Краткое изложение сказания о Кожемяке из Повести временных лет
В год 992‚ во время осады Киева печенегами‚ богатырь из простого люда‚ Никита Кожемяка‚ принял вызов на поединок от вражеского воина. Несмотря на страх‚ Никита победил печенега‚ чем обратил врагов в бегство и спас город от разорения.
Силач из народа
В отличие от многих былинных богатырей‚ наделенных сверхчеловеческой силой с рождения‚ Никита Кожемяка был обычным человеком из народа. Его исполинская мощь не была дарована свыше‚ а являлась результатом каждодневного тяжелого труда. Прозвище «Кожемяка» он получил благодаря своей профессии – обработке кож‚ требовавшей недюжинной силы. Представьте себе⁚ Никита мог разом мять двенадцать воловьих кож – каждая из которых весила не один пуд! Эта деталь ярко рисует в воображении образ могучего богатыря‚ привыкшего к физическому труду. Именно в этой простой‚ но полной усилий жизни и заключалась сила Никиты Кожемяки – сила‚ рожденная не волшебством‚ а упорством и трудолюбием.
Важно отметить‚ что «Повесть временных лет» не идеализирует Никиту‚ не приписывает ему дворянское происхождение или божественных покровителей. Напротив‚ летописец подчеркивает его простое происхождение‚ делая акцент на том‚ что именно представитель народа‚ труженик‚ оказался способен на подвиг‚ от которого отказались профессиональные воины.
Таким образом‚ образ Никиты Кожемяки становится воплощением силы и мужества всего народа‚ символом того‚ что и обычный человек‚ обладающий трудолюбием и любовью к родной земле‚ способен на великие подвиги.
Призыв о помощи и нежелание героя
Когда на Русь обрушилась беда в лице печенегов‚ осадивших Киев‚ князь Владимир обратился к своим воинам с призывом⁚ «Нет ли среди вас мужа‚ кто бы схватился с печенегом?». Однако никто не отважился выйти на поединок с грозным врагом. Страх сковал сердца даже самых опытных дружинников. И вот‚ когда надежда уже почти покинула осажденных‚ из толпы раздался голос⁚ нашелся смельчак‚ готовый сразиться с печенегом! Каково же было удивление князя и его приближенных‚ когда перед ними предстал не закованный в броню воин‚ а простой кожевник Никита‚ известный всем как необыкновенно сильный человек.
Однако‚ согласие на бой не было дано сразу. В летописи подчеркиваеться первоначальное нежелание Никиты вступать в схватку. Это не было проявлением трусости – скорее‚ проявлением характера‚ чуждого тщеславия и жажды славы. Никита был человеком дела‚ а не слов‚ и пустая демонстрация силы была ему чужда. Лишь после настойчивых уговоров князя и осознания того‚ что от него зависит судьба всего города‚ Никита согласился на поединок.
Этот момент красноречиво свидетельствует о том‚ что подлинный героизм проявляется не в слепом стремлении к подвигу‚ а в готовности преодолеть свои желания и страхи ради спасения других.
Битва с чудовищем и хитрость Кожемяки
В народных сказаниях‚ пересказывающих сюжет из «Повести временных лет»‚ противником Никиты Кожемяки часто выступает не просто печенежский воин‚ а огромный и страшный Змей‚ олицетворяющий собой всю мощь вражеского войска. Этот образ придает поединку особую эпичность‚ превращая его в схватку не только между двумя воинами‚ но и между добром и злом.
В некоторых вариантах сказания рассказывается‚ что‚ прежде чем вступить в открытый бой‚ Никита прибегает к хитрости. Он вызывает Змея на чистое поле‚ дабы «не разметать ему берлогу». Этот момент подчеркивает не только богатырскую силу Никиты‚ но и его смекалку‚ умение предугадывать действия противника. Змей‚ уверенный в своей непобедимости‚ попадает в ловушку‚ лишаясь преимущества родных стен;
Сам поединок описывается кратко‚ но ярко⁚ «Долго ли‚ коротко ли бился с змеем Никита Кожемяка‚ только повалил змея». Эта лаконичность свидетельствует о том‚ что для летописца важен сам факт победы‚ а не ее детали. Сила и удачливость Никиты не подлежат сомнению – он одолевает врага быстро и решительно.
Таким образом‚ битва с чудовищем в сказании о Никите Кожемяке служит ярким примером того‚ как народная фантазия‚ опираясь на реальные исторические события‚ создает образ идеального героя – сильного‚ смелого и в то же время не лишенного смекалки.
Разделение мира и победа над змеем
В народных сказаниях‚ развивающих сюжет «Повести временных лет»‚ победа над врагом в поединке не становится финальной точкой в истории Никиты Кожемяки. Поверженный Змей‚ олицетворяющий собой не просто отдельного воина‚ но и враждебную силу‚ стремится к переговорам. Он предлагает Никите разделить мир поровну⁚ «Не бей меня до смерти‚ Никита Кожемяка! Сильнее нас с тобой никого на свете нет; разделим же весь свет поровну⁚ ты будешь владеть в одной половине‚ а я в другой».
Этот эпизод демонстрирует не только силу Никиты‚ но и его мудрость. Он соглашается на предложение Змея‚ но предлагает сначала провести границу‚ «чтобы потом спору промеж нас не было». Используя свою невероятную силу‚ Никита создает огромную борозду‚ которая протянулась от Киева до самого Черного моря. Этот момент – яркий пример гиперболы‚ характерной для устного народного творчества‚ подчеркивающей нечеловеческие возможности богатыря.
