Мертвые души: краткое содержание и анализ произведения

Мертвые души: краткое содержание и анализ произведения Краткие пересказы

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»

Павел Иванович Чичиков‚ бывший чиновник‚ приезжает в губернский город N с необычной целью⁚ скупкой «мёртвых душ».​ Это крепостные крестьяне‚ умершие после последней переписи‚ но всё ещё числящиеся живыми в документах.​

Приезд Чичикова и его цель

В захолустный губернский город NN‚ где жизнь течет размерено и однообразно‚ словно река в бескрайней степи‚ приезжает новый гость – Павел Иванович Чичиков.​ Непримечательный мужчина средних лет‚ ни красавец‚ ни урод‚ ни толст‚ ни тощ‚ он производит впечатление приятного и обходительного человека.​ Скромная внешность Чичикова‚ однако‚ скрывает предприимчивый ум и честолюбивую душу‚ жаждущую богатства и высокого положения в обществе.

С первых же дней Чичиков начинает активную деятельность⁚ он знакомится с местными чиновниками‚ заводит приятные бесеседы‚ очаровывает своим тактом и вниманием.​ Он ловко втирается в доверие к губернатору‚ прокурору‚ полицеймейстеру‚ другим важным персонам‚ не обделяя вниманием и их дам.​ На балах и приемах Чичиков производит фурор своей учтивостью и обходительностью‚ вызывая всеобщую симпатию.​

Однако истинная цель Чичикова далека от праздных светских развлечений.​ Он задумал хитроумную аферу‚ основанную на лазейке в законе.​ В те времена помещики платили налог с каждой души‚ принадлежащей им‚ включая умерших крестьян‚ которые числились живыми до следующей переписи.​ Чичиков решает скупать у помещиков эти «мертвые души»‚ чтобы оформить их на своё имя как будто живых‚ а затем заложить фиктивных крепостных в Опекунском совете и получить крупную сумму денег.​

Для осуществления своего плана Чичиков начинает посещать помещиков губернии.​ Он тщательно изучает характеры и привычки каждого‚ чтобы найти подход и склонить к выгодной для себя сделке.​ С виду безобидный и даже скучноватый‚ Чичиков оказывается искусным манипулятором‚ готовым на любую хитрость ради достижения своей цели.​

Встречи с помещиками и покупка «мертвых душ»

Путешествие Чичикова по имениям губернии превращается в череду колоритных и сатирических зарисовок русской провинциальной жизни.​ Первым‚ кого посещает Чичиков‚ становится мечтательный и сентиментальный Манилов‚ утопающий в своих фантазиях и не замечающий разрухи вокруг.​ Словно очарованный необычным предложением‚ Манилов практически даром отдает Чичикову «мертвые души»‚ не видя в этом никакой выгоды.​

Совсем иного склада хозяйка следующего поместья – Настасья Петровна Коробочка.​ Эта скуповатая и подозрительная вдова с трудом расстается со своим «мертвым товаром»‚ опасаясь продешевить.​ Лишь убедившись в серьезности намерений Чичикова и получив от него задаток‚ Коробочка соглашается на сделку.​

Бурная встреча ожидает Чичикова у неуемного и азартного Ноздрева.​ Этот кутила и балагур‚ склонный к хвастовству и вранью‚ сначала принимает предложение Чичикова за шутку‚ а затем и вовсе отказывается продавать «мертвые души»‚ предлагая сыграть на них в карты. Встреча едва не заканчивается дракой‚ и Чичикову приходится спешно ретироваться из поместья Ноздрева.​

Сделка с расчётливым и практичным Собакевичем‚ напротив‚ проходит без лишних эмоций.​ Этот крепкий хозяин‚ привыкший во всем видеть выгоду‚ назначает за «мертвые души» высокую цену и долго торгуется с Чичиковым‚ прежде чем уступить.​

Последним в галерее помещиков предстает Плюшкин – образ крайнего падения и нравственного разложения.​ Этот некогда бережливый хозяин превратился в настоящего скопидома‚ живущего в нищете и запустении.​ Несмотря на свое жалкое существование‚ Плюшкин с жадностью хватается за предложение Чичикова‚ видя в этом шанс получить хоть какую-то прибыль.​

Так‚ шаг за шагом‚ Чичикову удается осуществить свой план.​ Он собирает внушительное количество «мертвых душ»‚ которые должны стать залогом его будущего богатства.​

Раскрытие аферы и бегство Чичикова

Кажется‚ удача сопутствует Чичикову⁚ сделки заключены‚ «мертвые души» скуплены.​ Город охвачен слухами о таинственном богаче‚ скупающем души умерших крестьян.​ Чичиков‚ купаясь в лучах славы‚ готовится к решающему этапу своей аферы – оформлению купчих в Опекунском совете.​ Он посещает губернатора‚ чиновников‚ дам‚ повсюду встречая благосклонность и расположение.

