Два помещика — богатый Кирила Петрович Троекуров и бедный Андрей Гаврилович Дубровский — были давними приятелями. Из-за глупой ссоры Троекуров через суд отсудил у Дубровского имение. От этого последний сошёл с ума, а вскоре и умер.
Том 1
В первых главах романа А.С. Пушкин знакомит нас с двумя главными героями – богатым и самодурным помещиком Кирилой Петровичем Троекуровым и его бедным, но гордым соседом Андреем Гавриловичем Дубровским. Троекуров, привыкший к вседозволенности, позволяет себе грубость по отношению к старому другу, что приводит к ссоре.
Оскорблённый Дубровский тяжело переживает конфликт. Троекуров, движимый чувством вины и желанием примирения, решает навестить соседа. Однако гордость не позволяет Дубровскому простить обиду, и он прогоняет Троекурова. Разгневанный отказом, Троекуров решает отомстить бывшему другу и с помощью подкупа чиновников отсуживает у него имение Кистеневку.
Эта несправедливость окончательно подрывает здоровье старого Дубровского, и он слегает в постель. Весть о болезни отца заставляет Владимира, сына Дубровского, оставить столичную жизнь и вернуться в родное имение.
Молодой Дубровский застает отца тяжело больным. Осознавая свое бессилие перед несправедливостью и видя страдания отца, Владимир впадает в отчаяние. Вскоре Андрей Гаврилович умирает, и Кистеневка переходит во владение Троекурова.
Появление молодого Дубровского, его решительность и независимость пугают Троекурова, который решает помириться с ним и вернуть Кистеневку. Однако, опоздав с раскаянием, Троекуров сталкивается с гневом Владимира. В порыве отчаяния и злости на несправедливость Владимир поджигает родной дом, обрекая на смерть прибывших чиновников.
С этого момента Владимир Дубровский из законного наследника превращается в разбойника, возглавив шайку беглых крестьян, готовых мстить за своего бывшего барина.
Глава 1. Ссора помещиков.
В первой главе романа А.С. Пушкин знакомит читателя с двумя центральными персонажами – богатым и властным помещиком Кирилой Петровичем Троекуровым и его соседом, небогатым, но гордым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским. Несмотря на различие в характерах и положении, их связывала давняя дружба, основанная на взаимном уважении.
Троекуров, привыкший к покорности и лести окружающих, ценил в Дубровском независимость и прямоту. Однако однажды, во время осмотра псарни, происходит событие, которое становится началом затяжного конфликта.
Слуга Троекурова, хвалясь богатством и вседозволенностью своего барина, позволяет себе дерзкое высказывание в адрес Дубровского, намекая на то, что и ему, дворянину, не зазорно было бы жить в собачьей конуре Троекурова. Это замечание глубоко оскорбляет Дубровского, задевая его гордость и честь.
Несмотря на то, что Троекуров не был причастен к словам своего слуги, Дубровский воспринимает это как личное оскорбление. Он покидает Покровское, имение Троекурова, в гневе, отказываясь от примирения.
Ссора, начавшаяся с незначительного инцидента, становится отправной точкой для цепи роковых событий. Гордость и неумение прощать приводят к обострению конфликта, который в дальнейшем обернётся трагедией для обеих семей.
Глава 2. Решение суда.
После ссоры с Дубровским Троекуров, мучимый угрызениями совести, решает навестить старого друга и помириться. Однако гордость не позволяет Дубровскому простить обиду, и он прогоняет Троекурова. Оскорблённый отказом, Троекуров решает отомстить Дубровскому, отсудив у него имение Кистеневку.
Воспользовавшись своим богатством и связями, Троекуров нанимает беспринципного стряпчего Шабашкина, который, подделав документы, доказывает в суде, что Дубровский владеет Кистеневкой незаконно. Суд, подкупленный Троекуровым, выносит решение в его пользу, обрекая Дубровского на разорение и потерю родового гнезда.
Известие о решении суда производит на Андрея Гавриловича сокрушительное впечатление. Он не может поверить в несправедливость и предательство, считая себя законным владельцем Кистеневки. Душевное потрясение подрывает его и без того слабое здоровье, и он слегает в постель.
Эта глава демонстрирует вседозволенность и беспринципность богатых помещиков, которые, пользуясь своим положением, вершат суд неправедно. Решение суда становится символом торжества власти и денег над истиной и справедливостью.
Глава 3. Болезнь и смерть Дубровского-старшего.
Несправедливое решение суда, лишившее Андрея Гавриловича Дубровского родового имения, окончательно подкосило его и без того слабое здоровье. Потрясенный предательством бывшего друга и несправедливостью, старик слег в постель, его силы таяли с каждым днем.
Получив письмо от няни, Владимир Дубровский, сын Андрея Гавриловича, бросает службу в Петербурге и спешит в Кистеневку. Он застает отца в тяжелейшем состоянии⁚ старик бредит, не узнает сына, в его глазах застыла безысходность.
Владимир понимает, что отец умирает. Он в отчаянии, но старается держаться мужественно, не показывая своего горя. Он садится у постели больного и проводит рядом последние дни его жизни.
Вскоре Андрей Гаврилович умирает, так и не узнав, что Кистеневка официально перешла во владение Троекурова. Смерть отца становится для Владимира тяжелейшим ударом. Он остается один на один с несправедливостью, жаждой мести и необходимостью самостоятельно строить свою судьбу.
Том 2
Второй том романа «Дубровский» открывает новую страницу в жизни Владимира. После смерти отца и потери Кистеневки он оказывается на распутье. Жажда мести за отца и несправедливость толкают его на путь разбойника, но благородство души не позволяет ему причинить вред Маше, дочери Троекурова, в которую он влюблен с детства.
