Лирическое отступление о двух типах писателей

Лирическое отступление о двух типах писателей Краткие пересказы

Краткое содержание седьмой главы «Мертвые души»

Утро седьмой главы застает Чичикова в приподнятом настроении.​ Радость от обладания четырьмястами душами переполняет героя.​ Он полон энергии и решимости завершить задуманное.​ Чичиков составляет документы для перевода крепостных, бережно переписывая имена умерших крестьян в единый список.​ В этот момент он задумывается о том, кем были эти люди при жизни, какие чувства испытывали, как проводили время.​

Однако Чичиков быстро возвращается к реальности и отправляется в гражданскую палату для оформления сделки. Встреча с Маниловым, который любезно привез список своих умерших крестьян, происходит у гостиницы.​ Вместе они входят в канцелярию, наполненную чиновниками, скрупулезно склонившимися над бумагами.​

Чичиков попадает в кабинет председателя, где его уже ожидает Собакевич.​ Сделка проходит быстро и гладко.​ Примечательно, что Собакевич уверяет всех в том, что проданные им крестьяне живы.​ Чичиков же объявляет о своем намерении поселить приобретенные души в Херсонской губернии, расписывая достоинства местных земель.​ После оформления сделки городские чиновники устраивают Чичикову пышный обед, уговаривая его задержаться в городе.​

Утро Чичикова и оформление сделки

Седьмая глава «Мертвых душ» открывается описанием радостного утра Чичикова.​ Приобретение четырехсот душ наполнило его энтузиазмом и предвкушением успеха; Встав с постели, он с юношеской энергией совершает несколько прыжков по комнате, словно желая убедиться в реальности происходящего.​ В голове героя роятся планы, он предвкушает, как распорядится богатством, которое вот-вот окажется в его руках.

Первым делом Чичиков садится за составление документов, необходимых для перевода крепостных на свое имя; Он методично переписывает список умерших душ, и в этот момент с ним происходит неожиданная метаморфоза.​ Сухие строки с именами и фамилиями вдруг оживают в его воображении.​ Чичиков начинает представлять себе умерших крестьян⁚ их внешность, характеры, привычки, судьбы. Он видит их живыми людьми, которые любили, ненавидели, трудились, веселились на ярмарках.​

Однако мечты Чичикова прерываются, и он, спохватившись, спешит в город для завершения сделки.​ У гостиницы он встречает Манилова, который, как и обещал, привез документы на своих умерших крестьян. Вместе они отправляются в гражданскую палату, где царит атмосфера канцелярской суеты.​ Чиновники, словно винтики огромной машины, сгорбившись над бумагами, монотонно выполняют свою работу.​

Чичикова проводят в кабинет председателя, где его уже ожидает Собакевич.​ Сделка проходит на удивление быстро и гладко. Примечательно поведение Собакевича, который, несмотря на очевидную незаконность сделки, с невозмутимым видом уверяет всех присутствующих, что проданные им крестьяне живы и здоровы.​ Чичиков же, не уступая в искусстве притворства, заявляет о своем намерении поселить приобретенные души в Херсонской губернии, расписывая ее плодородие и благоприятный климат.​

После оформления сделки городские чиновники устраивают Чичикову торжественный обед.​ Они восхищены предприимчивостью и деловой хваткой героя, не подозревая о его истинных целях. Чичиков, в свою очередь, умело поддерживает созданный им образ состоятельного и порядочного помещика.​ Он принимает поздравления и лестные речи, наслаждаясь своим триумфом.​

Лирическое отступление о двух типах писателей

В седьмой главе «Мертвых душ» Гоголь обращается к излюбленному приему – лирическому отступлению, чтобы порассуждать о тяжкой доле писателя, дерзнувшего изобразить реальность без прикрас.​ Он проводит параллель между двумя типами литераторов, сравнивая их с семейным человеком и холостяком.​

Первый, подобно счастливому семьянину, возвращающемуся в уютный дом, пишет о возвышенном и прекрасном. Его герои – идеальные образы, вызывающие восхищение и восторг.​ Он окружен почитателями, купается в лучах славы, его творения находят отклик в сердцах читателей.​

Второй же, уподобляясь одинокому холостяку, лишенному домашнего очага, берется за изображение жизни такой, какая она есть, со всеми ее недостатками и противоречиями.​ Он не боится показывать низменные страсти, пороки, глупость и лицемерие, скрывающиеся под маской благопристойности.​

Гоголь с горечью отмечает, что удел такого писателя – непонимание, отвержение, презрение толпы. Его обвиняют в клевете, цинизме, отсутствии патриотизма; Его героев называют карикатурами, а его самого – обидчиком и клеветником.

Автор открыто заявляет, что принадлежит именно ко второму типу писателей, и готов нести свой крест до конца.​ Он считает своим долгом показывать России ее истинное лицо, даже если эта правда неприглядна.​ Он верит, что только так можно пробудить общество от сна, заставить его задуматься о своем предназначении.​

Лирическое отступление в седьмой главе «Мертвых душ» – это своеобразный манифест Гоголя-сатирика, его творческое кредо.​ Он готов смириться с ролью одинокого борца за правду, несмотря на все препятствия и нападки.​

Коротко о главных персонажах

В седьмой главе поэмы «Мертвые души» центральное место занимают два героя⁚ Павел Иванович Чичиков и Михаил Семенович Собакевич. Однако в эпизодических ролях перед нами промелькнут и другие персонажи, которые также заслуживают отдельного внимания.​

Павел Иванович Чичиков

Главный герой поэмы, ловкий и предприимчивый аферист.​ В седьмой главе он предстает перед нами в момент своего торжества.​ Сделка по покупке мертвых душ близка к завершению, и Чичиков уже предвкушает богатство и успех.​ Он полон энергии, его переполняют амбициозные планы.

