Обломов: анализ первой главы романа Гончарова

Обломов: анализ первой главы романа Гончарова Краткие пересказы

Обломов⁚ Краткий пересказ первой главы

В первой главе романа «Обломов» Гончаров знакомит нас с главным героем ⸺ Ильей Ильичом Обломовым.​ Обломов ー молодой человек, дворянин, который проводит свои дни, лёжа на диване в своей квартире в Петербурге.

Портрет Ильи Ильича Обломова

Гончаров детально описывает внешность Ильи Ильича, подчеркивая его мягкость и округлость форм.​ Обломов ー мужчина «лет тридцати двух-трех от роду», приятной наружности, с темно-серыми глазами. Однако в его взгляде отсутствует какая-либо определенная идея или сосредоточенность.​

Автор отмечает, что Обломов «обрюзг не по годам». Его тело лишено крепости и упругости, движения ленивы и медлительны.​ Он предпочитает носить просторный халат, не стесняющий движений, и мягкие туфли, в которых можно бесшумно передвигаться по квартире.​

Даже черты лица Обломова лишены резкости и определенности.​ Автор пишет⁚ «Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный».​ В этом безразличии цвета лица, как и во всем облике Обломова, проступает апатия и нежелание бороться с течением жизни.​

Портрет Обломова дополняет описание его голоса.​ Он говорит негромко, даже лениво, часто не заканчивая фразы.​ Голос Обломова, как и его внешность, отражает его внутреннее состояние ー безволие, лень и апатию.​

Таким образом, уже в описании внешности Обломова Гончаров дает нам понять, что перед нами человек, не способный к активной деятельности, привыкший плыть по течению и не желающий ничего менять в своей жизни.​

Образ жизни Обломова

Образ жизни Ильи Ильича Обломова в первой главе романа поражает своей неторопливостью и бездействием.​ Его дни проходят в бесконечном лежании на диване в просторном халате.​ Он практически не покидает пределов своей квартиры, предпочитая шумному и суетливому Петербургу тишину и покой собственного жилища.

Основным занятием Обломова становятся размышления и мечты. Он строит грандиозные планы на будущее, которые так и остаются нереализованными.​ Его мечты уносят его в далекое прошлое, в безмятежный мир детства, проведенного в родном имении Обломовка.​

Даже необходимость заниматься хозяйственными делами или решать проблемы, связанные с угрозой выселения из квартиры, не может заставить Обломова оторваться от дивана.​ Он предпочитает перекладывать эти заботы на плечи своего слуги Захара, который, несмотря на свою ворчливость, преданно служит своему барину.​

В редкие моменты, когда Обломов все же решается встать с дивана, его движения медленны и неторопливы. Он словно нехотя расстается со своим любимым местом, где проводит большую часть своей жизни.​

Таким образом, образ жизни Обломова в первой главе предстает перед нами как символ апатии, лени и нежелания бороться с превратностями судьбы.​ Он словно отгородился от внешнего мира стенами своей квартиры, предпочитая ему иллюзорный мир собственных мечтаний и грез.

Характер и привычки героя

Уже в первой главе Гончаров ярко обрисовывает характер Ильи Ильича Обломова.​ Главной его чертой предстает всепоглощающая лень, которая пронизывает все его существо и диктует образ жизни.​ Обломов не видит смысла в деятельности, суете внешнего мира, предпочитая им безмятежный покой и праздность.​

Несмотря на лень, Обломов наделен добрым и мягким сердцем.​ Он не способен на подлость или интриги, искренне привязан к своему слуге Захару.​ В нем еще теплится искра благородных стремлений, но лень гасит любые порывы к активной деятельности.​

Мечтательность ⸺ еще одна яркая черта Обломова. Он склонен витать в облаках, строить грандиозные, но неосуществимые планы.​ Его мечты уносят его в идеализированное прошлое, в мир детства, где царили покой и беззаботность.​

Обломов крайне непрактичен и беспомощен в житейских делах.​ Он не умеет и не желает управлять своим имением, перекладывая все заботы на плечи других.​ Даже угроза разорения не может пробудить в нем деловую хватку.​

Привычки Обломова полностью соответствуют его характеру.​ Лежание на диване в любимом халате, неспешные беседы с Захаром, бесконечные мечты и планы ⸺ вот главные составляющие его дня.​ Он создал вокруг себя уютный кокон, отгородившись от внешнего мира, требующего активности и решительности.​

Отношение Обломова к службе

В первой главе романа Гончаров даёт понять, что Илья Ильич уже не служит, хотя и является дворянином.​ В прошлом он пробовал себя на чиновничьем поприще, но быстро разочаровался в этой деятельности.​

Обломов вспоминает о службе как о тяжелом и неприятном периоде своей жизни.​ Ему претили необходимость ежедневно отправляться в канцелярию, выслушивать нудные распоряжения начальства, заниматься однообразной бумажной работой.​

Служба для Обломова ー это синоним скуки, однообразия, необходимости подчиняться чужой воле.​ Он не видит в ней никакого смысла и не понимает, как можно тратить свою жизнь на подобные занятия.

