Сальери и Моцарт: трагедия зависти и гениальности в пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери»

Сальери и Моцарт: трагедия зависти и гениальности в пьесе Пушкина "Моцарт и Сальери" Краткие пересказы

В этой трагедии А.​С.​ Пушкин исследует природу гениальности и губительную силу зависти.​ Два композитора, Моцарт и Сальери, воплощают собой два противоположных подхода к искусству.​

Сальери⁚ путь к музыке и зависть к Моцарту

Сальери, главный герой трагедии, предстает перед нами как человек, одержимый музыкой с самого детства. Он рассказывает о том, как, будучи ребенком, был глубоко тронут звучанием церковного органа.​ Эта встреча предопределила его жизненный путь⁚

«Звуки умертвив, музыку я разъял,

Сальери отвергает детские забавы, посвящая себя изучению музыки, стремясь постичь ее законы и тайны.​ Он добивается признания, славы, становится известным композитором.​ Но встреча с Моцартом переворачивает его мир.

Легкость, с которой Моцарт творит свои шедевры, его непосредственность, гениальность, дарованная свыше, ‒ все это противоречит убеждениям Сальери, который добивался мастерства тяжелым трудом.

В душе Сальери зарождается зависть, разъедающая его изнутри.​ Он не может смириться с тем, что дар, который он так упорно завоевывал, достался Моцарту просто так.​

«О Моцарт, Моцарт!​

Ты бог, а сам того не знаешь;

А я, а я.​..​»

Эти слова Сальери, полные горечи и отчаяния, отражают весь трагизм его положения.​ Он осознает величие Моцарта, но не может примириться с собственной второсортностью в сравнении с ним.​ Зависть толкает его на ужасный поступок.​

Встреча Моцарта и Сальери⁚ гениальность и беззаботность против расчета и зависти

Встреча Моцарта и Сальери в трактире становится кульминацией трагедии.​ Два композитора, два антипода, олицетворяют собой противоположные начала.​

Моцарт, жизнерадостный и беззаботный, не подозревает о темных чувствах, которые он невольно пробудил в душе своего «друга».​ Он полон музыки, которая льется из него легко и естественно, как пение птицы.​

Сальери же мучается от зависти, которая разъедает его изнутри.​ Он не может понять, как Моцарт, этот «гуляка праздный», может быть наделен таким божественным даром.​

Эпизод со слепым скрипачом, которого Моцарт приводит с собой, ярко иллюстрирует пропасть, лежащую между ними.​ Моцарта веселит неумелая игра скрипача, он видит в ней нечто трогательное и непосредственное.​

Сальери же возмущен тем, как можно так «искажать» высокое искусство.​ Он не способен понять легкости и свободы, с которой Моцарт воспринимает музыку.​

Эта сцена еще больше усиливает контраст между двумя героями и подводит нас к трагической развязке.​

Решение Сальери и смерть Моцарта

Зависть, как ядовитый змей, все сильнее оплетает душу Сальери. Он больше не в силах бороться с ней.​ Он видит в Моцарте угрозу для искусства, считая, что его гений не будет оценен по достоинству.​

Мысль об убийстве возникает в голове Сальери как единственный выход из этого невыносимого противоречия.​ Он решает взять на себя роль судьи, вершителя правосудия, уничтожив Моцарта во имя высокого искусства.​

«Что пользы в нем? Он пройдет, как все прошли,

Сальери подсыпает яд в стакан Моцарта во время их последней встречи в трактире.​ Он совершает это преступление хладнокровно и расчетливо, убеждая себя в том, что действует во благо искусства.​

Моцарт, ничего не подозревая, выпивает отравленное вино.​ Ему становится плохо, он покидает трактир, чтобы больше никогда не вернуться.​

Смерть Моцарта становится трагедией не только для его близких, но и для самого Сальери, который остается один на один со своим страшным преступлением.

Размышления Сальери после убийства

Смерть Моцарта не приносит Сальери облегчения.​ Напротив, он оказывается в плену еще больших душевных мук.​ Сознание своей вины не дает ему покоя.​

Он пытается оправдать себя, убеждая себя в том, что поступил как орудие рока, восстановив справедливость.

