Ночные бдения Хомы Брута: краткое содержание повести Н.В. Гоголя «Вий»

Ночные бдения Хомы Брута: краткое содержание повести Н.В. Гоголя "Вий" Краткие пересказы

Краткое содержание повести «Вий» Н.​В. Гоголя

Повесть повествует о злоключениях семинариста Хомы Брута, которому выпало на долю три ночи читать молитвы над гробом панночки, оказавшейся ведьмой.​ Каждую ночь из могилы восстает покойница и пытается погубить Хому, но он спасается молитвами и очерченным кругом.​ На третью ночь в церковь является сам Вий – чудовищное создание с железным лицом и веками до земли.

Возвращение семинаристов и встреча с панночкой

На летние каникулы из Киевской бурсы отправляются по домам три товарища-семинариста⁚ ритор Тиберий Горобец, философ Хома Брут и богослов Халява.​ Путь им предстоит неблизкий, и по дороге, чтобы заработать на пропитание, семинаристы поют на клиросе и читают псалмы по усопшим. Однажды, сбившись с пути, приятели оказываются на отдаленном хуторе, где старая хозяйка соглашается пустить их переночевать.​ Хома, Халява и Тиберий с радостью устраиваются на ночлег, не подозревая о том, какие приключения ждут их впереди.​

Ночью Хому будит хозяйка и, странно себя ведя, буквально выталкивает его из хаты.​ Оказавшись на улице, Хома с удивлением замечает, что старуха оседлала его, словно коня, и погоняет, направляясь в сторону леса. С ужасом семинарист понимает, что перед ним не простая женщина, а ведьма.​ Собрав последние силы, Хома бьет ведьму своим поясом, и та, потеряв управление, летит с ним прямиком в поле.​ Там Хома продолжает избивать старуху, пока та не начинает просить пощады. Вдруг ведьма превращается в молодую красавицу, но и это не останавливает разъяренного семинариста.​ Обессилев, Хома с трудом добирается до Киева, и эта история начинает казаться ему лишь страшным сном.​

Однако вскоре Хоме поступает распоряжение от ректора бурсы – немедленно отправляться в отдаленное село, где умирает богатая сотница.​ Перед смертью она просила отпеть себя именно Хому, и семинарист, к своему ужасу, понимает, что умирающая – та самая ведьма, которую он так жестоко избил.​

Ночные бдения Хомы Брута

Прибыв на хутор, Хома обнаруживает там уже приготовленную к погребению сотницу.​ Лицо ее закрыто, но семинарист и без того охвачен ужасом, боясь увидеть в покойнице ту самую молодую ведьму.​ Сотовник приказывает Хоме неустанно молиться за упокой души его дочери три ночи подряд, не выходя из церкви.​ Хома понимает, что ему предстоит столкнуться с чем-то ужасным, но ослушаться приказа не смеет.​

С наступлением темноты в церкви начинают происходить пугающие вещи.​ Хома слышит шорохи, скрипы, непонятные звуки, но, боясь повернуться, продолжает читать молитвы.​ Вдруг гроб с панночкой начинает двигаться.​ Крышка приподнимается, и из гроба поднимается покойница.​ Лицо ее бледно, как снег, глаза горят недобрым огнем. Ведьма направляется к Хоме, протягивая к нему руки, но тот, собрав всю свою волю, начинает читать молитвы еще громче.​ Сила молитвы останавливает панночку, и до рассвета она больше не приближается к Хоме.​

Следующей ночью все повторяется. Панночка вновь поднимается из гроба и пытается добраться до Хомы.​ Но семинарист, помня о спасительной силе молитвы, читает их еще усерднее, а, кроме того, очерчивает вокруг себя магический круг, который не может переступить нечистая сила.​ И вновь панночке приходится отступить до рассвета.​

Прибытие Вия и гибель Хомы

Наступает третья, самая страшная ночь.​ Хома чувствует, что силы его на исходе.​ Предчувствуя неладное, он просит сотника впустить в церковь знахарей и колдунов, чтобы те защитили его от нечисти.​ Но сотник непреклонен⁚ никто не должен входить в храм до самого утра.​ С заходом солнца в церкви начинается настоящий шабаш.​ Двери сотрясаются от ударов, окна дрожат, по всему храму разносятся дикие вопли и крики.​ С потолка сыплется штукатурка, а на пол падают иконы.​ Хома понимает, что на этот раз панночка пришла не одна.​