Однако хитрость Никиты заключается в том‚ что он не собирается делить мир со злом. Доведя борозду до моря‚ он предлагает Змею разделить и водную гладь‚ заманивая его в пучину и там топя. Так‚ мудрость и изворотливость помогают Никите окончательно одолеть врага‚ обеспечив покой и безопасность своей земле.
Разделение мира и гибель Змея в Черном море – это не просто победа в битве‚ а символическое утверждение силы добра над злом‚ торжество справедливости и порядка.
Возвращение героя и память о подвиге
Освободив Русскую землю от угрозы и одержав победу над злом в лице Змея‚ Никита Кожемяка возвращается в Киев. Этот момент отличается особой символичностью⁚ богатырь‚ совершивший подвиг‚ не жаждет славы и наград. Он не претендует ни на долю княжеской казны‚ ни на руку спасенной им царской дочери (как это часто бывает в сказках). Никита возвращается к своей обычной жизни‚ к своему труду‚ словно ничего необычного не произошло. «Сделавши святое дело‚ воротился Никита в Киев‚ стал опять кожи мять‚ не взял за свой труд ничего»‚ – пишет летописец.
Именно в этом простом действии – возвращении к труду – и заключается высший героизм Никиты Кожемяки. Он не ищет признания и награды‚ ибо истинная сила не нуждаеться в внешнем подтверждении. Память о его подвиге живет в сердцах людей‚ передаваясь из поколения в поколение.
В народных преданиях утверждается‚ что борозда‚ проложенная Никитой‚ еще долгое время была видна на земле‚ напоминая о силе и мужестве простого русского богатыря. Этот образ становится символом неисчерпаемого духа народа‚ способного в трудную минуту родить героев‚ готовых защищать свою землю и свой народ.
Коротко о главных персонажах
Никита Кожемяка ─ главный герой сказания‚ богатырь из народа‚ простой кожевник‚ обладающий невероятной силой. Он не ищет славы и богатства‚ а живёт и трудится на благо родной земли. Никита , воплощение силы‚ смекалки и скромности‚ идеал защитника родины. Его образ подчеркивает мысль о том‚ что героизм не зависит от происхождения и социального статуса‚ а заключается в готовности пожертвовать собой ради спасения других.
Князь Владимир — историческое лицо‚ великий князь киевский‚ при котором произошло Крещение Руси. В сказании он выступает как мудрый и справедливый правитель‚ который обращается за помощью к народу в трудную минуту. Владимир признает заслуги Никиты и восхваляет его подвиг‚ тем самым подчеркивая важность единства между властью и народом перед лицом общей опасности.
Печенеги (или Змей) ─ кочевые племена‚ представлявшие серьезную угрозу для Древней Руси. В сказании они выступают как воплощение враждебной силы‚ несущей опасность и разрушение. Образ Змея‚ часто замещающий собой печенежского воина‚ придает поединку эпический характер‚ превращая его в битву не просто между двумя воинами‚ а между добром и злом.
Важно отметить‚ что «Повесть временных лет» – это исторический источник‚ а не художественное произведение. Поэтому персонажи в ней не наделены яркими индивидуальными чертами. Тем не менее‚ даже в рамках краткого сказания они приобретают символическое значение‚ воплощая важные для древнерусского общества идеи о героизме‚ долге‚ единстве народа и власти.
Краткий вывод
Сказание о Никите Кожемяке‚ несмотря на свою лаконичность и близость к историческому сюжету‚ несет в себе глубокий смысл‚ отражая важные для древнерусского общества ценности. Это не просто рассказ о победе над врагом‚ а гимн силе духа простого человека‚ его самоотверженности и любви к родной земле.
Образ Никиты Кожемяки воплощает в себе идеал защитника родины⁚ сильного‚ смелого‚ но в то же время скромного и не ищущего славы. Он не нуждается в наградах и почестях‚ его награда – мир и благополучие на родной земле. Этот образ перекликается с другими героями русского эпоса‚ подчеркивая важность таких качеств‚ как патриотизм‚ самопожертвование‚ готовность защищать слабых.
Сказание также указывает на важность единства народа и власти перед лицом общей опасности. Князь Владимир‚ не смотря на свой высокий статус‚ обращается за помощью к простому народу‚ признавая силу и мужество Никиты. Этот момент подчеркивает идею о том‚ что только вместе‚ объединив усилия‚ можно преодолеть любые испытания.
Несмотря на то‚ что сказание о Никите Кожемяке создано много веков назад‚ оно не теряет своей актуальности и в наши дни‚ напоминая о важности патриотизма‚ силы духа и готовности защищать свою родину.
Всегда поражалась смелости Кожемяки. Ведь он не был воином, а всё равно встал на защиту Родины!
Прочитала с удовольствием! Образ простого труженика, способного на подвиг, всегда вдохновляет.
Сила в правде, а правда — в народе! История о Кожемяке — яркое тому подтверждение.
Интересный взгляд на образ Никиты Кожемяки! Действительно, его сила в простоте и близости к народу.
Важно помнить о таких героях, как Никита Кожемяка. Они напоминают нам о силе духа и любви к своей земле.