Критики: анализ рассказа В. Шукшина

Критики: анализ рассказа В. Шукшина Краткие пересказы

Краткое содержание рассказа «Критики» В․ Шукшина

Старый плотник дед Тимофей и его внук Петька – большие любители кино․ После каждого похода в кинотеатр они бурно обсуждают увиденное, и дед нещадно критикует актёров за малейшую неправдоподобность․ Однажды, посмотрев по телевизору фильм о деревне, дед не выдерживает и…

Вступление

Рассказ Василия Шукшина «Критики», написанный в 1964 году, – это простая и одновременно глубокая история о двух родственных душах, объединенных любовью к кино․ Семидесятитрехлетний дед Тимофей и его тринадцатилетний внук Петька – не просто родственники, а настоящие друзья, объединенные общим интересом и страстью к просмотру фильмов․ Каждая картина для них – это не просто развлечение, а повод для размышлений, анализа, и, конечно же, критики․

Шукшин мастерски изображает трогательную дружбу старика и мальчика, их неподдельную любовь к искусству․ Автор с юмором и теплотой описывает их походы в кино, их споры и обсуждения, создавая атмосферу душевной близости и теплоты․ Однако за кажущейся простотой скрывается глубокий подтекст, затрагивающий важные жизненные вопросы⁚ проблему взаимоотношений поколений, ценности искренности и подлинности, а также важность внимания и уважения к близким людям․

Дед и внук⁚ общая страсть к кино

Дед Тимофей и внук Петька – неразлучная пара, объединенная общей страстью к кинематографу․ Несмотря на разницу в возрасте, они находят общий язык в мире кино, где для них разворачиваются захватывающие истории, герои совершают подвиги, а жизнь предстает во всем своем многообразии․ Каждый поход в кинотеатр для них – это настоящее событие, которое они ждут с нетерпением и которое становится поводом для долгих обсуждений․

Дед, опытный плотник, привыкший к реальному труду и жизненным трудностям, смотрит на кино с практической точки зрения․ Он ценит правдоподобность, достоверность изображаемого, и его раздражает любая фальшь или неестественность в игре актеров․ Петька, еще не испорченный жизненным опытом, воспринимает кино более эмоционально, он сопереживает героям, радуется и грустит вместе с ними․

Несмотря на различие во восприятии, дед и внук находят в этих спорах особенное удовольствие․ Кино становится для них не только развлечением, но и поводом для общения, обмена мнениями, а главное – для проявления взаимной любви и уважения․

Неправдоподобность в кино как причина конфликта

Кино становится не только объединяющим началом для деда и внука, но и источником их разногласий․ Опытный плотник дед Тимофей, привыкший к реальному труду и житейской мудрости, остро воспринимает любую фальшь и наигранность на экране․ Его раздражает, когда актеры, изображающие простых рабочих или крестьян, делают это неубедительно, не зная элементарных вещей о том, о чем рассказывают․ Каждая такая деталь режет ему глаз, вызывает волну негодования и громких возмущений․

Петька, еще не обремененный жизненным опытом, воспринимает кино более легко и непосредственно․ Он готов простить актерам некоторые неточности и условности, если сюжет фильма увлекает его, а герои вызывают симпатию․ Такое различие во восприятии неизбежно приводит к спорам между дедом и внуком․

Эти споры, иногда комичные, иногда довольно острые, отражают не только разницу во возрасте и жизненном опыте, но и столкновение двух мировоззрений – простого, практического, основанного на здравом смысле и реальном опыте, и более романтичного, восприимчивого к художественным образам и эмоциональному воздействию․

Кульминация⁚ протест деда

Терпение деда Тимофея, и без того не отличавшегося ангельским спокойствием, испытывается на прочность во время просмотра фильма по телевизору․ Картина о деревенской жизни, казалось бы, близкая и понятная старому плотнику, вызывает в нем волну негодования․ Его возмущает не просто неправдоподобность сюжета или неубедительная игра актеров, а нечто более глубокое – неуважение к правде жизни, к простому труду, к тем ценностям, которые всегда были для него святы․

Особенно возмущает деда сцена, где актер, изображающий плотника, держит топор абсолютно неумело, как какую-то игрушку․ В этом неумении дед видит не просто профессиональную некомпетентность актера, а символ общего равнодушия к правде, к подлинности, к тому, что составляет основу настоящей жизни․

И тогда дед Тимофей, не в силах больше сдерживать своего возмущения, совершает непростительный, на первый взгляд, поступок․ Он хватает свой сапог и швыряет его в телевизор, разбивая экран вдребезги․ Этот жест становится своеобразным бунтом против лжи, против фальши, против всего, что искажает реальность и умаляет достоинство простого человека․

Развязка и последствия

Поступок деда Тимофея, разбившего телевизор в порыве праведного гнева, вызывает бурную реакцию окружающих․ Родственники, собравшиеся у экрана, воспринимают его действия как нечто недопустимое, как выходку неадекватного человека․ Никто из них не пытается понять мотивы его поступка, его боль и негодование от увиденной несправедливости․