Обломов стремится к покою и безмятежности, а служба противоречит его идеалу жизни.​ Он предпочитает оставаться в уютном мире своего дома, где он свободен от каких-либо обязанностей.

Отказ от службы еще один штрих к портрету Обломова как человека пассивного, не желающего брать на себя ответственность, стремящегося к покою и бездействию.​ Эта черта героя одна из ключевых в понимании феномена «обломовщины», который Гончаров так ярко изобразил в своем романе.​

Сны Обломова о прошлом

В первой главе романа «Обломов» Гончаров знакомит нас не только с настоящим героя, но и с его прошлым, которое раскрывается через сны Обломова.​ Сон о детстве в Обломовке занимает особое место в первой главе, создавая ностальгический фон для понимания характера Ильи Ильича.​

Во сне Обломов переносится в безмятежный мир своего детства, проведенного в патриархальной атмосфере родного имения. Обломовка предстает перед нами как идиллический уголок, где царят покой, безмятежность и неторопливый ритм жизни.

Маленький Илюша окружен заботой и любовью родителей, нянюшки, дворовых.​ Ему не нужно ни о чем беспокоиться, его дни проходят в играх, сладком безделье, сонной дремоте.​

Сон о детстве противопоставляется серой действительности Обломова, подчеркивая глубину пропасти между мечтами героя и реальностью.​ Идиллическое прошлое, запечатленное в памяти Обломова, становится для него своеобразным убежищем от тревог и неприятностей взрослой жизни.​

Сны Обломова важный художественный прием, который помогает глубже понять характер героя, его стремление к покою, нежелание расставаться с иллюзиями, страх перед жизнью.​

Коротко о главных персонажах

Илья Ильич Обломов

Главный герой романа, молодой человек лет тридцати двух-трех, дворянин.​ Обладает приятной внешностью, но в его облике сквозит мягкость, лень, отсутствие какой-либо целеустремленности.​ Большую часть времени проводит, лёжа на диване в своем просторном халате.​

Обломов ー натура противоречивая. С одной стороны, он человек добрый, мягкосердечный, не способный на подлость; С другой ー апатичный, непрактичный, погруженный в мир своих мечтаний.​ Он не видит смысла в активной деятельности, службе, предпочитая им безмятежный покой и праздность.​

Захар Трофимович

Преданный слуга Обломова, проживший с ним бок о бок много лет.​ Захар ⸺ своеобразное «зеркало» своего барина. Он так же, как и Обломов, привязан к привычному укладу жизни, не любит перемен и всячески противится новшествам;

Несмотря на свою ворчливость и склонность к мелким хитростям, Захар искренне предан Илье Ильичу.​ Он заботится о барине, как о ребенке, терпит его капризы и недостатки.

Андрей Иванович Штольц

Друг детства Обломова, полная его противоположность.​ Штольц энергичен, деятелен, целеустремлен.​ Он успешен в службе, занимается коммерцией, много путешествует.

Штольц искренне пытается «расшевелить» Обломова, вытащить его из мира лени и апатии, но все его попытки оказываются тщетными.​

Уже в первой главе романа Гончаров ярко обрисовывает характеры своих героев, создавая контрастные образы, которые станут основой для развития сюжета и раскрытия главной идеи произведения.​

Краткий вывод

Первая глава романа «Обломов» ー это экспозиция, знакомство с главным героем и его миром.​ Гончаров детально описывает быт, привычки, внешность Ильи Ильича, создавая образ «обломовщины» ⸺ символа апатии, бездействия, нежелания бороться с течением жизни.​

Мы видим Обломова, погруженного в сонную дремоту, неспособного оторваться от дивана, чтобы заняться хозяйством или решить проблемы. Его дни проходят в бесконечных мечтах о прошлом, в ностальгических воспоминаниях о безмятежном детстве, проведенном в имении Обломовка.

Гончаров противопоставляет образ Обломова образу его слуги Захара ⸺ такого же неповоротливого, привыкшего к рутине, но в то же время преданного своему барину.​ В конце главы появляется образ Штольца ⸺ антипода Обломова, человека энергичного, деятельного, успешного.​

Уже в первой главе закладывается основной конфликт романа ⸺ противостояние двух жизненных позиций, двух типов личности.​ «Обломовщина» противопоставляется активной, деятельной жизни, стремлению к самореализации.​

Первая глава ⸺ это не просто описание быта и характера героя, но и философское размышление о смысле жизни, о том, что мешает человеку быть счастливым, о противоречивости человеческой натуры.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Иван

    Люблю, как Гончаров описывает быт и атмосферу. Сразу погружаешься в мир старой России.

  2. Екатерина

    Описание голоса Обломова — это шедевр! Сразу слышишь эту лень и апатию.

  3. Дмитрий

    Интересно, как Гончаров уже в первой главе даёт понять, что Обломов — человек без цели в жизни.

  4. Антон

    Прекрасное описание Обломова! Сразу представляешь себе этого ленивого барина, который целыми днями лежит на диване.

  5. Ольга

    Очень интересно описана внешность Обломова. «Обрюзг не по годам» — как точно подмечено!