Вступление
Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» – одно из самых значительных произведений русской литературы XIX века. В нем автор с поразительной глубиной и психологизмом изображает жизнь русского общества того времени‚ центральной фигурой которого становится Илья Ильич Обломов – воплощение лени‚ апатии и бездействия.
Знакомство с Ильей Ильичом Обломовым
Илья Ильич Обломов‚ главный герой романа‚ предстает перед нами в самом начале произведения как человек‚ погрязший в бездействии и лени. Дни его проходят в однообразной череде ленивых мечтаний и бесплодных размышлений‚ не выходящих за пределы его мягкого дивана. Обломов – помещик‚ привыкший к праздному существованию‚ к заботе и покою‚ которые окружали его с детства в родной Обломовке.
Несмотря на природный ум и душевную чуткость‚ Обломов оказывается парализован апатей и неспособностью к активной деятельности. Он бесконечно откладывает дела‚ строит грандиозные планы‚ которые так и остаются лишь плодом его воображения. Даже необходимость привести в порядок свои пошатнувшиеся финансовые дела не может заставить его подняться с дивана.
Гончаров мастерски изображает быт и окружение Обломова‚ которые словно бы вторят его внутреннему состоянию. Запущенная квартира‚ неторопливый слуга Захар‚ однообразные визиты праздных знакомых – все это создает атмосферу застоя и безысходности‚ в которой влачит свои дни главный герой.
Образ Обломова – это не просто сатира на ленивого помещика. В нем Гончаров с удивительной проницательностью отразил черты целого поколения людей‚ неспособных найти свое место в меняющемся мире‚ обреченных на пассивное созерцание жизни.
Появление Штольца и Ольги Ильинской
В размеренную и безысходную жизнь Обломова врываются два новых персонажа‚ олицетворяющих собой активное начало и возможность перемен – Андрей Штольц и Ольга Ильинская.
Андрей Штольц – друг детства Обломова‚ полная его противоположность. Энергичный‚ деятельный‚ целеустремленный‚ он не может спокойно наблюдать за тем‚ как пропадает талант и ум его друга. Штольц пытается расшестить Обломова‚ увлечь его своими планами‚ вернуть к активной жизни. Он знакомит его с Ольгой Ильинской‚ видя в ней ту силу‚ которая сможет пробудить Обломова от его многолетнего сна.
Ольга Ильинская – молодая‚ красивая‚ умная девушка‚ полная жажды жизни и стремления к идеалу. Она искренне верит‚ что сможет изменить Обломова‚ вдохнуть в него желание жить полной жизнью. Между ними вспыхивает чувство‚ которое‚ кажется‚ способно разрушить оковы апатии и безволия‚ сковавшие душу Обломова.
Под влиянием Ольги Обломов преображается. Он начинает интересоваться происходящим вокруг‚ читает книги‚ гуляет‚ ведет беседы. В нем просыпается жажда деятельности‚ стремление к счастью. Кажется‚ что он вот-вот стряхнет с себя оковы обломовщины и начнет новую жизнь.
Однако перемены оказываются слишком болезненными и непривычными для Обломова. Он быстро устает от необходимости постоянно поддерживать активность‚ от необходимости соответствовать идеалам Ольги. Страх перед переменами‚ боязнь разрушить привычный уклад жизни берут верх.
Жизнь с Агафьей Пшеницыной и кончина Обломова
Разочаровавшись в возможности изменить Обломова‚ Ольга Ильинская разрывает с ним отношения. Илья Ильич снова погружается в привычную апатию и бездействие. Он переезжает на Выборгскую сторону‚ в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной – простой‚ необразованной‚ но доброй и заботливой женщины.
Агафья‚ в отличие от Ольги‚ не стремится изменить Обломова‚ она принимает его таким‚ какой он есть‚ окружая его теплом‚ заботой и уютом. В ее доме он находит то‚ к чему всегда стремился – покой‚ размеренность‚ отсутствие необходимости принимать решения и действовать.
Обломов женится на Агафье‚ у них рождается сын‚ которого называют Андреем – в честь Штольца. Кажется‚ что Илья Ильич обрел‚ наконец‚ свое тихое счастье. Однако за внешним благополучием скрывается постепенное угасание личности.
Обломов окончательно погружается в «обломовщину» – состояние апатии‚ безволия‚ пассивного созерцания жизни. Он перестает следить за собой‚ за своими делами‚ полностью полагаясь на заботу Агафьи. Его физическое и духовное состояние неуклонно ухудшается.
В возрасте сорока лет Илья Ильич Обломов умирает от апоплексического удара – закономерный финал для человека‚ который добровольно отказался от борьбы‚ от активной жизни‚ от самого себя.
Судьба Андрюши
После смерти Обломова заботу о его сыне Андрюше берет на себя Андрей Штольц. Он понимает‚ что‚ оставшись с матерью‚ мальчик повторит судьбу отца‚ вырастет в атмосфере апатии и бездействия. Штольц забирает Андрюшу к себе‚ в семью‚ где царят совсем иные ценности – активность‚ стремление к знаниям‚ к саморазвитию.
Агафья Пшеницына‚ убитая горем после смерти мужа‚ с трудом соглашается отдать сына‚ но понимает‚ что так будет лучше для него. Она часто навещает Андрюшу‚ окружая его материнской любовью и заботой.
