Разрушение семейной идиллии в Крейцеровой сонате Л. Толстого

Разрушение семейной идиллии в Крейцеровой сонате Л. Толстого Краткие пересказы

Предыстория трагедии

Василий Позднышев, главный герой повести «Крейцерова соната», до тридцати лет вел разгульную жизнь, полную мимолетных романов.​ Он считал себя вполне нравственным человеком, ведь не преследовал корыстных целей, не имел извращенных наклонностей и не делал разврат смыслом жизни. Секс для него был скорее физиологической потребностью, чем проявлением чувств.​

Однако, несмотря на такой образ жизни, Позднышев лелеял мечту о чистой и возвышенной семейной жизни.​ Достигнув «положенного» возраста, он стал присматриваться к девушкам с целью женитьбы.

История знакомства и женитьбы Позднышева

Однажды, во время лодочной прогулки, Позднышев познакомился с дочерью разорившегося пензенского помещика. Ее изящная фигура, облаченная в облегающее джерси, произвела на него неизгладимое впечатление. В тот лунный вечер ему показалось, что эта девушка способна понять все его возвышенные мысли и чувства.​

На самом же деле, как признается сам Позднышев позднее, его восхищение было поверхностным и обусловленным внешней привлекательностью девушки.​

Тем не менее, охваченный внезапным порывом, он уже на следующий день сделал ей предложение.

Позднышев гордился тем, что женился по любви, а не ради денег или связей. Он искренне верил, что сумеет сохранить верность жене и пронести чувства сквозь года. Мысли о собственном нравственном превосходстве тешили его самолюбие.​

Однако семейная жизнь с первых же дней начала разочаровывать Позднышева. Медовый месяц не был идиллическим, напротив, молодого мужа все время преследовало чувство неловкости, скуки и раздражения.​

Вскоре после свадьбы Позднышев застал жену в слезах.​ Она не могла объяснить причину своей печали, но ее лицо выражало холодность и неприязнь к мужу.​ Позднышев был шокирован такой резкой сменой ее настроения. Неужели их «любовь», которая, как ему казалось, была «союзом душ», так быстро угасла?​ Неужели от прежней нежности не осталось и следа?​

Позднышев еще не понимал, что враждебность, которую он наблюдал, была не временным явлением, а симптомом глубоких проблем в их отношениях.​

Разрушение семейной идиллии

По мере того, как проходили дни, недели, месяцы, отношения между Василием и его женой становились все более напряженными.​ Ссоры вспыхивали все чаще, взаимное раздражение нарастало, как снежный ком.​

За восемь лет брака у Позднышевых родилось пятеро детей.​ Однако рождение детей не сплотило супругов, а, напротив, стало новым поводом для раздоров.​

Жена Позднышева была заботливой матерью, но ее постоянная озабоченность детьми, беспокойство об их здоровье, правильном воспитании, казалось мужу преувеличенным.​ Он упрекал ее в излишней тревожности и не видел ничего плохого в том, чтобы уделять детям меньше внимания.​

Постепенно их общение свелось к скупым, формальным фразам.​ Они обсуждали лишь бытовые вопросы, да и то без тени былой нежности и тепла.​

«Который час?», «Пора спать», «Какой нынче обед?​», «Куда ехать?​», «Что написано в газете?​», «Послать за доктором», «Горло болит у Маши» — вот примерный перечень тем, которые они затрагивали в своих разговорах.​

Каждый из них жил своей жизнью, погруженный в собственные мысли и переживания.​ Их некогда волшебная любовь превратилась в тягостное недоразумение, приносящее обоим лишь боль и разочарование.​

Позднышев с горечью осознавал, что женитьба оказалась совсем не тем, о чем он мечтал.​ Семейная жизнь стала для него тяжелым бременем, источником постоянных раздражения и гнева. Он все чаще ловил себя на мысли, что сделал ошибку, связав себя узами брака.​

Появление Трухачевского и роковая соната

В жизни жены Позднышева, уставшей от холода и равнодушия мужа, появился новый мужчина — скрипач Трухачевский.

