Шинель: История Акакия Акакиевича Башмачкина

Шинель: История Акакия Акакиевича Башмачкина Краткие пересказы

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель»‚ написанная в 1842 году‚ рассказывает историю Акакия Акакиевича Башмачкина‚ мелкого чиновника‚ жизнь которого круто меняется с появлением‚ а затем и трагической утратой новой шинели.

Жизнь и служба Акакия Акакиевича Башмачкина

Акакий Акакиевич Башмачкин – титулярный советник‚ человек незаметный и неприметный‚ как и сама его должность переписчика бумаг в одном из петербургских департаментов. Его жизнь текла размеренно и однообразно‚ подчиненная строгому распорядку и не выходя за рамки службы и скромного быта.​

Башмачкин был объектом насмешек сослуживцев‚ которые выдумывали про него нелепые истории и подшучивали над его старомодной одеждой.​ Однако Акакий Акакиевич оставался равнодушным к их колкостям‚ находя утешение в любимой работе.​ Переписывание документов было для него не просто рутиной‚ а настоящим творческим процессом‚ от которого он получал истинное удовольствие.​

Внешний мир практически не интересовал Башмачкина.​ Он не замечал ни прохожих‚ ни событий‚ происходящих вокруг.​ Его жизнь ограничивалась стенами квартиры и департамента‚ где он чувствовал себя в своей тарелке‚ окруженный привычными бумагами и знакомым порядком.​

Единственной страстью в жизни Акакия Акакиевича была каллиграфия.​ Он часами мог выводить буквы‚ стремясь к совершенству в каждом штрихе. Даже дома‚ после работы‚ Башмачкин продолжал переписывать документы‚ находя в этом занятии успокоение и умиротворение.​

Так и жил Акакий Акакиевич Башмачкин‚ тихий и незаметный‚ погруженный в свой маленький мир‚ где не было места ни страстям‚ ни волнениям‚ ни мечтам о лучшей жизни.​

Мечта о новой шинели

Однообразная жизнь Акакия Акакиевича Башмачкина делает неожиданный поворот‚ когда он обнаруживает‚ что его старая шинель пришла в полную негодность.​ Изношенная‚ многократно штопанная‚ она уже не спасает от петербургского холода и становится объектом насмешек коллег.​ Башмачкин решает обратиться к портному Петровичу‚ но тот категорически отказывается чинить ветхую вещь‚ настаивая на пошиве новой.​

Мысль о новой шинели становится навязчивой идеей для Башмачкина.​ Она все чаще проникает в его мысли‚ вытесняя привычную рутину.​ Из серой и безрадостной‚ жизнь Акакия Акакиевича наполняется новым смыслом‚ а образ шинели превращается в символ лучшей жизни‚ недостижимой мечты.

Пошив новой шинели требовал значительных для скромного бюджета Башмачкина средств.​ Чтобы накопить нужную сумму‚ он начинает экономить на всем‚ отказывая себе даже в самом необходимом.​ Вечерний чай‚ свечи‚ стирка белья – все это становится непозволительной роскошью. Голод по вечерам становится привычным состоянием‚ но Башмачкин не жалуется‚ ведь он одержим своей мечтой.​

Каждый визит к Петровичу‚ обсуждение деталей пошива‚ выбор сукна и подкладки‚ становятся для Башмачкина настоящим праздником.​ Он с трепетом и волнением предвкушает момент‚ когда сможет примерить новую шинель‚ которая‚ как ему кажется‚ преобразит его жизнь.​

Наконец‚ долгожданный день наступает.​ Новая шинель‚ сшитая Петровичем с большим старанием‚ оказывается выше всяких похвал.​ Башмачкин в восторге‚ он чувствует себя обновленным‚ исполненным чувства собственного достоинства.

