Мещанин во дворянстве

Мещанин во дворянстве Краткие пересказы

В доме богатого, но необразованного мещанина господина Журдена царит суета․ Учителя музыки, танцев, фехтования и философии готовятся явить плоды своих трудов незадачливому ученику, который, одержим мечтой стать дворянином, готов платить им любые деньги․

Действие первое⁚ Мечты о дворянстве

Господин Журден, преуспевающий торговец, одержим идеей стать частью высшего света․ Он заказывает себе нелепый, кричаще безвкусный наряд, нанимает учителей музыки и танцев, а также фехтования и философии, искренне веря, что это прямой путь к постижению дворянских наук․

Учителя, видя в Журдене источник хорошего заработка, не стремятся разубедить его в наивных заблуждениях, а, напротив, всячески льстят его самолюбию․ Учитель музыки, например, советует Журдену непременно завести у себя в доме еженедельные концерты, как это, по его словам, принято у всех знатных господ․

Журден с энтузиазмом принимает советы учителей, вызывая приступы смеха у своей находчивой служанки Николь и недоумение у практичной и здравомыслящей госпожи Журден․

Наивность Журдена и его полное непонимание тонкостей светской жизни прекрасно иллюстрирует сцена урока философии․ Журден, к своему величайшему удивлению, узнает, что всю жизнь говорил прозой, не подозревая об этом․ Он просит учителя научить его писать любовные письма, так как пылает страстью к знатной даме, прекрасной маркизе Доримене․

Философ с готовностью берется за дело, но Журден, в своей привычной манере, отвергает все предложенные ему высокопарные варианты, находя их слишком вычурными․ В конце концов, он останавливается на незатейливом, но искреннем признании⁚ «Прекрасная маркиза, ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви»․

Действие первого акта завершается сценой примерки нового костюма, сшитого по заказу Журдена․ Учителя танцев, под шумок, наряжают незадачливого мещанина в нелепый наряд, уверяя его, что именно так и одеваются при дворе․ Журден, ослепленный мечтой о новой жизни, не замечает подвоха и в полном восторге от собственной важности отправляется хвастаться обновкой перед женой․

Действие второе⁚ Уроки благородства

Господин Журден, облаченный в свой новый, безвкусный наряд, с упоением предается мечтам о блистательном дворянском будущем․ Он старательно пытается перенять манеры знати, хвастаясь перед женой и служанкой своими познаниями в музыке, танцах и философии․ Однако, его потуги выглядят нелепо и вызывают лишь смех у окружающих․

В это время появляется хитрый и пронырливый граф Дорант, который, пользуясь простодушием Журдена, решает поправить свое незавидное финансовое положение․ Он ловко играет на тщеславии мещанина, преподнося ему мнимые знаки внимания от имени маркизы Доримены, в которую Журден безнадежно влюблен․

Дорант без зазрения совести выманивает у Журдена крупные суммы денег, якобы для того, чтобы передать их Доримене в качестве подарков․ Журден, ослепленный мнимой благосклонностью маркизы, не замечает обмана и с готовностью расстается со своими деньгами․

Тем временем, в доме Журдена появляется новый персонаж – Клеонт, молодой человек, влюбленный в дочь Журдена, Люсиль․ Он просит руки Люсиль у ее отца, но Журден, одержимый идеей породниться с аристократией, отвергает его, считая недостойной партией для своей дочери․

Клеонт, расстроенный отказом Журдена, решает прибегнуть к помощи своего находчивого слуги Ковьеля․ Вместе они придумывают хитроумный план, как обмануть тщеславного мещанина и добиться согласия на брак․

Действие третье⁚ Неожиданный поворот

Замысел Ковьеля начинает претворяться в жизнь․ Воспользовавшись наивностью и тщеславием Журдена, он сообщает ему, что в город прибыл сын турецкого султана, который страстно желает познакомиться с достопочтенным господином Журденом․

Журден, польщенный таким неожиданным вниманием со стороны столь высокопоставленной особы, теряет голову от восторга․ Он не подозревает, что под личиной турецкого принца скрываеться переодетый Клеонт, а в роли переводчика выступает его верный слуга Ковьель․

