Краткое содержание рассказа «Хамелеон» А.П. Чехова
В рассказе описывается случай на базарной площади, где полицейский надзиратель Очумелов становится свидетелем нелепого инцидента⁚ собачка укусила за палец золотых дел мастера Хрюкина. От того, кому принадлежит собака, зависят дальнейшие действия Очумелова.
Инцидент на базарной площади
Действие рассказа разворачивается на базарной площади провинциального городка в жаркий летний день. Через площадь шествует важный полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. Вдруг его внимание привлекает суматоха и крики. Причиной переполоха оказывается маленький белый щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, который, поджав хвост, мечется посреди площади.
В толпе Очумелов замечает окровавленного золотых дел мастера Хрюкина, который, размахивая рукой, показывает свой искусанный палец и громко жалуется на причиненный ему ущерб. На вопрос Очумелова о виновнике переполоха, Хрюкин с возмущением указывает на щенка.
Появление блюстителя порядка на месте происшествия сразу же привлекает внимание зевак. Толпа, жаждущая зрелищ и сплетен, собирается вокруг Очумелова и Хрюкина. Атмосфера на базарной площади накаляется, все с любопытством ждут, какое решение примет полицейский надзиратель.
Очумелов, ощущая важность момента и собственную значимость, решает во что бы то ни стало разобраться в ситуации и восстановить справедливость. Он начинает расследование с расспросов Хрюкина о том, как именно произошло несчастье, и кому принадлежит собака.
Однако показания Хрюкина оказываются путаными и противоречивыми. Сначала он утверждает, что щенок укусил его без всякой причины, когда он мирно проходил мимо. Но под напором вопросов Очумелова, меняет свои показания, говоря, что щенок мог и сам его укусить, когда он, Хрюкин, хотел погладить его папиросой.
Неожиданное появление на площади повара Прохора, работающего у генерала Жигалова, еще больше запутывает ситуацию. Прохор, с уверенностью заявляя, что собака не генеральская, сеет сомнения в душе Очумелова.
Расследование Очумелова
Полицейский надзиратель Очумелов, полный важности и сознания своего долга, приступает к расследованию инцидента с укусом. Он с жаром принимается за дело, допрашивая Хрюкина и собравшихся зевак. Однако, вместо того, чтобы руководствоваться фактами и здравым смыслом, Очумелов оказывается во власти собственной неуверенности и чинопочитания.
Его главная задача – определить хозяина собаки. Ведь от социального статуса владельца зависит и исход дела⁚ будет ли наказан виновник, или же пострадавшим окажется сам Хрюкин. Мнение Очумелова по поводу собаки и её хозяина меняется несколько раз в течение рассказа, в зависимости от поступающей информации и предположений окружающих.
Сначала, не зная, кому принадлежит щенок, Очумелов полон решимости проявить строгость и наказать безответственного владельца. Он грозится истребить бродячих собак и оштрафовать хозяина, который не следит за своим питомцем.
Однако, услышав предположение, что собака может принадлежать генералу Жигалову, Очумелов тут же меняет свое мнение на противоположное. Щенок в его глазах превращается в милое и игривое создание, а Хрюкин – в виновника инцидента, который сам спровоцировал собаку.
Очумелов начинает сомневаться в правдивости слов Хрюкина, обвиняя его в преувеличении и даже симуляции. Он убеждает всех, что рана на пальце пустяковая, и Хрюкин сам виноват в случившемся.
Расследование Очумелова превращается в фарс, где истина и справедливость меркнут перед его желанием угодить высокопоставленному лицу. Он готов менять свои решения и суждения в угоду мнимому авторитету, демонстрируя свою беспринципность и трусость.
Метания полицейского надзирателя
По мере развития событий на базарной площади, неуверенность и чинопочитание Очумелова достигают своего апогея. Он мечется между желанием выполнить свой долг, защитив пострадавшего, и страхом перед возможным гневом влиятельного лица. Каждое новое предположение о принадлежности собаки вызывает у Очумелова целую бурю эмоций и заставляет его менять свое мнение на прямо противоположное.
Когда повар Прохор утверждает, что собака не генеральская, Очумелов вновь готов проявить строгость и наказать владельца. Он грозится отыскать нерадивого хозяина и привлечь его к ответственности. Но стоит появиться сомнению в толпе, что щенок все же может принадлежать брату генерала, как Очумелов тут же меняет свою позицию.
Он начинает восхищаться собачкой, называя ее «резвой» и «милой». Очумелов готов простить щенку даже укус, списывая все на шалости и горячий нрав. Его желание угодить генералу настолько велико, что он готов пожертвовать и справедливостью, и собственным достоинством.
