Решение бригадира и протест жителей: история разрушения церкви в рассказе Шукшина «Крепкий мужик»

Решение бригадира и протест жителей: история разрушения церкви в рассказе Шукшина "Крепкий мужик" Краткие пересказы

Краткий пересказ рассказа «Крепкий мужик» Шукшина

Рассказ повествует о бригадире Николае Шурыгине, решившем снести старую церковь, чтобы использовать кирпичи для строительства свинарника․ Несмотря на протесты односельчан, считающих храм святыней, Шурыгин, уверенный в своей правоте, приводит задуманное в исполнение․

Решение бригадира

В колхозе «Гигант» происходило знаменательное событие – сдача в эксплуатацию нового складского помещения․ Это событие повлекло за собой цепь последствий, центральной фигурой которых стал бригадир Николай Шурыгин, человек практичный, решительный, привыкший брать на себя ответственность․

Освободившееся здание старого склада, которым служила недействующая церковь, некогда возвышавшаяся над деревней как символ веры и духовности, теперь казалось ненужным пережитком прошлого․ Длительное время храм использовался в качестве хозяйственной постройки, что свидетельствовало о постепенном угасании духовных устоев и утрате связи с историческими корнями․

Бригадир Шурыгин, руководствуясь исключительно практическими соображениями, усмотрел в сложившейся ситуации возможность улучшить хозяйство бригады․ В его голове созрел план⁚ снести старую церковь, а кирпичи пустить на строительство нового свинарника․ Эта идея, на первый взгляд логичная и рациональная, вызвала в душе бригадира небывалый энтузиазм․ Он был уверен, что нашёл идеальное решение, которое принесёт только пользу․

Мысль о новом свинарнике, возведённом из кирпичей бывшей церкви, стала для Шурыгина навязчивой идеей․ Он предвкушал похвалу от начальства за хозяйственность и смекалку, не задумываясь о том, какой отклик найдёт его решение в сердцах односельчан․

Протест жителей деревни

Весть о решении бригадира снести церковь разнеслась по деревне со скоростью лесного пожара․ То, что казалось Шурыгину практичным решением, всколыхнуло волну негодования и протеста среди жителей․ Для них церковь, пусть и заброшенная, оставалась священным местом, хранящим память поколений․

В воскресный день, когда Шурыгин пригнал тракторы к церкви, чтобы приступить к разрушению, его встретила толпа возмущённых односельчан․ Люди не могли поверить, что кто-то способен поднять руку на святыню, которая была неотъемлемой частью их жизни, их истории․

Старики вспоминали времена, когда церковь была живым центром общины, где проходили крещения, венчания, отпевания․ Женщины плакали, умоляя Шурыгина одуматься, не совершать греха․ Но бригадир, ослеплённый своей идеей, оставался глух к мольбам и уговорам․ Он видел в протестующих лишь невежественных людей, цепляющихся за прошлое․

Конфликт нарастал․ Шурыгин, разгорячённый собственной значимостью и алкоголем, начал грубить односельчанам, обвиняя их в отсталости и религиозном фанатизме․ Он был уверен, что ему удастся сломить их сопротивление․

Снос церкви

Несмотря на отчаянные протесты жителей деревни, Шурыгин, упрямый и непреклонный в своей «хозяйственности», приказал трактористам приступать к сносу церкви․ Рёв моторов смешался с криками ужаса и отчаяния, которые, впрочем, не достигли сердца очерствевшего бригадира․

Старинное здание церкви, некогда символ веры и духовности, начало рушиться под натиском бездушной техники․ Кирпичи, из которых когда-то с такой любовью и мастерством были сложены стены храма, с грохотом падали на землю, словно оплакивая утрату чего-то важного и невосполнимого․

Люди с горечью и болью наблюдали за происходящим, не в силах противостоять произволу и кощунству․ В их глазах застыли слезы бессилия и обиды․ Они понимали, что вместе с церковью рушится часть их самих, их истории, их души․

Шурыгин же, наблюдая за сносом, испытывал злорадное удовлетворение․ Он чувствовал себя победителем, хозяином положения, не замечая, какой ценой досталась ему эта пиррова победа․

Последствия поступка

После сноса церкви на Шурыгина обрушился шквал народного гнева․ Женщины, которые еще вчера плакали и умоляли его одуматься, теперь проклинали его, называя варваром и душегубом․ Мужчины отворачивались от него, не желая подавать руки․ Даже собственная жена устроила ему бойкот, не в силах примириться с его жестокостью и бессердечием․

Но самое страшное ожидало Шурыгина впереди․ Кирпичи, из-за которых он пошёл на такой грех, оказались старыми и гнилыми․ Они крошились в руках, не желая ложиться в новую кладку․ Свинарник, о котором так мечтал бригадир, так и не был построен․

Шурыгин остался у разбитого корыта, одинокий и презренный․ Он потерял уважение односельчан, мир в семье и даже собственную гордость․ Его «хозяйственность» и «практичность» обернулись против него, обнажив духовную пустоту и нравственное уродство․

Рассказ Шукшина — это не просто история о сносе старой церкви․ Это предостережение всем нам, напоминание о том, что нельзя строить своё благополучие на горе других людей, что духовные ценности нельзя менять на материальные блага․

Смысл названия и главная мысль рассказа

Название рассказа «Крепкий мужик» на первый взгляд может показаться противоречивым․ Ведь главный герой, Николай Шурыгин, предстает перед нами далеко не героической личностью․ Он жесток, упрям, глух к чужим чувствам, одержим материальными благами․