Однако судьба готовит Чичикову неожиданный поворот. На балу у губернатора‚ куда он прибывает в приподнятом настроении‚ появляется не в меру разгоряченный Ноздрев.​ В пылу хвастовства он выболтает всем присутствующим о странных сделках Чичикова‚ чем сеет смуту и подозрения среди гостей.​

Слухи о «мертвых душах» стремительно распространяются по городу‚ обрастая невероятными подробностями. Чиновники‚ опасаясь гнева начальства‚ начинают подозревать Чичикова во всех смертных грехах⁚ фальшивомонетничестве‚ шпионаже‚ похищении губернаторской дочки.​ Паника охватывает городское общество‚ и Чичиков‚ до этого момента купавшийся во внимании‚ оказывается в центре скандала.​

Осознавая опасность своего положения‚ Чичиков спешно покидает город.​ Он приказывает Селифану‚ своему верному кучеру‚ гнать лошадей без оглядки‚ оставляя позади не только напуганных обывателей‚ но и несбывшиеся мечты о богатстве и высоком положении.​

Так бесславно заканчивается афера Чичикова‚ задуманная им как путь к процветанию. Вместо триумфа он терпит фиаско‚ спасаясь бегством от разоблачения и наказания.

Образы помещиков и сатира на русское общество

За авантюрным сюжетом «Мертвых душ» скрывается глубокий сатирический пласт‚ направленный на высмеивание пороков русского общества первой половины XIX века.​ Гоголь создает целую галерею гротескных образов помещиков‚ в которых воплощены типичные черты русского барства⁚ лень‚ невежество‚ скупость‚ бесхозяйственность‚ равнодушие к судьбам своих крепостных.​

Манилов‚ утопающий в пустых мечтаниях‚ Собакевич‚ грубый и расчётливый‚ Коробочка‚ мелочная и ограниченная‚ Ноздрев‚ безответственный хвастун и прохвост‚ Плюшкин‚ деградировавший до состояния полного душевного омертвения – все эти персонажи представляют собой яркие карикатуры на пороки русского дворянства.​

Автор не жалеет красок‚ описывая не только внешнюю уродливость своих героев‚ но и их внутреннюю пустоту‚ нравственное убожество‚ отсутствие каких-либо идеалов и стремлений.​ В погоне за на enrichmentими удовольствиями‚ в заботах о собственном благополучии помещики забывают о своих обязанностях‚ обрекая крестьян на нищету и бесправие.​

Гоголь не щадит и чиновничий аппарат‚ изображая его как сборище взяточников‚ казнокрадов и бездельников.​ Чиновники в «Мертвых душах» – это винтики бюрократической машины‚ которые больше озабочены собственной карьерой и наживой‚ чем благополучием народа.​

«Мертвые души» – это не просто сатира на нравы русской провинции‚ это гневный приговор всему обществу‚ погрязшему в пороках и бездуховности.​ Гоголь не просто высмеивает недостатки‚ он обличает их с беспощадностью хирурга‚ вскрывающего гнойную рану.​

Философский смысл поэмы и образ России

«Мертвые души» ⸺ это не просто авантюрный роман или сатира на нравы‚ это произведение с глубоким философским подтекстом.​ Гоголь ставит перед читателем вечные вопросы о смысле жизни‚ о добре и зле‚ о судьбе России и ее народа.​

Образ «мертвых душ» приобретает в поэме символическое значение.​ Это не только умершие крестьяне‚ но и живые люди‚ духовно опустошенные‚ лишенные нравственных ориентиров.​ Чичиков‚ скупающий «мертвые души»‚ становится символом алчности‚ стяжательства‚ бездуховности‚ которые разъедают русское общество.​

Россия в поэме предстает как страна контрастов‚ где величие и убожество‚ красота и безобразие‚ живая душа и мертвечина существуют бок о бок.​ Гоголь любит Россию‚ но его любовь исполнена боли и тревоги за ее будущее.​ Он верит в то‚ что в глубине души русского человека живет искра Божья‚ которая способна преобразить страну.​

Финал поэмы‚ несмотря на провал аферы Чичикова‚ не оставляет чувства безысходности.​ Образ птицы-тройки‚ уносящейся вдаль‚ символизирует неисчерпаемую жизненную силу России‚ ее стремление к светлому будущему.​

«Мертвые души» – это не просто диагноз времени‚ это предостережение потомкам‚ призыв к духовному возрождению‚ к поиску истинных ценностей.

