В этой трагедии А.С. Пушкин исследует природу гениальности и губительную силу зависти. Два композитора, Моцарт и Сальери, воплощают собой два противоположных подхода к искусству.
Сальери⁚ путь к музыке и зависть к Моцарту
Сальери, главный герой трагедии, предстает перед нами как человек, одержимый музыкой с самого детства. Он рассказывает о том, как, будучи ребенком, был глубоко тронут звучанием церковного органа. Эта встреча предопределила его жизненный путь⁚
«Звуки умертвив, музыку я разъял,
Сальери отвергает детские забавы, посвящая себя изучению музыки, стремясь постичь ее законы и тайны. Он добивается признания, славы, становится известным композитором. Но встреча с Моцартом переворачивает его мир.
Легкость, с которой Моцарт творит свои шедевры, его непосредственность, гениальность, дарованная свыше, ‒ все это противоречит убеждениям Сальери, который добивался мастерства тяжелым трудом.
В душе Сальери зарождается зависть, разъедающая его изнутри. Он не может смириться с тем, что дар, который он так упорно завоевывал, достался Моцарту просто так.
«О Моцарт, Моцарт!
Ты бог, а сам того не знаешь;
А я, а я...»
Эти слова Сальери, полные горечи и отчаяния, отражают весь трагизм его положения. Он осознает величие Моцарта, но не может примириться с собственной второсортностью в сравнении с ним. Зависть толкает его на ужасный поступок.
Встреча Моцарта и Сальери⁚ гениальность и беззаботность против расчета и зависти
Встреча Моцарта и Сальери в трактире становится кульминацией трагедии. Два композитора, два антипода, олицетворяют собой противоположные начала.
Моцарт, жизнерадостный и беззаботный, не подозревает о темных чувствах, которые он невольно пробудил в душе своего «друга». Он полон музыки, которая льется из него легко и естественно, как пение птицы.
Сальери же мучается от зависти, которая разъедает его изнутри. Он не может понять, как Моцарт, этот «гуляка праздный», может быть наделен таким божественным даром.
Эпизод со слепым скрипачом, которого Моцарт приводит с собой, ярко иллюстрирует пропасть, лежащую между ними. Моцарта веселит неумелая игра скрипача, он видит в ней нечто трогательное и непосредственное.
Сальери же возмущен тем, как можно так «искажать» высокое искусство. Он не способен понять легкости и свободы, с которой Моцарт воспринимает музыку.
Эта сцена еще больше усиливает контраст между двумя героями и подводит нас к трагической развязке.
Решение Сальери и смерть Моцарта
Зависть, как ядовитый змей, все сильнее оплетает душу Сальери. Он больше не в силах бороться с ней. Он видит в Моцарте угрозу для искусства, считая, что его гений не будет оценен по достоинству.
Мысль об убийстве возникает в голове Сальери как единственный выход из этого невыносимого противоречия. Он решает взять на себя роль судьи, вершителя правосудия, уничтожив Моцарта во имя высокого искусства.
«Что пользы в нем? Он пройдет, как все прошли,
Сальери подсыпает яд в стакан Моцарта во время их последней встречи в трактире. Он совершает это преступление хладнокровно и расчетливо, убеждая себя в том, что действует во благо искусства.
Моцарт, ничего не подозревая, выпивает отравленное вино. Ему становится плохо, он покидает трактир, чтобы больше никогда не вернуться.
Смерть Моцарта становится трагедией не только для его близких, но и для самого Сальери, который остается один на один со своим страшным преступлением.
Размышления Сальери после убийства
Смерть Моцарта не приносит Сальери облегчения. Напротив, он оказывается в плену еще больших душевных мук. Сознание своей вины не дает ему покоя.
Он пытается оправдать себя, убеждая себя в том, что поступил как орудие рока, восстановив справедливость.
«Я избрал другой путь,
Я стал ремесленник⁚ перстам
Предал послушную, сухую беглость...»