Утрата и смерть

Появление Башмачкина в новой шинели производит фурор в департаменте.​ Коллеги‚ привыкшие видеть его в старом‚ потертом одеянии‚ не могут скрыть удивления.​ Акакия Акакиевича поздравляют‚ осыпают комплиментами‚ и даже приглашают на вечеринку в честь его обновки.​ Башмачкин не привык к такому вниманию‚ он чувствует себя неловко‚ но в то же время счастлив‚ ведь его мечта наконец-то сбылась.​

Вечеринка у коллеги затягивается‚ и Башмачкин‚ опьяненный вином и непривычно праздничной атмосферой‚ возвращается домой поздно ночью.​ Путь его лежит через пустынную площадь‚ где на него нападают грабители.​ Они срывают с Башмачкина новую шинель‚ оставляя его в растерянности и отчаянии.​

Утрата шинели становится для Акакия Акакиевича настоящей катастрофой.​ Она была для него не просто вещью‚ а символом лучшей жизни‚ воплощением мечты‚ ради которой он столько времени жил в лишениях. Башмачкин пытается найти помощь у квартального надзирателя и частного пристава‚ но те относятся к его беде равнодушно‚ оставляя его наедине со своим горем.​

В отчаянии Башмачкин решается обратиться к «значительному лицу» – высокопоставленному чиновнику‚ надеясь на его помощь и содействие.​ Однако генерал‚ ослепленный своим высоким положением‚ оказывается черствым и бездушным человеком.​ Он грубо выгоняет Башмачкина‚ не желая вникать в его проблемы.

Униженный и раздавленный горем‚ Башмачкин возвращается домой.​ Холодной петербургской ночью он простужается и вскоре умирает.​ Смерть его проходит так же незаметно‚ как и вся его жизнь.​ Лишь спустя несколько дней коллеги узнают о кончине Акакия Акакиевича и с удивлением обнаруживают‚ что в их сердцах шевельнулось чувство вины и жалости к этому маленькому‚ никем не защищенному человеку.​

Фантастическое возмездие

Смерть Башмачкина не кладет конец истории.​ По Петербургу начинают ходить зловещие слухи о призраке чиновника‚ который бродит по улицам и срывает шинели с прохожих‚ не разбирая ни чинов‚ ни званий.​ Говорят‚ что призрак ищет свою украденную шинель и мстит всем‚ кто переходит ему дорогу.​

Слухи о мертвом чиновнике доходят и до «значительного лица»‚ того самого генерала‚ который так грубо обошелся с Башмачкиным при жизни. Генерала начинают мучить угрызения совести‚ он все чаще вспоминает о жалком чиновнике‚ который умолял его о помощи. Но страх перед общественным порицанием и боязнь уронить свой авторитет заставляют его гнать от себя эти мысли.​

Однажды вечером‚ возвращаясь с вечеринки‚ «значительное лицо» встречает на пустынной площади призрак Башмачкина.​ Мертвый чиновник грозно требует отдать ему шинель и‚ получив отказ‚ срывает ее с генерала. Перепуганный «значительное лицо» в ужасе бросается бежать‚ забыв о своем чине и положении.​

Этот случай производит на генерала неизгладимое впечатление.​ Он становится более внимательным и чутким к своим подчиненным‚ старается не допускать несправедливости и грубости.​ А призрак Башмачкина‚ получив‚ наконец‚ свою шинель‚ исчезает так же внезапно‚ как и появился.​

Фантастический финал повести оставляет читателя наедине с вопросами о справедливости‚ сострадании и ответственности за свои поступки.​ Гоголь не дает однозначных ответов‚ но заставляет задуматся о том‚ что даже самый маленький и незаметный человек достоин уважения и сочувствия.​

Коротко о главных персонажах

Акакий Акакиевич Башмачкин

Главный герой повести‚ мелкий чиновник‚ переписчик бумаг в одном из петербургских департаментов.​ Башмачкин, человек робкий‚ тихий‚ неприметный‚ полностью поглощенный своей рутинной работой.​ Он живет в своем маленьком мире‚ где нет места ни развлечениям‚ ни общению‚ ни мечтам о лучшей жизни. Единственная радость для Башмачкина — переписывание бумаг‚ в котором он находит утешение и смысл своего существования.​

Внешне Акакий Акакиевич неказист⁚ низенький‚ рябоватый‚ рыжеватый‚ с лысиной на лбу и вечно серым лицом.​ Он носит старую‚ заношенную одежду‚ не заботясь о своем внешнем виде.​ Новая шинель становится для Башмачкина не просто необходимой вещью‚ а символом преображения‚ мечтой‚ ради которой он готов на любые лишения.​

Трагическая утрата шинели становится для Башмачкина настоящим концом света.​ Лишенный единственной радости в жизни‚ он не видит смысла в дальнейшем существовании и умирает‚ забытый и никому не нужный.​ Образ Башмачкина — это образ «маленького человека»‚ униженного и оскорбленного‚ не способного противостоять жестокости и равнодушию окружающего мира.​

