- Медный всадник⁚ Краткое содержание поэмы А.С. Пушкина
- Вступление
- Часть первая⁚ Наводнение и безумие Евгения
- Часть вторая⁚ Противостояние Евгения и Медного всадника
- Образ Медного всадника и тема власти
- Трагедия маленького человека в противостоянии с судьбой
- Коротко о главных персонажах
- Евгений
- Медный всадник
- Параша
- Краткий вывод
Медный всадник⁚ Краткое содержание поэмы А.С. Пушкина
Поэма повествует о трагической судьбе Евгения, мелкого чиновника, на фоне наводнения в Петербурге. Евгений теряет свою возлюбленную Парашу и сходит с ума от горя. Он винит в своих бедах Медного всадника — памятник Петру I, символизирующий несокрушимую мощь государства, противостоящую трагедии маленького человека.
Вступление
Вступление к «Медному всаднику» ⎼ это величественный гимн Санкт-Петербургу, городу-творению Петра Великого. Пушкин с восхищением рисует образ царя, стоящего на берегу пустынной Невы и замышляющего основать здесь новую столицу, «окно в Европу». Он предвидит славу и величие города, который возникнет среди болот и лесов по его воле.
Прошло сто лет. Петербург преобразился, став великолепным городом, воплощением смелых замыслов Петра. Пушкин воспевает красоту его набережных, гранитных парапетов, строгих зданий, мостов, вознесенных над Невой. Он описывает жизнь города, его праздники, будни, обычаи. Картины торжественных выходов двора, гуляний по Летнему саду, балов в роскошных дворцах сменяются зарисовками суровой петербургской зимы, раннего холодного утра, когда чиновники спешат на службу.
Но в этом торжественном гимне Петербургу звучат и тревожные ноты. Город, построенный на месте финских болот, подвержен наводнениям. Пушкин напоминает о стихийных бедствиях, обрушивающихся на Петербург, о буйстве разбухающей Невы, которая может в одночасье смыть все созданное человеком.
Вступление к «Медному всаднику» ⎼ это не только восхищение красотой и величием Петербурга, но и предчувствие трагедии, которая развернется на его улицах. Образ бронзового всадника — памятника Петру I, возвышающегося над городом, обретает зловещий смысл. Он символизирует не только мощь и величие государства, но и его бездушность, равнодушие к судьбе маленького человека.
Часть первая⁚ Наводнение и безумие Евгения
В первой части поэмы «Медный всадник» мы знакомимся с Евгением, скромным петербургским чиновником, живущим мечтами о тихом семейном счастье с любимой девушкой Парашей. Ноябрьским вечером, тревожно шумит Нева, поднимается ветер. Евгений, не в силах перебраться через разведенный мост к возлюбленной на другой берег, с тоской думает о ней.
Ночью на город обрушивается страшное наводнение. Разбушевавшаяся Нева сносит дома, мосты, улицы. Евгений, в ужасе наблюдая за разгулом стихии, с тревогой думает о судьбе Параши, живущей в бедном доме на берегу Финского залива.
Когда стихия утихает, Евгений бросается к дому любимой, но находит лишь пустое место. Потрясенный горем, не в силах принять гибель Параши, он теряет рассудок.
Евгений становится бедным бродягой, скитающимся по улицам Петербурга. Он живет подаянием, ночует, где придется. Образ затопленного города, воспоминания о Параше не отпускают его. В его бреду оживает бронзовый всадник — памятник Петру I, которого он начинает винить во всех своих несчастьях.
Часть вторая⁚ Противостояние Евгения и Медного всадника
Проходит год. Евгений все еще бесцельно бродит по Петербургу, преследуемый призраками прошлого. Однажды его путь лежит мимо того места на берегу, где когда-то стоял дом Параши. Здесь он вновь видит Медного всадника, гордо возвышающегося над городом.
И вдруг в восплаленном сознании Евгения возникает мысль о вине бронзового идола в его несчастьях. Он решается бросить вызов грозному всаднику. «Добро, строитель чудотворный! ⎼ восклицает Евгений. , Ужо тебе!».
