺ это образ России‚ которая стремится к лучшему будущему‚ но не может его достичь без активного участия всего общества.​

Краткий вывод

Статья Добролюбова «Что такое обломовщина?​» — это не просто критический разбор романа Гончарова‚ а глубокий анализ общественных проблем России того времени.​ В образе Обломова и явлении «обломовщины» критик увидел нечто большее‚ чем просто лень и апатию отдельного человека.​ Он вывел на первый план проблему социального застоя‚ косности‚ равнодушия к судьбе своей страны.​

Добролюбов считал‚ что корень «обломовщины» лежит в крепостническом строе‚ который воспитывает пассивность как у господ‚ так и у рабов.​ Он верил‚ что изменить ситуацию можно только через отмену крепостного права‚ пробуждение гражданского самосознания‚ развитие активной и ответственной личности.​

Статья «Что такое обломовщина?​» вызвала широкий общественный резонанс‚ став предметом оживлённых дискуссий.​ Она повлияла на многих писателей и мыслителей‚ способствуя развитию критического мышления и борьбе за лучшее будущее России.​

И хотя с тех пор прошло много времени‚ проблема «обломовщины»‚ к сожалению‚ не утратила своей актуальности.​ И сегодня мы сталкиваемся с проявлениями апатии‚ безразличия‚ нежелания менять свою жизнь и жизнь общества к лучшему.​ И сегодня слова Добролюбова звучат как напоминание о том‚ что борьба с «обломовщиной» – это задача каждого‚ кто не равнодушен к судьбе своей страны.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Иван

    Статья заставляет задуматься о том, насколько социальные условия влияют на формирование личности. Обломов – продукт своего времени и среды.

  2. Антон

    Прекрасный анализ! Добролюбов точно подмечает суть «обломовщины» как социального явления. Лень Обломова – это не просто личная особенность, а отражение пороков целого общества.

  3. Екатерина

    Актуальна ли «обломовщина» сегодня? Кажется, да, ведь и в наше время многие предпочитают жить в мире иллюзий, а не действовать.

  4. Ольга

    Интересно, как Добролюбов связывает «обломовщину» с крепостным правом. Действительно, система, где одни привыкли повелевать, а другие подчиняться, не способствует развитию инициативы и ответственности.

  5. Алексей

    Яркий пример критического анализа литературного произведения. Добролюбов не просто разбирает роман, а выводит его на уровень общественной проблематики.

  6. София

    Добролюбов призывает к пробуждению активной гражданской позиции. Но возможно ли это было в условиях того времени?

  7. Мария

    «Обломовщина» – это не только лень, но и нежелание брать на себя ответственность, страх перед переменами. Насколько же это актуально и в наши дни!

  8. Дмитрий

    Важно, что Добролюбов видит в Обломове не просто отрицательного персонажа, а жертву обстоятельств. «Обломовщина» – это болезнь, которую нужно лечить, а не клеймо.

  9. Сергей

    Поражает глубина анализа Добролюбова. Он видит корень проблемы, а не просто описывает ее внешние проявления.