Тем временем, Дорант, узнав о визите «турецкого принца», решает воспользоваться ситуацией в своих интересах․ Он предлагает Журдену организовать пышный прием в честь высокого гостя, обещая пригласить на него и маркизу Доримену․

Журден, очарованный перспективой провести вечер в обществе знатной дамы и «турецкого принца», с энтузиазмом соглашается․ Он не догадывается, что стал жертвой хитроумной интриги, затеянной Дорантом и Ковьелем․

В разгар приготовлений к приему в доме Журдена появляется его жена․ Госпожа Журден, возмущенная расточительностью и нелепым поведением мужа, устраивает ему грандиозный скандал․

Однако, находчивый Ковьель быстро находит выход из положения․ Он убеждает госпожу Журден, что ее муж не сошел с ума, а всего лишь принимает участие в шуточной церемонии, которую для него придумали «турецкий принц» и его свита․

Госпожа Журден, успокоенная словами Ковьеля, соглашается не мешать «развлечениям» мужа․

Действие четвертое⁚ Турецкий маскарад и счастливый финал

Дом Журдена превращается в подобие восточного дворца⁚ повсюду ковры, подушки, звучит диковинная музыка․ Начинается шуточный спектакль, придуманный Ковьелем․ Под видом турецкой церемонии Журдена, с помощью нелепых ритуалов и псевдо-турецких фраз, посвящают в несуществующий дворянский сан «мамамуши»․

В разгар маскарада появляется Доримена в сопровождении Доранта․ Маркиза поражена размахом «турецкого» действа, устроенного в ее честь․ Журден, не упуская случая покрасоваться перед дамой сердца, с важным видом раздает указания «турецкой свите», которая на самом деле является переодетыми слугами Клеонта․

Используя замешательство Журдена, Клеонт, всё ещё под видом турецкого принца, обращается к нему с просьбой отдать ему в жены его дочь Люсиль․ Журден, польщенный таким предложением, с радостью соглашается, не подозревая о том, что на самом деле отдает свою дочь за любимого ею Клеонта․

Чтобы окончательно запутать Журдена, Ковьель, переодевшись в нотариуса, составляет подложный брачный договор, который Журден с энтузиазмом подписывает․ Таким образом, Клеонт и Люсиль становятся мужем и женой․

В финале комедии Дорант разоблачает обман Журдена, рассказывая ему о том, что никакой он не «мамамуши», а всё происходящее – всего лишь шутка․ Однако, Журден, к удивлению Доранта, не расстраивается, а, напротив, радуется тому, что его зятем стал «турецкий принц», пусть и ненастоящий․

Комедия завершается всеобщим весельем․ Клеонт и Люсиль счастливы в браке, Дорант и Доримена, воспользовавшись случаем, также решают пожениться․ Журден, хоть и остался в дураках, но доволен тем, что ему удалось породниться с «высокородными» особами․

Коротко о главных персонажах

Господин Журден ー богатый, но необразованный мещанин, одержимый идеей стать дворянином․ Он наивен, тщеславен, жаждет внимания и лести, чем с успехом пользуются окружающие его пройдохи․ Журден – воплощение невежества и глупости, но при этом он не злодей, а скорее жертва собственных нереалистичных амбиций․ Его смешные попытки перенять манеры аристократии, его слепая вера в льстивые речи Доранта и Ковьеля делают его объектом насмешек, но в то же время вызывают и некоторую симпатию․

Госпожа Журден – жена господина Журдена, полная противоположность своего мужа․ Она здравомыслящая, практичная женщина, не лишенная иронии․ Госпожа Журден прекрасно видит все нелепости поведения своего мужа, не устает критиковать его за расточительность и глупость․ В отличие от Журдена, она не гонится за призрачным блеском аристократии, ценя простые житейские радости и здравый смысл․

