Моцарт и Сальери: Анализ трагедии Пушкина

Моцарт и Сальери: Анализ трагедии Пушкина Краткие пересказы

Моцарт и Сальери⁚ краткий пересказ для читательского дневника

Пьеса повествует о последних часах жизни великого композитора Моцарта и его сложных отношениях с коллегой, Антонио Сальери.​ Сальери, мучимый завистью к гению Моцарта, решается на страшный поступок, отравляя своего соперника.​

Сальери и его зависть

Антонио Сальери ⸺ центральная фигура трагедии, человек сложный и противоречивый.​ С юных лет он посвятил себя музыке, отвергая детские забавы ради упорного труда.​ Сальери верил, что своим талантом обязан неустанным усилиям, и добился признания; Он стал уважаемым композитором, придворным капельмейстером, казалось, достиг всего, о чем можно мечтать.​

Однако с появлением Моцарта в душе Сальери зарождается разрушительное чувство – зависть. Гениальность Моцарта, его легкость и непринужденность в творчестве, выводят Сальери из равновесия.​ Он не может смириться с тем, что Моцарт, «гуляка праздный», достигает высот, к которым сам шел годами упорного труда.​

Сальери мучается вопросом⁚ почему божественный дар достался не ему, истинному служителя музыки, а Моцарту?​ Эта несправедливость разъедает его изнутри, превращая в пленника собственной зависти.​ Сальери убеждает себя, что должен спасти искусство от легкомыслия Моцарта, что его долг ⸺ остановить «губителя» высокого искусства.​

Встреча Моцарта и Сальери

Встреча Моцарта и Сальери становится поворотным моментом в пьесе. Моцарт, полный жизни и творческой энергии, появляется в доме Сальери.​ Он полон вдохновения, рассказывает о новом произведении – Реквиеме, который заказал ему таинственный незнакомец в черном.​

Моцарт, не замечая напряжения Сальери, просит его выслушать фрагменты нового сочинения.​ Музыка Моцарта, исполненная трагизма и глубины, еще больше усиливает чувство горечи и зависти в душе Сальери.​ Он поражен красотой Реквиема, но эта красота лишь укрепляет его в мысли о необходимости устранить соперника.​

Во время встречи Моцарт, не подозревая о черных мыслях Сальери, делится своими размышлениями о природе гения и зла, утверждая, что «гений и злодейство ⸺ две вещи несовместные».​ Эта фраза звучит особенно пронзительно на фоне замысла Сальери, уже задумавшего свое черное дело.​

Гений и злодейство

Тема гения и злодейства – одна из ключевых в трагедии.​ Сальери, преклоняясь перед гением Моцарта, не может примириться с мыслью, что такой дар достался человеку, на его взгляд, недостойному.​ Он видит в Моцарте «гуляку праздного», не ценящего свой дар. В глазах Сальери это несправедливость, нарушающая мировой порядок.

Сам Сальери, отдавший жизнь служению музыке, добившийся признания тяжелым трудом, оказывается лишь «ремесленником» в сравнении с божественным даром Моцарта.​ И эта мысль толкает его на страшный грех – убийство.​ Сальери убеждает себя, что действует во имя высокого искусства, что его преступление оправдано желанием защитить музыку от «осквернения».

Однако финал трагедии показывает нам, что злодейство, даже совершенное во имя высокой цели, не может быть оправдано.​ Сальери, отравив Моцарта, не находит ни покоя, ни удовлетворения.​ Его душа остается во власти мук совести и сомнений.​

Убийство Моцарта

Кульминацией трагедии становиться сцена отравления Моцарта.​ Сальери, заманив друга в трактир, подсыпает яд в его стакан.​ Моцарт, ничего не подозревая, выпивает отравленное вино, продолжая рассказывать Сальери о своем Реквиеме.​ Он признается, что музыка эта кажется ему пророческой, словно он пишет ее для самого себя.​

Сальери, наблюдая за Моцартом, испытывает смешанные чувства. С одной стороны, он поражен гением Моцарта, его способностью так легко и прекрасно творить. С другой стороны, его мучает зависть и сознание собственного преступления.​

