Действие I
В имении Простаковых суета. Госпожа Простакова недовольна кафтаном, сшитым для Митрофанушки. Она ругает портного Тришку и отправляет за мужем. Появляется Скотинин, жаждущий жениться на Софье ради её деревень, где он мечтает разводить свиней. Приходит Софья с письмом от дядюшки Стародума, который жив и завещал ей состояние. Простакова меняет своё отношение к Софье и уже видит в ней выгодную партию для Митрофанушки.
Действие II
Правдин, чиновник из наместничества, делится с другом, офицером Милоном, своими наблюдениями за Простаковыми⁚ муж – подкаблучник, а жена – «фурия с адским нравом». Милон признаётся, что ищет свою возлюбленную, и в этот момент встречает Софью. Влюблённые счастливы, но Софья рассказывает о намерении Простаковой выдать её за Митрофанушку.
Тем временем Скотинин возвращается, раздосадованный отказом Софьи выйти за него. Он грозится побить Митрофанушку, своего соперника в борьбе за руку Софьи. Появляется Митрофанушка с нянькой Еремеевной, которая безуспешно пытается уговорить его позаниматься. Скотинин принимается запугивать Митрофанушку, но вмешивается Еремеевна и защищает своего воспитанника.
Прибывают Простаковы. Госпожа Простакова жалуется Милону и Правдину на мужа, хвастается своим рвением в управлении хозяйством и представляет учителей Митрофанушки⁚ Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Милон узнаёт в Цыфиркине своего бывшего солдата. Цыфиркин откровенно говорит, что Митрофанушка – неспособный ученик.
Простакова просит сына продемонстрировать свои знания. Митрофанушка отказывается читать, жалуясь на дядюшку Скотинина. Кутейкин и Цыфиркин остаются наедине и жалуются на Вральмана, который мешает им «учить» Митрофанушку, и решают проучить немца.
Действие III
Стародум, дядя Софьи, встречает своего старого друга Правдина. Стародум рассказывает о своей жизни, принципах, основанных на чести и добродетели, о службе и нелюбви к придворной жизни. Появление Софьи радует Стародума, он заверяет племянницу в своей любви и заботе. Он сообщает, что сделал состояние в Сибири и теперь Софья может сама выбирать себе мужа, не обращая внимания на его материальное положение.
Внезапно раздаётся шум – это дерутся Простакова со Скотининым. Милон разнимает их. Стародум с иронией наблюдает за этой сценой. Появление Стародума меняет поведение Простаковой – она становится льстивой и начинает расхваливать своего сына.
Стародум сообщает о своём скором отъезде в Москву вместе с Софьей. Эта новость повергает Простакову в смятение. Стародум упоминает, что у него есть на примете жених для Софьи. Милон и Софья поражены. Стародум успокаивает их, говоря, что окончательный выбор остаётся за Софьей. Простакова не упускает возможности представить Митрофанушку в выгодном свете, преувеличивая его способности и любовь к учёбе.
Стародум, уставший с дороги, удаляется отдыхать. Кутейкин и Цыфиркин жалуются друг другу на Митрофанушку, который не желает учиться, и решают проучить Вральмана, считая его виновником своих педагогических неудач. Простакова уговаривает Митрофанушку сделать вид, что он занимается, ради приезда Стародума. Митрофанушка произносит ставшую знаменитой фразу⁚ «Не хочу учиться, хочу жениться».
Образы героев
В комедии «Недоросль» Фонвизин создаёт яркую галерею образов, отражающих пороки русского дворянства XVIII века.
Госпожа Простакова – властная и жестокая помещица, невежественная и грубая. Она тиранит своих крестьян и домашних, слепо любит сына Митрофанушку, поощряя его лень и невежество.
Митрофанушка – избалованный недоросль, символ невежества и лени. Он не стремится к знаниям, предпочитая учёбе обжорство и забавы. Его имя стало нарицательным для обозначения глупого и ленивого невежды.
Скотинин – жадный и невежественный помещик, брат госпожи Простаковой. Его интересуют только собственные выгода и возможность разводить свиней. Он олицетворяет собой невежество и ограниченность поместного дворянства.
Стародум – противопоставлен отрицательным персонажам. Это честный, умный и образованный дворянин, радеющий за просвещение России. Он верит в силу воспитания и образования, считая их основой для формирования достойных граждан.
Софья и Милон – молодые дворяне, олицетворяющие собой идеалы Просвещения. Они образованы, благородны, верят в любовь и справедливость.
Комедия «Недоросль» высмеивает невежество, жестокость и жадность, противопоставляя им просвещение, благородство и честность.
Главная мысль комедии
В своей комедии «Недоросль» Денис Фонвизин обращается к одной из важнейших проблем своего времени – воспитанию молодого поколения дворянства. Главная мысль произведения заключается в осуждении невежества и порочности системы воспитания, царившей в дворянской среде XVIII века.
Автор ярко демонстрирует, как слепая любовь и вседозволенность, помноженные на отсутствие должного образования, порождают нравственных уродов, неспособных к созидательной деятельности и служению отечеству. Митрофанушка, главный объект сатиры Фонвизина, становится символом невежества, лености и бездуховности, воплощением «недоросля» не только в физическом, но и в нравственном смысле.
