Краткий пересказ «Петербургские повести»⁚ «Портрет»
Молодой художник Чартков покупает загадочный портрет старика с пронзительным взглядом. Обретя спрятанные в раме золотые, он пускается во все тяжкие, растрачивая талант. Позже выясняется, что портрет ─ проклятое творение ростовщика, отнимающее дар у художников.
Место повести «Портрет» в цикле «Петербургские повести»
«Портрет», наряду с «Невским проспектом», «Носом», «Шинелью» и «Записками сумасшедшего», составляет костяк знаменитого цикла Гоголя «Петербургские повести». Эти произведения объединены не только общим местом действия ‒ таинственным и притягательным Петербургом, но и сквозными темами, важнейшими для осмысления всего творчества Гоголя. «Портрет» занимает особое место в цикле, концентрированно выражая тревогу автора о судьбе художника в мире стяжательства и пошлости. Если в «Невском проспекте» иллюзорность мечты сталкивается с жестокой реальностью, в «Шинели» трагедия маленького человека развертывается на фоне равнодушия большого города, а «Записки сумасшедшего» погружают в пучину безумия, то «Портрет» фокусируется на нравственном выборе творца, на искушении богатством и его разрушительной силе для подлинного искусства. Гоголь ставит перед читателем вопрос⁚ способен ли художник сохранить свой дар, не поддавшись соблазнам, которые предлагает ему бездушный и безнравственный мир?
Краткое содержание повести «Портрет»
Повесть «Портрет» делится на две части, связанные между собой мистической историей загадочного портрета. В первой части молодой, но бедный художник Чартков, бродя по петербургскому рынку, покупает за бесценок портрет старика с пронзительными, почти живыми глазами. Ночью портрет оживает, и старик, выбравшись из рамы, прячет где-то мешочек с золотом. Чартков обнаруживает клад в раме портрета, меняет свою убогую жизнь на роскошную, но постепенно теряет талант и творческую совесть, превращаясь в модного, но бездушного ремесленника. Вторая часть повести переносит читателя на несколько лет назад и рассказывает историю создания этого рокового портрета. Талантливый художник, чей облик запечатлён на портрете, был одержим жаждой богатства и заключил сделку с дьяволом, продав душу за возможность создавать шедевры, пропитанные демонической силой.
Анализ повести «Портрет»
«Портрет» ─ одно из самых философских произведений Гоголя, где переплетаются темы искусства, искушения, нравственного падения и искупления. Гоголь, глубоко религиозный человек, показывает разрушительную силу золота, способную погубить даже самый светлый талант; Чартков, ослеплённый богатством, забывает о высоком предназначении художника, превращаясь в раба материальных благ.
Символично, что портрет старика становится своеобразным зеркалом для Чарткова, отражая его собственное падение. Чем больше художник погружается в мир роскоши и тщеславия, тем безжизненнее становится его искусство. Гоголь подводит читателя к мысли, что истинный художник должен служить не золотому тельцу, а вечным ценностям ‒ красоте, добру, истине.
Вторая часть повести, раскрывающая предысторию создания проклятого портрета, углубляет философскую проблематику. Художник, заключивший сделку с дьяволом, становится символом творца, предавшего свой дар ради славы и богатства. Его трагическая судьба ─ предостережение для всех, кто готов пожертвовать совестью ради успеха.
Образ Петербурга в повести «Портрет»
Петербург в «Портрете», как и в других «Петербургских повестях» Гоголя, – не просто фон для разворачивающейся драмы, а активный участник событий, мистическая сила, влияющая на судьбы героев. Это город контрастов⁚ роскошные дворцы и убогие лачуги, блистательные балы и мрачные трущобы, изысканное искусство и пошлая жажда наживы.
Петербург у Гоголя – город-хищник, заманивающий в свои сети, ослепляющий блеском и обещаниями, а затем безжалостно ломающий судьбы. В этом городе царит атмосфера таинственности, мистического напряжения, где за внешним лоском скрывается пустота и бездуховность.
Именно в этом Петербурге, пропитанном алчностью и тщеславием, художник Чартков находит роковой портрет, и именно здесь, под влиянием города, он поддаётся искушению и теряет свой талант. Гоголь показывает, что Петербург способен исказить даже самый чистый дар, превратив его в инструмент наживы и тщеславия.
В то же время, Петербург Гоголя не лишён трагической красоты и притягательности. Это город, где возможно всё – и взлёт, и падение, и встреча с дьяволом, и проблески надежды на спасение.