Но эти слова звучат неубедительно даже для него самого. Сальери понимает, что руководствовался не высокими побуждениями, а банальной завистью.
В конце трагедии Сальери остается наедине со своим страшным преступлением. Он потерял и друга, и веру в себя, и в смысл искусства. Его душа разрушена.
«Гений и злодейство —
Две вещи несовместные. Не правда ль?»
Этот вопрос, который Моцарт задает ему незадолго до своей смерти, становится для Сальери проклятием. Он так и не находит на него ответа.
Коротко о главных персонажах
Антонио Сальери
Сальери ‒ сложная и противоречивая фигура. С одной стороны, это талантливый композитор, достигший признания благодаря своему трудолюбию и упорству. Он предан музыке, видит в ней нечто божественное.
С другой стороны, Сальери ‒ человек честолюбивый, одержимый мыслью о славе. Столкнувшись с гением Моцарта, он не выдерживает сравнения. В нем просыпаются зависть, злоба, которые толкают его на страшный грех ‒ убийство.
Сальери — трагический персонаж. Он оказался не в силах справиться со своими страстями, и это привело его к духовному краху.
Вольфганг Амадей Моцарт
Моцарт — полная противоположность Сальери. Это гений, для которого музыка — естественная часть жизни. Он творит легко и непринужденно, не задумываясь о славе или признании.
Моцарт жизнерадостен, беспечен, даже несколько наивен. Он не замечает зла в других людях и до последнего момента не подозревает о том, что Сальери завидует ему.
Гибель Моцарта , это трагедия не только для мира музыки, но и для самого Сальери, который, убив Моцарта, убил в себе веру в справедливость и высокое предназначение искусства.
Второстепенные персонажи
В трагедии также действуют второстепенные персонажи, которые помогают глубже раскрыть образы главных героев. Это и слепой скрипач, невольно ставший причиной очередного приступа зависти у Сальери, и жена Моцарта, которую он упоминает в разговоре с Сальери.
Несмотря на свою небольшую роль в сюжете, эти персонажи вносят важный вклад в создание общей атмосферы трагедии.
Краткий вывод
Трагедия А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» ⎻ это глубокое философское размышление о природе гениальности, зависти и цене творчества.
В центре произведения ⎻ столкновение двух миров, двух противоположных взглядов на искусство. Моцарт — воплощение легкости, естественности, божественного дара. Сальери же — представитель рационального, трудового начала. Он убежден, что гениальность — это результат упорного труда, дисциплины, самоотречения.
Встреча с Моцартом крушит все его убеждения. Сальери не может смириться с тем, что природа несправедлива, что гениальность не завоевывается, а даруется свыше. Зависть толкает его на ужасный поступок — убийство.
Но убив Моцарта, Сальери не обретает покоя. Он остается наедине со своей виной, которая разъедает его изнутри. Трагедия Сальери — это трагедия человека, не способного принять мир таким, какой он есть, и смириться с тем, что не все в этом мире поддается логике и расчету.
«Моцарт и Сальери» — это произведение, актуальное во все времена. Оно заставляет нас задуматься о том, что такое истинный талант, какова его цена и к чему может привести зависть, разъедающая душу.
Трагедия Пушкина — это предостережение всем нам⁚ важно уметь ценить чужой талант, радоваться успехам других, не давая зависти овладеть нашим сердцем.
Трагедия Пушкина — это вечный вопрос о противостоянии таланта и трудолюбия. Кто достоин большего: тот, кому всё дано от природы, или тот, кто годами идет к своей цели?
Пушкин мастерски передает психологическое состояние героев, их внутренние монологи — это настоящая глубина!
Образ Сальери вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, сочувствуешь его мукам, с другой — ужасаешься его поступку.
Интересно показано, как зависть постепенно разрушает личность Сальери, превращая его в убийцу.
Сильное произведение, заставляющее задуматься о цене гениальности и о том, на что готов пойти человек, одержимый завистью.