История создания оды «Фелица»
В 1782 году Гавриил Романович Державин создал оду «Фелица», посвященную императрице Екатерине II. Имя «Фелица», что на латыни означает «счастье», было взято поэтом из сказки, написанной самой императрицей для своего внука. В этой сказке добродетельная царевна Фелица помогает царевичу Хлору найти розу без шипов ౼ символ добродетели.
Образ идеальной правительницы в оде
В оде «Фелица» Державин создает образ идеальной правительницы, воплощенный в образе киргиз-кайсацкой царевны. Этот образ многогранен и раскрывается через противопоставление простоты и мудрости Фелицы роскоши и праздности придворной знати.
Уже в первых строках оды, где Державин пересказывает сюжет сказки Екатерины II, Фелица предстает как мудрая наставница, указывающая путь к истинной добродетели. Она не покровительствует порокам и не соблазняется мирскими удовольствиями, предпочитая им духовное совершенство.
Далее, обращаясь непосредственно к Фелице, лирический герой оды воспевает ее скромность, трудолюбие и справедливость. Он подчеркивает ее простоту в быту, любовь к чтению и неприятие излишеств. В отличие от придворных, которые проводят время в праздности и развлечениях, Фелица посвящает себя заботам о государстве и благополучии народа.
Державин подчеркивает просвещенность Фелицы, ее приверженность идеалам разума и справедливости. Он восхваляет ее ум, образованность и стремление к знаниям. Фелица предстает как идеальный монарх, просвещенный, справедливый и заботливый правитель.
Важной чертой образа Фелицы являеться ее милосердие и снисходительность к человеческим слабостям. Державин подчеркивает, что она не гневается на проступки своих подданных, а старается понять их и наставить на путь истинный. Она не стремится к абсолютной власти, а правит мудро и справедливо, уважая своих подданных.
В образе Фелицы Державин воплотил свои представления об идеальном монархе эпохи Просвещения. Это правитель, который руководствуется разумом, справедливостью и заботой о благе народа. Он просвещен, скромен, трудолюбив и милосерден. Этот образ стал новаторским для русской литературы XVIII века, сломав привычный шаблон хвалебных од, посвященных монархам.
Образ Фелицы в оде Державина — это не просто портрет Екатерины II, это собирательный образ просвещенного монарха, который стал своеобразным идеалом для своего времени. Он оказал значительное влияние на развитие русской литературы, способствуя формированию новых представлений о роли и месте правителя в обществе.
Сатирическое изображение придворных вельмож
В оде «Фелица» Державин не только создает идеализированный образ просвещенной правительницы, но и рисует яркую сатирическую картину жизни придворных вельмож. Противопоставляя Фелицу ее окружению, поэт высмеивает пустоту, праздность и бездуховность высшего света.
Державин использует прием литературного анекдота, описывая реальных исторических лиц – фаворитов Екатерины II⁚ Потемкина, Орлова, Вяземского. Он изображает их увлечение роскошью, пирами, азартными играми, конными скачками и прочими развлечениями.
Например, Потемкин предстает в оде как любитель роскоши и излишеств. Он катается в золотой карете, окруженный свитой и собаками, устраивает пышные пиры с обилием изысканных блюд. Орлов же изображен как страстный любитель конных скачек и кулачных боев, человек, жаждущий острых ощущений и адреналина.
Державин не обходит стороной и собственные слабости, иронично описывая свое пристрастие к картам и голубям. Однако эта самоирония лишь усиливает сатирический эффект, подчеркивая контраст между простотой и естественностью лирического героя и искусственностью, изнеженностью придворной жизни.
Важно отметить, что сатира Державина не носит обличительного характера. Он скорее подтрунивает над слабостями вельмож, нежели осуждает их. В его изображении сквозит мягкая ирония, понимание человеческой природы с ее слабостями и пороками.
Используя разговорную лексику, просторечия и даже вульгаризмы, Державин разрушает привычный высокий стиль оды, делая свою сатиру более острой и запоминающейся. Он высмеивает не только поступки придворных, но и их образ жизни, их манеры, привычки, язык.
Сатирическое изображение придворных вельмож в оде «Фелица» – это не просто критика пороков высшего света, это отражение новых веяний в литературе эпохи Просвещения, где на смену панегирикам монархам приходит интерес к личности, к человеческой психологии со всеми ее достоинствами и недостатками.
Новаторство Державина в оде «Фелица»
Ода «Фелица» стала поворотным моментом в творчестве Державина и в истории русской оды в целом. Отказавшись от строгих канонов классицизма, поэт создал новаторское произведение, которое разрушило привычные представления о жанре.
