Краткое содержание повести «Гробовщик»
Гробовщик Адриан Прохоров переезжает в новый дом на Никитской улице․ Сосед-сапожник Готлиб Шульц приглашает его на серебряную свадьбу․ На празднике, где льётся рекой шампанское, кто-то неудачно шутит, предлагая Прохорову выпить за здоровье его клиентов – мертвецов․
Раздосадованный гробовщик возвращается домой и в сердцах говорит, что лучше бы позвал на новоселье своих покойников․ Ночью ему снится кошмар⁚ покойники, которых он хоронил, являются к нему в дом․ Увидев среди них ожившую купчиху Трюхину, смерть которой должна была принести ему прибыль, Прохоров в ужасе просыпается․
Утром гробовщик узнает, что Трюхина жива․ Он радуется, что всё происшедшее – лишь страшный сон, и с облегчением пьёт утренний чай․
Переезд и знакомство с соседями
Повесть начинается с описания переезда гробовщика Адриана Прохорова с Басманной улицы на Никитскую․ Восемнадцать лет он копил деньги на новый дом, и вот, наконец, мечта сбылась․ Но вместо радости Прохоров ощущает необъяснимую тоску․ Он привык к своей старой лачуге, к устоявшемуся быту, а переезд вносит в его размеренную жизнь суету и хаос․
В новом доме гробовщик расставляет свой мрачный товар⁚ гробы разных размеров и цветов, траурные одежды, мантии, шляпы․ Над воротами он вешает вывеску с изображением пухлого кучера, несущего гроб, и надписью⁚ «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые»․
Вскоре к Прохорову приходит знакомиться новый сосед – немец-сапожник Готлиб Шульц, живший напротив․ У него открытый и добродушный нрав, он сразу располагает к себе угрюмого гробовщика․ Шульц сообщает, что на следующий день у него праздник – серебряная свадьба, и приглашает Адриана Прохорова с дочерьми разделить с ним это радостное событие․
Прохоров, польщенный приглашением, предлагает соседу выпить чаю и завести более близкое знакомство․ Благодаря открытости и дружелюбию Шульца беседа протекает приятно, и вскоре гробовщик проникается симпатией к своему новому знакомому․
Неприятное застолье и страшный сон
На следующий день Адриан Прохоров с дочерьми, наряженными в праздничные платья, отправляется на торжество к соседу․ В доме у Шульца полно гостей⁚ ремесленники-немцы с жёнами и подмастерьями․ Все веселятся, пьют пунш и пиво, чокаются кружками․
Хозяин дома, радостный и оживлённый, открывает бутылку шампанского, произносит тост за здоровье своей супруги․ Гости подхватывают праздничное настроение, один за другим звучат тосты․ Вдруг один из подмастерьев, обращаясь к Прохорову, предлагает выпить «за здоровье тех, на кого мы работаем!»․
Эта неуместная шутка, намекающая на профессию гробовщика, обижает и возмущает Адриана Прохорова․ Он воспринимает её как личное оскорбление и, не дожидаясь окончания праздника, уходит домой в мрачном расположении духа․
Дома, пытаясь заглушить обиду вином, гробовщик рассуждает о том, что на новоселье позовёт не весёлых соседей, а своих «мертвых знакомых», которых он немало похоронил за годы работы․ В эту ночь Прохорову снится страшный сон․
Он видит, как его дом наполняется мертвецами⁚ старухами в чепцах, чиновниками в мундирах, молодыми девушками в белых платьях․ Все они – те, кого он когда-то похоронил․ Мертвецы приветствуют его как старого знакомого, благодарят за оказанные услуги, журят за некачественные гробы, бранят за высокую цену на свои услуги․
Пробуждение и раскаяние
В кошмаре Прохорова особенно выделяется фигура старухи Трюхиной, скончавшейся накануне купчихи․ Её смерть гробовщик воспринял как подарок судьбы, ведь богатое семейство обещало заказать у него дорогой гроб․ Но во сне Трюхина, худая и сердитая, упрекает его в обмане и жадности, напоминая о старых грехах․
Остальные покойники также высказывают Адриану свои претензии⁚ кто-то недоволен тесным гробом, кто-то – некачественной обивкой, кто-то – завышенной ценой․ Гробовщик в ужасе мечется среди толпы разгневанных мертвецов, пытаясь оправдаться и успокоить их․
