- Краткое содержание романа «12 стульев»
- Начало истории и поиски сокровищ
- Приключения в Москве и встреча с Эллочкой-людоедкой
- Погоня за театром и безумие отца Федора
- Развязка и разочарование
- Смысл романа и его герои
- Коротко о главных персонажах
- Остап Бендер
- Ипполит Матвеевич Воробьянинов (Киса)
- Отец Федор
- Второстепенные, но не менее важные персонажи
- Краткий вывод
Краткое содержание романа «12 стульев»
Ипполит Воробьянинов узнает о фамильных драгоценностях, спрятанных в одном из двенадцати стульев. Вместе с обаятельным мошенником Остапом Бендером они отправляются на поиски клада. Их ждут невероятные приключения, встречи с колоритными персонажами и борьба с конкурентами.
Начало истории и поиски сокровищ
Роман начинаеться со смерти тещи Ипполита Матвеевича Воробьянинова, бывшего предводителя дворянства. Перед смертью она открывает ему секрет⁚ фамильные драгоценности спрятаны в одном из двенадцати стульев их гостиного гарнитура.
Воробьянинов, жаждущий разбогатеть, отправляется в родной город Старгород, чтобы разыскать мебель. Там он сталкивается с другим претендентом на сокровища – священником отцом Федором, который исповедовал покойную.
Случай сводит Воробьянинова с Остапом Бендером – харизматичным аферистом, «великим комбинатором». Узнав о цели визита Ипполита Матвеевича в Старгород, Бендер предлагает ему сотрудничество. Так начинается их полная приключений погоня за стульями.
Первый стул обнаруживается довольно быстро – он находится в самом Старгороде. Однако драгоценностей в нем не оказывается.
Бендер, пользуясь своим обаянием и хитростью, узнает, что остальная часть гарнитура находится в Москве. Компаньоны отправляются в столицу, где им предстоит столкнуться с новыми испытаниями и конкурентами в погоне за сокровищами мадам Петуховой.
Приключения в Москве и встреча с Эллочкой-людоедкой
В Москве Остап и Ипполит Матвеевич сталкиваются с новыми трудностями. Бендер, чтобы добыть деньги на поиски стульев, вынужден придумывать различные аферы. Он выдает себя за художника, шахматного гроссмейстера, пожарного инспектора – и все это ради того, чтобы получить заветные деньги на еду, ночлег и дальнейшие поиски.
В Москве же происходит знакомство Бендера с Эллочкой-людоедкой – очаровательной, но глупой девушкой, словарный запас которой ограничен тридцатью словами. Остап, будучи мастером обаяния, пытается использовать Эллочку в своих целях, но терпит фиаско.
Тем временем Воробьянинов встречает свою бывшую возлюбленную – Елену Станиславовну Боур. Встреча пробуждает в нем былые чувства, он вспоминает молодость и начинает ухаживать за Еленой Станиславовной.
Бендеру удается обнаружить несколько стульев из гарнитура в музее мебели. С присущей ему находчивостью он организовывает их похищение, но, к сожалению, драгоценности в них также не оказывается.
Поиски продолжаются, и Остап с Ипполитом Матвеевичем отправляются вслед за театральной труппой, у которой оказался один из стульев.
Погоня за театром и безумие отца Федора
Бендер и Воробьянинов следуют за театром, колеся по стране. Они путешествуют на поездах, теплоходах, даже пешком, постоянно сталкиваясь с новыми препятствиями и комичными ситуациями.
В ходе погони Остап проявляет себя как непревзойденный мастер авантюр, придумывая все новые и новые способы добыть деньги и продвинуться в своих поисках; Он торгует лошадьми, организовывает сеансы одновременной игры в шахматы, даже выдает себя за родственника высокопоставленного чиновника.
Тем временем отец Федор, также не оставляющий надежды найти сокровища, сходит с ума от неудач. Он бродит по стране, видя стулья везде, где только можно, и пытается отобрать их у ничего не подозревающих граждан.
Пути трех претендентов на клад пересекаются в горах Кавказа, где отец Федор, спасаясь от Бендера и Воробьянинова, забирается на скалу и в конце концов срывается. Его считают погибшим.
Остап и Ипполит Матвеевич продолжают преследование театра, который везет последний стул в Тифлис...
Развязка и разочарование
В Тифлисе, изрядно уставшие, но не теряющие надежды, Бендер и Воробьянинов обнаруживают, что последний стул находится в новом клубе железнодорожников.
Каково же их удивление, когда в клубе они встречают… отца Федора! Оказывается, он выжил после падения со скалы, но повредился рассудком и теперь работает в клубе швейцаром.
Ночью, пока Бендер спит, Воробьянинов, охваченный жадностью и страхом потерять все, решается на ужасный поступок⁚ он убивает Остапа бритвой.
В последнем стуле Ипполит Матвеевич не находит сокровищ. Оказывается, бриллианты были обнаружены еще весной и потрачены на строительство нового здания клуба.
