- Краткое содержание комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
- Ложная тревога
- Хлестаков в роли ревизора
- Мнимый ревизор и общество города N
- Развязка
- Смысл комедии
- Коротко о главных персонажах
- Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
- Иван Александрович Хлестаков
- Анна Андреевна
- Марья Антоновна
- Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин
- Артемий Филиппович Земляника
- Иван Кузьмич Шпекин
- Краткий вывод
Краткое содержание комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
В уездном городке ждут ревизора из столицы. По ошибке за проверяющего принимают случайного путешественника. Хлестаков, сообразив, что ошибка сулит выгоду, и влекомый тщеславием, поддердивает игру, звастает жизнью богатого и влиятельного чиновника, у которого сорок тысяч одних курьеров.
Ложная тревога
Действие комедии начинается в доме городничего, где собрались чиновники. Городничий взволнован и напуган письмом от своего друга, в котором тот сообщает о скором приезде ревизора из Петербурга. Новость повергает всех в ужас, ведь каждый из них не чист на руку и боится разоблачения.
Городничий начинает судорожно отдавать распоряжения⁚ привести город в порядок, замаскировать явные нарушения, подготовить взятки для ревизора. Чиновники, в свою очередь, охваченные паникой, пытаются скрыть свои прегрешения.
В разгар приготовлений в городе появляется Иван Александрович Хлестаков – молодой повеса и мелкий чиновник из Петербурга, проигравшийся в карты и застрявший в городе по дороге домой. Он останавливается в местной гостинице и не может расплатиться за проживание. Слухи о приезде ревизора, а также столичная внешность и поведение Хлестакова, принимаются за признаки высокого положения.
Городничий, введенный в заблуждение, принимает Хлестакова за ревизора. Хлестаков, поначалу не понимая происходящего, постепенно осознаёт свою выгоду и начинает пользоваться ситуацией. Он с удовольствием принимает знаки внимания, взятки и лесть от городничего и чиновников, представляясь важным лицом и рассказывая небылицы о своей столичной жизни.
Хлестаков в роли ревизора
Оказавшись в центре внимания, Хлестаков с упоением окунается в роль важной персоны. Он с жадностью принимает лесть и подношения, наслаждаясь неожиданно свалившимся на него богатством и вниманием. Городничий и чиновники всячески угождают «ревизору», надеясь скрыть свои махинации и избежать наказания.
Хлестаков, сам того не желая, проводит «ревизию» города⁚ посещает богоугодные заведения, присутствует на суде, осматривает больницу. Однако его «инспекции» превращаются в фарс, так как он совершенно не разбирается в делах управления и руководствуется лишь собственным капризом и желанием покрасоваться.
В это же время Хлестаков начинает ухаживать за дочерью и женой городничего, чем еще больше запутывает ситуацию. Он пишет письмо своему другу в Петербург, описывая забавное приключение и хвастаясь своими «подвигами».
Тем временем городничий, ослепленный страхом и желанием угодить «ревизору», не замечает очевидного⁚ Хлестаков ─ всего лишь мелкий мошенник, наслаждающийся ситуацией. Он готов на все, чтобы удержать «ревизора» в хорошем расположении духа и отвести от себя подозрения.
Мнимый ревизор и общество города N
Присутствие мнимого ревизора становится настоящим испытанием для всего города. Чиновники, охваченные страхом разоблачения, готовы на всё, чтобы угодить Хлестакову. Они осыпают его деньгами, подарками, приглашают на обеды и ужины, льстят и пресмыкаются перед ним.
Хлестаков, упиваясь своим положением, беззастенчиво пользуется ситуацией. Он с жадностью принимает взятки, раздаёт пустые обещания, вмешивается в дела города, не имея на то ни малейшего права. Его поведение становится карикатурой на поведение настоящего чиновника.
Горожане, видя страх и раболепие чиновников перед Хлестаковым, утверждаются в мысли о его высоком положении. Они начинают обращатся к нему с просьбами, жалобами, льстивыми речами, надеясь на его помощь и заступничество.
Город N, с его взяточничеством, казнокрадством, лицемерием и чинопочитанием, становится яркой иллюстрацией пороков российского общества. Гоголь мастерски высмеивает глупость, жадность, трусость и бездуховность чиновников и обывателей.
Развязка
На пике своего мнимого триумфа Хлестаков решает бежать из города. Он понимает, что его обман рано или поздно раскроется, и не желает дожидаться последствий. Он тайком уезжает, оставив после себя массу долгов и разорённых иллюзий.
Перед самым отъездом Хлестаков получает письмо от своего друга Тряпичкина, в котором тот описывает свои впечатления от города N и его обитателей. Тряпичкин, узнав о похождениях Хлестакова, не может удержаться от смеха и рассказывает о нём в своём письме.
Городничий, уверенный в том, что Хлестаков отправился с докладом к министру, строит грандиозные планы на будущее. Он мечтает о повышении, о переезде в Петербург, о роскошной жизни. В разгар его мечтаний в город приезжает жандарм с известием о приезде настоящего ревизора.
Новость о настоящем ревизоре повергает городничего и чиновников в шок. Они осознают весь ужас своего положения и понимают, что теперь им не избежать наказания. Комедия заканчивается знаменитой «немой сценой», в которой герои застывают в ужасе перед лицом неминуемого разоблачения.
