Краткое содержание рассказа «Исповедь» Михаила Зощенко
Бабка Фекла покупает дорогую свечку, чтобы поставить ее перед образом святого. В церкви она старательно ищет место для свечки, мешая другим прихожанам. Однако выясняется, что ее поступок продиктован не религиозным чувством, а желанием вернуть себе утерянные деньги.
Бабка Фекла и двугривенная свеча
На Страстной неделе, в преддверии светлого праздника Пасхи, бабка Фекла решила проявить особое усердие в вере. Она купила дорогую, ценою в два гривенника, свечку, чтобы поставить ее перед образом святого. Эта сумма была для старушки весьма значительной, ведь в те времена на двугривенный можно было купить немало необходимых вещей.
Придя в храм, Фекла столкнулась с проблемой – найти подходящее место для своей драгоценной свечки. Все места перед иконами были заняты горящими огоньками, и старушка начала суетиться, пытаясь пристроить свою свечу поближе к образу. Она то и дело наклонялась, заглядывала через плечи молящихся, мешая им сосредоточиться на молитве.
Ее действия не остались незамеченными – люди стали коситься на Феклу, недовольно бормотать себе под нос. Но старушку, казалось, это ничуть не заботило – она была поглощена своей задачей. Наконец, найдя более-менее подходящее место, Фекла старательно пристроила свечку, отошла на шаг и с гордостью принялась наблюдать за ее пламенем.
Исповедь у алтаря
Поставив свечу и немного полюбовавшись ею, бабка Фекла решила не останавливаться на достигнутом и укрепить свою праведность исповедью. Она направилась к алтарю, где за ширмой священник принимал грешников, желающих очистить свою совесть.
Очередь двигалась медленно, и Фекла, зажатая между прихожанами, с нетерпением переминалась с ноги на ногу. Она то и дело крестилась, бормоча про себя молитвы, и поправляла платок, стараясь выглядеть как можно благочестивее. В ожидании своей очереди Фекла невольно подслушивала исповеди других людей, и на ее лице попеременно появлялись то гримаса неодобрения, то удивление.
Когда же настал черед Феклы исповедоваться, она с важным видом приблизилась к ширме и начала перечислять свои грехи. Однако священник, выслушав ее недолгое бормотание, прервал старушку вопросом⁚ «А что же ты, матушка, про свечку-то двугривенную умалчиваешь?».
Суть греха бабки Феклы
Вопрос священника о двугривенной свече застал бабку Феклу врасплох. Она опешила, не понимая, как батюшка узнал о ее дорогой покупке. Старушка начала было оправдываться, что свеча куплена на честно заработанные, но священник остановил ее взмахом руки.
Выяснилось, что Фекла, стараясь установить свою свечу поближе к образу, нечаянно задела чужую, более дешевую, и та упала, погаснув в подсвечнике. Фекла же, не придав этому значения, поспешила установить свою свечу, воспользовавшись освободившимся местом. Свидетелем этой сцены оказался стоявший позади Феклы мужчина, который и рассказал все священнику.
Так, то, что Фекла считала проявлением религиозного рвения, обернулось банальной жадностью и лицемерием. Она поставила дорогую свечу не из искреннего порыва души, а желая выделиться, показать свою мнимую праведность. А когда случайно испортила чужую свечу, то даже не подумала о раскаянии, а лишь обрадовалась удобному случаю.
Сатирический подтекст рассказа
Высмеивание лицемерия и ханжества
Рассказ «Исповедь» – яркий пример сатирического произведения, в котором Михаил Зощенко высмеивает лицемерие и ханжество, скрывающиеся под маской набожности. Бабка Фекла, стремясь выставить напоказ свою религиозность, покупает дорогую свечу, толкается в церкви, мешает другим прихожанам. Ее действия продиктованы не искренней верой, а желанием произвести впечатление, показать себя лучше, чем она есть на самом деле.
Зощенко иронично изображает поведение Феклы, ее суетливость, мелочность, контрастирующие с истинным духом христианского смирения и любви к ближнему. Случай с испорченной свечой обнажает истинную сущность старушки – ее эгоизм, жадность и лицемерие, скрытые под маской набожности.