Фонвизин противопоставляет миру невежества и порока идеалы Просвещения, воплощённые в образах Стародума, Софьи и Милона. Они ⎻ носители разума, чести и благородства, они верят в силу образования и просвещения как основы для формирования достойных граждан.
Комедия «Недоросль» ⎻ это страстный призыв к просвещению, к воспитанию в молодом поколении высоких нравственных качеств, чувства долга и ответственности за судьбу отечества. Произведение актуально и в наши дни, напоминая о важности образования, нравственного воспитания и ответственности за будущее.
Коротко о главных персонажах
В комедии «Недоросль» Денис Фонвизин создает яркие и запоминающиеся образы, высмеивая невежество, жадность и жестокость, царившие в дворянской среде XVIII века. Вот некоторые из ключевых персонажей⁚
Отрицательные персонажи⁚
Госпожа Простакова (жена Простакова) – невежественная, грубая и властная помещица. Она держит в страхе всю свою семью и крепостных, являясь ярким примером деспотизма и самодурства. Слепо любя своего сына Митрофанушку, Простакова потакает всем его прихотям, взращивая в нем лень, эгоизм и нежелание учиться.
Тарас Скотинин (брат госпожи Простаковой) – невежественный и ограниченный помещик, одержимый страстью к свиньям. Он видит в Софье не личность, а лишь возможность завладеть ее деревнями и увеличить поголовье своего скота. Скотинин – олицетворение невежества, жадности и ограниченности поместного дворянства.
Митрофанушка (сын Простаковых) – избалованный шестнадцатилетний недоросль, символ невежества, лени и праздности. Он не проявляет никакого интереса к учебе, предпочитая ей сытную еду, сон и забавы. Митрофан – продукт порочной системы воспитания, царившей в дворянской среде, где дети росли в атмосфере вседозволенности и не получали должного образования.
Положительные персонажи⁚
Стародум (дядя Софьи) – честный, умный и образованный дворянин, придерживающийся строгих нравственных принципов. Он верит в силу просвещения и воспитания, считая их основой для формирования достойных граждан. Стародум – антитеза Простаковым и Скотинину, он олицетворяет собой идеалы чести, долга и справедливости.
Софья – молодая девушка, племянница Стародума. Она умна, образованна, обладает благородством души и чувством собственного достоинства. Софья стремится к любви, основанной на взаимопонимании и уважении.
Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи. Он честен, благороден, смел и решителен. Милон готов защищать свою возлюбленную и боротся за свое счастье.
Правдин – чиновник, член наместничества. Он честен, справедлив, стремится искоренить злоупотребления и несправедливость. Правдин ⎼ носитель просвещенных взглядов и идей.
Фонвизин противопоставляет отрицательных и положительных персонажей, чтобы показать читателю важность образования, нравственности и гуманности.
Краткий вывод
Комедия «Недоросль» Дениса Фонвизина, написанная в XVIII веке, и сегодня остается актуальным и острым произведением, обличающим невежество, жестокость и пороки общества.
Главный объект сатиры Фонвизина – система воспитания, царившая в дворянской среде, которая порождала «недорослей» – необразованных, ленивых и безнравственных молодых людей, неспособных к самостоятельной жизни и служению отечеству. Митрофанушка, главный герой комедии, стал нарицательным образом такого «недоросля».
Фонвизин противопоставляет миру невежества и порока идеалы Просвещения, воплощенные в образах Стародума, Софьи и Милона. Они ⎻ носители разума, чести, благородства и гуманизма.
Яркие и запоминающиеся образы персонажей, острый язык, динамичный сюжет, использование говорящих фамилий делают комедию живой и увлекательной. Фонвизин мастерски сочетает комическое и трагическое, заставляя читателя и смеяться, и задуматься над серьезными проблемами общества.
“Недоросль” ⎼ это не просто сатирическое изображение пороков дворянства, но и призыв к просвещению, к воспитанию в молодом поколении высоких нравственных качеств, чувства долга и ответственности перед родиной.
Произведение актуально и в наши дни, напоминая о важности образования, нравственного воспитания и сохранения человечности в любых жизненных ситуациях.
Интересно наблюдать за развитием любовной линии Софьи и Милона на фоне всех этих интриг и махинаций.
Образ Стародума — это настоящий пример чести, достоинства и мудрости. Его монологи очень поучительны.
Классическая пьеса! Интересно наблюдать за интригами и переживаниями героев. Простакова — настоящая гротескная фигура, олицетворение невежества.
Потрясающе актуальное произведение даже в наше время. Проблемы воспитания, жадности, корысти — все это мы видим и сегодня.
Очень живо и ярко описаны характеры персонажей. Митрофанушка — просто ходячий пример избалованного маменькиного сынка.
Произведение заставляет задуматься о системе ценностей в обществе. На что люди готовы ради богатства и положения?
Язык пьесы, конечно, непростой для современного читателя, но это с лихвой компенсируется увлекательным сюжетом и колоритными персонажами.
Фонвизин мастерски высмеивает пороки общества. Пьеса читается легко и с интересом, несмотря на свой солидный возраст.