Петрович

Петербургский портной‚ бывший крепостной крестьянин.​ Мастер своего дела‚ он славится среди чиновников своим умением шить теплые и добротные шинели.​ Петрович — персонаж колоритный и не лишенный пороков⁚ он любит выпить‚ порой бывает груб и несдержан. Однако за его внешней грубостью скрывается душа простого и отзывчивого человека.​ Он искренне сочувствует Башмачкину и старается помочь ему в меру своих сил и возможностей.​

«Значительное лицо»

Высокопоставленный чиновник‚ недавно получивший генеральский чин.​ Имя его в повести не называется‚ что делает его образом собирательным‚ типичным для бюрократической среды того времени.​ «Значительное лицо» — человек властный‚ амбициозный‚ одержимый своей карьерой. Он стремится подчеркнуть свою значимость‚ демонстрируя пренебрежение к тем‚ кто стоит ниже его по служебной лестнице.

Встреча с Башмачкиным выводит «значительное лицо» из себя.​ Он видит в жалком чиновнике угрозу своему авторитету‚ посягательство на установленный порядок.​ Грубость‚ с которой он выгоняет Башмачкина‚ говорит не только о его жестокости‚ но и о внутренней слабости‚ боязни проявить слабость и сострадание.​ Фантастический эпизод с призраком Башмачкина заставляет «значительное лицо» пересмотреть свое отношение к людям‚ осознать свою вину и попытаться искупить ее.​

Краткий вывод

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» – это трагическая история маленького человека‚ затерянного в огромном и равнодушном мире.​ Акакий Акакиевич Башмачкин‚ неприметный чиновник‚ живет серой и безрадостной жизнью‚ находя утешение лишь в своей работе. Появление мечты – новой шинели – на короткое время озаряет его существование‚ но жестокая реальность быстро разбивает его надежды на лучшую жизнь.​

Гоголь мастерски изображает контраст между внутренним миром Башмачкина‚ полным скромных радостей и незаметных для окружающих трагедий‚ и внешним миром‚ где царят равнодушие‚ жестокость и несправедливость.​ Трагическая судьба главного героя заставляет задуматься о том‚ как часто мы не замечаем рядом с собой «маленьких людей»‚ уязвимых и беззащитных‚ и как легко можем сломать их жизнь своим равнодушием и черствостью.​

Фантастический финал повести‚ с появлением призрака Башмачкина‚ добавляет истории гротескности и философской глубины.​ Гоголь как будто говорит о том‚ что даже самый тихий и незаметный человек способен на протест‚ пусть даже после своей смерти.​ И этот протест будет направлен против несправедливости и бесчеловечности мира‚ где нет места сочувствию и милосердию.

«Шинель» – это не просто социальная драма‚ но и произведение с глубоким философским подтекстом.​ Гоголь заставляет нас задуматься о смысле жизни‚ о цене человеческой личности‚ о том‚ что делает нас людьми и что мы оставляем после себя в этом мире.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Мария Николаева

    Рекомендую «Шинель» всем, кто интересуется русской литературой. Это произведение, которое нужно прочитать хотя бы раз в жизни.

  2. Дмитрий Соколов

    Гоголь — мастер психологизма. Образ Башмачкина прописан настолько ярко и реалистично, что кажется, будто знаешь этого человека лично.

  3. Ольга Петрова

    Перечитываю «Шинель» уже не первый раз и каждый раз нахожу что-то новое. Гениальное произведение!

  4. Екатерина Смирнова

    Трогательная и печальная история Акакия Акакиевича никого не оставит равнодушным. Гоголь гениально передает атмосферу Петербурга XIX века.

  5. Сергей Андреев

    Язык Гоголя неподражаем! Читать его произведения — одно удовольствие.

  6. Иван Иванов

    Классика русской литературы! Гоголь мастерски описывает трагедию маленького человека в большом городе.

  7. Анна Михайлова

    Произведение, которое актуально и в наше время. Проблемы, поднятые Гоголем, по-прежнему волнуют общество.

  8. Петр Сидоров

    Шинель — это не просто история о потере пальто, это глубокое размышление о человеческой сущности, одиночестве и несправедливости.

  9. Алексей Кузнецов

    Произведение, которое заставляет задуматься о смысле жизни и ценностях. Башмачкин — символ маленького человека, раздавленного системой.