Автор не дает прямых оценок поступкам своим героям, но с помощью сатиры, гротеска и метких деталей создает яркую картину духовной нищеты и ханжества, которые высмеивает с присущим ему мастерством.
Коротко о главных персонажах
Бабка Фекла
Центральный персонаж рассказа, старушка, олицетворяющая собой лицемерие и ханжество, скрывающиеся под маской набожности. Фекла представляется читателю как женщина, для которой внешние проявления веры важнее ее внутренней сути.
Она скрупулезно соблюдает религиозные обряды, но ее действия лишены искренности и душевной чистоты. Покупка дорогой свечи, суета в церкви, равнодушие к испорченной свече другого человека – все это выдает в Фекле мелкую, корыстную натуру, далекую от истинных христианских ценностей.
Зощенко не наделяет свою героиню какими-либо привлекательными чертами, он намеренно создает образ гротескный, карикатурный, чтобы подчеркнуть всю нелепость и абсурдность ее поведения.
Священник
В рассказе священник выступает как голос разума и справедливости. Он проницателен, видит людей насквозь и не позволяет себя обмануть внешней набожностью. Вопрос о двугривенной свече, заданный Фекле, демонстрирует его мудрость и понимание человеческой природы.
Священник не осуждает старушку напрямую, но его слова заставляют ее задуматься о своем поведении, увидеть истинную цену своей «праведности». Он выступает как нравственный ориентир, противостоящий лицемерию и ханжеству, царящим в обществе.
Мужчина у алтаря
Хотя этот персонаж не принимает активного участия в развитии сюжета, он играет важную роль в рассказе. Это наблюдательный и неравнодушный человек, который становится свидетелем проступка Феклы. Он не остается равнодушным к нечестному поступку старушки и сообщает о нем священнику.
Этот персонаж, чьё имя даже не упоминается в рассказе, олицетворяет собой совесть, не позволяющую мириться с ложью и лицемерием, даже если они скрываются под маской благочестия.
Краткий вывод
Рассказ Михаила Зощенко «Исповедь» – это сатирическое произведение, высмеивающее лицемерие, ханжество и духовную нищету, скрывающиеся под маской религиозности. Автор с присущим ему мастерством иронии и гротеска изображает персонажей, чьи поступки далеки от истинных христианских ценностей.
Бабка Фекла, главная героиня рассказа, олицетворяет собой тип людей, для которых внешние проявления веры важнее ее внутренней сути. Ее набожность – это лишь маска, скрывающая мелкую, корыстную натуру. Зощенко не жалеет красок, описывая ее поведение в церкви, ее суетливость, мелочность, равнодушие к чужому горю.
Сцена у алтаря, где Фекла пытается оправдать свой проступок, становится кульминацией рассказа, обнажая всю глубину ее лицемерия. Вопрос священника о двугривенной свече звучит как приговор, разоблачающий истинную цену ее «праведности».
Рассказ «Исповедь», несмотря на свою лаконичность, заставляет задуматься о важных нравственных проблемах⁚ о соотношении внешнего и внутреннего в человеке, о цене показной набожности, о том, что истинная вера не нуждается в демонстрации, а проявляется в поступках и отношении к ближнему.
Зощенко, будучи мастером сатиры, не дает прямых оценок своим героям, но с помощью метких деталей, гротескных образов и ироничного повествования создает яркую картину общественных нравов, высмеивая лицемерие и ханжество, процветающие в обществе.
Люблю короткие рассказы Зощенко за их меткость и сатиру. Автор высмеивает не веру как таковую, а лицемерие и ханжество.
Интересно, что побудило бабку Феклу пойти на исповедь? Неужели угрызения совести или желание покаяться?
Живо представила себе эту бабку Феклу, которая толкается в церкви и мешает всем молиться. Написано очень ярко и образно!
Очень точно подмечено лицемерие старушки! За показной набожностью скрывается обычная жадность. Интересно, как сложится ее судьба дальше?
Замечательный рассказ! В нем отражены реалии того времени и нравы общества.
Классический Зощенко! Вроде бы и смешно, но в то же время заставляет задуматься о важных вещах.