Обломов⁚ Краткий пересказ первой главы
В первой главе романа «Обломов» Гончаров знакомит нас с главным героем ⸺ Ильей Ильичом Обломовым. Обломов ー молодой человек, дворянин, который проводит свои дни, лёжа на диване в своей квартире в Петербурге.
Портрет Ильи Ильича Обломова
Гончаров детально описывает внешность Ильи Ильича, подчеркивая его мягкость и округлость форм. Обломов ー мужчина «лет тридцати двух-трех от роду», приятной наружности, с темно-серыми глазами. Однако в его взгляде отсутствует какая-либо определенная идея или сосредоточенность.
Автор отмечает, что Обломов «обрюзг не по годам». Его тело лишено крепости и упругости, движения ленивы и медлительны. Он предпочитает носить просторный халат, не стесняющий движений, и мягкие туфли, в которых можно бесшумно передвигаться по квартире.
Даже черты лица Обломова лишены резкости и определенности. Автор пишет⁚ «Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный». В этом безразличии цвета лица, как и во всем облике Обломова, проступает апатия и нежелание бороться с течением жизни.
Портрет Обломова дополняет описание его голоса. Он говорит негромко, даже лениво, часто не заканчивая фразы. Голос Обломова, как и его внешность, отражает его внутреннее состояние ー безволие, лень и апатию.
Таким образом, уже в описании внешности Обломова Гончаров дает нам понять, что перед нами человек, не способный к активной деятельности, привыкший плыть по течению и не желающий ничего менять в своей жизни.
Образ жизни Обломова
Образ жизни Ильи Ильича Обломова в первой главе романа поражает своей неторопливостью и бездействием. Его дни проходят в бесконечном лежании на диване в просторном халате. Он практически не покидает пределов своей квартиры, предпочитая шумному и суетливому Петербургу тишину и покой собственного жилища.
Основным занятием Обломова становятся размышления и мечты. Он строит грандиозные планы на будущее, которые так и остаются нереализованными. Его мечты уносят его в далекое прошлое, в безмятежный мир детства, проведенного в родном имении Обломовка.
Даже необходимость заниматься хозяйственными делами или решать проблемы, связанные с угрозой выселения из квартиры, не может заставить Обломова оторваться от дивана. Он предпочитает перекладывать эти заботы на плечи своего слуги Захара, который, несмотря на свою ворчливость, преданно служит своему барину.
В редкие моменты, когда Обломов все же решается встать с дивана, его движения медленны и неторопливы. Он словно нехотя расстается со своим любимым местом, где проводит большую часть своей жизни.
Таким образом, образ жизни Обломова в первой главе предстает перед нами как символ апатии, лени и нежелания бороться с превратностями судьбы. Он словно отгородился от внешнего мира стенами своей квартиры, предпочитая ему иллюзорный мир собственных мечтаний и грез.
Характер и привычки героя
Уже в первой главе Гончаров ярко обрисовывает характер Ильи Ильича Обломова. Главной его чертой предстает всепоглощающая лень, которая пронизывает все его существо и диктует образ жизни. Обломов не видит смысла в деятельности, суете внешнего мира, предпочитая им безмятежный покой и праздность.
Несмотря на лень, Обломов наделен добрым и мягким сердцем. Он не способен на подлость или интриги, искренне привязан к своему слуге Захару. В нем еще теплится искра благородных стремлений, но лень гасит любые порывы к активной деятельности.
Мечтательность ⸺ еще одна яркая черта Обломова. Он склонен витать в облаках, строить грандиозные, но неосуществимые планы. Его мечты уносят его в идеализированное прошлое, в мир детства, где царили покой и беззаботность.
Обломов крайне непрактичен и беспомощен в житейских делах. Он не умеет и не желает управлять своим имением, перекладывая все заботы на плечи других. Даже угроза разорения не может пробудить в нем деловую хватку.
Привычки Обломова полностью соответствуют его характеру. Лежание на диване в любимом халате, неспешные беседы с Захаром, бесконечные мечты и планы ⸺ вот главные составляющие его дня. Он создал вокруг себя уютный кокон, отгородившись от внешнего мира, требующего активности и решительности.
Отношение Обломова к службе
В первой главе романа Гончаров даёт понять, что Илья Ильич уже не служит, хотя и является дворянином. В прошлом он пробовал себя на чиновничьем поприще, но быстро разочаровался в этой деятельности.
Обломов вспоминает о службе как о тяжелом и неприятном периоде своей жизни. Ему претили необходимость ежедневно отправляться в канцелярию, выслушивать нудные распоряжения начальства, заниматься однообразной бумажной работой.
Служба для Обломова ー это синоним скуки, однообразия, необходимости подчиняться чужой воле. Он не видит в ней никакого смысла и не понимает, как можно тратить свою жизнь на подобные занятия.
