Действие первое․ Приезд мнимого ревизора
Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский сообщает чиновникам города N о прибытии ревизора․ Известие повергает всех в ужас․ Чиновники в спешке пытаются скрыть свои прегрешения и привести город в порядок․
Действие второе․ Взятки и признания
Слух о прибытии ревизора быстро распространяется по городу; Хлестаков, молодой повеса из Петербурга, проигравшийся в карты и застрявший в городе N, принимает на свой счет страх и суету местных чиновников․
Тем временем, городничий, получив от Добчинского подтверждение о том, что Хлестаков и есть ревизор, в панике приглашает его к себе домой; Хлестаков, изначально не понимая ситуации, принимает приглашение, видя в этом возможность вкусно поесть и развлечься․
Чиновники, напуганные мнимым ревизором, один за другим являются к Хлестакову в гостиницу․ Каждый из них, пытаясь избежать наказания за свои проделки, дает Хлестакову взятку, которую тот с легкостью принимает, не осознавая ее истинного назначения․
В ходе общения с чиновниками, Хлестаков, под воздействием лести и собственной фантазии, все больше входит в роль важной персоны․ Он хвастается своим высоким положением в Петербурге, выдумывает небывалые истории о своей жизни в столице и обещает покровительство своим новым «знакомым»․
Городничий, ослепленный страхом и желанием угодить «ревизору», не замечает очевидной лжи и нелепости бахвальства Хлестакова․ Он продолжает угодничать перед мнимым ревизором, надеясь на его снисходительность при проверке․
Действие третье․ Хлестаков в доме городничего
Хлестаков, опьяненный своим мнимым могуществом и вниманием, оказывается в доме городничего․ Атмосфера в доме накалена до предела⁚ городничий с женой и дочерью стараются изо всех сил угодить «высокому гостю», боясь сказать или сделать что-то не так․
За обедом Хлестаков продолжает фантазировать, выдавая себя за влиятельного чиновника, близкого к императору․ Он рассказывает небылицы о своей роскошной жизни в Петербурге, о своих литературных талантах и о том, как его принимают за важного генерала․
Городничий и чиновники, ослепленные страхом и надеждой на покровительство, не замечают очевидной лжи и нелепости его басен․ Они продолжают угодничать перед Хлестаковым, поддакивая его фантазиям и осыпая его комплиментами․
Тем временем, жена и дочь городничего, очарованные обаянием и мнимым положением Хлестакова, начинают соперничать за его внимание․ Хлестаков, пользуясь ситуацией, флиртует с обеими, не упуская возможности потешить свое самолюбие․
В разгар веселья Хлестаков, утомленный собственным враньем и вином, засыпает․ Городничий и чиновники, оставшись одни, с облегчением переводят дух, радуясь, что им удалось избежать разоблачения и гнева «ревизора»․
Действие четвертое․ Сватовство и отъезд Хлестакова
Проснувшись после бурного вечера, Хлестаков обнаруживает себя в центре внимания женской половины дома городничего․ И жена, и дочь городничего не скрывают своей благосклонности к «важному чиновнику», чем Хлестаков, не долго думая, решает воспользоваться․
Он попеременно оказывает знаки внимания то матери, то дочери, доводя ситуацию до абсурда․ В порыве страсти Хлестаков делает предложение Марье Антоновне, дочери городничего, и, к своему удивлению, получает согласие․
Городничий, узнав о помолвке, приходит в восторг, видя в этом возможность породниться с «высокопоставленным лицом» и обеспечить себе безбедное будущее․ Он не подозревает о том, что Хлестаков — всего лишь мелкий чиновник, а его обещания — пустые слова․
Однако, удача неожиданно поворачивается к Хлестакову спиной; Почтальон приносит ему письмо от друга, в котором раскрывается его истинное положение и высмеиваются его похождения в городе N․ Понимая, что обман вот-вот раскроется, Хлестаков решает спешно покинуть город․
Он придумывает предлог для отъезда, просит у городничего денег взаймы, якобы для срочной поездки в Петербург, и, получив желаемое, уезжает, оставив городничего и чиновников в радостном неведении о своей истинной натуре․
Действие пятое․ Развязка․ Настоящий ревизор
Городничий, опьяненный мнимым успехом и перспективой скорого возвышения, празднует помолвку дочери с «важным чиновником»․ Он уже видит себя в столице, окруженным почетом и уважением, как вдруг на город обрушивается страшная новость․
В город приезжает настоящий ревизор, и не с уведомительным визитом, а инкогнито․ Известие о его прибытии повергает городничего и чиновников в ужас․ Все их старания скрыть свои прегрешения и выставить город в лучшем свете оказываются напрасными․
В разгар паники и смятения в доме городничего появляется жандарм с неожиданным известием⁚ ревизор, прибывший инкогнито, требует городничего к себе․ Городничий, не подозревая подвоха, отправляется на встречу, уверенный, что его ждут новые почести и награды․
Каково же его удивление, когда перед ним предстает не тот важный чиновник, которого он ожидал увидеть, а суровый и неприступный ревизор, готовый взяться за дело со всей строгостью․