Смысл комедии
«Ревизор» – это не просто комедия положений, это острое сатирическое произведение, разоблачающее пороки российского общества первой половины XIX века. Под прицелом Гоголя оказываются взяточничество, казнокрадство, чинопочитание, лицемерие, глупость и невежество.
Город N, в котором разворачиваются события комедии, является собирательным образом всей России. Гоголь показывает, что пороки системы пронизывают все слои общества – от мелких чиновников до городничего. Страх перед ревизией обнажает истинное лицо каждого героя, демонстрируя его мелочность, трусость и бездуховность.
Одной из главных тем комедии является тема «мнимого величия». Хлестаков, ничтожный и пустой человек, случайно оказывается в роли ревизора и с легкостью обманывает всех вокруг. Он – зеркало, в котором отражается глупость и раболепие окружающих.
Финал комедии оставляет горькое послевкусие. Появление настоящего ревизора символизирует неотвратимость наказания за грехи. «Ревизор» – это призыв к нравственному очищению, к борьбе с пороками, к осознанию необходимости перемен.
Коротко о главных персонажах
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
Городничий, главный двигатель действия в комедии. Хитрый, изворотливый, жадный и беспринципный человек. Он привык управлять городом и его жителями, используя свое положение для личной выгоды. Боится ревизии как огня, поскольку знает, что его махинации не выдержат никакой проверки. Легко поддаётся панике и готов на всё, чтобы избежать наказания.
Иван Александрович Хлестаков
Молодой повеса, мелкий чиновник из Петербурга. Случайно оказывается в городе N, где его по ошибке принимают за ревизора. Легкомысленный, глупый, хвастливый и безответственный, но при этом обладает некой наивной непосредственностью. Наслаждается свалившейся на него ролью «важной персоны», не задумываясь о последствиях.
Анна Андреевна
Жена городничего, провинциальная кокетка, мечтающая о столичной жизни. Глупая, недалекая, тщеславная и легкомысленная женщина. Вместе с дочерью становится объектом внимания Хлестакова, что тешит её самолюбие.
Марья Антоновна
Дочь городничего, молодая девушка, романтичная и наивная. Влюбляется в Хлестакова, принимая его за блестящего столичного кавалера. Становится пешкой в игре своей матери, мечтающей о выгодном замужестве дочери.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин
Судья, взяточник и бездельник. Считает себя человеком умным и просвещенным, но на деле глуп и невежественен. Боится ревизии, так как знает, что его методы работы далеки от законных.
Артемий Филиппович Земляника
Попечитель богоугодных заведений, лицемер и казнокрад. Прикрывается заботой о больных и нищих, набивая собственные карманы. Его заведения находятся в ужасном состоянии, но он умело создаёт видимость благополучия.
Иван Кузьмич Шпекин
Почтмейстер, любопытный и сплетник. Открывает и читает чужие письма, распространяя слухи по всему городу. Его поступок становится одной из причин разоблачения Хлестакова.
Помимо главных героев, в комедии действует множество второстепенных персонажей – чиновники, купцы, мещане, слуги. Каждый из них, по-своему, отражает нравы и обычаи того времени, создавая яркую и сатирическую картину российской действительности.
Краткий вывод
«Ревизор» – гениальное сатирическое произведение, не потерявшее своей актуальности и в наши дни. Комедия Гоголя – это не просто история о приезде мнимого ревизора в уездный город N, это зеркало, в котором отражаются вечные пороки человеческой природы⁚ жадность, лицемерие, трусость, глупость.
С помощью ярких образов, искрометного юмора и гротеска Гоголь создает картину российской действительности, поражающую своей точностью и беспощадностью. Автор высмеивает не только пороки системы, но и человеческие слабости, которые делают эти пороки возможными.
Главная идея «Ревизора» заключается в том, что настоящий ревизор – это наша совесть, которая рано или поздно потребует отчета за наши поступки. Страх перед разоблачением, охвативший героев комедии, – это страх перед самими собой, перед собственным несовершенством.
«Ревизор» – это не просто комедия, это призыв к нравственному очищению, к борьбе с пороками, к осознанию необходимости перемен. Это произведение, которое заставляет задуматься о себе, о своих поступках, о мире, в котором мы живем.
Несмотря на свою сатирическую направленность, «Ревизор» – это произведение глубоко гуманистическое. Гоголь верит в возможность исправления, в то, что человек способен измениться к лучшему. Именно поэтому комедия не оставляет чувства безнадежности, а наоборот, вселяет надежду на то, что однажды мы сможем построить более справедливое и нравственное общество.
Интересно было бы посмотреть «Ревизора» на сцене театра. Наверняка, это очень яркое и запоминающееся зрелище!
Очень смешная комедия! Хлестаков — просто шедевральный персонаж, а сцена вранья в доме городничего — это нечто!
Классика русской литературы! Гоголь гениально высмеивает пороки общества. Читается легко и с интересом даже спустя почти два века.
Гоголь мастерски показывает, как легко обмануть людей, играя на их слабостях и страхах. Поучительная история, хоть и написана с юмором.
Произведение, актуальное и по сей день. Страх перед проверкой, коррупция, чинопочитание — все это, к сожалению, знакомо и нам.
Перечитывала «Ревизора» в школе, а сейчас решила освежить в памяти. И знаете, произведение не потеряло своей остроты и сатиричности.