Обломов стремится к покою и безмятежности, а служба противоречит его идеалу жизни. Он предпочитает оставаться в уютном мире своего дома, где он свободен от каких-либо обязанностей.
Отказ от службы еще один штрих к портрету Обломова как человека пассивного, не желающего брать на себя ответственность, стремящегося к покою и бездействию. Эта черта героя одна из ключевых в понимании феномена «обломовщины», который Гончаров так ярко изобразил в своем романе.
Сны Обломова о прошлом
В первой главе романа «Обломов» Гончаров знакомит нас не только с настоящим героя, но и с его прошлым, которое раскрывается через сны Обломова. Сон о детстве в Обломовке занимает особое место в первой главе, создавая ностальгический фон для понимания характера Ильи Ильича.
Во сне Обломов переносится в безмятежный мир своего детства, проведенного в патриархальной атмосфере родного имения. Обломовка предстает перед нами как идиллический уголок, где царят покой, безмятежность и неторопливый ритм жизни.
Маленький Илюша окружен заботой и любовью родителей, нянюшки, дворовых. Ему не нужно ни о чем беспокоиться, его дни проходят в играх, сладком безделье, сонной дремоте.
Сон о детстве противопоставляется серой действительности Обломова, подчеркивая глубину пропасти между мечтами героя и реальностью. Идиллическое прошлое, запечатленное в памяти Обломова, становится для него своеобразным убежищем от тревог и неприятностей взрослой жизни.
Сны Обломова важный художественный прием, который помогает глубже понять характер героя, его стремление к покою, нежелание расставаться с иллюзиями, страх перед жизнью.
Коротко о главных персонажах
Илья Ильич Обломов
Главный герой романа, молодой человек лет тридцати двух-трех, дворянин. Обладает приятной внешностью, но в его облике сквозит мягкость, лень, отсутствие какой-либо целеустремленности. Большую часть времени проводит, лёжа на диване в своем просторном халате.
Обломов ー натура противоречивая. С одной стороны, он человек добрый, мягкосердечный, не способный на подлость; С другой ー апатичный, непрактичный, погруженный в мир своих мечтаний. Он не видит смысла в активной деятельности, службе, предпочитая им безмятежный покой и праздность.
Захар Трофимович
Преданный слуга Обломова, проживший с ним бок о бок много лет. Захар ⸺ своеобразное «зеркало» своего барина. Он так же, как и Обломов, привязан к привычному укладу жизни, не любит перемен и всячески противится новшествам;
Несмотря на свою ворчливость и склонность к мелким хитростям, Захар искренне предан Илье Ильичу. Он заботится о барине, как о ребенке, терпит его капризы и недостатки.
Андрей Иванович Штольц
Друг детства Обломова, полная его противоположность. Штольц энергичен, деятелен, целеустремлен. Он успешен в службе, занимается коммерцией, много путешествует.
Штольц искренне пытается «расшевелить» Обломова, вытащить его из мира лени и апатии, но все его попытки оказываются тщетными.
Уже в первой главе романа Гончаров ярко обрисовывает характеры своих героев, создавая контрастные образы, которые станут основой для развития сюжета и раскрытия главной идеи произведения.
Краткий вывод
Первая глава романа «Обломов» ー это экспозиция, знакомство с главным героем и его миром. Гончаров детально описывает быт, привычки, внешность Ильи Ильича, создавая образ «обломовщины» ⸺ символа апатии, бездействия, нежелания бороться с течением жизни.
Мы видим Обломова, погруженного в сонную дремоту, неспособного оторваться от дивана, чтобы заняться хозяйством или решить проблемы. Его дни проходят в бесконечных мечтах о прошлом, в ностальгических воспоминаниях о безмятежном детстве, проведенном в имении Обломовка.
Гончаров противопоставляет образ Обломова образу его слуги Захара ⸺ такого же неповоротливого, привыкшего к рутине, но в то же время преданного своему барину. В конце главы появляется образ Штольца ⸺ антипода Обломова, человека энергичного, деятельного, успешного.
Уже в первой главе закладывается основной конфликт романа ⸺ противостояние двух жизненных позиций, двух типов личности. «Обломовщина» противопоставляется активной, деятельной жизни, стремлению к самореализации.
Первая глава ⸺ это не просто описание быта и характера героя, но и философское размышление о смысле жизни, о том, что мешает человеку быть счастливым, о противоречивости человеческой натуры.
Люблю, как Гончаров описывает быт и атмосферу. Сразу погружаешься в мир старой России.
Описание голоса Обломова — это шедевр! Сразу слышишь эту лень и апатию.
Интересно, как Гончаров уже в первой главе даёт понять, что Обломов — человек без цели в жизни.
Прекрасное описание Обломова! Сразу представляешь себе этого ленивого барина, который целыми днями лежит на диване.
Очень интересно описана внешность Обломова. «Обрюзг не по годам» — как точно подмечено!