Сатирическое обличение лицемерия в рассказе Михаила Зощенко «Исповедь»

Сатирическое обличение лицемерия в рассказе Михаила Зощенко "Исповедь" Краткие пересказы

Краткое содержание рассказа «Исповедь» Михаила Зощенко

Бабка Фекла покупает дорогую свечку, чтобы поставить ее перед образом святого.​ В церкви она старательно ищет место для свечки, мешая другим прихожанам.​ Однако выясняется, что ее поступок продиктован не религиозным чувством, а желанием вернуть себе утерянные деньги.

Бабка Фекла и двугривенная свеча

На Страстной неделе, в преддверии светлого праздника Пасхи, бабка Фекла решила проявить особое усердие в вере.​ Она купила дорогую, ценою в два гривенника, свечку, чтобы поставить ее перед образом святого. Эта сумма была для старушки весьма значительной, ведь в те времена на двугривенный можно было купить немало необходимых вещей.​

Придя в храм, Фекла столкнулась с проблемой – найти подходящее место для своей драгоценной свечки.​ Все места перед иконами были заняты горящими огоньками, и старушка начала суетиться, пытаясь пристроить свою свечу поближе к образу. Она то и дело наклонялась, заглядывала через плечи молящихся, мешая им сосредоточиться на молитве.​

Ее действия не остались незамеченными – люди стали коситься на Феклу, недовольно бормотать себе под нос.​ Но старушку, казалось, это ничуть не заботило – она была поглощена своей задачей.​ Наконец, найдя более-менее подходящее место, Фекла старательно пристроила свечку, отошла на шаг и с гордостью принялась наблюдать за ее пламенем.​

Исповедь у алтаря

Поставив свечу и немного полюбовавшись ею, бабка Фекла решила не останавливаться на достигнутом и укрепить свою праведность исповедью.​ Она направилась к алтарю, где за ширмой священник принимал грешников, желающих очистить свою совесть.​

Очередь двигалась медленно, и Фекла, зажатая между прихожанами, с нетерпением переминалась с ноги на ногу.​ Она то и дело крестилась, бормоча про себя молитвы, и поправляла платок, стараясь выглядеть как можно благочестивее.​ В ожидании своей очереди Фекла невольно подслушивала исповеди других людей, и на ее лице попеременно появлялись то гримаса неодобрения, то удивление.​

Когда же настал черед Феклы исповедоваться, она с важным видом приблизилась к ширме и начала перечислять свои грехи.​ Однако священник, выслушав ее недолгое бормотание, прервал старушку вопросом⁚ «А что же ты, матушка, про свечку-то двугривенную умалчиваешь?​».​

Суть греха бабки Феклы

Вопрос священника о двугривенной свече застал бабку Феклу врасплох.​ Она опешила, не понимая, как батюшка узнал о ее дорогой покупке.​ Старушка начала было оправдываться, что свеча куплена на честно заработанные, но священник остановил ее взмахом руки.​

Выяснилось, что Фекла, стараясь установить свою свечу поближе к образу, нечаянно задела чужую, более дешевую, и та упала, погаснув в подсвечнике. Фекла же, не придав этому значения, поспешила установить свою свечу, воспользовавшись освободившимся местом. Свидетелем этой сцены оказался стоявший позади Феклы мужчина, который и рассказал все священнику.

Так, то, что Фекла считала проявлением религиозного рвения, обернулось банальной жадностью и лицемерием.​ Она поставила дорогую свечу не из искреннего порыва души, а желая выделиться, показать свою мнимую праведность.​ А когда случайно испортила чужую свечу, то даже не подумала о раскаянии, а лишь обрадовалась удобному случаю.​

Сатирический подтекст рассказа

Высмеивание лицемерия и ханжества

Рассказ «Исповедь» – яркий пример сатирического произведения, в котором Михаил Зощенко высмеивает лицемерие и ханжество, скрывающиеся под маской набожности.​ Бабка Фекла, стремясь выставить напоказ свою религиозность, покупает дорогую свечу, толкается в церкви, мешает другим прихожанам.​ Ее действия продиктованы не искренней верой, а желанием произвести впечатление, показать себя лучше, чем она есть на самом деле.​

Зощенко иронично изображает поведение Феклы, ее суетливость, мелочность, контрастирующие с истинным духом христианского смирения и любви к ближнему.​ Случай с испорченной свечой обнажает истинную сущность старушки – ее эгоизм, жадность и лицемерие, скрытые под маской набожности.​

Автор не дает прямых оценок поступкам своим героям, но с помощью сатиры, гротеска и метких деталей создает яркую картину духовной нищеты и ханжества, которые высмеивает с присущим ему мастерством.​

Коротко о главных персонажах

Бабка Фекла

Центральный персонаж рассказа, старушка, олицетворяющая собой лицемерие и ханжество, скрывающиеся под маской набожности.​ Фекла представляется читателю как женщина, для которой внешние проявления веры важнее ее внутренней сути.