Одним из главных новаторских приемов Державина стало соединение в оде высокого стиля, характерного для хвалебных произведений, с сатирическим изображением действительности. Державин не боится вводить в оду разговорную лексику, просторечия, элементы бытового жанра, что было несвойственно высокому стилю классицизма.
Новаторство Державина проявилось и в отказе от традиционной идеализации образа монарха. Вместо абстрактного образа мудрого и справедливого правителя, поэт рисует живой и многогранный портрет Екатерины II. Он подчеркивает не только ее государственные достоинства, но и человеческие качества, привычки, увлечения.
Впервые в русской литературе монарх изображен не как недосягаемое божество, а как человек со своими слабостями и достоинствами. Державин не боится иронизировать над некоторыми поступками императрицы, что было совершенно немыслимо для классицистической оды.
Важным новаторским элементом «Фелицы» является использование элементов восточной поэтики. Вдохновленный сказкой Екатерины II, Державин вводит в оду восточные мотивы, имена, реалии. Это придает произведению особый колорит, экзотичность и новизну.
Новаторство Державина проявилось и в использовании автобиографических мотивов. Впервые в русской оде поэт открыто говорит о себе, о своих чувствах, мыслях, привычках. Это делает произведение более личным, искренним и приближает его к читателю.
Ода «Фелица» стала своеобразным манифестом нового литературного направления – сентиментализма. В этом произведении уже отчетливо прослеживаются характерные черты этого направления⁚ интерес к внутреннему миру человека, к его чувствам и переживаниям, внимание к частной жизни, к бытовым деталям.
Новаторство Державина в оде «Фелица» оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Оно открыло новые пути для развития жанра оды, сделало его более живым, реалистичным и приближенным к читателю.
Значение оды «Фелица» в русской литературе
Ода «Фелица» занимает особое место в русской литературе XVIII века. Она стала не просто хвалебным произведением, посвященным императрице, а настоящим литературным манифестом, провозгласившим новые принципы художественного творчества.
Прежде всего, «Фелица» ознаменовала собой отход от строгих канонов классицизма. Державин смело нарушает традиционные жанровые границы, вводя в оду элементы сатиры, бытописания, автобиографизма. Это разрушило привычную иерархию жанров, открыв новые возможности для литературного творчества.
Ода «Фелица» стала важным этапом в становлении реализма в русской литературе. Впервые в русской поэзии появляется живой и достоверный образ монарха, лишенный привычной идеализации. Державин не боится показывать Екатерину II как человека со своими слабостями и достоинствами, что придает произведению особую жизненность и убедительность.
Не менее важным является и то, что «Фелица» способствовала развитию сатирического направления в русской литературе. Смело высмеивая пороки придворной знати, Державин прокладывает путь для будущих сатириков – Фонвизина, Крылова, Грибоедова.
Ода «Фелица» оказала огромное влияние на развитие языка русской поэзии. Державин обогатил литературный язык, введя в него просторечие, разговорные обороты, элементы народной речи. Это сделало язык поэзии более выразительным, естественным и приближенным к разговорному.
Но главное значение «Фелицы» заключается в том, что она утвердила новые этические идеалы, свойственные эпохе Просвещения. В образе идеальной правительницы Державин воплотил мечту о мудром, справедливом и человечном монархе, который заботится о благе своего народа.
Ода «Фелица» стала этапным произведением в истории русской литературы. Она не только открыла новые пути развития жанра оды, но и оказала огромное влияние на становление реализма, сатиры, на развитие литературного языка и утверждение новых этических идеалов.
Коротко о главных персонажах
В оде «Фелица» Державин мастерски сочетает реальных исторических лиц и вымышленных персонажей, создавая яркую и многогранную галерею образов. Каждый герой, будь то идеализированная правительница или сатирически изображенный вельможа, играет важную роль в раскрытии идейного замысла произведения.
Фелица
Центральный персонаж оды, олицетворяющая императрицу Екатерину II. Имя «Фелица», что на латыни означает «счастье», Державин взял из сказки, написанной самой Екатериной для своего внука. В оде Фелица предстает как идеальная просвещенная правительница, мудрая, справедливая и заботливая. Она ведет скромный образ жизни, увлекается науками и искусствами, презирает роскошь и праздность. В образе Фелицы Державин воплотил свои представления об идеальном монархе эпохи Просвещения.
Царевич Хлор
Персонаж сказки Екатерины II, вплетенной Державиным в канву оды. Хлор – молодой царевич, плененный ханом. Он стремится к свободе и ищет чудесной розы без шипов, которая может его освободить. Фелица помогает Хлору советом, направляя его на путь добродетели. В образе Хлора можно увидеть собирательный образ молодого поколения, ищущего свой путь в жизни.