Люсиль – дочь Журдена, умная и рассудительная девушка․ Она влюблена в Клеонта, человека достойного, хотя и небогатого․ Люсиль не одобряет стремление отца к дворянству, не желает жертвовать своим счастьем ради навязанного ей брака․ Она готова бороться за свою любовь, проявляя при этом смекалку и решительность․

Клеонт – молодой человек, влюбленный в Люсиль․ Он честен, благороден, но небогат, что делает его в глазах Журдена неподходящим претендентом на руку его дочери․ Клеонт вынужден прибегнуть к хитрости, чтобы добиться расположения Журдена и жениться на Люсиль․

Дорант – бедный, но изворотливый аристократ․ Он использует наивность и тщеславие Журдена, чтобы поправить свое финансовое положение․ Дорант мастерски играет роль галантного кавалера, очаровывая Журдена мнимым вниманием со стороны маркизы Доримены․ Он циничен, расчетлив, но при этом не лишен обаяния, что делает его образ одновременно отталкивающим и притягательным․

Доримена – красивая и остроумная маркиза․ Она находится в центре внимания мужчин, но при этом не лишена здравого смысла․ Доримена не испытывает к Журдену никаких чувств, кроме легкой иронии, но с удовольствием принимает его дорогие подарки, которые преподносит ей Дорант якобы от своего имени․

Ковьель – слуга Клеонта, находчивый и предприимчивый человек․ Он придумывает и мастерски осуществляет хитроумный план, благодаря которому Клеонту удается жениться на Люсиль․ Ковьель ─ один из самых ярких и запоминающихся персонажей комедии, его острый ум, находчивость и умение выходить из самых сложных ситуаций вызывают неподдельное восхищение․

Краткий вывод

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» ─ это блестящая сатира на человеческие слабости, такие как тщеславие, глупость, жажда лести и богатства․ Пьеса, написанная более трех столетий назад, не теряет своей актуальности и сегодня, ведь и в наше время находятся люди, подобные господину Журдену, готовые пожертвовать здравым смыслом и истинными ценностями ради иллюзорного блеска и признания в обществе;

С помощью ярких, гротескных образов, искрометного юмора и динамичного сюжета Мольер высмеивает невежество, лицемерие и притворство, царящие как в высшем свете, так и среди тех, кто стремится туда попасть․

Несмотря на сатирическую направленность, «Мещанин во дворянстве» ─ это жизнеутверждающая комедия с оптимистичным финалом․ Любовь побеждает корысть и предрассудки⁚ Клеонт и Люсиль, несмотря на происки судьбы и препятствия со стороны Журдена, обретают счастье․

Пьеса учит нас ценить искренность, здравый смысл, простоту и естественность, не поддаваясь соблазну казаться тем, кем мы не являемся на самом деле․ Мольер призывает нас смеяться над своими слабостями и недостатками, чтобы не стать объектом насмешек для других․

«Мещанин во дворянстве» ─ это не просто комедия, а настоящее зеркало, в котором каждый из нас может увидеть отражение собственных пороков и задуматься о том, что действительно важно в жизни․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Алексей

    Прекрасная сатира на человеческие слабости! Мольер — мастер комедии, это бесспорно.

  2. Екатерина

    Интересно наблюдать за учителями, которые с таким рвением потакают глупости Журдена ради собственной выгоды.

  3. Дмитрий

    Журден — просто кладезь комизма! Его наивность и самодовольство вызывают и смех, и жалость одновременно.

  4. Надежда

    Забавный и поучительный сюжет. Интересно, чем же закончится эта история?

  5. Иван

    Сцена урока философии — шедевр! «Говорить прозой», не подозревая об этом — это гениально!

  6. Мария

    Очень живо и динамично описано действие первого акта. С нетерпением жду продолжения!

  7. Сергей

    Любовная линия Журдена и маркизы Доримены — это отдельный повод для смеха. До чего же он нелеп в своих ухаживаниях!

  8. Анна

    Невероятно актуальная пьеса! Даже спустя столетия стремление казаться, а не быть, никуда не исчезло.

  9. Ольга

    Какая яркая зарисовка эпохи! Мольер гениально высмеивает погоню за статусом и преклонение перед мнимой утонченностью.