- Краткое житие Бориса и Глеба
- Начало усобицы и смерть Владимира
- Мученическая смерть Бориса и Глеба
- Канонизация Бориса и Глеба
- Значение подвига Бориса и Глеба
- Образ Бориса и Глеба в культуре
- Коротко о главных персонажах
- Святой благоверный князь Борис
- Святой благоверный князь Глеб
- Святополк Окаянный
- Краткий вывод
Краткое житие Бориса и Глеба
Святые Борис и Глеб – князья, сыновья Владимира Святославича. После смерти отца в 1015 году, Святополк Окаянный, стремясь к единоличной власти, устранил братьев. Борис был убит во время молитвы, Глеб – по пути в Киев;
Начало усобицы и смерть Владимира
Конец X ⏤ начало XI века стали для Руси временем расцвета и величия под властью князя Владимира Святославича, прозванного впоследствии Святым. Он завершил объединение русских земель, создал мощную оборонительную систему от кочевников, а главное ⏤ принял судьбоносное решение о крещении Руси. Крещение стало поворотным моментом в истории Древнерусского государства, открыло ему путь к духовному преображению и приобщению к христианским ценностям.
Владимир был дальновидным правителем и заботливым отцом. Он понимал, что после его смерти между его многочисленными сыновьями, каждому из которых он дал в управление отдельный город, может разгореться междоусобная борьба за киевский престол. Стремясь предотвратить кровопролитие, Владимир перед смертью призвал к себе своего любимого сына Бориса, который отличался кротостью и благочестием. Он доверил ему командование своей верной дружиной и намеревался официально провозгласить его наследником.
Однако планам Владимира не суждено было сбыться. В 1015 году он тяжело заболел. В это время Борис с дружиной находился в походе против печенегов, а другой сын Владимира ⎻ Глеб ⏤ был в Муроме. Воспользовавшись этим, Святополк, старший из сыновей Владимира, но не родной ему по крови, тайно прибыл в Киев. Он стремился захватить власть, не желая допускать к ней Бориса. Святополк подкупил бояр и объявил себя новым князем, хотя законного права на престол не имел.
Владимир, узнав о произошедшем, тяжело скорбил не только из-за вероломства Святополка, но и из-за предчувствия грядущих бед. Он скончался 15 июля 1015 года в своей любимой загородной резиденции в селе Берестове под Киевом. Смерть великого князя стала началом тяжелых испытаний для Русской земли.
Мученическая смерть Бориса и Глеба
Известие о смерти отца и самозванстве Святополка застало Бориса на берегу реки Альты, куда он возвращался из похода против печенегов. Дружина, преданная Владимиру, призывала Бориса идти на Киев и силой оружия добыть себе отцовский престол. Однако Борис, глубоко скорбя о кончине отца, отверг этот путь. Он не хотел проливать кровь своих соотечественников и разжигать междоусобную брань, даже ради справедливости.
«Не подниму руку свою на брата своего, тем более на старшего, которого должен почитать как отца», ⏤ сказал Борис дружинникам. Он верил, что власть от Бога, и уповал на Его волю. Борис распустил дружину, а сам остался в своем шатре с немногими приближенными. Он знал, что Святополк не остановится ни перед чем, и готовился принять смерть от его руки.
Святополк, боясь, что Борис соберет силы и выступит против него, подослал к брату убийц. 24 июля 1015 года, в воскресенье, во время утренней молитвы, они ворвались в шатер Бориса и пронзили его копьями. Верный слуга Бориса, венгр по имени Георгий, пытался защитить своего господина, но был убит. Тело Бориса убийцы завернули в погребальный покров и тайно увезли в Вышгород, где похоронили у церкви святого Василия.
Святополк, устранив Бориса, решил расправиться и с другим братом – Глебом, который в это время управлял Муромом. Он коварно вызвал его в Киев, сообщив ложную весть о болезни отца. Глеб, ничего не подозревая, отправился в путь. По дороге он получил от своего старшего брата Ярослава, княжившего в Новгороде, предупреждение об опасности и известие о гибели Бориса.
Глеб оказался в страшной ситуации⁚ он понимал, что идет навстречу собственной смерти, но не мог отказаться от поездки к брату, даже такому вероломному, как Святополк. 5 сентября 1015 года ладья Глеба была остановлена на берегу реки Смядыни٫ недалеко от Смоленска. Туда по приказу Святополка прибыли убийцы и закололи князя на глазах у его слуги. Тело Глеба было брошено на берегу٫ где его по воле Божьей обнаружили местные жители.