Под опекой Штольца и Ольги‚ которая становится для Андрюши второй матерью‚ мальчик растет живым‚ любознательным‚ активным. Он получает хорошее образование‚ впитывает в себя те ценности‚ которые были так чужды его отцу.
Судьба Андрюши – это своеобразный луч надежды в финале романа. Он символизирует возможность преодоления «обломовщины»‚ возможность воспитания нового поколения‚ свободного от апатии и бездействия‚ готового к активной деятельности на благо общества.
Андрюша – это образ будущего России‚ которое‚ по мысли Гончарова‚ принадлежит не ленивым мечтателям‚ а деятельным и энергичным людям‚ подобным Штольцу.
Коротко о главных персонажах
Илья Ильич Обломов
Главный герой романа‚ воплощение лени‚ апатии и бездействия. Несмотря на природный ум‚ доброту и душевную чуткость‚ он оказываеться неспособным к активной деятельности‚ предпочитая реальной жизни мир собственных мечтаний и фантазий. Образ Обломова стал нарицательным‚ символизируя собой тип «лишнего человека»‚ неспособного найти свое место в жизни.
Андрей Иванович Штольц
Друг детства Обломова‚ его полная противоположность. Энергичный‚ деятельный‚ целеустремленный‚ Штольц олицетворяет собой тип нового героя‚ способного к созиданию и преобразованию. Он искренне пытается помочь Обломову‚ вытащить его из состояния апатии‚ но его усилия оказываются тщетными.
Ольга Ильинская
Молодая‚ красивая‚ умная девушка‚ полная жажды жизни и стремления к идеалу. Влюбляется в Обломова‚ искренне веря‚ что сможет изменить его‚ пробудить в нем желание жить полной жизнью. Однако сталкивается с непреодолимой силой «обломовщины»‚ неспособностью героя к переменам.
Агафья Матвеевна Пшеницына
Простая‚ необразованная‚ но добрая и заботливая женщина‚ в доме которой Обломов находит покой и уют. В отличие от Ольги‚ Агафья не стремится изменить Обломова‚ она принимает его таким‚ какой он есть‚ окружая его теплом и заботой. В ее доме Обломов окончательно погружается в «обломовщину»‚ отказываясь от малейших проявлений активности и самостоятельности.
Захар Трофимович
Преданный слуга Обломова‚ который‚ подобно своему барину‚ не представляет себе иной жизни‚ кроме как в праздности и безделье. Захар – это своеобразное отражение Обломова‚ его «двойник» в мире слуг. Он так же привязан к своему барину‚ как и к привычному укладу жизни‚ не желая ничего менять.
Краткий вывод
Роман «Обломов» – это не просто история жизни одного человека‚ это глубокое исследование русской души‚ попытка понять причины‚ по которым в России так живучи апатия‚ бездействие‚ неспособность к решительным действиям. Гончаров с беспощадной точностью изображает «обломовщину» как болезнь русского общества‚ как следствие многовекового крепостного права‚ которое развратило не только дворян‚ но и народ.
Образ Обломова – это собирательный образ русского человека‚ в котором уживаются лучшие качества – доброта‚ мечтательность‚ душевная чуткость – и роковые недостатки – лень‚ апатия‚ неспособность к борьбе за свое счастье. Он не злодей‚ не ничтожество‚ он просто не приспособлен к жизни‚ не способен найти свое место в меняющемся мире.
Противопоставление Обломова и Штольца – это противопоставление двух путей развития России‚ двух типов русского человека. Штольц – это представитель нового времени‚ деятельный‚ энергичный‚ стремящийся к преобразованию. Но и он не лишен недостатков⁚ его рационализм‚ практицизм лишены той душевной теплоты и широты‚ которые отличают Обломова.
Финал романа пессимистичен⁚ Обломов умирает‚ так и не вырвавшись из оков «обломовщины». Однако в судьбе его сына Андрюши просматривается луч надежды. Возможно‚ новое поколение‚ воспитанное на иных ценностях‚ сможет преодолеть апатию и бездействие‚ найти силы для созидания и преобразования России.
Люблю русскую классику! Гончаров — один из моих любимых писателей. «Обломов» — произведение, которое нужно перечитывать.
Жду продолжения! Интересно, как на Обломова повлияет появление Ольги Ильинской. Сможет ли она изменить его?
Обломов — это не просто персонаж, это собирательный образ целого поколения. Гончаров гениально уловил дух времени.
Роман актуален и в наше время. Ведь и сегодня многие сталкиваются с апатией, ленью, неспособностью найти свое место в жизни.
Прекрасное описание быта и атмосферы, окружающей Обломова! Автор точно подметил детали, создающие ощущение застоя и безысходности.
Замечательный анализ романа! Автор точно передал суть образа Обломова и его места в русской литературе.
С нетерпением жду разбора любовной линии в романе. Ольга и Обломов — это же классика!
Интересно, как автор противопоставляет Обломова и Штольца. Два разных полюса, два разных взгляда на жизнь. Классический прием!
Гончаров — мастер психологизма! Образ Обломова прописан настолько детально и глубоко, что кажется, будто знаешь этого человека лично.