Она скрупулезно соблюдает религиозные обряды, но ее действия лишены искренности и душевной чистоты.​ Покупка дорогой свечи, суета в церкви, равнодушие к испорченной свече другого человека – все это выдает в Фекле мелкую, корыстную натуру, далекую от истинных христианских ценностей.​

Зощенко не наделяет свою героиню какими-либо привлекательными чертами, он намеренно создает образ гротескный, карикатурный, чтобы подчеркнуть всю нелепость и абсурдность ее поведения.​

Священник

В рассказе священник выступает как голос разума и справедливости.​ Он проницателен, видит людей насквозь и не позволяет себя обмануть внешней набожностью.​ Вопрос о двугривенной свече, заданный Фекле, демонстрирует его мудрость и понимание человеческой природы.

Священник не осуждает старушку напрямую, но его слова заставляют ее задуматься о своем поведении, увидеть истинную цену своей «праведности».​ Он выступает как нравственный ориентир, противостоящий лицемерию и ханжеству, царящим в обществе.​

Мужчина у алтаря

Хотя этот персонаж не принимает активного участия в развитии сюжета, он играет важную роль в рассказе.​ Это наблюдательный и неравнодушный человек, который становится свидетелем проступка Феклы.​ Он не остается равнодушным к нечестному поступку старушки и сообщает о нем священнику.​

Этот персонаж, чьё имя даже не упоминается в рассказе, олицетворяет собой совесть, не позволяющую мириться с ложью и лицемерием, даже если они скрываются под маской благочестия.

Краткий вывод

Рассказ Михаила Зощенко «Исповедь» – это сатирическое произведение, высмеивающее лицемерие, ханжество и духовную нищету, скрывающиеся под маской религиозности. Автор с присущим ему мастерством иронии и гротеска изображает персонажей, чьи поступки далеки от истинных христианских ценностей.​

Бабка Фекла, главная героиня рассказа, олицетворяет собой тип людей, для которых внешние проявления веры важнее ее внутренней сути.​ Ее набожность – это лишь маска, скрывающая мелкую, корыстную натуру.​ Зощенко не жалеет красок, описывая ее поведение в церкви, ее суетливость, мелочность, равнодушие к чужому горю.

Сцена у алтаря, где Фекла пытается оправдать свой проступок, становится кульминацией рассказа, обнажая всю глубину ее лицемерия.​ Вопрос священника о двугривенной свече звучит как приговор, разоблачающий истинную цену ее «праведности».​

Рассказ «Исповедь», несмотря на свою лаконичность, заставляет задуматься о важных нравственных проблемах⁚ о соотношении внешнего и внутреннего в человеке, о цене показной набожности, о том, что истинная вера не нуждается в демонстрации, а проявляется в поступках и отношении к ближнему.

Зощенко, будучи мастером сатиры, не дает прямых оценок своим героям, но с помощью метких деталей, гротескных образов и ироничного повествования создает яркую картину общественных нравов, высмеивая лицемерие и ханжество, процветающие в обществе.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Сергей Николаевич

    Люблю короткие рассказы Зощенко за их меткость и сатиру. Автор высмеивает не веру как таковую, а лицемерие и ханжество.

  2. Мария

    Интересно, что побудило бабку Феклу пойти на исповедь? Неужели угрызения совести или желание покаяться?

  3. Елена

    Живо представила себе эту бабку Феклу, которая толкается в церкви и мешает всем молиться. Написано очень ярко и образно!

  4. Ольга

    Очень точно подмечено лицемерие старушки! За показной набожностью скрывается обычная жадность. Интересно, как сложится ее судьба дальше?

  5. Дмитрий

    Замечательный рассказ! В нем отражены реалии того времени и нравы общества.

  6. Иван Петрович

    Классический Зощенко! Вроде бы и смешно, но в то же время заставляет задуматься о важных вещах.