Вызванный милиционер уводит деда в отрезвитель, словно преступника, нарушившего общественный порядок․ И только Петька, его верный друг и соратник по кинопросмотрам, понимает деда, хотя и не может до конца осознать всей глубины его переживаний․ Он видит, как несправедливо обидели самого близкого ему человека, и это вызывает в нем чувство протеста и обиды․

Разбитый телевизор становится своеобразным символом разрушенной гармонии, непонимания между поколениями, между городом и деревней, между миром иллюзий и реальной жизнью․ Финал рассказа остается открытым, заставляя читателя задуматься о том, как сложатся дальше отношения деда и внука, и смогут ли они сохранить свою дружбу и взаимопонимание после этого происшествия․

Коротко о главных персонажах

Дед Тимофей Макарыч

Семидесятитрехлетний старик, всю жизнь проработавший плотником․ Представитель того поколения, для которого труд, честность и справедливость были не просто словами, а основными жизненными принципами․ Он прямолинеен, резковат в суждениях, не привык скрывать своего мнения и всегда говорит то, что думает․ Кино любит за возможность погрузиться в другой мир, пережить новые эмоции, однако его раздражает любая фальшь и неправдоподобность на экране․ Он судит о фильмах с позиции своего жизненного опыта, и ему сложно смириться с тем, что кино – это всего лишь иллюзия․

Внук Петька

Тринадцатилетний мальчик, внук деда Тимофея․ Он находится в том возрасте, когда интерес к миру еще не угас, а кино воспринимается как увлекательное приключение․ В отличие от деда, он более снисходителен к недостаткам кино и готов простить некоторые неточности ради захватывающего сюжета или ярких персонажей․ Петька очень любит своего деда, уважает его мнение, хотя и не всегда с ним согласен․ Он старается понять мотивы поступков деда, даже когда они кажутся ему странными и необъяснимыми․

Второстепенные персонажи

В рассказе также присутствуют второстепенные персонажи – родители Петьки, его тетя с мужем, милиционер․ Они не играют ключевой роли в развитии сюжета, однако их присутствие помогает лучше раскрыть характеры главных героев, а также создать более объемную картину происходящего․ Родители Петьки представляют собой типичных жителей советского времени, они заняты своими проблемами, работой, бытом и не всегда находят время и желание вникать в переживания старика и ребенка․ Тетя Петьки с мужем выступают в роли гостей, чьё присутствие в доме становится катализатором конфликта․ Милиционер же символизирует собой силу, которая не стремится разбираться в тонкостях человеческих отношений и действует по шаблону, воспринимая деда Тимофея как нарушителя общественного порядка․

Краткий вывод

Рассказ Василия Шукшина «Критики» – это не просто история о любви к кино и спорах о правдоподобности на экране; Это глубокое и многогранное произведение, затрагивающее важные нравственные и социальные проблемы․

Шукшин мастерски изображает столкновение двух мировоззрений, двух поколений, двух разных взглядов на жизнь и искусство․ Дед Тимофей, человек старой закалки, для которого важны честность, справедливость и правда в каждой детали, не может смириться с тем, что кино порой искажает реальность, представляя ее в упрощенном и наигранном виде․ Петька, представитель нового поколения, более лоялен к кино как к виду развлечения, он готов мириться с некоторыми условностями ради увлекательного сюжета и ярких образов․

Кульминацией рассказа становится эмоциональный взрыв деда Тимофея, его своеобразный бунт против лжи и фальши, которые, по его мнению, проникли даже в такую сферу, как киноискусство․ Этот поступок, выглядящий на первый взгляд странно и необъяснимо, на самом деле является проявлением его внутренней борьбы за сохранение своих жизненных принципов, за право отстаивать свою правду․

Финал рассказа остается открытым, заставляя читателя задуматься над тем, какие последствия будет иметь этот конфликт для героев, и смогут ли они сохранить взаимопонимание и теплоту в отношениях после произошедшего․ Шукшин не дает однозначных ответов, он приглашает читателя к совместному размышлению о сложности человеческих отношений, о столкновении поколений, о месте искусства в нашей жизни․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Анна Ивановна

    Очень жизненно! Уверена, многие узнают в героях рассказа себя или своих близких.

  2. Мария

    Трогательная история о дружбе деда и внука. Напомнило мне о моем дедушке, с которым мы тоже любили обсуждать фильмы.

  3. Ольга

    Интересно наблюдать за тем, как по-разному воспринимают кино дед и внук. У каждого свой взгляд, свой опыт, свои критерии.

  4. Дмитрий

    Замечательный рассказ! Заставляет задуматься о том, как важно ценить простые моменты жизни и близких людей.

  5. Иван Петрович

    Дед Тимофей — настоящий русский мужик! Сразу видно, что человек живет настоящей жизнью, а не выдумками из кино.

  6. Алексей

    Люблю рассказы Шукшина за их душевность, простоту и мудрость.

  7. Елена

    Какой чудесный рассказ! Прочитала на одном дыхании. Шукшин как всегда великолепен в своей простоте и глубине.

  8. Сергей Николаевич

    Шукшин — мастер короткого рассказа! В нескольких страницах уместил целую жизнь, полную простых радостей и глубоких размышлений.

  9. Светлана

    Прекрасно передан колорит русской деревни, характеры героев. Читается легко и с удовольствием.