Так заканчивается полная приключений и неожиданных поворотов погоня за сокровищами мадам Петуховой. Бендер мертв, Воробьянинов остался ни с чем, а отец Федор так и не пришел в себя.
Смысл романа и его герои
«12 стульев» – это не просто авантюрный роман, это сатирическое отражение эпохи перемен, в которой жили авторы и читатели. За юмором и динамичным сюжетом скрывается глубокий социальный подтекст.
Роман высмеивает жадность, глупость, приспособленчество, которые расцветают в обществе в период смены устоев. Погоня за сокровищами становится метафорой иллюзорных мечтаний и надежд, которые рушатся перед реальностью.
Образы героев романа стали нарицательными.
- Остап Бендер – обаятельный жулик, великий комбинатор, способный на любую аферу ради достижения цели. Он хитер, находчив, обладает неподражаемым даром убеждения.
- Ипполит Матвеевич Воробьянинов – бывший предводитель дворянства, пытающийся приспособиться к новой жизни. Он мечтает вернуть прошлое богатство и статус, но в душе слаб и нерешителен.
- Отец Федор – служитель церкви, поддавшийся жажде наживы. Его образ показывает, как легко человек может потерять себя ради материальных благ;
«12 стульев» – это книга на все времена٫ которая не теряет своей актуальности и сегодня. Она заставляет задуматься о ценностях٫ о том٫ что действительно важно в жизни٫ и о том٫ какой ценой можно добиваться своих целей.
Коротко о главных персонажах
Роман «12 стульев» населен яркими, запоминающимися персонажами, которые, несмотря на свою гротескность, узнаваемы и сегодня.
Остап Бендер
«Великий комбинатор», «сын турецкоподданного», Остап – настоящий авантюрист, ловкач и обаятельный мошенник. Он обладает неподражаемым даром убеждения, легко входит в доверие и также легко с ним расстается, если это сулит ему выгоду.
Бендер мечтает разбогатеть, чтобы уехать в Рио-де-Жанейро, но даже в погоне за деньгами сохраняет своеобразный кодекс чести. Он не лишен благородства и даже трогательно заботится о своем неудачливом компаньоне Воробьянинове.
Ипполит Матвеевич Воробьянинов (Киса)
Бывший предводитель дворянства, Киса с трудом приспосабливается к новой жизни после революции. Он робкий, нерешительный, постоянно ностальгирует по прошлому.
Мечта о сокровищах тещи пробуждает в нем жадность и толкает на неожиданные поступки, но в целом он вызывает скорее жалость, чем антипатию.
Отец Федор
Священник, который, поддавшись искушению, пускается в погоню за бриллиантами. Отец Федор – образ человека, сломленного жаждой наживы. Он теряет голову, бросает свою паству и в итоге сходит с ума.
Второстепенные, но не менее важные персонажи
Помимо главных героев, в романе действует целая галерея ярких второстепенных персонажей, каждый из которых отражает определенный тип людей той эпохи⁚
- Эллочка ⎻ «людоедка» – модница с ограниченным интеллектом, которая стремится подражать западным стандартам.
- Мадам Грицацуева – наивная и доверчивая женщина, ставшая жертвой обаяния Бендера.
- Варфоломей Коробейников – жадный и хитрый старик-архивариус.
- И многие другие.
Все вместе они создают уникальный колорит романа и помогают авторам раскрыть его главные темы.
Краткий вывод
«12 стульев» – это шедевр русской сатирической литературы, который не теряет своей актуальности и по сей день. Роман Ильфа и Петрова, полный искрометного юмора и авантюрных приключений, затрагивает вечные темы⁚ жадность, стремление к легкой наживе, поиск своего места в меняющемся мире.
Авторы мастерски высмеивают пороки общества, не прибегая к морализаторству. Они показывают нам гротескные, но узнаваемые образы людей, которые пытаются выжить и преуспеть в новой реальности.
«12 стульев» – это не только увлекательное чтение, но и повод задуматься о собственных ценностях, о том, что действительно важно в жизни, и к чему может привести погоня за иллюзорными сокровищами.
Несмотря на трагикомичный финал, роман оставляет после себя светлое послевкусие. Мы помним остроумные диалоги, комичные ситуации, неподражаемый образ Остапа Бендера, который стал настоящим символом эпохи.
«12 стульев» – это книга, которую хочется перечитывать снова и снова, открывая для себя все новые грани ее многогранного сюжета и наслаждаясь талантом ее создателей.
Захватывающее описание приключений! Сразу хочется узнать, чем закончится эта история с поиском сокровищ.
Бендер, конечно, гениальный персонаж! Интересно, какие еще аферы он провернет ради достижения цели?
Эллочкой-людоедкой заинтересовался. Необычный персонаж, надо полагать.
Интересно, найдут ли они все-таки эти драгоценности? Заинтриговало!
Хороший пересказ, кратко и по делу. Сразу понятно, о чем книга.
Люблю произведения Ильфа и Петрова! Этот краткий пересказ напомнил мне, как весело и увлекательно они писали.
Всегда интересно читать про авантюристов. Бендер и Воробьянинов — отличный дуэт!