Вдруг гроб с панночкой взлетает в воздух и с грохотом падает на пол.​ Ведьма, окруженная толпой чудовищ, вновь направляется к Хоме.​ В ужасе он видит вокруг себя упырей, ведьм, вурдалаков, которые скрежещут зубами и тянут к нему свои руки.​ Семинарист продолжает читать молитвы, но голос его дрожит, а вера в собственные силы почти угасла.​ И тут панночка приказывает своим слугам⁚ «Принесите Вия!​ Пусть Вий посмотрит на него!​»

В церковь вносят огромный котел, в котором, тяжело дыша, сидит страшное чудовище. Это Вий – повелитель нечисти, старик с железным лицом и огромными веками, которые опущены до самой земли. «Поднимите мне веки⁚ не вижу!​» – гремит Вий.​ Слуги подбегают к чудовищу и пытаются поднять его веки железными вилами, но безуспешно.​ «А ну, поднимите мне веки!​» – снова раздается громовой голос. И тут Хома, позабыв обо всем на свете, не в силах совладать с любопытством, поднимает голову и смотрит прямо в глаза Вию.​

Судьба церкви и легенда о Вие

В тот же миг нечистая сила с ревом бросается на Хому.​ Семинарист пытается вскочить, бежать, но тщетно – силы оставили его.​ На рассвете люди, пришедшие в церковь, обнаруживают на полу бездыханное тело Хомы.​ Панночка же исчезла, будто растворилась в воздухе. С того дня церковь, где происходили эти страшные события, была проклята.​

Люди боялись даже приближаться к ней, а вскоре храм и вовсе зарос бурьяном и кустарником, став пристанищем для диких зверей.​ Лишь старики изредка рассказывали путникам леденящую душу историю о философе Хоме, не устоявшем перед взглядом Вия.​

А Вий, по легенде, все так же бродит по земле, скрываясь в темных лесах и заброшенных местах. Он ищет тех, кто осмелится бросить ему вызов, кто не побоится его страшного взгляда.​ Но горе тому, кто встретится с Вием на своем пути – ведь от его взгляда нет спасения.​

Так заканчивается повесть Гоголя «Вий», оставляя после себя гнетущее чувство тревоги и страха перед неизведанными силами, которые, возможно, таятся совсем рядом с нами.​

Смысл повести и народные поверья

«Вий» – это не просто страшная история о столкновении человека с нечистой силой.​ Гоголь, мастерски используя фольклорные мотивы и образы, создает многослойное произведение, полное скрытых смыслов и аллегорий.​

Один из ключевых вопросов, которые поднимает повесть, – это проблема веры и безверия.​ Хома Брут – человек образованный, но его вера поверхностна и слаба.​ Он боится нечистой силы, но не верит в силу молитвы, в то, что она может защитить его от зла. И в этом его главная ошибка.​ Ведьма, панночка, олицетворяет собой темные стороны человеческой души, искушение, которому подвержен каждый.

Гоголь показывает, что победить зло можно только с помощью истинной веры, которая идет не от страха, а от любви к Богу.​ В повести тесно переплетаются реальность и вымысел, бытовые зарисовки и мистические события.​ Автор использует множество народных поверий и легенд, создавая атмосферу таинственности и ужаса.​

Например, Вий – персонаж славянской мифологии, божество подземного мира, олицетворение тьмы и смерти. Его образ в повести Гоголя приобретает особую зловещую силу.​ Встреча с Вием символизирует собой столкновение человека с собственными страхами, с темными сторонами своей души.​ И исход этой встречи зависит только от самого человека, от его веры и силы духа;

Коротко о главных персонажах

В повести «Вий» Н;В.​ Гоголь создает яркие и запоминающиеся образы, каждый из которых несет свою смысловую нагрузку и играет важную роль в развитии сюжета.