Молодой, обаятельный музыкант, недавно вернувшийся в Россию после обучения в Парижской консерватории, произвел на нее сильное впечатление.

Их объединила любовь к музыке, которая вскоре переросла в нечто большее. Позднышев, замечая их взаимную симпатию, старался не подавать вида, но в его душе зарождались ревность и подозрение.​

Однажды Трухачевский приехал к Позднышевым со своей скрипкой.​ Они с женой хозяина дома сыграли Крейцерову сонату Бетховена — произведение, которое стало роковым в их судьбе.​

Музыка звучала то страстно и волнующе, то пронзительно грустно, будто отражая всю гамму чувств, которые испытывали музыканты.

Позднышев, слушая эту музыку, чувствовал, как в нем нарастает беспокойство. Ему казалось, что звуки скрипки и фортепиано раскрывают перед ним какую-то страшную тайну, которую он не в силах постичь.​

Впоследствии он будет вспоминать Крейцерову сонату как «страшное средство», способное пробудить в человеке низменные инстинкты, разрушить хрупкое равновесие между разумом и чувствами.

Преступление и наказание

Охваченный ревностью и подозрениями, Позднышев уезжает по делам в уезд. Ночи он проводит в мучительных раздумьях, представляя себе жену и Трухачевского вместе.​ Его терзают картины измены, он не в силах справиться с охватившим его безумием;

Не выдержав душевных мук, он бросает все дела и возвращается домой.​ В доме его встречает гробовая тишина.​ Дети спят, лишь из гостиной льется приглушенный свет.​

Сердце Позднышева сжимается в предчувствии беды.​ Он тихо поднимается на второй этаж и видит, что дверь в гостиную приоткрыта.​

Заглянув внутрь, он обнаруживает жену и Трухачевского.​ Их позы, их взгляды не оставляют сомнений в том, что происходило между ними до его прихода.​

В Позднышеве вспыхивает слепая ярость. Он кидается на Трухачевского, желая отомстить за измену, но жена загораживает соперника своим телом.​

В порыве гнева Позднышев хватает со стены кинжал и наносит жене смертельный удар. Лишь увидев кровь, он понимает, что натворил.​

Осознание содеянного приходит к нему не сразу.​ В первые минуты после убийства он испытывает не раскаяние, а странное чувство облегчения.​ Ему кажется, что он наконец-то освободился от мучивших его подозрений и страхов.​

Однако потом его начинают преследовать угрызения совести.​ Он понимает, что убил невинную женщину, мать своих детей, и что ничто не сможет исправить его ужасный поступок.​

Коротко о главных персонажах

Василий Позднышев

Главный герой повести, от лица которого ведется повествование.​ Василий предстает перед читателем сложной и противоречивой личностью.​ С одной стороны, он человек образованный, рефлексирующий, способный к глубоким переживаниям. С другой — он жесток, эгоистичен, одержим собственническими инстинктами.​

В молодости Василий вел разгульную жизнь, не задумываясь о последствиях своих поступков. Он считал, что имеет право распоряжаться своей жизнью и телом так, как ему заблагорассудится, не беря в расчет чувства других людей.​

Женившись, он надеялся обрести семейное счастье, которого ему так не хватало.​ Однако его идеалистические представления о браке очень скоро разбились о реальность.

Василий оказался не готов к тем трудностям и испытаниям, которые неизбежно возникают в семейной жизни. Он не умел и не хотел понимать свою жену, видел в ней лишь объект своего собственничества.​

Ревность, подозрения, неудовлетворенность сексуальной жизнью — все это превратило его в тирана, который отравлял жизнь и себе, и своей жене.​

Убийство жены стало трагической кульминацией его жизненного пути.​ Осознав весь ужас содеянного, он оказался в пустоте и одиночестве, обреченный на вечные муки совести.​

Жена Позднышева

Имя жены Позднышева в повести не называется.​ Это молодая женщина, которая вышла замуж по любви, мечтая о счастливой семейной жизни.​ Однако ее надежды не оправдались.​