Канонизация Бориса и Глеба
Смерть Бориса и Глеба потрясла Русскую землю. В народе их считали невинными жертвами, принявшими мученический венец за свою кротость и братолюбие. На их могилах, а также на местах, связанных с их жизнью и гибелью, вскоре стали происходить чудеса. Люди получали исцеления от болезней, избавлялись от напастей, обретали утешение в скорбях.
Слухи о чудесах дошли до Ярослава, брата Бориса и Глеба, который после долгой борьбы со Святополком стал великим князем Киевским. Ярослав, глубоко почитавший память своих братьев, приказал перенести их мощи в Вышгород, где они были торжественно погребены в специально построенном храме в честь святых Бориса и Глеба. Это произошло в 1072 году.
В 1071 году Русская Церковь причислила Бориса и Глеба к лику святых. Они стали первыми русскими святыми, канонизированными не только Русской, но и Константинопольской Церковью. Борис и Глеб были прославлены как страстотерпцы, то есть те, кто принял смерть не за веру во Христа, а за соблюдение Его заповедей, за свою добродетель и непротивление злу насилием.
Канонизация Бориса и Глеба имела огромное значение для Русской земли. Она способствовала укреплению христианской веры в народе, утверждению идеалов милосердия, смирения и братолюбия. В лице Бориса и Глеба русские люди обрели своих небесных покровителей и заступников, к которым они могли обращаться с молитвами о помощи и защите.
Значение подвига Бориса и Глеба
Подвиг Бориса и Глеба, ставших первыми русскими святыми, занимает особое место в истории и духовной культуре России. Их безвинная смерть, принятая во имя высших христианских идеалов ⎻ любви, всепрощения и непротивления злу насилием, ⏤ произвела глубокое впечатление на современников и положила начало новому типу святости на Руси ⏤ святости князя-мученика.
В чем же заключается значение подвига Бориса и Глеба? Прежде всего, он утверждал приоритет духовной власти над светской. Борис и Глеб, будучи князьями, имели право и возможность бороться за свой престол, использовать силу и оружие. Однако они сознательно отказались от этого пути, не желая проливать братской крови и сеять раздор на своей земле. Они верили, что истинная власть принадлежит Богу, и только Он может распоряжаться их судьбами.
Во-вторых, подвиг Бориса и Глеба утверждал идеал братолюбия и единения Русской земли. Они показали своим примером, что нет ничего важнее мира и согласия между братьями, что любая междоусобная борьба ⏤ это зло и грех перед Богом и народом. Их смерть стала своеобразной искупительной жертвой за грехи братоубийства, которые так часто омрачали историю Древней Руси.
Наконец, подвиг Бориса и Глеба утверждал идеал смирения и непротивления злу насилием. В эпоху жестоких нравов и постоянных войн они проповедовали своим примером идеалы христианского миролюбия, прощения обид и любви к врагам. Они показали, что истинная сила ⏤ не в физическом превосходстве, а в духовной стойкости, в вере и уповании на Бога.
Образ Бориса и Глеба в культуре
Образ святых Бориса и Глеба, первых русских страстотерпцев, глубоко проник в русскую культуру и искусство, став одним из самых почитаемых и любимых в народе. Сразу после их канонизации началось создание икон, фресок, литературных произведений, посвященных их жизни и подвигу.
Уже в XI веке появляются первые жития Бориса и Глеба, написанные разными авторами. Самыми известными из них являются «Сказание о Борисе и Глебе» неизвестного автора и «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» преподобного Нестора Летописца. Эти произведения, проникнутые глубоким драматизмом и лиризмом, положили начало развитию оригинальной древнерусской литературы.
В изобразительном искусстве широко распространены иконы, изображающие Бориса и Глеба вместе или по отдельности. Обычно они представлены в княжеских одеждах, с крестами в руках и с нимбами вокруг голов. Их образы символизировали невинность, кротость, смирение, готовность к самопожертвованию. Фрески с изображением Бориса и Глеба украшали многие храмы и соборы Древней Руси, свидетельствуя об их всенародном почитании.
Культ Бориса и Глеба способствовал укреплению идеи единения Русской земли и княжеской власти. Князья видели в них своих небесных покровителей, а простой народ ⏤ заступников и молитвенников перед Богом. Память о святых братьях жива и по сей день. Их иконы находятся во многих храмах и домах верующих, к ним обращаются с молитвами о мире, согласии, избавлении от вражды и ненависти.