Внезапно один из мертвецов, скелет в истлевшем мундире, бросается к Прохорову, пытаясь обнять его своими костлявыми руками․ Гробовщик с криком отталкивает скелет, тот рассыпается на куски․ В этот момент Адриан просыпается․
Сердце его бешено колотится, в комнате царит полумрак․ Гробовщик с трудом понимает, что страшный сон остался позади․ Он слышит, как за окном поют петухи, звонят к заутрене․ С облегчением Прохоров осознаёт, что кошмар закончился, а наступивший день обещает быть обычным и спокойным․
Он вспоминает о Трюхиной, о предстоящих похоронах и прибыли, которую он должен получить․ Но в душе гробовщика зарождается неприятное чувство․ Он вспоминает свой сон, упреки мертвецов, и его привычная жадность отступает․
Смысл и значение сна
Сон Адриана Прохорова – это не просто игра больного воображения, а важный символический эпизод, раскрывающий внутренний мир героя и его нравственную проблематику․ Гробовщик, привыкший иметь дело со смертью, встречается лицом к лицу со своими «клиентами» и видит их не безликими покойниками, а живыми людьми, которых он обманывал, наживаясь на их горе․
В этом сне обнажаются все неблаговидные поступки Прохорова⁚ его жадность, лицемерие, равнодушие к чужому страданию․ Мертвецы приходят к нему не для того, чтобы отомстить, а чтобы напомнить о совести, которую он заглушал годами․
Особую роль в сне играет образ купчихи Трюхиной․ Её мнимая смерть становится для Прохорова поводом для радости, ведь он надеется получить большую прибыль от её похорон․ Но во сне Трюхина упрекает его в корысти, показывая, что человеческая жизнь для него не имеет ценности, кроме денежной․
Сон заставляет Прохорова задуматься о смысле своей жизни, о цене человеческого существования․ Он понимает, что его профессия, хоть и необходимая, но не должна превращаться в источник наживы на чужом горе․ В душе гробовщика просыпается раскаяние, он испытывает стыд за свои поступки․
Общая идея произведения
Повесть «Гробовщик» – это философское размышление о жизни и смерти, о нравственном долге человека, о цене человеческой жизни․ Пушкин показывает, что даже в такой мрачной и, казалось бы, бездуховной профессии, как гробовщик, есть место для нравственного выбора․
Адриан Прохоров, зацикленный на своей работе и прибыли, не замечает, что превратился в бездушного дельца, для которого смерть – всего лишь источник дохода․ Его не волнуют чувства живых, он равнодушен к чужому горю․ Но страшный сон заставляет его по-новому взглянуть на свою жизнь и переосмыслить свои ценности․
Писатель не даёт однозначного ответа на вопрос, изменился ли Прохоров после своего кошмара․ Финал повести остаётся открытым․ Однако сам факт раскаяния, пусть и вызванного страхом, говорит о том, что в душе гробовщика ещё теплится искра человечности․
«Гробовщик» – это не только история о нравственном перерождении отдельного человека, но и размышление о том, как важно оставаться человеком в любых жизненных обстоятельствах, не поддаваться соблазнам наживы и помнить о своей человеческой сущности․
Коротко о главных персонажах
Адриан Прохоров
Главный герой повести, гробовщик․ Живёт и работает в Москве, сначала на Басманной улице, затем переезжает на Никитскую․ В начале произведения предстаёт перед читателем как человек замкнутый, угрюмый, немногословный․ Его мало интересует что-либо, кроме его работы и возможной прибыли․
Прохоров расчётлив, скуп, привык смотреть на всё с точки зрения выгоды․ Даже смерть для него – это всего лишь источник дохода․ Он не испытывает сочувствия к своим клиентам, более того, он радуется, когда умирают богатые люди, ведь их похороны сулят ему хорошую прибыль․
Однако под маской равнодушного дельца скрывается человек, способный на глубокие переживания․ Страшный сон, в котором его посещают мертвецы, заставляет Прохорова задуматься о своей жизни, о своей профессии, о смерти․ Он впервые ощущает страх перед тем, с чем ежедневно имеет дело․