Колебания Очумелова выглядят комично и жалко. Он, словно марионетка, дергается от каждого предположения о принадлежности собаки. Его лицо то краснеет от гнева, то бледнеет от страха, выдавая его внутреннюю борьбу и неуверенность.
Чехов мастерски передает метания Очумелова через его речь, мимику и жесты. Очумелов постоянно снимает и надевает шинель, то закипая от гнева, то пытаясь скрыть свою нервозность. Его фразы сбивчивы и противоречивы, выдавая его внутренний хаос и неспособность принимать самостоятельные решения.
Истинный хозяин собаки
В самый разгар словесных баталий и метаний Очумелова на площади появляется новый персонаж – проезжавший мимо жандарм. Он-то и проливает свет на личность таинственного хозяина собаки, державшего в страхе полицейского надзирателя и всю собравшуюся толпу.
С нарочитой небрежностью жандарм сообщает, что щенок принадлежит не генералу Жигалову, и даже не его брату, а приезжему господину – генералу Хрюкину. Это известие повергает Очумелова в настоящий шок. Все его старания угодить, выслужиться и продемонстрировать свою лояльность к власти рушатся в одночасье.
Теперь Очумелов оказывается перед новой дилеммой. С одной стороны, он уже успел публично унизить Хрюкина, обвинив его в симуляции и клевете на бедное животное. С другой стороны, он прекрасно понимает, что гнев генерала Хрюкина может обернуться для него куда более серьезными последствиями, чем неодобрение Жигалова.
В этот момент Очумелов в очередной раз демонстрирует чудеса приспособленчества. Он моментально забывает о своих предыдущих угрозах в адрес Хрюкина и начинает лебезить перед новоявленным «хозяином положения».
С фальшивой улыбкой Очумелов передает щенка проходившему мимо лакею генерала Хрюкина, приговаривая слащавым голосом, как он рад, что собачка нашлась, и как он сам любит таких маленьких собачек.
Исход ситуации
Развязка истории наступает так же стремительно, как и её завязка. Получив подтверждение о принадлежности собаки генералу Хрюкину, Очумелов окончательно утверждается в своем новом мнении. Он уже не скрывает своего пренебрежения к Хрюкину, обращаясь к нему с издевкой и высокомерием.
Полицейский надзиратель, словно желая реабилитироваться в глазах нового хозяина собаки, начинает откровенно насмехаться над Хрюкиным, обвиняя его в трусости и преувеличении полученных травм. Он с издёвкой замечает, что Хрюкин сам виноват в том, что его укусила собака, и советует ему впредь быть осторожнее.
Толпа, наблюдающая за этим фарсом, безмолвствует. Никто не решается возразить Очумелову или вступиться за Хрюкина. Всем очевидно, что полицейский надзиратель, руководствуясь исключительно собственным страхом и желанием угодить сильным мира сего, готов попрать любые принципы и переступить через любого человека.
Очумелов, довольный собой и своей “победой”, гордо удаляется с площади, сопровождаемый ехидным смехом толпы. Щенок, ставший причиной стольких переживаний и метаний, следует за лакеем генерала Хрюкина, не подозревая о той роли, которую он невольно сыграл в этой истории.
Финал рассказа оставляет у читателя горькое послевкусие. Чехов, мастерски используя сатиру и гротеск, показывает, как легко человек может изменить своим принципам и убеждениям, столкнувшись с властью и чинопочитанием.
Коротко о главных персонажах
В рассказе «Хамелеон» Антон Павлович Чехов с присущей ему лаконичностью и точностью создает яркие и запоминающиеся образы героев, которые, несмотря на свою кажущуюся простоту, становятся олицетворением пороков и противоречий российского общества конца XIX века.
Очумелов
Полицейский надзиратель Очумелов – центральный персонаж рассказа, вокруг которого разворачиваются все события. Это человек, полностью поглощенный своей должностью и властью, которую она ему дает. Он предстает перед нами в новом мундире и с узелком в руках, что подчеркивает его важность в собственных глазах и желание произвести впечатление на окружающих.
Очумелов – яркий пример чинопочитания и раболепия перед вышестоящими. Он легко меняет свое мнение в зависимости от того, кто перед ним находится⁚ простой обыватель или представитель власти. Его метания, неуверенность и страх перед генералом вызывают у читателя одновременно смех и презрение.
Фамилия «Очумелов» говорящая и точно отражает суть характера персонажа. Он словно находится в постоянном оцепенении, не способен мыслить критически и принимать самостоятельные решения. Очумелов – это хамелеон, который меняет свой окрас в зависимости от окружающей среды, стремясь угодить сильным мира сего и сохранить свое место под солнцем.