Убийство Моцарта происходит незаметно для окружающих.​ Сальери достигает своей цели, но цена, которую он за это платит, оказывается слишком высока.​ Его душа остается отравленной злом, а жизнь лишается смысла.​

Раскаяние Сальери?​

Финал трагедии оставляет вопрос о раскаянии Сальери открытым. Он достиг своей цели – Моцарт мертв, но принесло ли это ему удовлетворение?​ Сальери остаётся наедине со своим преступлением, и его мучает вопрос⁚ гений ли он после содеянного?​

Ведь он, поправ законы божеские и человеческие, взял на себя право распоряжаться жизнью и смертью другого человека.​ Сальери пытается найти оправдание своему поступку, убеждая себя, что действовал во имя искусства.​ Но голос совести не может быть заглушен.​

Пушкин не даёт однозначного ответа на вопрос о раскаянии Сальери; Каждый читатель должен сам решить, способен ли герой на истинное покаяние, или его ждёт вечное проклятие за совершённое злодеяние.

Коротко о главных персонажах

Вольфганг Амадей Моцарт

Гениальный композитор, чья музыка поражает своей легкостью, красотой и глубиной.​ Моцарт ⸺ олицетворение чистого таланта, он творит непринужденно, словно играючи. Его не тяготит жажда славы, он не ищет признания, музыка для него – естественная потребность души.​

Моцарт простодушен и доверчив, он не видит в людях зла и потому так легко становится жертвой зависти Сальери.​ Его гибель символична – гений, оказавшийся бессильным перед коварством и предательством;

Антонио Сальери

Признанный композитор, достигший успеха упорным трудом и дисциплиной.​ Сальери глубоко предан музыке, но его отношения с ней скорее рациональные, чем эмоциональные.​ Он верити в силу разума, в то, что гениальность можно развить упорством и трудом.

Появление Моцарта разрушает его картину мира.​ Сальери не может понять, как этот «гуляка праздный» может создавать такую божественную музыку, не прилагая никаких видимых усилий. Зависть к Моцарту разъедает его изнутри, толкая на страшный грех.​

Сальери – трагический персонаж.​ Он не однозначный злодей, а скорее жертва собственных амбиций и неспособности принять существование таланта, превосходящего его собственный.​

Краткий вывод

«Моцарт и Сальери» — это не просто история о зависти и преступлении.​ Это философская драма, затрагивающая вечные вопросы о природе гениальности, о цене успеха, о границах дозволенного в искусстве и в жизни.​

Пушкин сталкивает два противоположных мировоззрения⁚ рациональное, основанное на труде и дисциплине (Сальери), и интуитивное, божественно вдохновленное (Моцарт). Трагедия Сальери в том, что он не способен принять существование гения, не поддающегося никаким правилам и законам.​ Он пытается измерить божественный дар мерками человеческого разума и терпит крах.​

Убийство Моцарта не приносит Сальери ни желаемого удовлетворения, ни освобождения.​ Напротив, он остается наедине со своей совестью, мучимый сомнениями и раскаянием.​ Финал трагедии остается открытым⁚ способен ли Сальери на истинное покаяние, или же он обречен на вечные муки?​

«Моцарт и Сальери» — это предостережение о том, как разрушительны могут быть зависть и амбиции, если они не находят выхода в творчестве, а превращаются в орудие зла.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Михаил

    Кратко и по делу! Как раз то, что нужно для читательского дневника. Хотелось бы еще увидеть размышления о моральной стороне поступка Сальери.

  2. Дмитрий

    Пересказ помогает лучше понять мотивы поступков героев. Интересно было бы узнать больше о самом Моцарте, о его характере и творчестве.

  3. Ирина Петровна

    Хороший анализ образа Сальери, его мучений и терзаний. Важно, что автор подчеркивает сложность этого персонажа, не делая его однозначно отрицательным.

  4. Ольга

    Интересный пересказ, помогает освежить в памяти основные моменты трагедии. Особенно понравилась характеристика Сальери и его чувств.

  5. Алексей Владимирович

    Хороший материал для подготовки к уроку литературы. Кратко, емко, информативно. Рекомендую всем школьникам и их родителям!

  6. Екатерина

    Замечательный анализ! Автор точно подмечает важные детали пьесы. Особенно интересно было прочитать про Реквием и его влияние на Сальери.