Русские мастера принимают вызов

Русские мастера принимают вызов Краткие пересказы

Краткое содержание главы 2 «Левша»

В этой главе англичане демонстрируют Александру I достижения английской техники.​ Царь восхищён, Платов же считает, что русские мастера ничем не хуже.​

Визит в кунсткамеру

На следующий день после прибытия в Англию Александр I и Платов посещают кунсткамеру – «пребольшое здание, со статуей Аболона полведерского в середине».​ Англичане демонстрируют различные диковинки⁚ «буреметры», «мерблюзьи мантоны», «смолевые непромокабли».​ Платов относится ко всему скептически, считая, что казаки и без подобных диковинок «двенадцати язык прогнали».​

Особенное удивление вызывает «пистоля» – пистолет, который, по словам англичан, был изготовлен в их стране.​ Однако Платов, осмотрев оружие, обнаруживает на нём надпись «Иван Москвин в Туле». Выясняется, что англичане купили пистолет у тульского мастера и выдали его за своё изделие.​

Кульминацией осмотра кунсткамеры становится демонстрация крошечной стальной блохи, способной танцевать.​ Александр I в восхищении покупает блоху, футляр и «мелкоскоп» (так в повести Лескова называется микроскоп), необходимый для того, чтобы разглядеть заводной механизм; Платов же, раздосадованный тем, что англичанам удалось удивить русского императора, решает найти достойный ответ на этот «вызов».​

Удивление Платова

Вторая глава «Левши» ярко демонстрирует контраст между восхищением Александра I английскими техническими диковинками и скептицизмом Платова.​ Атаман, привыкший к простоте и надёжности казачьего быта, не видит практической пользы в «мерблюзьих мантонах» и «смолевых непромокаблях».​

Однако наибольшее удивление Платова вызывает не диковинность изобретений, а попытка англичан выдать тульский пистолет за своё изделие.​ Скрытая гордость за русского мастера, оставившего свой автограф на собачке пистоля, смешивается у Платова с досадой на простодушие императора.​

Появление танцующей блохи становится кульминацией этого противостояния.​ Александр I, пленённый миниатюрным механизмом, не скрывает своего восхищения.​ Платов же, понимая, что англичанам удалось превзойти русских мастеров в искусстве миниатюры, испытывает не только удивление, но и досаду.​

Этот эпизод становится завязкой всего повествования.​ Платов, задетый за живое, решает найти в России умельцев, способных превзойти английских мастеров.​ Так начинается история левши – талантливого русского умельца, которому предстоит бросить вызов техническому превосходству Англии.

Механическая блоха

Центральным эпизодом второй главы «Левши» становится демонстрация Александру I механической блохи.​ Эта миниатюрная диковинка, изготовленная английскими мастерами, способна танцевать благодаря сложному заводному механизму.​ Для того чтобы разглядеть его, требуется специальный «мелкоскоп» (так в повести называется микроскоп).​

Появление блохи производит на Александра I неизгладимое впечатление. Он с восхищением рассматривает крошечный механизм, поражаясь мастерству английских умельцев.​ Император покупает блоху вместе с футляром и «мелкоскопом», желая продемонстрировать эту диковинку у себя на родине.​

Платов же, в отличие от императора, видит в блохе не только пример технического совершенства, но и вызов, брошенный русским мастерам.​ Он понимает, что англичанам удалось создать вещь, равной которой нет в России.​ Эта мысль не даёт атаману покоя, заставляя задуматься о том, как доказать превосходство русских умельцев.​

Механическая блоха становится своеобразным символом технического превосходства Англии.​ Именно с ней предстоит состязаться тульскому мастеру Левше, которому суждено удивить весь мир своим необыкновенным талантом.

Русские мастера принимают вызов

Хотя формально в конце второй главы «Левши» русские мастера ещё не знают о том, какой вызов им предстоит принять, именно сцена с демонстрацией механической блохи запускает цепочку событий, ведущую к состязанию русских умельцев с английскими.​

Платов, раздосадованный восхищением Александра I английской диковинкой, твёрдо решает найти в России мастеров, способных превзойти заморских умельцев.​ В его голове уже зреет план, как доказать всему миру, что и русские люди «сами с усами».​

Пока Платов лишь делится своими мыслями с императором, не раскрывая конкретных намерений.​ Однако читатель догадывается, что атаман не оставит эту историю без продолжения.​ И действительно, уже в следующей главе он отправится на поиски умельцев, способных создать нечто более удивительное, чем танцующая блоха.​

Так, не произнося ни слова о конкретном задании, Лесков мастерски создаёт атмосферу нарастающего противостояния между русской смекалкой и английской технической изощрённостью; Читатель предвкушает увлекательное соревнование, в котором русским мастерам предстоит защищать честь отечественной промышленности.