В финальной сцене пьесы автор изображает немую сцену⁚ все герои застывают в нелепых позах, охваченные ужасом и раскаянием․ Эта сцена производит неизгладимое впечатление на зрителя, заставляя задуматься о последствиях лжи, лицемерия и коррупции․
Коротко о главных персонажах
Главный двигатель сюжета, вокруг которого вращается вся история․ Хитрый, изворотливый и корыстный чиновник, привыкший управлять своим городом как вотчиной․ Он боится ревизии как огня, так как прекрасно осознает, что его махинации и злоупотребления не выдержат никакой проверки․
Молодой человек, мелкий чиновник из Петербурга, проезжающий через город N․ Он легкомысленен, глуп, хвастлив и расточителен, живет одним днем и не задумывается о последствиях своих поступков․ Случайное стечение обстоятельств делает его объектом всеобщего внимания и поклонения, чем он не преминул воспользоваться․
Светская дама, провинциальная кокетка, мечтающая о столичной жизни․ Она тщеславна, глупа и падка на лесть, с легкостью верит в небылицы Хлестакова и видит в нем возможность вырваться из опостылевшей провинции․
Марья Антоновна, дочь городничего⁚
Молодая девушка, романтичная и наивная, жаждущая любви и внимания․ Она, как и мать, очарована личностью мнимого ревизора, не замечая его истинной натуры;
Взяточник и мошенник, скрывающийся за маской важности и начитанности․ Он любит пофилософствовать и блеснуть умом, но на деле оказывается трусливым и ничтожным человеком․
Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений⁚
Лицемер и ханжа, наживающийся на чужом горе․ Он заботится только о собственном благополучии, а страдания больных и обездоленных его нисколько не трогают․
Праздный и любопытный человек, не упускающий случая прочитать чужие письма․ Он не видит ничего предосудительного в своих действиях и считает их невинным развлечением․
Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский, городские помещики⁚
Неразлучная парочка сплетников, распространяющих слухи по всему городу․ Они суетливы, глупы и назойливы, но при этом безобидны и даже трогательны в своей наивности․
Каждый из этих персонажей олицетворяет собой определенный порок, распространенный в российском обществе того времени⁚ взяточничество, казнокрадство, чинопочитание, лицемерие, невежество․ Гоголь мастерски высмеивает эти пороки, создавая яркие и запоминающиеся образы, которые стали нарицательными․
Краткий вывод
«Ревизор» — это острая сатира на российскую действительность первой половины XIX века․ Гоголь мастерски изображает пороки общества, высмеивая взяточничество, чинопочитание, лицемерие и невежество, царившие в российской провинции․
Сюжет пьесы строится вокруг истории о приезде мнимого ревизора, который оказывается обыкновенным прохвостом, ловко использующим страх и глупость чиновников․ Городничий и его окружение, ослепленные страхом перед разоблачением, готовы на все, чтобы угодить мнимому ревизору, не замечая очевидного обмана․
В своей комедии Гоголь использует приемы гротеска и абсурда, доводя ситуации до крайности, чтобы ярче показать нелепость и порочность системы․ Яркие, сатирические образы героев «Ревизора» стали нарицательными, олицетворяя собой определенные типы людей и пороки, свойственные не только российской действительности того времени, но и обществу в целом․
Финал пьесы оставляет тягостное впечатление․ Прибытие настоящего ревизора становится символом неотвратимости наказания, а немая сцена в конце произведения заставляет задуматься о последствиях лжи, лицемерия и коррупции․
«Ревизор» — это не просто комедия, это грозное предупреждение о том, к чему может привести беззаконие и вседозволенность․ Пьеса актуальна и по сей день, ведь пороки, высмеянные Гоголем, никуда не исчезли, а лишь приобрели новые формы․
Произведение заставляет задуматься о важных нравственных вопросах⁚ о совести, чести, долге, о ответственности за свои поступки․ «Ревизор» ⸺ это призыв к пробуждению, к борьбе с несправедливостью и пороками, которые мешают обществу развиваться и двигаться вперед․
В «Ревизоре» каждый найдет что-то знакомое. К сожалению, такие «хлестаковы» и «городничие» встречаются и в наше время.
Блестящая сатира Гоголя на российскую действительность! Хлестаков — образчик наглости и вранья, а чиновники — трусости и глупости.
Классика есть классика! «Ревизор» актуален и по сей день, к сожалению. Чиновники как боялись проверок, так и боятся.
Гоголь гениально высмеивает пороки общества. «Ревизор» — не просто комедия, а зеркало, в котором отражается вся Россия.
Произведение заставляет задуматься о том, насколько легко люди верят в ложь, особенно если она льстит их самолюбию.
Интересно описана реакция городничего и чиновников на известие о ревизоре. Насколько же они были погрязли во лжи и коррупции, что приняли Хлестакова за важную персону.
Любопытно, как Хлестаков, сам того не желая, разоблачает всю систему. Он просто плывет по течению, а чиновники сами на него все вешают.
Интересно было бы посмотреть современную экранизацию «Ревизора». Уверен, эта история и сегодня была бы актуальна.