«Я избрал другой путь,

Я стал ремесленник⁚ перстам

Предал послушную, сухую беглость.​.​.​»

Но эти слова звучат неубедительно даже для него самого.​ Сальери понимает, что руководствовался не высокими побуждениями, а банальной завистью.​

В конце трагедии Сальери остается наедине со своим страшным преступлением.​ Он потерял и друга, и веру в себя, и в смысл искусства.​ Его душа разрушена.​

«Гений и злодейство —

Две вещи несовместные.​ Не правда ль?​»

Этот вопрос, который Моцарт задает ему незадолго до своей смерти, становится для Сальери проклятием.​ Он так и не находит на него ответа.​

Коротко о главных персонажах

Антонио Сальери

Сальери ‒ сложная и противоречивая фигура.​ С одной стороны, это талантливый композитор, достигший признания благодаря своему трудолюбию и упорству.​ Он предан музыке, видит в ней нечто божественное.​

С другой стороны, Сальери ‒ человек честолюбивый, одержимый мыслью о славе.​ Столкнувшись с гением Моцарта, он не выдерживает сравнения.​ В нем просыпаются зависть, злоба, которые толкают его на страшный грех ‒ убийство.​

Сальери — трагический персонаж. Он оказался не в силах справиться со своими страстями, и это привело его к духовному краху.​

Вольфганг Амадей Моцарт

Моцарт — полная противоположность Сальери.​ Это гений, для которого музыка — естественная часть жизни.​ Он творит легко и непринужденно, не задумываясь о славе или признании.​

Моцарт жизнерадостен, беспечен, даже несколько наивен.​ Он не замечает зла в других людях и до последнего момента не подозревает о том, что Сальери завидует ему.​

Гибель Моцарта , это трагедия не только для мира музыки, но и для самого Сальери, который, убив Моцарта, убил в себе веру в справедливость и высокое предназначение искусства.​

Второстепенные персонажи

В трагедии также действуют второстепенные персонажи, которые помогают глубже раскрыть образы главных героев.​ Это и слепой скрипач, невольно ставший причиной очередного приступа зависти у Сальери, и жена Моцарта, которую он упоминает в разговоре с Сальери.​

Несмотря на свою небольшую роль в сюжете, эти персонажи вносят важный вклад в создание общей атмосферы трагедии.​

Краткий вывод

Трагедия А.​С.​ Пушкина «Моцарт и Сальери» ⎻ это глубокое философское размышление о природе гениальности, зависти и цене творчества.​

В центре произведения ⎻ столкновение двух миров, двух противоположных взглядов на искусство. Моцарт — воплощение легкости, естественности, божественного дара.​ Сальери же — представитель рационального, трудового начала.​ Он убежден, что гениальность — это результат упорного труда, дисциплины, самоотречения.

Встреча с Моцартом крушит все его убеждения.​ Сальери не может смириться с тем, что природа несправедлива, что гениальность не завоевывается, а даруется свыше.​ Зависть толкает его на ужасный поступок — убийство.​

Но убив Моцарта, Сальери не обретает покоя.​ Он остается наедине со своей виной, которая разъедает его изнутри.​ Трагедия Сальери — это трагедия человека, не способного принять мир таким, какой он есть, и смириться с тем, что не все в этом мире поддается логике и расчету.​

«Моцарт и Сальери» — это произведение, актуальное во все времена.​ Оно заставляет нас задуматься о том, что такое истинный талант, какова его цена и к чему может привести зависть, разъедающая душу.​

Трагедия Пушкина — это предостережение всем нам⁚ важно уметь ценить чужой талант, радоваться успехам других, не давая зависти овладеть нашим сердцем.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Мария

    Трагедия Пушкина — это вечный вопрос о противостоянии таланта и трудолюбия. Кто достоин большего: тот, кому всё дано от природы, или тот, кто годами идет к своей цели?

  2. Дмитрий

    Пушкин мастерски передает психологическое состояние героев, их внутренние монологи — это настоящая глубина!

  3. Кирилл

    Образ Сальери вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, сочувствуешь его мукам, с другой — ужасаешься его поступку.

  4. Ольга

    Интересно показано, как зависть постепенно разрушает личность Сальери, превращая его в убийцу.

  5. Антон

    Сильное произведение, заставляющее задуматься о цене гениальности и о том, на что готов пойти человек, одержимый завистью.