Коротко о главных персонажах
Святой благоверный князь Борис
Борис, в святом крещении Роман, был одним из младших сыновей равноапостольного князя Владимира. Он получил от отца в удел Ростов, где проявил себя как мудрый и справедливый правитель. Борис был глубоко религиозным человеком, отличался кротостью, смирением и милосердием. Он щедро помогал нищим и убогим, заступался за обиженных, строил храмы и монастыри.
Борис был также храбрым и умелым воином, преданным защитником своей земли. Незадолго до смерти отца он возвращался из похода против печенегов, когда ему пришла весть о кончине Владимира и захвате власти Святополком. Дружина призывала Бориса идти на Киев и освободить престол, но он отказался проливать кровь своих соотечественников и предпочел принять смерть от руки брата, чем разжигать междоусобицу.
Борис был убит в своем шатре во время молитвы, проявив до последнего мгновения своей жизни христианское смирение и всепрощение. Он стал символом невинно пролитой крови, жертвой братоубийственной распри, потрясшей Русскую землю.
Святой благоверный князь Глеб
Глеб, в святом крещении Давид, был младшим братом Бориса и также отличался кротостью, благочестием и любовью к ближним. Он получил от отца в удел Муром, где прославился как милостивый и справедливый правитель. Глеб был глубоко привязан к своему старшему брату Борису и разделял его религиозные убеждения.
Узнав о гибели Бориса, Глеб был глубоко потрясен. Он знал, что Святополк не остановится ни перед чем и что его также ждет смерть. Однако он не стал бежать или прятаться, а смиренно принял свою судьбу, не желая отвечать злом на зло. Глеб был убит на пути в Киев, куда его коварно вызвал Святополк.
Образ Глеба также стал символом невинной жертвы, принесенной во имя христианской любви и всепрощения. Он показал, что истинная вера проявляется не в силе и власти, а в смирении и готовности отдать жизнь за ближнего.
Святополк Окаянный
Святополк, старший из сыновей князя Владимира, но не родной ему по крови, вошел в историю как отрицательный персонаж — братоубийца и узурпатор. Он стремился к власти любой ценой и не останавливался ни перед чем для достижения своей цели.
Святополк не обладал ни благочестием, ни милосердием, ни мудростью своих братьев. Он был человеком жестоким, властолюбивым и коварным. Его преступление потрясло Русскую землю и надолго омрачило ее историю. В народной памяти он сохранился как Святополк Окаянный, а его имя стало нарицательным для обозначения вероломства и братоубийства.
Краткий вывод
Житие Бориса и Глеба ⎻ это не просто рассказ о трагической гибели двух братьев-князей, это глубокое духовное послание, обращенное к всем последующим поколениям. В этом житии отразились сложные процессы, происходившие в Древнерусском государстве после принятия христианства, борьба старых языческих обычаев с новыми христианскими идеалами.
Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, канонизированными в лике страстотерпцев. Они приняли смерть не за веру во Христа, как многие раннехристианские мученики, а за соблюдение Его заповедей — за свою добродетель, смирение, братолюбие и непротивление злу насилием. В этом состоит особый смысл и значение их подвига.
В условиях жестоких княжеских междоусобиц, раздиравших Русскую землю, Борис и Глеб показали другой путь — путь христианского смирения, прощения обид и любви к врагам. Они сознательно отказались от борьбы за власть, не желая проливать кровь своих соотечественников. Их смерть стала своеобразной искупительной жертвой за грехи братоубийства, так часто омрачавшие историю Древней Руси.
Подвиг Бориса и Глеба произвел огромное впечатление на современников и оказал глубокое влияние на формирование нравственного идеала древнерусского общества. Их образ стал символом братолюбия, единства Русской земли, самопожертвования ради высоких идеалов. К ним обращались с молитвами о мире и согласии, о защите от врагов и ненастий.
Память о святых братьях Борисе и Глебе жива и по сей день. Их образ продолжает вдохновлять людей на добрые дела, на борьбу со злом в себе и в окружающем мире, на утверждение идеалов мира, любви и согласия.
Трагическая судьба братьев — напоминание о том, как опасны жажда власти и предательство.
Важно помнить о таких страницах нашей истории. Борис и Глеб — пример истинного христианского смирения и мужества.
Спасибо за интересный рассказ! Хотелось бы узнать больше о жизни святых Бориса и Глеба.
Тяжелая, но поучительная история. Вечная память святым страстотерпцам Борису и Глебу!
Кратко, но очень емко и понятно. Спасибо!
Удивительно, как человеческая жестокость может сочетаться с верой. История, которая заставляет задуматься.
Очень интересно и доступно написано! История Бориса и Глеба всегда трогает до глубины души.