Однако за внешней уверенностью и самодовольством скрывается тревога.​ Чичиков понимает всю рискованность своей аферы и боится разоблачения.​ Он вынужден постоянно быть на чеку, играть роль состоятельного помещика, чтобы не вызвать подозрений у чиновников.​

В этой главе проявляется еще одна черта характера Чичикова – его способность к фантазии.​ Составляя документы на мертвых душ, он неожиданно для себя начинает представлять их живыми людьми с их судьбами, характерами, переживаниями.​ Этот эпизод показывает, что Чичиков не лишен человеческих чувств, хотя и тщательно скрывает их под маской расчетливости и цинизма.​

Михаил Семенович Собакевич

Один из самых колоритных помещиков, изображенных Гоголем.​ Это крепкий, грубый, приземленный хозяин, напоминающий медведя не только внешне, но и своей неповоротливостью и неуклюжестью.​ Собакевич практичен до предела, для него главное в жизни – материальный достаток и собственный комфорт.

В сцене оформления купчей он демонстрирует поразительную невозмутимость и цинизм, уверяя всех в том, что проданные им мертвые души живы и здоровы.​ Собакевич не видит в этой сделке ничего предосудительного, для него это лишь выгодная торговая операция.​

В отличие от Чичикова, который вынужден притворяться и искать оправдания своим поступкам, Собакевич предельно честен в своей безнравственности.​ Он не признает никаких моральных принципов и открыто провозглашает культ наживы.​

Второстепенные персонажи

Среди второстепенных персонажей седьмой главы можно выделить Манилова, который вновь проявляет свою бесхарактерность и непрактичность, а также безликих чиновников, готовых закрыть глаза на любые махинации ради собственной выгоды.​

Каждый из этих персонажей, даже самый незначительный, вносит свой вклад в создание общей картины нравственного упадка российского общества, о котором с горечью и сарказмом пишет Гоголь;

Краткий вывод

Седьмая глава «Мертвых душ» — это своеобразная кульминация первого тома поэмы.​ Именно здесь главный герой, Павел Иванович Чичиков, достигает своей цели, оформляя сделку по покупке «мертвых душ».​ Однако его триумф оборачивается горьким послевкусием, ведь победа одержана нечестным путем, а средства ее достижения вызывают отвращение и презрение.​

Гоголь мастерски передает атмосферу кабинетных интриг, лицемерия и всеобщей продажности, царящую в гражданской палате.​ Сцена оформления купчей превращается в своеобразный фарс, где каждый из участников играет свою роль, прикрываясь маской порядочности и законности.

В этой главе ярко проявляется контраст между внешним благополучием и внутренней мерзостью окружающего Чичикова мира.​ С одной стороны – пышный обед, устроенный в его честь, льстивые речи чиновников, восторги по поводу его «предприимчивости».​ С другой – мертвые души, ставшие предметом торга, цинизм Собакевича, бездушие и равнодушие всех остальных.​

Лирическое отступление о двух типах писателей, которое Гоголь включает в эту главу, звучит как своеобразное оправдание собственного творческого метода.​ Он сознательно отказывается от изображения идеальных героев и возвышенных чувств, предпочитая показывать реальность такой, какая она есть, во всей ее неприглядности.​

Седьмая глава «Мертвых душ» – это не только кульминация сюжета, но и важный этап в развитии авторской идеи. Гоголь подводит читателя к мысли о том, что истинная трагедия заключается не столько в порочности и бездуховности отдельных персонажей, сколько в том, что это бездушие стало нормой жизни, а мертвые души давно уже не метафора, а ужасающая реальность.​

В контексте всей поэмы седьмая глава играет роль своеобразного рубежа. Чичиков, достигнув своей цели, оказывается на пороге новых испытаний.​ Его афера, столь успешно проведенная в провинциальном городке, неизбежно привлечет внимание в столице.​ И тогда ему придется отвечать за свои поступки перед гораздо более строгим и беспощадным судом.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Дмитрий Петров

    Живость и динамичность — вот что отличает эту главу. Сцена в канцелярии особенно колоритна, Гоголь мастерски передает атмосферу казенного места.

  2. Екатерина Смирнова

    Очень интересное описание душевных метаморфоз Чичикова! Автор точно подметил, как быстро меркантильные интересы вытесняют мимолетные проблески человечности.

  3. Ольга Иванова

    Любопытно, как меняется поведение Чичикова в зависимости от обстоятельств. С Маниловым он мягок и обходителен, а с Собакевичем — деловито решителен.

  4. Сергей Попов

    Замечательный контраст между ликованием Чичикова и безликостью «мертвых душ», которые он покупает. Заставляет задуматься о ценности человеческой жизни.

  5. Анна Сидорова

    Описание пышного обеда — это явная сатира на чиновничий быт. Гоголь высмеивает их праздность и любовь к роскоши.

  6. Андрей Кузнецов

    Удивительно, с какой легкостью Чичиков манипулирует людьми! И ведь никто не сомневается в его словах о переселении крестьян в Херсонскую губернию.

  7. Алексей Новиков

    С каждой главой интрига нарастает! Интересно, чем закончатся похождения Чичикова и его «мертвых душ»?

  8. Наталья Морозова

    Язык Гоголя — это нечто! Какие яркие образы, какие точные эпитеты! Читаешь — и словно сам погружаешься в атмосферу того времени.