В эту минуту ему кажется, что лицо Медного всадника оживает, наполняется грозным гневом. Всадник сходит со своего постамента и пускается в погоню за несчастным Евгением.
Евгений в ужасе бросается бежать. Он мчится по пустым ночным улицам, преследуемый тяжелым топотом медных копыт. Наконец, измученный, он падает без сил.
Наутро Евгения находят мертвым на том самом месте, где он бросил вызов Медному всаднику.
В финале поэмы Пушкин не дает однозначного ответа на вопрос о том, была ли погоня Медного всадника реальной или лишь плодом воображения обезумевшего Евгения. Образ грозного всадника остается символом непобедимой силы государства, перед которой бессилен маленький человек.
Образ Медного всадника и тема власти
Образ Медного всадника – один из самых сложных и многозначных в русской литературе. С одной стороны, это памятник Петру I, великому реформатору, который «прорубил окно в Европу», вывел Россию из состояния отсталости. Монументальность памятника, его величие подчеркивают идею силы, непреклонности, исторической значимости деяний Петра.
С другой стороны, Медный всадник ⎼ это символ бездушной и всесокрушающей государственной машины, которая равнодушна к судьбам отдельных людей. В поэме Пушкина Петербург, созданный волей Петра, становится олицетворением этой грозной силы. Наводнение, уносящее жизни многих людей, в том числе и возлюбленной Евгения, воспринимается как кара за попытку построить город на месте, не предназначенном для него.
Евгений, маленький человек, оказавшийся один на один с этой грозной стихией, символизирует трагическую судьбу личности, попавшей под колеса истории. Он смеет бросить вызов Медному всаднику, но этот вызов обречен на поражение.
Пушкин не даёт однозначного ответа на вопрос о том, кто виновен в трагедии Евгения — сам ли он, ставший жертвой собственного безумия, или же бездушная государственная машина, воплощенная в образе Медного всадника? Этот вопрос остается открытым для читателя, заставляя задуматься о сложных взаимоотношениях личности и власти, человека и истории.
Трагедия маленького человека в противостоянии с судьбой
В «Медном всаднике» Пушкин с потрясающей силой изображает трагедию маленького человека, беспомощного перед ударами судьбы и давлением государственной машины. Евгений, скромный чиновник, мечтающий о простом семейном счастье, оказывается бессильным перед разгулом стихии и теряет всё — любимую, дом, рассудок.
Он становится игрушкой в руках непостижимых сил, символом хрупкости человеческого существования перед лицом исторических потрясений. Пушкин показывает, как легко разрушается мир маленького человека, его надежды и мечты под ударами обстоятельств, не подвластных его контролю.
Противостояние Евгения Медному всаднику — это символическая борьба личности с бездушной государственной машиной, которая не замечает страданий отдельного человека. Евгений в своём безумии бросает вызов силам, воплощающим мощь и непреклонность истории, но этот вызов изначально обречён на поражение.
Трагедия Евгения заставляет задуматься о цене прогресса, о том, какими жертвами достигается величие государства, и всегда ли цели оправдывают средства; Пушкин не даёт ответов на эти вопросы, но заставляет читателя задуматься о сложности и противоречивости исторического процесса, о месте человека в нём.
Коротко о главных персонажах
Евгений
Евгений – центральный персонаж поэмы, мелкий петербургский чиновник. Пушкин не дает ему подробного портрета, но мы понимаем, что это молодой человек, небогатый, но из обедневшего дворянского рода. Евгений мечтает о семейном счастье с любимой девушкой Парашей, строит скромные планы на будущее.
Он не проявляет интереса к политике и истории, не задумывается о величии Петербурга и деяниях Петра I. Его мир сосредоточен на личных чувствах и переживаниях.
Наводнение круто меняет судьбу Евгения. Он теряет Парашу, лишается дома и рассудка. Из обычного человека он превращается в безумного бродягу, преследуемого призраками прошлого. В его восплаленном сознании Медный всадник — памятник Петру I — превращается в символ роковой силы, виновной во всех его бедах.