Мурзы
Собирательный образ придворных вельмож, окружающих Фелицу. В отличие от мудрой и справедливой правительницы, мурзы показаны как люди праздные, тщеславные и лицемерные. Они проводят время в пирах и развлечениях, не заботясь о благе народа. Державин сатирически изображает их нравы, привычки, образ жизни, противопоставляя их простоте и естественности Фелицы.
Князь Потемкин
Один из фаворитов Екатерины II, занимавший видное место при дворе. В оде Державин иронично описывает его страсть к роскоши, пышным пирам, золотой карете и многочисленной свите. Потемкин предстает как яркий представитель вельможной знати, увлеченной внешней показухой и не обремененной государственными заботами.
Граф Орлов
Еще один фаворит Екатерины II, известный своей страстью к конным скачкам и кулачным боям. Державин с иронией описывает его увлечение азартными играми и развлечениями, противопоставляя его образу Фелицы, которая предпочитает духовные радости и заботы о государстве.
Лирический герой
Сам Державин, выступающий в оде не только как хвалебный певец императрицы, но и как сатирик, высмеивающий пороки общества. Он не идеализирует себя, признаваясь в собственных слабостях и пороках. Образ лирического героя вносит в оду элементы автобиографизма и исповедальности, что было новым и необычным для жанра оды.
В своей оде Державин создал яркую и запоминающуюся галерею образов, которые служат раскрытию его идейного замысла. Он противопоставляет мир идеальный, воплощенный в образе Фелицы, и мир реальный, представленный сатирическими портретами придворных вельмож. Использование реальных исторических лиц придает произведению особую остроту и актуальность.
Краткий вывод
Ода «Фелица» Гавриила Державина – знаковое произведение русской литературы XVIII века, в котором причудливо переплетаются хвалебная песнь просвещенной монархии и острая сатира на нравы современного общества. Сюжетно опираясь на аллегорическую сказку самой императрицы Екатерины II, Державин создает многоплановое произведение, выходящее за рамки традиционной хвалебной оды.
В центре оды – образ идеальной правительницы Фелицы, олицетворяющей Екатерину II. Державин воспевает ее мудрость, справедливость, простоту, трудолюбие, противопоставляя этим качествам праздность, роскошь и лицемерие придворной знати. Образ Фелицы становится для поэта воплощением идеала просвещенного монарха, пекущегося о благе народа и стремящегося к справедливости.
Однако «Фелица» – это не только хвалебная песнь. Державин не боится вводить в оду элементы сатиры, иронично изображая нравы и обычаи придворных вельмож. Он высмеивает их страсть к роскоши, праздности, пустым развлечениям, создавая яркие сатирические портреты, в которых легко угадываются реальные исторические лица – князь Потемкин, граф Орлов и другие.
Новаторство Державина проявляется не только в смелом сочетании высокого стиля оды с сатирическими элементами, но и в использовании разговорной лексики, просторечий, элементов восточной поэтики. Это делает язык оды более живым, выразительным и приближенным к читателю.
Важно отметить и автобиографизм оды. Державин не боится говорить о себе, признаваясь в собственных слабостях и пороках. Это придает произведению искренность и достоверность, делая образ лирического героя более живым и притягательным.
«Фелица» стала переломным моментом в истории русской оды. Державин разрушил строгие каноны классицизма, создав новое жанровое образование, в котором органично сочетались хвалебные, сатирические, философские и автобиографические мотивы. Это произведение открыло новые пути для развития русской литературы, способствовало становлению реализма и сатиры, обогатило язык поэзии и утвердило новые нравственные идеалы.
Статья написана очень грамотно и интересно. Автор подробно разбирает все аспекты образа Фелицы, показывая ее как идеального правителя эпохи Просвещения.
Спасибо за статью! Прочитал с удовольствием. Всегда интересно узнавать больше о произведениях классической литературы. Автор очень точно подметил черты просвещенного монарха в образе Фелицы.
Очень интересный анализ оды «Фелица»! Автор подробно и доступно раскрывает образ идеальной правительницы, созданный Державиным. Особенно интересным мне показалось противопоставление Фелицы и придворной знати.
Прекрасная статья! Автор очень глубоко и точно проанализировал образ Фелицы. Особенно впечатлило описание ее милосердия и снисходительности к человеческим слабостям.
Замечательный анализ оды Державина! Автор очень точно подметил все важные черты образа Фелицы, ее мудрость, справедливость и милосердие.