Хрюкин
Золотых дел мастер Хрюкин – второй по значимости персонаж рассказа. Он выступает в роли жертвы, пострадавшей от укуса собаки. Однако и Хрюкин не лишен отрицательных качеств. Он предстает перед нами как человек вздорный, сварливый и любящий выпить.
Хрюкин пытается использовать ситуацию в свою пользу, раздувая из мухи слона и преувеличивая свои страдания. Он надеется получить от владельца собаки компенсацию за причиненный ущерб. Однако, столкнувшись с безразличием и высокомерием Очумелова, Хрюкин оказывается бессильным и униженным.
Фамилия «Хрюкин», как и у Очумелова, является говорящей. Она ассоциируется с чем-то мелким, незначительным, подчеркивая жалкое и ничтожное положение персонажа в обществе.
Толпа
Важную роль в рассказе играет и безликая толпа, собравшаяся на базарной площади. Люди с любопытством наблюдают за происходящим, охотно подхватывая слухи и сплетни. Они – безмолвные свидетели трусости и чинопочитания Очумелова, его метаний и лицемерия.
Толпа не пытается вмешаться в ситуацию или защитить Хрюкина. Наоборот, люди с удовольствием наблюдают за унижением слабого и поддерживают сильного, даже если он не прав. Толпа – это символ бездуховности, равнодушия и конформизма, царящих в обществе.
Собака
Несмотря на то, что собака появляется в рассказе всего на несколько мгновений, она играет важную символическую роль. Щенок – это невинная жертва обстоятельств, разменная монета в игре сильных мира сего. Его судьба зависит не от того, укусил ли он кого-то, а от того, кому он принадлежит.
Образ собаки подчеркивает несправедливость и абсурдность сложившейся ситуации, где человеческая жизнь ценится ниже социального статуса.
Краткий вывод
Рассказ «Хамелеон», написанный Антоном Павловичем Чеховым в 1884 году٫ является ярким примером критического реализма в русской литературе. На примере простого٫ даже анекдотического случая٫ произошедшего на базарной площади провинциального городка٫ Чехов с присущим ему мастерством сатиры и гротеска разоблачает пороки и противоречия российского общества конца XIX века.
Центральной темой рассказа является чинопочитание, пронизывающее все слои общества. Главный герой, полицейский надзиратель Очумелов, становится олицетворением этой пагубной страсти к власти и желанию угодить вышестоящим. Он постоянно меняет свое мнение и поведение в зависимости от того, кто перед ним находится⁚ простой обыватель или представитель власти.
Чехов мастерски передает характеры своих героев через их речь, мимику, жесты. Очумелов, постоянно снимающий и надевающий шинель, Хрюкин, размахивающий искусанным пальцем, толпа, с жадностью ловящая каждое слово блюстителя порядка, – все они выглядят комично и одновременно страшно в своей обыденности.
Рассказ не теряет своей актуальности и в наши дни. Проблема чинопочитания, раболепия перед властью, безразличия к проблемам маленького человека по-прежнему остается актуальной для современного общества. «Хамелеон» – это не просто зарисовка из прошлого, а зеркало, в котором мы можем увидеть и наши собственные пороки.
Произведение заставляет задуматься о том, насколько важно сохранять собственное достоинство, не идти на сделку с совестью, не бояться отстаивать справедливость, даже если это противоречит интересам сильных мира сего.
«Хамелеон» – это не просто сатирический рассказ, это предостережение для всех нас, напоминание о том, что человечность, сострадание, справедливость – это те ценности, которые нельзя предавать ни при каких обстоятельствах.
Рассказ короткий, но оставляет глубокое впечатление. Чехов — гений сатиры!
Интересно, что этот рассказ актуален и в наше время. Проблема чинопочитания никуда не исчезла.
Замечательный рассказ, который заставляет задуматься о важных вещах. Рекомендую к прочтению!
Прекрасное описание быта и нравов того времени. Чехов — мастер короткого рассказа!
Классика русской литературы! Чехов гениально высмеивает чинопочитание и лицемерие.
Хамелеонство — это бич нашего общества. Чехов очень точно подметил эту проблему.
Образ Очумелова просто шедеврален! Как точно Чехов подметил эту угодливость перед вышестоящими.
Короткий, но очень ёмкий рассказ. Заставляет задуматься о том, как часто мы меняем свое мнение в угоду обстоятельствам.
Очень смешной рассказ! Перечитываю его уже не первый раз и каждый раз смеюсь над Очумеловым.