Хома Брут

Главный герой повести, семинарист-философ.​ Хома – натура противоречивая и сложная.​ С одной стороны, он образован, обладает живым умом и любопытством.​ С другой – он труслив, суеверен и склонен к пьянству. Хома не отличается сильной верой, и именно это делает его уязвимым перед лицом нечистой силы.​ Встреча с панночкой-ведьмой становится для него настоящим испытанием, которое он, в конечном итоге, не выдерживает.​

Панночка

Дочь сотника, таинственная красавица, которая после смерти оборачивается ведьмой. При жизни панночка была избалована и своенравна, привыкла получать все, что пожелает.​ Ее посмертная месть Хоме – это не только месть за нанесенную обиду, но и проявление темной сущности, которая вырвалась на свободу.​ Образ панночки символизирует собой искушение, грех, который преследует человека и от которого нет спасения.

Вий

Грозный персонаж славянской мифологии, воплощение темной силы и ужаса.​ Вий – это слепой старик с железным лицом и веками до земли.​ Его взгляд несет смерть, и горе тому, кто встретится с ним глазами. В повести Вий появляется лишь в финале, но его образ на протяжении всего повествования окутан аурой таинственности и страха. Вий – это олицетворение неведомого, темного начала, которое таится в глубинах человеческой души и окружающего мира.​

Второстепенные персонажи

Помимо главных героев, в повести действуют и другие персонажи, которые, хотя и играют второстепенную роль, но также важны для понимания авторского замысла.​ Это и сотник, убитый горем отец панночки, и бурсаки – Халява и Тиберий Горобец, товарищи Хомы по семинарии, и простые крестьяне, с их суевериями и страхами.​ Все они создают колоритную картину жизни украинского села, в которой тесно переплетаются реальность и вымысел, христианские мотивы и языческие верования.

Краткий вывод

Повесть Н.​В.​ Гоголя «Вий», это не просто мистический рассказ, но и глубокое философское произведение, которое заставляет задуматься о вечных вопросах добра и зла, веры и безверия, жизни и смерти.​ Гоголь мастерски использует фольклорные мотивы, создавая неповторимую атмосферу таинственности и ужаса.

История Хомы Брута, столкнувшегося с потусторонними силами, – это история о слабости человеческой природы, о страхе перед неведомым.​ Хома, несмотря на свое образование, не обладает истинной верой, и это делает его уязвимым перед лицом зла.​ Панночка-ведьма, Вий и другие персонажи гоголевской повести – это не просто порождения народного воображения, но и символы темных сторон человеческой души, искушений, которые подстерегают на каждом шагу.​

Финал повести трагичен, но закономерен. Хома, не сумев преодолеть свои страхи, погибает.​ Однако «Вий» – это не только история о поражении.​ Это еще и напоминание о том, что истинная вера, мужество и сила духа способны противостоять любому злу.​

Гоголь, как и многие другие русские писатели, обращается к теме народных поверий, чтобы показать, что мир не ограничивается видимой реальностью.​ В нем всегда есть место тайне, чуду, необъяснимому.​ И от того, как человек относится к этому миру, от его нравственного выбора зависит его судьба.​

«Вий» – это произведение, которое не оставляет равнодушным. Оно пугает и завораживает одновременно, заставляя задуматься о том, что же на самом деле скрывается за гранью привычного нам мира.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Светлана

    Интересно, а почему панночка оказалась ведьмой? Об этом в повести рассказывается?

  2. Иван

    Хороший текст для школьников, которые хотят быстро вспомнить содержание повести.

  3. Ольга

    Очень интересный пересказ! Сразу захотелось перечитать «Вия» целиком, чтобы освежить в памяти все детали.

  4. Сергей

    Жутковатая история! Интересно было бы посмотреть экранизацию.

  5. Дмитрий

    Кратко и по делу! Отлично подойдет для тех, кто хочет вспомнить сюжет повести.

  6. Мария

    Всегда любила мистические произведения Гоголя! Спасибо за краткий пересказ.

  7. Екатерина

    Хороший краткий пересказ, но хотелось бы больше подробностей о Вие.

  8. Алексей

    Пересказ напомнил мне, как сильно я боялся Вия в детстве!