Муж оказался не тем человеком, за которого она его принимала. Он был холоден, равнодушен, постоянно упрекал ее в чем-то.​

Жизнь с ним превратилась в кошмар.​ Она чувствовала себя запертой в клетке, лишенной права на собственные чувства и желания.​

Появление Трухачевского стало для нее глотком свежего воздуха.​ В общении с ним она снова смогла почувствовать себя желанной, любимой, нужной.​

Однако ее попытка обрести личное счастье оказалась трагической.​ Она стала жертвой собственного мужа, не способного понять и простить.​

Трухачевский

Молодой талантливый скрипач, который стал невольным виновником трагедии; Он появляется в повести эпизодически, но его роль в развитии сюжета очень важна.​

Трухачевский — это антитеза Позднышеву.​ Он жизнерадостен, легок в общении, обладает особым магнетизмом, который притягивает к нему женщин.​

Его отношения с женой Позднышева — это не просто мимолетное увлечение.​ Их объединяет общность интересов, духовная близость, которой так не хватает жене в браке.​

Однако он даже не подозревает, какую бурю страстей разжег в душе ревнивого мужа. Его трагическая вина заключается в том, что он во время не разглядел опасность, которая исходила от Позднышева.​

Краткий вывод

«Крейцерова соната» — это не просто история о преступлении и наказании. Это глубокое философское размышление о сущности любви, брака, отношений между мужчиной и женщиной.​

Толстой, будучи противником традиционного уклада семейной жизни, в своей повести поднимает ряд важных проблем⁚

  • Неравенство положений мужчины и женщины в браке.​ В те времена женщина воспринималась как собственность мужа, ее желания и потребности не учитывались.​
  • Разрушительная сила ревности.​ Ревность — это чувство, которое может затмить разум и толкнуть человека на ужасные поступки.​
  • Важность духовной близости в браке.​ Физическое влечение — это еще не гарантия счастливой семейной жизни.​ Гораздо важнее взаимопонимание, уважение, общность интересов.​

Повесть заставляет задуматься о том, что такое настоящая любовь, как сохранить ее в браке, как избежать тех ошибок, которые привели к трагедии героев «Крейцеровой сонаты».​

Толстой не дает однозначных ответов на эти вопросы.​ Он лишь показывает нам разные грани человеческих отношений, заставляя нас самих делать выводы.​

«Крейцерова соната» — это произведение, которое не оставляет равнодушным.​ Оно шокирует, пугает, заставляет задуматься о многих вещах.​ Именно поэтому оно не теряет своей актуальности и в наши дни.​

Важно отметить, что Толстой в своей повести не оправдывает преступление, совершенное Позднышевым.​ Напротив, он показывает нам весь трагизм и бессмысленность этого поступка.

Писатель призывает нас к милосердию, состраданию, пониманию. Он хочет, чтобы мы учились на ошибках других и строили свою жизнь на основе любви, а не ненависти и насилия.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Дмитрий Сидоров

    Интересно, как сложится судьба героев дальше. Неужели все закончится так трагично, как предвещает название?

  2. Анна Михайлова

    Тема ревности, которая явно прослеживается в отрывке, всегда актуальна. Страшно представить, к каким последствиям она может привести.

  3. Ольга Петрова

    Жаль, что Позднышев не осознал своих ошибок раньше. Его самовлюбленность и эгоизм привели к трагедии.

  4. Петр Смирнов

    Трагичная история о том, как иллюзии и непонимание могут разрушить даже самые светлые чувства.

  5. Андрей Николаев

    Язык Толстого, как всегда, великолепен! Богатство описаний и глубина психологизма поражают.

  6. Екатерина Васильева

    Тема брака и семьи, поднятая в этом отрывке, актуальна и по сей день. Важно понимать, что любовь — это не только страсть, но и ответственность, уважение, готовность работать над отношениями.

  7. Мария Иванова

    Интересно, как автор постепенно раскрывает истинную природу главного героя. В начале он кажется таким романтичным, но потом мы видим его эгоизм и самообман.