Евгений бросает вызов могущественному всаднику, но этот вызов — лишь отчаянный жест безумца, обреченный на поражение. В конфликте с государственной машиной, воплощенной в образе Медного всадника, маленький человек обречен.
Медный всадник
Медный всадник — это, конечно, не только памятник Петру I, но и сложный символ, воплощающий в себе идею государственной власти. С одной стороны, это образ великого реформатора, который преобразил Россию, вывел её на новый уровень развития.
С другой стороны, Медный всадник — это символ бездушной и безжалостной силы, которая не считается с интересами отдельного человека. Петербург, построенный по воле Петра, становится воплощением этой двойственной идеи — города-мечты и вместе с тем города-тирана, подавляющего личность.
В поэме Пушкина Медный всадник оживает в восплаленном сознании Евгения, превращается в грозного преследователя, воплощение непобедимой силы, от которой невозможно скрыться. Этот образ оставляет тяжелое впечатление, заставляя задуматься о противоречивости исторического процесса, о цене прогресса, о том, какими жертвами иногда достигается благо государства.
Параша
Параша – возлюбленная Евгения, дочь бедной вдовы. Это чистый и светлый образ, воплощающий мечту Евгения о тихом семейном счастье. Пушкин не дает ей развернутой характеристики, скорее рисует ее образ несколькими штрихами.
Мы знаем, что она живет с матерью в бедном домике на берегу Финского залива, что Евгений любит её и мечтает о том, чтобы жениться на ней. Гибель Параши во время наводнения становится для Евгения началом всех его бед, толчком к безумию. Она остается в его воспоминаниях как символ утраченного счастья, невозможности противостоять ударам судьбы.
Краткий вывод
«Медный всадник» Александра Пушкина — это не просто поэма о наводнении в Петербурге. Это философское размышление о сложных взаимоотношениях личности и истории, человека и государства, о цене прогресса и неизбежности жертв на пути к нему.
В центре поэмы — трагедия маленького человека Евгения, который теряет всё в результате стихийного бедствия. Он оказывается бессильным перед лицом грозных сил природы и истории, воплощенных в образе Медного всадника.
Пушкин не даёт однозначного ответа на вопрос о том, кто виноват в трагедии Евгения. С одной стороны, это стихийное бедствие, не зависящее от воли человека. С другой стороны, это и следствие деятельности самого человека, который, построив город на месте, не предназначенном для жизни, сам подверг себя опасности.
Образ Медного всадника становится ключевым в поэме. Это не просто памятник Петру I, но и символ государственной власти, которая может быть как созидательной, так и разрушительной.
Пушкин показывает, что история творится не только великими людьми, но и обычными, чьи судьбы часто оказываются сломаны под колесами прогресса. «Медный всадник» — это предостережение о том, что нельзя забывать о цене, которую приходится платить за великие свершения, и о том, что человеческая жизнь должна быть высшей ценностью.
Поэма оставляет после себя чувство скорби и тревоги, заставляя задуматься о сложности и противоречивости мира, о месте человека в нём, о границе между величием и трагедией.
Образ Медного всадника как символа бездушной государственной машины актуален и сегодня.
Наводнение в поэме — не просто стихийное бедствие, но и метафора социальных потрясений.
Трагическая судьба Евгения заставляет задуматься о месте маленького человека в огромном городе.
Любовь Евгения и Параши на фоне величественной архитектуры Петербурга — очень трогательный контраст.
Великолепное описание Петербурга! Чувствуется мощь и красота города, созданного Петром.
Пушкин мастерски передает атмосферу Петербурга, его величие и тревожную таинственность.
Интересно, как Пушкин противопоставляет друг другу образы Петра-творца и бездушного Медного всадника.
Произведение заставляет задуматься о цене прогресса и о том, кто несет ответственность за трагедии маленьких людей.
Язык поэмы просто великолепен! Каждое слово наполнено глубоким смыслом.