Отъезд Платова

Вторая глава «Левши» завершается на моменте, когда восхищение Александра I английской механической блохой достигает своего пика.​ Император, довольный приобретением, готовится к возвращению в Россию.​ Платов же, напротив, пребывает в задумчивости.​

Хотя атаман и не высказывает императору своих намерений, читатель понимает, что он не оставит вызов английских мастеров без ответа.​ В его голове уже зреет план, как найти в России умельцев, способных создать нечто более удивительное, чем танцующая блоха.

Отъезд Платова из Англии символизирует начало нового этапа в повествовании. Он возвращается на родину не только как спутник императора, но и как хранитель тайной миссии — найти русских левшей, способных превзойти заморских мастеров и доказать превосходство русской смекалки.​

Читатель остаётся в неведении о дальнейших действиях Платова, но предчувствует, что атаман не вернётся с пустыми руками. Так, на фоне внешне триумфального возвращения из Европы, зарождается история соперничества, которая приобретёт непредсказуемый оборот.​

Коротко о главных персонажах

Вторая глава «Левши», хоть и не изобилует множеством действующих лиц, ярко обрисовывает характеры главных героев, противопоставляя их друг другу и подготавливая почву для дальнейшего развития сюжета.​

Александр I

Император Александр Павлович предстаёт перед читателем как человек образованный, интересующийся достижениями науки и техники.​ Он искренне восхищается английскими диковинками, будь то «мерблюзьи мантоны» или хитроумная механическая блоха.​ Его увлечение новинками граничит с некоторой доверчивостью⁚ он готов поверить, что пистолет, на котором Платов обнаруживает тульское клеймо, действительно изготовлен в Англии.

В то же время Александр I не лишён патриотизма⁚ он гордится победой России над Наполеоном и готов поддержать отечественных умельцев, если им удастся создать нечто не менее удивительное, чем английские диковинки.

Платов

Атаман Донского казачьего войска Матвей Иванович Платов ⎼ полная противоположность императору. Это человек простой, практичный, привыкший судить о вещах с точки зрения их пользы.​ Он скептически относится к английским изобретениям, считая, что русские люди и без них обошлись и ещё не раз себя покажут.​

Платов гордится русскими мастерами и болезненно воспринимает любые попытки принизить их достоинства.​ Обнаружение тульского клейма на пистолете, который англичане выдавали за своё изделие, вызывает у него не столько радость, сколько досаду на чужое хвастовство.​

Именно Платов становится инициатором своеобразного соревнования между русскими и английскими умельцами.​ Восхищение Александра I механической блохой задевает его патриотические чувства, и он решает найти в России мастеров, способных создать нечто ещё более удивительное.​

Таким образом, уже во второй главе «Левши» Лесков закладывает основу для дальнейшего развития сюжета, противопоставляя друг другу две модели восприятия мира⁚ восхищение внешним блеском и вера в скрытый потенциал простого русского человека.

Краткий вывод

Вторая глава «Левши», будучи экспозиционной, играет важную роль в развитии сюжета и раскрытии характеров главных героев.​ Визит Александра I и Платова в английскую кунсткамеру становится своеобразным прологом к истории соперничества русских и английских мастеров.​

Демонстрация технических диковинок, и в особенности механической блохи, вызывает у Александра I неподдельный восторг.​ Он восхищается мастерством английских умельцев, не задумываясь о том, что за внешним блеском может скрываться обычная механика, лишённая души.​

Платов же воспринимает ситуацию совершенно иначе.​ Он видит в блохе не только диковинку, но и вызов, брошенный русским мастерам.​ Его патриотические чувства задеты, и он твёрдо решает доказать всему миру, что и русские люди способны на нечто большее, чем простое копирование чужих достижений.​

Так, на фоне внешне триумфального возвращения русского императора из побеждённой Европы, зарождается история противостояния двух менталитетов, двух подходов к творчеству и мастерству.​ Эта история получит своё развитие в последующих главах, где на сцену выйдет главный герой — талантливый самоучка Левша, которому предстоит бросить вызов самому техническому совершенству и доказать силу русской смекалки.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Дмитрий

    А мне вот интересно, как бы Платов отреагировал на саму блоху, если бы увидел ее механизм? Ведь он же не верил, что она сама танцует.

  2. Иван

    Хороший разбор! Жаль только, что не упомянули про «мелкоскоп». Ведь это тоже важная деталь, которая потом сыграет свою роль.

  3. Екатерина

    Замечательно передана атмосфера главы! Сразу чувствуется и восхищение диковинками, и скепсис Платова.

  4. Ольга

    Хорошо, что обратили внимание на эпизод с пистолетом. Это же ключевой момент для понимания дальнейшего сюжета и образа Левши!

  5. Валентин

    Интересный анализ главы! Действительно, Лесков очень точно подметил контраст между восторженным Александром I и скептичным Платовым.

  6. Светлана

    Очень интересно! Сразу захотелось перечитать «Левшу» и обратить внимание на все эти детали.