Случай сводит Владимира с французом-гувернером, направляющимся в Покровское, имение Троекурова. Воспользовавшись ситуацией, Дубровский под видом учителя Дефоржа проникает в дом своего врага, чтобы быть ближе к Маше и осуществить свой план мести.
В образе Дефоржа Владимир завоевывает расположение Троекурова и симпатию Маши. Между ними зарождается взаимное чувство, но на пути к их счастью встают преграды⁚ тайная жизнь Владимира, его прошлое, а также планы Троекурова выдать Машу замуж за старого богача Верейского.
Кульминацией тома становится сцена ограбления Спицына, одного из гостей Троекурова. Маша, ставшая невольной свидетельницей ограбления, узнает в разбойнике своего возлюбленного Дефоржа. Это открытие повергает ее в смятение, но не убивает любовь к Владимиру.
Осознавая опасность своего положения, Дубровский вынужден бежать из Покровского, оставив Машу наедине с надвигающейся участью ⎯ браком по принуждению.
Коротко о главных персонажах
В романе «Дубровский» А.С. Пушкин создает яркую галерею образов, каждый из которых играет важную роль в развитии сюжета. Среди них выделяются главные герои, чьи судьбы переплетаются в сложный узел любви, предательства, мести и благородства.
Андрей Гаврилович Дубровский
Бедный дворянин, владевший небольшим имением Кистеневка. Гордый, независимый, прямолинейный, он не терпит лжи и несправедливости. Его честное имя и достоинство дороже богатства. Ссора с Троекуровым и потеря Кистеневки становятся для него роковыми, подрывая его здоровье и приводя к смерти.
Владимир Дубровский
Сын Андрея Гавриловича Дубровского. Молодой, образованный, благородный, он наделён обостренным чувством справедливости. Любовь к отцу и жажда мести толкают его на путь разбойника, но в глубине души он остаётся честным и благородным человеком.
Кирила Петрович Троекуров
Богатый и влиятельный помещик, привыкший к вседозволенности и покорности окружающих. Вспыльчивый, властный, он не привык считаться с чужим мнением. Несмотря на свои отрицательные черты, Троекуров способен на глубокие чувства. Он искренне привязан к Дубровскому-старшему и испытывает угрызения совести из-за ссоры с ним.
Марья Кириловна Троекурова
Дочь Кирилы Петровича Троекурова. Молодая, красивая, воспитанная на французских романах, она мечтает о большой и чистой любви; В то же время Маша обладает сильным характером, она способна на самопожертвование и верность своему долгу.
Второстепенные персонажи, такие как предатель Шабашкин, кроткий француз Дефорж, жестокий разбойник Тарас, дополняют общую картину, создавая яркий и противоречивый образ русской действительности начала XIX века.
Краткий вывод
Роман А.С. Пушкина «Дубровский» ⎯ это история о столкновении добра и зла, любви и ненависти, чести и бесчестия, разворачивающаяся на фоне русской действительности XIX века.
Главный герой, Владимир Дубровский, сталкивается с несправедливостью, лишается отца и родового имения. Жажда мести толкает его на опасный путь, но благородство души и любовь к Маше Троекуровой не позволяют ему переступить черту.
В романе ярко показана пропасть, разделяющая дворянское сословие. С одной стороны, мы видим богатых и влиятельных помещиков, подобных Троекурову, которые привыкли жить по своим правилам, не считаясь с законами и чувствами других людей. С другой стороны, перед нами предстают бедные, но честные и гордые дворяне, подобные Дубровскому-старшему, которые готовы до конца отстаивать свою правду.
Любовная линия романа, история Владимира и Маши, наполнена драматизмом и романтикой. Их чувства возникают на фоне вражды их семей, и эта вражда становится главным препятствием к их счастью.
Финал романа остается открытым, заставляя читателя задуматься о судьбах героев, о том, что сильнее⁚ любовь или ненависть, справедливость или произвол. «Дубровский» ― это не просто приключенческий роман, но глубокое философское произведение, в котором Пушкин поднимает вечные вопросы о смысле жизни, о чести и долге, о любви и предательстве.
Классика русской литературы! История о любви, предательстве и мести, которая не теряет своей актуальности и по сей день. Пушкин мастерски описывает характеры героев, их переживания и мотивы.
Очень впечатлила сцена суда! Насколько несправедливо порой вершится правосудие, как легко можно купить человека и его совесть. Дубровский-старший вызывает огромное сочувствие.
Образ Владимира Дубровского вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, он благородный разбойник, защищающий слабых. С другой — преступник, нарушающий закон.
Интересно, что Пушкин не дает однозначной оценки поступкам своих героев. Каждый читатель может сам решить, кто прав, а кто виноват в этой истории.
Язык Пушкина просто великолепен! Каждое слово, каждая фраза пропитаны глубоким смыслом. Роман оставляет неизгладимое впечатление.
Троекуров — типичный представитель своего времени: властный, избалованный, не привыкший к отказам. Его поступок по отношению к Дубровскому вызывает только презрение.
Роман читается на одном дыхании! Интересно наблюдать за развитием отношений Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Несмотря на вражду отцов, между ними вспыхивают чувства.
Финал романа остался для меня загадкой. Что стало с Владимиром Дубровским? Удалось ли ему обрести счастье? Хотелось бы верить в лучшее.
Роман «Дубровский» — это не просто история о мести. Это размышление о чести, долге, справедливости и, конечно же, о любви, которая способна преодолеть любые преграды.