Однако, Шукшин намеренно использует этот оксюморон в названии, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации․ Шурыгин действительно «крепкий» в своей уверенности в собственной правоте, в своей неспособности видеть дальше собственного носа․ Именно эта «крепость», лишенная духовного фундамента, и приводит его к краху․

Главная мысль рассказа заключается в том, что истинная сила человека — не в физической мощи или упрямстве, а в его духовности, нравственности, способности к состраданию․ Разрушая церковь, Шурыгин разрушает не просто здание, а символ веры, надежды, духовного единства․ Тем самым он уничтожает не только часть истории своей деревни, но и часть собственной души․

Рассказ «Крепкий мужик» — это предостережение о том, как важно сохранять в себе человечность, не терять связь со своими корнями, с духовными ценностями, которые делают нас людьми․

Коротко о главных персонажах

Николай Сергеевич Шурыгин – бригадир колхоза «Гигант», центральный персонаж рассказа․ Шукшин намеренно не наделяет его какими-либо яркими внешними чертами, делая акцент на его внутренних качествах․ Это человек дела, хозяйственник, привыкший добиваться поставленных целей․ Он видит себя просвещенным и современным, считая религию пережитком прошлого․

Именно эта уверенность в своей правоте, помноженная на отсутствие духовности и чувства прекрасного, толкает его на кощунственный поступок — снос старой церкви․ Шурыгин не способен понять ценность храма для односельчан, их привязанность к истории и традициям․ Он видит в церкви лишь источник строительного материала, не задумываясь о последствиях своего решения․

Жители деревни – представляют собой коллективный образ хранителей традиций, веры, духовности․ Они противопоставлены Шурыгину в своем отношении к церкви․ Для них это не просто здание, а святыня, символ их истории, их корней․

Старики вспоминают времена, когда церковь была центром жизни общины, где проходили крещения, венчания, отпевания․ Женщины плачут, умоляя Шурыгина одуматься, не совершать греха․ Но бригадир остается глух к их мольбам․

Клавдия, жена Шурыгина, – не является центральным персонажем, однако играет важную роль в раскрытии образа главного героя․ В отличие от мужа, она сохранила в себе веру, понимание ценности духовного․ Клавдия пытается вразумить мужа, предостеречь его от роковой ошибки, но ее слова не находят отклика в его прагматичном сердце․

Своим поведением она подчеркивает одиночество Шурыгина, его отрешенность от мира людских чувств и переживаний․ В конце рассказа Клавдия устраивает мужу бойкот, демонстрируя тем самым свое нравственное превосходство над ним․

В целом, персонажи рассказа «Крепкий мужик» , это не просто участники конкретной истории․ Они являются носителями определенных идей, ценностей, мировоззрений․ Шукшин использует их противостояние, чтобы поднять важные нравственные проблемы⁚ проблему сохранения духовности в эпоху технического прогресса, проблему ответственности человека за свои поступки, проблему выбора между материальным и духовным․

Краткий вывод

Рассказ Василия Шукшина «Крепкий мужик», написанный в 1970 году, поражает своей актуальностью и по сей день․ В центре повествования — не просто история сноса старой церкви, а столкновение двух противоположных мировоззрений, двух систем ценностей․

С одной стороны — бригадир Шурыгин, человек дела, практичный и целеустремленный, но лишенный духовного начала․ Он видит в церкви лишь кучу ненужных кирпичей, не в силах понять ее истинную ценность для односельчан․

С другой стороны , жители деревни, для которых храм — это святыня, символ веры, надежды, духовного единства․ Они свято чтут традиции, историю своих предков, и не могут смириться с кощунственным решением бригадира․

Шукшин мастерски передает атмосферу деревенской жизни, характеры героев, их диалоги․ Читатель словно погружается в гущу событий, становится невольным свидетелем разворачивающейся драмы․

Язык рассказа прост и лаконичен, но в то же время наполнен глубоким смыслом․ Автор не дает однозначных оценок своим героям, предоставляя читателю самому делать выводы․

«Крепкий мужик» — это не просто рассказ о конфликте в одной отдельно взятой деревне․ Это притча о том, как важно сохранять в себе человечность, не терять связь со своими корнями, с духовными ценностями, которые делают нас людьми․

Эта тема особенно актуальна в наше время, когда материальные ценности зачастую ставятся выше духовных․ Шукшин напоминает нам, что прогресс не должен идти вразрез с нравственностью, что за все в этой жизни приходится платить, и самая дорогая цена — это цена собственной души․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Анна Петрова

    Тема разрушения храмов в советское время всегда вызывает боль. Хочется верить, что найдутся люди, которые выступят в защиту святыни, даже если это будет непросто.

  2. Елена Смирнова

    Тема веры, потерянных и обретенных святынь, очень актуальна и в наши дни. Важно помнить о своих корнях, о том, что делает нас людьми.

  3. Мария Иванова

    Интересное начало! Сразу чувствуется, что затронута серьезная тема — противоречие между практичностью и духовными ценностями. Жду продолжения, чтобы узнать, как отреагируют на решение Шурыгина жители деревни.

  4. Иван Кузнецов

    Завязка сюжета напоминает рассказы Шукшина — простой язык, узнаваемые персонажи, конфликт между материальным и духовным. Любопытно, чем закончится эта история.

  5. Петр Сидоров

    Образ Шурыгина типичен для советской эпохи — человек дела, хозяйственник, не задумывающийся о духовной стороне жизни. Но ведь и церковь долгие годы была складом… Интересно, покажет ли автор в рассказе перемены в сознании людей?