Неизвестно, изменился ли Прохоров после этого сна, но сам факт его раскаяния, пусть и вызванного страхом, говорит о том, что в душе гробовщика ещё теплится искра человечности․
Готлиб Шульц
Новый сосед Прохорова, сапожник․ Немец по происхождению․ В отличие от мрачного и нелюдимого гробовщика, Шульц – человек весёлый, общительный, дружелюбный․ Он с радостью знакомится с новым соседом, приглашает его на свою серебряную свадьбу, старается быть приятным собеседником․
Образ Шульца контрастирует с образом Прохорова․ Он символизирует жизнь, радость, открытость, в то время как гробовщик ассоциируется со смертью, замкнутостью, отчуждённостью․ Встреча с Шульцем становится для Прохорова своеобразным испытанием, она заставляет его выйти из зоны комфорта, почувствовать себя неуютно в атмосфере праздника и веселья․
Мертвые персонажи
Во сне к Прохорову приходят его бывшие «клиенты» – те, кого он хоронил․ Среди них – старухи, чиновники, молодые девушки, отставной сержант, превратившийся в скелет․ Все они выглядят как живые люди, но при этом сохраняют черты, характерные для покойников⁚ бледность, холодность, запах тлена․
Мертвецы упрекают Прохорова в жадности, лицемерии, равнодушии․ Они напоминают ему о том, что он наживался на их горе, продавая им некачественные гробы по завышенной цене․ Особенно выделяется образ купчихи Трюхиной, которая воскресает, чтобы уличить гробовщика в обмане․
Образы мертвецов в повести символизируют совесть Прохорова, которая не даёт ему покоя․ Они – его неотвязные преследователи, напоминающие о том, что от смерти не убежишь и что рано или поздно придётся отвечать за свои поступки․
Краткий вывод
Повесть А․С․ Пушкина «Гробовщик» – это не просто история о похоронных делах и мрачном ремесле․ Это философское размышление о жизни и смерти, о цене человеческой души, о нравственном выборе, который стоит перед каждым из нас․
В центре повествования – фигура гробовщика Адриана Прохорова, человека, привыкшего смотреть на мир сквозь призму своей профессии․ Для него смерть – не трагедия, а источник дохода, повод для расчёта прибыли․ Он замкнут, угрюм, безразличен к чужому горю․
Переезд в новый дом и неожиданное приглашение на праздник к жизнерадостному сапожнику Шульцу нарушают привычный уклад жизни Прохорова․ Непривычная обстановка, веселье, праздничные тосты – всё это чуждо гробовщику, вызывает в нём раздражение и непонимание․
Кульминацией повести становится страшный сон Прохорова, в котором к нему являются покойники, которых он хоронил․ Они упрекают его в жадности, обмане, равнодушии․ Этот сон – не просто игра больного воображения, а отражение мук совести, пробуждение души, долгое время дремавшей под гнётом корысти и равнодушия․
Финал повести остаётся открытым․ Мы не знаем, изменился ли Прохоров по-настоящему, отказался ли от своих корыстных помыслов․ Однако, сам факт раскаяния, пусть и вызванного страхом, говорит о том, что в душе гробовщика ещё теплится искра человечности․
«Гробовщик» – это не просто страшная сказка, а глубокое философское произведение, заставляющее задуматься о смысле жизни и смерти, о том, что означает быть человеком․
Пушкин не даёт однозначных ответов, он лишь обозначает проблемы, над которыми стоит задуматься каждому из нас․ Ведь перед лицом смерти все мы равны, и важно успеть прожить жизнь так, чтобы не было мучительно стыдно перед собой и перед теми, кто нас любил․
Люблю произведения Гоголя! Всегда с удовольствием перечитываю. Даже в кратком содержании чувствуется неповторимый юмор автора.
Классический Гоголь! Атмосфера передана отлично, хотя краткое содержание и не может передать всей глубины произведения. Нужно будет перечитать повесть полностью.
Хороший пересказ, помогает вспомнить сюжет. Захотелось перечитать и другие повести Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Немного жутковато, особенно сцена с ожившими мертвецами. Интересно, как бы я себя повел на месте Прохорова?
Интересно описан быт гробовщика, его мысли и чувства. Несмотря на мрачную профессию, он предстает перед нами живым человеком.