Тема «маленького человека» в повести «Портрет»
Хотя «Портрет» чаще рассматривается сквозь призму темы искусства и нравственного выбора, тема «маленького человека», столь важная для всего творчества Гоголя, находит в этой повести своеобразное преломление. Чартков в начале повествования – типичный бедный художник, влачащий жалкое существование в огромном Петербурге. Он талантлив, но безвестен, его давит нищета, он мечтает о признании и достатке.
В этом смысле Чартков близок к другим «маленьким людям» Гоголя ‒ Акакию Акакиевичу Башмачкину из «Шинели» или Аксентию Ивановичу Поприщину из «Записок сумасшедшего». Их объединяет неприкаянность в большом городе, неустроенность быта, мечта о лучшей жизни.
Однако, в отличие от других гоголевских героев, Чартков получает шанс вырваться из нищеты, но обретенное богатство не приносит ему счастья, а, напротив, губит его талант и душу. Чартков оказывается «маленьким» не только социально, но и духовно, неспособным противостоять соблазнам и сохранить свое человеческое достоинство.
Таким образом, Гоголь показывает, что трагедия «маленького человека» заключается не только в социальной несправедливости, но и в слабости человеческой природы, подверженной искушениям и губительным страстям.
Коротко о главных персонажах
Андрей Петрович Чартков – молодой художник, центральный персонаж первой части повести. В начале – бедный, но полный надежд и творческих устремлений. Обретение богатства становится для него роковым испытанием, которое он не выдерживает. Чартков постепенно теряет талант, превращаясь в модного, но бездушного ремесленника, растрачивающего свой дар на пустые прихоти богатых заказчиков. Его судьба – пример того, как губительны для художника могут быть материальные соблазны и как важно сохранить верность своему призванию.
Старик-ростовщик – персонаж портрета, купленного Чартковым. Его облик, пронизанный какой-то дьявольской силой, преследует художника. Старик – воплощение темной стороны человеческой души, одержимой жаждой наживы; Его история, раскрытая во второй части повести, демонстрирует губительную власть золота, способную по enslaving даже талантливого человека.
Художник, написавший портрет ростовщика, – ключевой персонаж второй части повести. Он сталкивается с теми же соблазнами, что и Чартков, но, в отличие от него, заключает сделку с дьяволом, продавая душу за возможность создавать гениальные произведения. Его судьба трагична⁚ он достигает славы и богатства, но теряет способность видеть и чувствовать истинную красоту, его талант становится проклятием.
Петербургские заказчики. Хотя это и не конкретные персонажи, а скорее собирательный образ, они играют важную роль в судьбе Чарткова, превращая его искусство в товар. Одержимые модой и тщеславием, они ценят в искусстве лишь внешнюю эффектность, тем самым подталкивая художника к нравственному падению.
Краткий вывод
«Портрет» ‒ одно из самых пронзительных произведений Гоголя, где за мистическим сюжетом скрывается глубокий философский подтекст. Повесть ставит перед читателем вечные вопросы о природе искусства, нравственном выборе, цене таланта и искушении богатством.
Гоголь показывает, что истинный художник должен служить не золотому тельцу, а высоким идеалам, черпать вдохновение не в жажде наживы, а в красоте, добре и правде. Трагедия Чарткова – это трагедия художника, предавшего свое призвание ради материальных благ. Его история – предостережение для всех, кто готов пожертвовать совестью и талантом ради успеха и признания.
«Портрет» – это не только повесть о художнике и искусстве, но и размышление о Петербурге – городе контрастов, где роскошь соседствует с нищетой, а блестящий фасад скрывает бездуховность и нравственную пустоту. Петербург у Гоголя – это мистическая сила, испытывающая души героев на прочность, искушающая и часто губящая.
Повесть оставляет после себя тревожное послевкусие, заставляя задуматься о том, какую цену мы готовы заплатить за успех, и что на самом деле является истинной ценностью в нашей жизни.
Гоголь мастерски изобразил Петербург — город контрастов, где роскошь соседствует с нищетой, а гений может быть погублен соблазнами. «Портрет» — яркое тому подтверждение.
Спасибо за краткий пересказ, освежил в памяти сюжет. «Портрет» — одна из самых сильных повестей Гоголя, на мой взгляд. Борьба добра и зла, искушения и выбор — вечные темы, актуальные и сегодня.
Всегда поражалась мистической атмосфере «Петербургских повестей». «Портрет» — не исключение. Эта история о проклятом искусстве и искушении заставляет задуматься о цене успеха.
«Портрет» — это не просто повесть о художнике, это размышление о природе творчества, о том, что может вдохновлять и что может погубить талант. Гоголь как всегда актуален!
Интересный анализ «Портрета»! Гоголь гениально показал, как богатство может разрушить талант. Чартков — яркий пример того, как важно художнику оставаться верным своему призванию.