Коротко о главных персонажах

Павел Иванович Чичиков

Бывший чиновник‚ вышедший в отставку и пустившийся в авантюру с куплей-продажей «мертвых душ». Предприимчивый‚ ловкий‚ хитрый‚ он умеет находить подход к людям‚ втираться в доверие‚ манипулировать ими ради достижения своих целей. Чичиков — мастер лести‚ обмана‚ притворства.​ Он способен быть обходительным и галантным с дамами‚ учтивым и почтительным с вышестоящими‚ дружелюбным и радушным с теми‚ от кого ему что-то нужно.​

При этом Чичиков — человек без корней‚ без прошлого и будущего‚ лишенный каких-либо моральных принципов.​ Он — порождение своего времени‚ эпохи всеобщей купли-продажи‚ где человеческая душа превращается в товар.​

Манилов

Сентиментальный и мечтательный помещик‚ живущий в мире иллюзий.​ Он добродушен‚ учтив‚ склонен к высокопарным речам‚ но совершенно непрактичен и оторван от реальной жизни.​ Его имение находится в запустении‚ крестьяне бедствуют‚ но Манилов не замечает этого‚ увлеченный своими фантазиями.​

Коробочка

Вдова‚ помещица старой закваски‚ живущая по принципу «мой дом — моя крепость».​ Она скуповата‚ подозрительна‚ боится продешевить и потому с трудом расстается со своими «мертвыми душами».​ Коробочка — образ ограниченности‚ косности‚ нежелания что-либо менять в своей жизни.​

Ноздрёв

Азартный и безответственный помещик‚ склонный к хвастовству‚ вранью‚ кутежам.​ Он не умеет ценить деньги и легко с ними расстается‚ проигрываясь в карты или тратя их на всякие бесполезные вещи.​ Ноздрев — образ легкомыслия‚ беспутства‚ неспособности к серьезным поступкам.​

Собакевич

Грубый‚ прямолинейный‚ расчетливый помещик‚ видящий в людях только источник наживы.​ Он крепкий хозяин‚ знающий цену деньгам и не упускающий своей выгоды.​ Собакевич — образ жестокости‚ цинизма‚ бездуховности‚ порожденных крепостнической системой.​

Плюшкин

Образ крайнего падения и нравственного разложения.​ Некогда бережливый хозяин‚ он превратился в настоящего скопидома‚ живущего в нищете и запустении.​ Плюшкин — символ духовной смерти‚ до которой может довести человека жадность и страх перед будущим.

Краткий вывод

«Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя — это не просто авантюрный роман‚ а глубокое и многогранное произведение‚ которое и сегодня‚ спустя почти два столетия‚ не теряет своей актуальности.​ Это сатира на пороки общества‚ философская притча о смысле жизни‚ гимн любви и боли за Россию.​

Сюжет поэмы строится вокруг аферы Чичикова‚ который скупает у помещиков «мертвые души» — умерших крестьян‚ все еще числящихся живыми по документам.​ Эта авантюра становится для Гоголя поводом для создания галереи ярких и запоминающихся образов‚ олицетворяющих пороки русского общества⁚ от праздности и мечтательности Манилова до скупости и жадности Плюшкина.​

Гоголь не просто высмеивает своих героев‚ он беспощадно препарирует их души‚ обнажая нравственную пустоту‚ бездуховность‚ равнодушие к судьбам простых людей.​ «Мертвые души» — это не только умершие крестьяне‚ но и живые люди‚ утратившие нравственные ориентиры‚ превратившиеся в рабов собственных страстей.​

Но Гоголь не теряет надежды на возрождение России. Он верит‚ что в глубине души русского человека живет искра Божья‚ которая способна преобразить страну.​ Образ птицы-тройки‚ уносящейся вдаль в конце поэмы‚ символизирует неисчерпаемую жизненную силу России‚ ее стремление к светлому будущему.​

«Мертвые души» — это не просто диагноз времени‚ это предостережение потомкам‚ призыв к духовному возрождению‚ к поиску истинных ценностей.​ Это произведение‚ которое заставляет задуматься о том‚ что значит быть человеком‚ в чем смысл жизни и каково будущее нашей страны.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ирина

    Грустно, что и спустя почти два века проблемы, поднятые Гоголем, остаются актуальными.

  2. Ольга

    Интересно, что образ Чичикова актуален и в наше время. Ведь и сейчас находятся люди, стремящиеся к наживе любыми путями.

  3. Наталья

    Обязательно нужно прочитать! «Мертвые души» — это не просто книга, это зеркало русской действительности.

  4. Алексей

    Невероятно смешно и в то же время страшно. Гоголь как будто заглядывает в самую душу русского человека.

  5. Михаил

    Потрясающая галерея образов! Каждый персонаж — это целый мир, со своими странностями, пороками и мечтами.

  6. Дмитрий

    Потрясающий язык Гоголя! Столько юмора, сатиры и вместе с тем глубокой печали о судьбе России.

  7. Екатерина

    Всегда поражалась фантазии Гоголя! Придумать такую аферу с «мертвыми душами» — это же гениально!

  8. Антон

    Классика русской литературы! Гоголь мастерски описывает характеры помещиков, каждый из которых представляет собой отдельный типаж русского общества того времени.

  9. Сергей

    Книга, которую нужно перечитывать в разные периоды жизни. Каждый раз открываешь для себя что-то новое.